Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Церковная жизнь христиан РПСЦ, не поминающих митрополита Корнилия
Дата:  17/03/2009 —  Тема:  Личное мнение
От редакции. В данной публикации мы приводим материалы из рассылок христиан РПСЦ, не поминающих митрополита Корнилия, отправленных в январе и феврале 2009 г. за подписью протоиерея Елисея Елисеева.


История возникновения этого религиозного общества такова.

19 октября 2007 г. группа священников и мирян Дальневосточной епархии РПСЦ заявила о прекращении общения с последователями митрополита Корнилия, но с сохранением общения с Белокриницкой митрополией.

На состоявшемся 17-18 ноября 2007 г. епархиальном съезде Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии ДЦХ БИ было заявлено об отпадении от Церкви Христовой РПСЦ и о создании независимых от неё епархиальных структур.

Это было подтверждено на состоявшемся в Москве 22-23 ноября Соборе ДЦХ БИ, на котором временно окормлять Иркутско-Амурской епархией было поручено епископу Московскому Герману (Савельеву).

В середине декабря(?) 2007 года Епископ Герман, как он объяснял, в обстановке угроз применения против ДЦХ БИ репрессий, рукоположил Внифантия (Смольникова) во епископа Большекаменского.

28 сент. 2008 года, в связи с выходом еп. Германа (Савельева) из состава ДЦХ БИ, временно (до решения Освященного Собора ДЦХ) Древлеправо-славной Церковью Христовой автоматически стал руководить епископ Внифантий, единственный епископ ДЦХ. Об этом сообщил в своей рассылке о. Елисей Елисеев.

Надо сказать, что многие деятели ДЦХ БИ с этим были не согласны. Так, на первой сессии собора ДЦХ БИ в поселке Шкотово Приморского края, состоявшегося с 3 по 5 октября 2008 г., было заявлено, что «само поставление  преосвященного Внифантия во епископа Большекаменского» состоялось при «обстоятельствах проявления нравственной нечистоплотности» (не очень понятно, что при этом имелось в виду). Кроме того, на этом соборе подтверждались претензии к епископу Внифантию и о. Елисею Елисееву: « Единоличное и необоснованное провозглашение преосвященного Внифантия, епископа Большекаменского, "автоматически", без соборного утверждения, правящим архиереем Древлеправославной Церкви Христовой Белокриницкой иерархии, на что осмелился вопреки Святоотеческим канонам: Апостольское правило 34-е и его каноническое толкование патриарха Феодора Вальсамона, а также - 9 канон Собора Антиохийского». На второй сессии этого собора, состоявшегося в селе Бусаево Рязанской обл. с 13 по 16 октября 2008 г. так  же высказывалась претензия к епископу Внифантию: «незаконное присвоение по статусу епископа Большекаменского первосвятительской власти в ДЦХБИ». Признание или непризнание законности первосвятительства епископа Внифантия стал одной из причин разделения БЦХ БИ на последователей еп. Внифантия и последователей инока Алимпия (Вербицкого).

Но Соборе в Москве 23 октября 2008 г. христиане, единомышленные с еп. Внифантием и о. Елисеем Елисеевым сочли «недопустимо  считать  участников  Собора РПСЦ  2007г. «отпавшими  от  Церкви  Христовой»;    устанавливать  «правопреемственность  ДЦХ  БИ»  и  определять  РПСЦ   «церковным  раздором  и  ересью  3-го  чина»  прежде  разбирательства  дела  по  п. 4.1 решений Собора  РПСЦ 2007г.  на  Всестарообрядческом  Соборе». Они объявили провозглашение ДЦХ БИ как отдельной конфессии 22-23 октября 2007 г. ошибочным и свой статус определили так: «мы по-прежнему являемся христианами РПСЦ, прервавшими каноническое общение с РПСЦ, в связи с принятием собором РПСЦ 2007 года не каноничного решения п.4.1.<…> Просить Его Высокопреосвященство  Леонтия,  Архиепископа  Белокриницкого  и  всех  древлеправославных  христиан МИТРОПОЛИТА,  оказать  каноническую  поддержку  христианам, прервавшим молитвенное общение с РПСЦ, находящимся под окормлением  епископа Внифантия (Смольникова)  до наведения канонического порядка в РПСЦ или иных соборных решений».

Если обращение к митрополиту Леонтию в данной сложной ситуации представляется вполне оправданным, то статус «христиан РПСЦ, прервавших каноническое общение с РПСЦ» представляется не совсем ясным.

Они сами продолжают называть свою организацию «Иркутско-Амурской епархией, находящейся под окормлением епископа Внифантия». Как видно из рассылаемых материалов, епископ Внифантий действует как епархиаль-ный архиерей, совершает богослужения и поездки по епархии, собирается совершать освящения храмов и иерейские хиротонии.

В то же время параллельно продолжает существовать Дальневосточная епархия РПСЦ, христиане которой признают своим святителем митрополита Корнилия.

Насколько известно, пока митрополитом Леонтием не было принято какого-то суждения по поводу статуса группы христиан, прервавших каноническое общение с РПСЦ, по факту хиротонии епископа Внифантия и о том, как должно строиться у них церковная жизнь. Существование Иркутско-Амурской епархии ДЦХ БИ обосновывалось отпадением РПСЦ в ересь. С отказом от такого утверждения и до получения благословения на организацию епархии от митрополита Леонтия нынешнее её существование представляется канонически малоубедительным.

Но, с другой стороны, можно понять, чем вызваны такие действия «непоминающих». Не исключено, что Всестарообрядческого или поместного собора Браиловской или Московской митрополии, который рассмотрит их вопрос по существу, придётся ждать годами. В этих условиях они вынуждены «автономно» организовывать свою церковную жизнь. В результате этого явочным порядком создаётся новая юрисдикция, которую условно можно назвать ДЦХ-2. И без того канонически непростая ситуация запутывается ещё больше.


Церковная жизнь в восточной Сибири и на Дальнем Востоке

 — Преосвященный епископ Внифантий (Смольников) в течении ноября месяца пребывавший в европейской части России, декабрь провел в Иркутско-Амурской епархии.

4 декабря он прибыл в Улан-Удэ, где его встречали христиане Верхнеудинской Православной Старообрядческой общины. 6-7 декабря служил воскресную службу в этой общине, которая временно молится на квартире у христиан.

7-11.12. владыка посещал Кабанский район Бурятии, расположенный непосредственно на берегу Байкала в устье реки Селенга.

10 декабря владыка направил в РПЦ МП (никонианской церкви) послание в котором выразил соболезнование по поводу того, что умерший в декабре патриарх Алексий II так и не воссоединился с Церковью Хри-стовою и умер в ереси. Впервые за многие годы послание старообрядческого епископа никонианам носило проповеднический характер. Послание было размещено на нескольких интернет-сайтах и получило хорошую оценку старообрядцев.

13-16 декабря он посетил общину г. Чита, где отслужил Божественную Ли-тургию. Община г. Чита названа в честь священномученника Аввакума, престольный праздник которой состоялся 15 декабря.

17 декабря владыка выехал в Красночикойский район Забайкальского края в общину с. Черемхово. Служил здесь вместе с отцом Виктором Ивановым в том числе и 19 декабря на престольном храмовом празднике святители Николы, архиепископа Мир-Ликийского.

Отсюда владыка вновь вернулся в Улан-Удэ, а уже 27 декабря он уже прибыл в г. Хабаровск, где помолился воскресную службу и провел несколько дней, общаясь с христианами-старообрядцами, которые организовываются в новую хабаровскую общину. 1 января епископ Внифантий вернулся в Приморский край, в храм преп. Сергия Радонежского с. Суходол (пригород г. Большой Камень) после своей почти четырехмесячной поездки по России.

- 9 декабря 2008 года была годовщина архипастырского служения епископа Внифантия (Смольникова). Ровно год назад он был рукоположен в сан епископом Германом (Савельевым) в храме с. Суходол. А 1 января у владыки Внифантия был День Ангела. Сердечно поздравляем владыку и желаем ему доброго здоровия и многие лета святительствовать!
 
- 23 ноября в домовой церкви г. Читы служилась Божественная Литургия. Пишу об этой службе потому, что это была первая Литургия в здешнем храме, которую служили читинские клирошане самостоятельно. Клиросом руководили совместно две прихожанки, прошедшие небольшую стажировку в Приморье осенью сего года на клиросе храма с. Суходол. Нельзя сказать, что служба прошла «без сучка, без задоринки», но я, служивший вместе с ними, свидетельствую, что Литургию читинские клирошане отныне могут служить самостоятельно. Сердечно поздравляю христиан!

 — Протоиерей Никола Спижевой периодически звонит мне из Владимир-ской области. Он продолжает устраиваться на новом месте жительства, акклиматизируется (под час болеет). Сообщил мне, что в ушедшем 2008 году вышло в свет 2 его научных издания по истории и этнографии. Желаем отцу Николе доброго здоровия и всяческих успехов!

 — В середине ноября месяца в церковной «на карте» нашей Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии появилась еще одна точка. Связь со священством епархии установила группа христиан-старообрядцев, проживающих в с. Чара Забайкальского края. Христиан здесь не много — 3-4 семьи, но в наших условиях оскудения веры и в этом составе может в дальнейшем организоваться древлеправославный приход. Пока начались первые знакомства, первые телефонные разговоры, первые письма.

 — В ноябре — декабре месяце продолжалось строительство Свято-Никольского храма в г. Улан-Удэ. В настоящее время дом причта достроен, хотя и требует дальнейшего утепления и обживания, а деревянные стены церкви, собираемые по финской технологии из калиброванного кругляка, подняты выше окон. Спонсоры строительства, не смотря на тяжелейший финансовый кризис, поразивший нашу страну, не отказываются от продолжения строительства, обещают изыскивать средства на его окончание.

 — Думаю, многих христианам ДВ-епархии будет очень интересно знать, как живет семья Шестаковых. В течение декабря я неоднократно бывал у них в Верхнем Жириме. Ситуация в семье в целом нормальная, а дела обстает следующим образом. Старший сын (19 лет от роду) ищет работу, но пока нет постоянного места. Трое детей (12 лет, 11 лет и 7 лет) учатся в школе. Учатся нормально, без отставаний и двоек. Учителя ими вполне довольны. Администрация села приняла решение о передачи жилья, в котором ныне проживают Шестаковы, в собственность матушке Татьяны под приватизацию к осени 2009 года.

Финансовое положение семьи более или менее стабильное, выплачивается пенсия по утере кормильца. Время от времени поступают пожертвования. Более всего требуется помощь матушке руками и, конечно же, молитвами. Прошу вас не забывать в молитвах матушку Татьяну, и чад, и сродников. И еще, в феврале месяце на Сретение Господне будет полгода упокоения отца Александра. Помяните его в ваших святых молитвах.

Напомню еще раз адрес матушки Татьяны: 671123, Россия, Республика Бурятия, Тарбагатайский район, с. Верхний Жирим, ул. Наречная, д.1, кв.2. Шестаковой Татьяне Анатольевне. Тел.: 8.914.67.29.046.

Жиримская церковь во имя Рождества пророка Иоанна Крестителя постепенно трудами матушки Татьяны готовится к освящению. В настоящее время сделано очень много, практически все необходимое приобретено. Кое-какую необходимую мебель в ноябре пожертвовала храму местная средняя школа. Церковь впервые постоянно отапливается (Спаси Христос владыке Внифантию), хотя требуется улучшение способа отопления. Заказано напрестольное Евангелие. Словом, вл. Внифантий решил в ближайшее время освящать храм.

— Христиане г. Улан-Удэ благодаря помощи протоиерея Тимофея Овчинникова (г. Сидней, Австралия) в декабре месяце заказали в Москве для епископа Внифантия дикирии и трикирии, необходимые для служения Архиерейской службы. Сердечное благодарение отцу Тимофею и христианам Австралии и Бурятии, кто благотворит и со вниманием относится к церковным нуждам. Спаси Христос!

- 15 декабря состоялось телефонное общение христиан, входящих в Приморское Аввакумовское Братство и в Общество Иоанна Златоустаго (издательская группа «Златоуст»). Необходимость этого шага обусловлена малым количество членов обоих старообрядческих обществ. Было принято решение о слиянии двух обществ в единое. Сохранено оба названия: организация по-прежнему будет называться «Аввакумовское Братство», а название «Златоуст» останется непосредственно в издательстве (ранее издательство называлось «Омега»).

- 22 ноября в г. Чита состоялся Войсковой казачий Круг Забайкальского Казачьего Войска, в которое входят и казаки-старообрядцы Забайкалья. По приглашению атамана Михаила Калашникова я присутствовал на Круге, после которого имел беседу с атаманом ЗКВ казачьим полковником Богдановым о положении казаков-старообрядцев в войске, необходимости поддержки старообрядческих приходов и т.д. Мы договорились о продолжении обсуждения этого вопроса в будущем.


Церковная жизнь в нашей епархии

— 30 января преосвященный епископ Внифантий (Смольников) начал свою очередную поездку по приходам Иркутско-Амурской епархии и по другим приходам России. Несколько дней он провел в Хабаровске, затем 3-го февраля выехал в г. Читу. Здесь в Забайкальском крае он планирует провести более долгое время для того, чтобы посетить отдаленные приходы и продолжить обучение иерея Виктора Иванова. К концу февраля он прибудет в Бурятию, где уже сейчас накопилось достаточно много пастырских дел. А дальше — христиане Иркутска, БАМа, центральной России. С огромной территорией и малым количеством священства окормлять таких христиан очень и очень сложно. Воистину, Жатва созрела, а делателей мало. Руководство ДВ-епархии призывает христиан, имеющих священническое достоинство, помолясь Богу, подумать, может быть, кто дерзнет начать подготовку к служению и посвятить себя сложному, трудному и тернистому, но столь необходимому служению. Очень большая нужда!

 — Из Хабаровска пишут христиане: «Владыка Внифантий остановился у нас погостить несколько дней. Служить с ним службу было одно удовольствие. Владыка хорошо знает устав, бегло читает по-старославянски и очень любит молиться, служить Богу. В воскресение (1 февраля) собравшиеся христиане отслужили с ним всю службу, а на молебне наши клирошане спели канон шамарским чудотворцам Константину и Аркадию, полностью спели канон! Это было так слажено и красиво, что после службы владыка долго говорил нам: «Ох, порадовали вы меня сегодня!»... Вот так неторопливо кипит церковная жизнь среди христиан. Радует что, несмотря на то, что хабаровский священник наглым образом выдворил нас из церкви мы не ушли в мир или никонианство, а продолжаем молиться и собираться вместе».

 — В Хабаровске, действительно, церковная жизнь христиан РПСЦ не поминающих митрополита Корнилия довольно динамично развивается. 16 декабря 2008 года прошло первое собрание христиан в квартире одного из христиан. Говорили о том, что необходимо как-то сорганизоваться, что нельзя оставаться без соборного богослужения. И вот буквально через месяц прошла очередная встреча с христианами, намечены перспективы создания христианской общественной организации потомков липован (старообрядцев-переселенцев из Румынии) и общины, которая временно будет существовать на правах религиозной группы (без гос. регистрации общины, как юридического лица). 24-26 января по приглашению христиан я был в Хабаровске. Молились воскресную службу, молебен св. муч. Татьяне, за праздничным столом поздравляли именинниц. Было много встреч и бесед на многие животрепещущие церковные и личные темы. Словом, есть надежда на скорое становление нормальной христианской жизни. Требуется сюда постоянный священник, добрый пастырь, который мог бы возглавить здешнюю церковную жизнь. Бог вам в помощь!

- 9 января в п. Шкотово Приморского края прошла первая официальная встреча епископа Внифантия с христианами ДЦХ, отошедших (с моей точки зрения) от Церкви Христовой в раздор. Со стороны епископа Внифантия присутствовали я и 3-е христиан, со стороны ДЦХ — о. Константин Лунев, представители Большого Камня, Владивостока, Шкотово, Врангеля и Уссурийска. Сторонами были заданы друг другу вопросы, на которые договорились дать письменные ответы. Пока ответы находятся в стадии подготовки. Первое впечатление от встречи не прибавляет оптимизма. На встрече печально было смотреть на искаженные злобою лица христиан ДЦХ, на отсутствие логики в ряде их заявлений и т.п. Основным вопросом встречи, на мой взгляд, был вопрос возможности и способа нашего дальнейшего молитвенного сосуществования. Владыка Внифантий напомнил христианам ДЦХ, что он со своей стороны снял с них всяческие прещения, пригласил их к молитвенному общению. Он сказал: Отменяйте свои незаконные решения («прещения» их «соборов»), и давайте соединяться. К сожалению, ответных шагов с противоположной стороны не последовало.

 — Думаю, многие из христиан Иркутско-Амурской епархии знают о во-пиющей нехватке в епархии антимисов, необходимых для освящения храмов. В начале февраля, в городе Чите христиане во главе с владыкой Внифантием заказали походные престолы (деревянные «коробочки» определенного вида) для антимисов, которые взялись изготовить местные умельцы. Появляется надежда, что в этом году пройдут долгожданные освящения храмов в нашей епархии.

— В январе-феврале месяце в общине города Находка Приморского края прошли исповеди и присоединения к Церкви Христовой новых христиан от РПЦ МП и от безпоповства.

Сердечно поздравляем христиан и желаем им доброго здоровия и душевного спасения! Прошу и всех читающих это письмо помолиться ко Господу о здравии наших новообращенных братьев и сестру.

- 31 января — день поминовения преподобномученников Константина и Аркадия Шамарских, чудотворцев, особо почитаемых в Иркутско-Амурской епархии. На празднество этим святым служились молебны и в Забайкалье, и в Приморье. В этот день и в Суходольском храме, и в общине п. Шкотово христиан, смогли приложиться к частичкам мощей этих наших Древлеправославных святых целителей и чудотворцев.

 — Кроме того, 31 января в ДВ-епархии был своеобразный юбилей — 10 лет назад в с. Суходол (г. Большой Камень Приморского края) состоялся 1-й Епархиальный Съезд восстановленной Дальневосточной епархии РПсЦ. Прошло 10 лет с той поры. Сколько всего разного произошло и случилось, сейчас и вспомнить всё тяжело! Развитие Церкви Христовой в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке напоминает бурное и стремительное развитие и рост ребенка, когда жизнь меняется, и события происходят, как говорится, не по дням, а по часам. Поздравляю всех христиан епархии с юбилеем и желаю, чтобы от бурных ростов и потрясений «детства», жизнь наша постепенно переходила к святому постоянству и нетеплохладному поступательному, но в то же время размеренному, спокойному и богодухновенному служению Господу и Богу нашему Исусу Христу!

- 1 февраля в п. Шкотово (Приморский край) в Древлеправославной общине во имя преподобномученицы Феодоры (боярыни Морозовой) прошло Общее собрание. В связи с уходом из общины ряда христиан, был уточнен список членов общин, избран новый председатель и казначей, намечены планы на продолжение строительства шкотовской церкви.


протоиерей Елисей Елисеев

п. Шкотово.



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=343