Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Рогожский Ревсовет
Дата:  12/05/2009 —  Тема:  Личное мнение
«Первомайский» Совет Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви принял революционные решения, направленные на «сближение» с РПЦ МП

Очередное заседание Совета Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), как сообщили СМИ (в большинстве случаев – с иронией), прошло 30 апреля и 1 мая в зале заседаний митрополии – то есть в бывшей гробной часовне, что в московской Рогожской слободе. Помимо Митрополита Московского и всея Руси Корнилия (Титова), в работе Совета приняли участие архиепископ Киевский и всея Украины Саватий (Козко), епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян (Килин), епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений (Михеев) и епископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев), икономы и благочинные епархий, приглашенные священнослужители и миряне.
Обыкновенно, насколько можно судить, заседания Совета митрополии - этого своего рода старообрядческого аналога Синода РПЦ МП - проходят вяло и протокольно. Да и деяния их обычно не содержат сенсаций. На сей раз, судя по публикациям, все было гораздо интереснее.

Почему мы назвали Совет митрополии РПСЦ "своего рода" аналогом Синода РПЦ МП? В отличие от Синода, этот Совет не ведёт Журналов своих заседаний, круг их участников не всегда одинаков, да и вообще не вполне определён, решения его необязательны для Митрополита, да, впрочем, и для остальных участников. Как правило, "политику партии и правительства" в РПСЦ определяет весьма узкий круг советников и близких людей Митрополита, а Совет митрополии призван эту политику как бы легитимизировать, более или менее внятно излагая в виде постановлений и инструкций.

Кто же составляет тот самый круг советников и близких людей? Попробуем расположить их имена в порядке убывания влияния и "могущества". Первым, очевидно, необходимо назвать благочинного Московской области и настоятеля храма РПСЦ в г. Орехово-Зуево протоиерея Леонтия Пименова. Считается, что он "воспитал" нынешнего Митрополита РПСЦ и, в частности, привил ему почтение к РПЦ МП. Будущий владыка Корнилий, житель Орехово-Зуева, стал приходить к вере в начале 90-х, и о. Леонтий, естественным образом, стал его духовным отцом. К концу 90-х о. Леонтий привел тогда еще Константина Титова к диаконскому служению, а епископское служение будущего Митрополита исчислялось буквально считанными месяцами (священнического же не было вовсе). Протоиерей Леонтий известен и как друг секретаря комиссии по старообрядным приходам и взаимоотношениям со старообрядцами при ОВЦС МП священника Иоанна Миролюбова, бывшего поморского наставника.

Вторым из числа советников Митрополита Корнилия назовем чтеца Виктора Мосейчука - молодого человека, референта Митрополита. Далее идут священник Сергий Лесуренко, настоятель храма РПСЦ на Остоженке в Москве, уже упоминавшийся священник РПЦ МП Иоанн Миролюбов, иерей Александр Панкратов, настоятель храма РПСЦ в Великом Новгороде, протодиакон Покровского кафедрального собора РПСЦ в Москве Виктор Савельев, непризнанный поэт-патриот Виктор Гончар (он же Юриков, он же Рюриков), неоднократно гостивший в Орехово-Зуево у Митрополита и о. Леонтия. Далее чаще всего называют имена Александра Антонова, руководителя Информационно-издательского отдела РПСЦ, игумена Кирилла (Сахарова), настоятеля московского храма РПЦ МП во имя св. Николы на Берсеневке, протоиерея Валерия Шабашова, настоятеля храма РПСЦ в Верещагино Пермской области.

Теперь, ознакомившись с этим списком, можно перейти к анализу собственно постановлений Совета, так или иначе подготовленных или вдохновленных этими людьми. Например, постановление № 5 – о "работе над редакцией чина отречения". Здесь для недоумевающего читателя необходимо пояснить: в православной литургической традиции принято, что если человек и сподобился так называемого "православного образа крещения" (то есть, непременно, в три погружения и во Имя Троицы), находясь "в ереси или расколе", то он может (хотя, в принципе, и это икономия, снисхождение) быть принят не через перекрещивание, но через отречение от прежней ереси. Причём чины подобных отречений существуют в православии издревле и содержатся, например, в Большом потребнике (требнике). Так, например, переходя от монофизитов к православным, переходящий должен отречься от "ереси армен и яковит". На нынешнем заседании Совета речь шла о том, что чин отречения от "никониянской ереси" как таковой вовсе даже не нужен - в частности, это мнение было поддержано протоиереями Валерием Шабашовым и Геннадием Четверговым, а отчасти и Леонтием Пименовым. Последний, впрочем, был "только" против "проклятий", содержащихся в чине, но поскольку "проклятия", как правило, и составляют большую часть практически всех чинов отречений, то можно считать, оказался против и он. Естественно, это решение стало революционным событием в истории РПСЦ. Чины отречения от "никониянства" стали появляться вскоре после раскола и были обобщены и сведены в один в конце ХIХ в. св. Арсением, епископом Уральским, в прошлом году прославленным в лике святых РПСЦ.

Далее в постановлении Совета говорится: "Признать возможность индивидуального подхода к применению чина отречения от ереси, по рассуждению иереев, совершающих чиноприем". Иными словами, если новшество с отменой чиноприема (или "только" проклятий) среди паствы будет вызывать смущение, можно с этим и не торопиться. Действовать надо по обстоятельствам.

Постановление № 6 звучит для старообрядческого уха вызывающе уже одним названием: "О неповторении чина оглашения для приходящих из РПЦ после поливательного крещения". В тексте постановления говорится: "Вынести на Освященный Собор вопрос о возможности признания оглашенными приходящих из РПЦ после поливательного крещения". До сего дня практически все староверы, любых согласий, не исключая и белокриницких, и почти все единоверцы, за исключением активистов так называемого "прусского", миссионерского единоверия, считали обливанцев людьми, вполне не крещеными. Напомним, что оглашенный является не вполне чуждым Церкви человеком, а кандидатом в её верные чада. Оглашение - своего рода испытательный срок, кандидатский стаж, и во время него человек стоит на пороге Церкви. Таким образом, РПСЦ признает ранее не считавшихся Ею крещеными "никониан" и "латын" в качестве новоначальных членов Церкви, стоящих на Ее пороге. А как же те члены РПЦ МП, которые были крещены погружательно? Ответ очевиден, но у членов Совета пока (?) не хватило духа открыто признать их находящимися в Церкви Христовой. Не все же сразу.

Что же подтолкнуло "отцов Совета" к этой реформе? Ещё с конца ХХ в. в РПСЦ распространяется учение о принадлежности так называемых "никониан", то есть новообрядцев, к православной вере. Но, согласно православной святоотеческой традиции, православная вера является главным признаком Церкви и Ее исключительной принадлежностью. Таким образом, нельзя не признать, что тот, кто православен, тот и церковен. Если новообрядцы православны, то значит они и церковны. А если православны и церковны, то зачем же тогда им отрекаться от православной веры и Церкви? Какие уж тут чины!

Закономерным продолжением этой, "теоретической", части постановлений Совета митрополии РПСЦ служит их "практическая" часть. Постановление № 9: "Принять к сведению сообщения благочинного приходов Подмосковья протоиерея Леонтия Пименова и эконома Московской епархии иерея Алексия Михеева о самоликвидации общины в с. Алешино в связи с перераспределением прихожан по ближайшим приходам". Так "тактично" была обозначена сдача старообрядческой Церковью церковного здания одной из своих, теперь уже бывших, общин РПЦ МП, в связи с претензией этой конфессии на означенное здание. Возможно, здесь обыгрывался сценарий "безболезненной" сдачи РПЦ МП других, то есть – всех остальных, церковных зданий РПСЦ? Интересно, что в Калужской области, например в Медыни и Малоярославце, РПЦ МП захватила уже несколько зданий, некогда принадлежавших белокриницким общинам с ведома и разрешения… руководства РПСЦ.

В заключение приведем еще одну цитату, на сей раз не из постановлений Совета Московской митрополии РПСЦ, но так же многозначительную и, главное, объясняющую все эти постановления и вообще, всё то, что происходит в РПСЦ.

"Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл не откажется от идеи реинтеграции со старообрядческими общинами (церквями). Такое предположение высказал в Киеве во время пресс-конференции глава Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви архимандрит Кирилл на вопрос о том, что процесс сближения со старообрядцами несколько затих в последние годы.

"Сейчас, став Патриархом, он получил дополнительные рычаги для очень осторожной, чтобы не навредить старообрядческим общинам, реинтеграции их в пространство РПЦ",- сказал глава Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви архимандрит Кирилл. Он напомнил журналистам, что в соответствии с решениями Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 г. при Отделе внешних церковных связей была создана Комиссия по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством, председателем которой тогда являлся будущий Патриарх РПЦ, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Секретарем комиссии по взаимодействию со старообрядчеством стал бывший наставник Рижской Гребенщиковской общины старообрядцев поморского согласия Иоанн Миролюбов".

Кстати, 3 мая, то есть через день после окончания заседания Совета митрополии, о. Иоанн Миролюбов не замедлил лично явиться на Рогожское кладбище, попозировать с о. Леонтием Пименовым перед публикой и поздравить его и Митрополита с успешным окончанием мероприятия, вынести благодарность. И действительно, в данном случае есть за что!

Наверное, практически все наблюдатели согласны, что нынешние духовные лидеры РПСЦ твердо взяли курс на преодоление "многовекового раскола", из-за чего нынешняя ситуация в этой Церкви, от которой уже начали откалываться небольшие пока "осколки", напоминает ситуацию в Киевской митрополии накануне Брестской унии 1596 г. Интересно, принесут ли упомянутые духовные лидеры, хотя бы келейно, покаяние за "раскол" перед так называемой Матерью-Церковью? Судя по настроениям нынешнего Совета Московской митрополии, нельзя и этого исключать. Тем более, что явный комплекс неполноценности по отношению к "старшими братьями" из государственной Церкви отравляет жизнь многим из них...

Артём Русланов,
для "Портала-Credo.Ru"

//portal-credo.ru/site/?act=news&id=70311&topic=367



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=358