Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Комментарии к интервью м. Корнилия
Дата:  28/08/2009 —  Тема:  Личное мнение
От редакции: Поскольку взгляды м. Корнилия, высказанные им в интервью главному редактору Интернет-портала "Религия и СМИ" Александра Владимировича Щипкова, 14 августа 2009 г., не являются только его личным делом, а оказывают значительное влияние на церковную политику, редакция нашего портала решила их прокомментировать.

Митрополит Корнилий: Во-первых, хочу поблагодарить Вас, уважаемый Александр Владимирович, за внимание Вашего Интернет-портала "Религия и СМИ" к старообрядчеству, а также за объективные и взвешенные комментарии по вопросам религиозной жизни России.
Митрополит Корнилий:

«Во-первых, хочу поблагодарить Вас, уважаемый Александр Владимирович, за внимание Вашего Интернет-портала "Религия и СМИ" к старообрядчеству, а также за объективные и взвешенные комментарии по вопросам религиозной жизни России.»

Комментарий редакции:

Известно, что в личной беседе с рогожскими прихожанами митрополит говорил: «Не следует, для того, что бы узнать новости жизни нашей Церкви, заглядывать на различные Интернет-порталы, поскольку интернет – дело грязное, и эти черные и грязные сети расставили против нас, в которых мы можем запутаться и погибнуть. О том, что происходит на Соборах, всегда можно узнать у своего духовного отца, который всегда присутствует на Соборах». Очевидна определённая непоследовательность. Если Интернет, как утверждал митрополит, действительно, «черные и грязные сети, в которых можно запутаться и погибнуть», если это дело сатанинское, то имеет ли смысл давать интернет-изданиям интервью? И как тогда объяснить факт существования официального сайта митрополии, о котором упомянул м. Корнилий в этом же интервью: «наш обновленный сайт стал значительно объемней, он изменил дизайн, структуру, расширил диапазон охвата тем»? Как можно объяснить тогда создание Интернет-сайтов многими епархиями и приходами нашей Церкви?


«Предложение об избрании меня митрополитом в 2005 году для меня было неожиданным, я тогда не был готов к столь серьезному и ответственному служению. Но, смиряясь с решением Освященного Собора и уповая на помощь Божию, я тогда дал согласие на свое избрание митрополитом.»

В данном случае м. Корнилий проявил похвальную способность к самокритике. Он, действительно, «не был готов к столь серьезному и ответственному служению», обратившись к вере в конце 80-х годов. Стаж его как священника был невелик, он никогда не был настоятелем прихода. Епископом Казанско-Вятским он пробыл всего несколько месяцев, всего один раз, на несколько дней, за это время выехав на епархию, практически ей не управляя. Стоит так же упомянуть, что у него, так же как и у большинства наших духовных лиц, отсутствует богословское образование.


«Три года – это небольшой срок по меркам церковной истории»<…>

Вряд ли с этим можно согласиться. Святой Григорий Богослов был на константинопольской кафедре около года, успев за это время навсегда поразить местное арианство, бывшее до этого более полувека господствующим. Очень недолго правил своей епархией и св. Павел Коломенский. Из новейшей истории известно, что епископ Анастасий (Кононов) был местоблюстителем всего два месяца, митрополит Андриан (Четвергов) был первоиерархом полутора года. Оба оставили по себе добрую память и успели решить немало накопившихся церковных вопросов. Стоит так же напомнить, что во многих странах, не исключая Россию, президентов избирают сроком на четыре года, подразумевая, что за это время они должны себя достаточно проявить как государственные деятели. И нынешний предстоятель РПСЦ пробыл на своем посту не три, а уже четыре года.


<…> «ускоренный ритм современной жизни требует активного участия в решении вопросов управления сложным организмом Церкви. За это время мне, естественно, пришлось приобретать опыт в этом ответственном служении, знакомиться с положением дел в Церкви, встречаться с представителями властей и выстраивать взаимоотношения с другими конфессиями.»

Обращает на себя внимание, что внутрицерковных делах митрополит до сих пор продолжает «приобретать опыт в этом ответственном служении, знакомиться с положением дел в Церкви». Что же касается внешнецерковной деятельности, то она носит конкретный и практический характер: «встречаться с представителями властей и выстраивать взаимоотношения с другими конфессиями». Причём, определение характера и содержания этой деятельности предоставлено на усмотрение самого митрополита. Отсутствуют общецерковные документы, которые бы регламентировали как церковно-государственные отношения, наподобие «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви», так и межконфессиональные отношения. В течении ряда лет под разными предлогами откладывается принятия «Протокола встреч с инославными».


«В первую очередь хотелось бы посетить основные приходы всех епархий. Недавно состоялась поездка в Уральскую епархию, где в одном приходе был освящен построенный храм, в другом освящено место для возведения храма. На днях мы вернулись из Казанско-Вятской епархии, где по сложившейся традиции, восстановленной владыкой Андрианом, прошел Великорецкий крестный ход, в котором как обычно приняли участие старообрядцы из разных мест России и ближнего зарубежья. Сейчас намечаются поездки в Сибирь и на Украину.»

Поездки по епархиям, освящения храмов, безусловно, являются непосредственной обязанностью правящего архиерея. Но, к сожалению, этими парадными, представительскими мероприятиями его деятельность, практически, и исчерпывается. Многочисленные накопившиеся проблемы, как общецерковные, так и епархиальные и приходские, по существу не решаются.

Митрополит Корнилий уже в течении четырех лет, целого президентского срока продолжает «знакомиться с положением дел в Церкви».


«В целом можно отметить, что в настоящее время наша Церковь развивается» <…>

Вероятно, владыке свойственны туманные эклезиологические представления. Развитие, например, может быть свойственно человеческим уму и организму от инфантилизма, через юность к зрелости, но не Богочеловеческому организму, Телу Церковному. Быть может поэтому, в одной из своих недавних проповедей, митрополит сравнил самого Христа со «вздремнувшим Кормчим». Неудивительно, что митрополит не раз называл самого себя «главой Церкви», хотя всем известно, что Глава Церкви – Христос.


«Появляются новые приходы, обучаются и поставляются священнослужители, увеличивается число крестных ходов, в которых участвует много молодежи, собираются научные конференции по вопросам старообрядчества, проводятся вечера духовных песнопений и т.д.»

В плане же конкретно-историческом никакого развития в земной, исторической Церкви тоже не видно. Налицо застой, преобладание среди прихожан пожилых женщин и откровенное вымирание. В большинстве приходов погребений совершается гораздо больше, чем крещений и венчаний. На наших глазах утрачиваются целые регионы, прежде бывшие старообрядческими, например, Гуслица, Ветка, Иргиз, казачьи области. Новые приходы открываются, в большинстве регионов, кроме Урала и Сибири, очень редко.

Кандидатов в священные степени очень немного, как правило, у них отсутствует не только богословская, но и элементарная богослужебная подготовка. Студенты духовного училища, в большинстве своём, в силу юного возраста кандидатами в священные степени быть не могут. Предложения же проверки знаний кандидатами на священные степени, так же как и предложение об организации пастырских курсов для уже служащих клириков было отвергнуто на Соборах большинством. Что имеет в виду митрополит, говоря, что у нас «обучаются и поставляются священнослужители», непонятно.

Научные конференции по старообрядчеству, действительно, проходят, но их инициатором в большинстве случаев является научное сообщество, но не Церковь.

Эпизодическое проведение вечеров духовных песнопений вряд ли может всерьез помочь решению существующих в земной жизни Церкви проблем и даже не влияет на улучшение качества клиросного пения на приходах.


«Сегодня Церковь обрела долгожданную свободу, возможность развиваться и проповедовать истину.»

«Долгожданную свободу» Церковь «обрела» не сегодня, а двадцать лет назад. Складывается впечатление, что из всех заметных религиозных конфессий России наша Церковь воспользовалась «долгожданной свободой» для «возможности развиваться и проповедовать истину» в наименьшей степени.


«Отношение властей к старообрядцам сегодня благосклонное, как член совета по взаимоотношению с религиозными организациями при Президенте РФ, я могу сказать, что власти проявляют неподдельный интерес к старообрядчеству»<…>

В целом интерес властей к старообрядчеству довольно слабый, хотя бы потому, что за прошедшие двадцать лет старообрядчеством не было выдвинуто никаких общественно значимых инициатив и старообрядчество не воспринимается как какая-то общественно-значимая сила. Об этом можно судить, хотя бы, по тому, что за последние двадцать лет, в отличии от других традиционных конфессий, не было ни одной прямой личной встречи между первоиерархами РПСЦ и первыми лицами государства, так же, как и посещения ими Рогожского духовно-административного центра РПСЦ. Вместе с тем известно, что некоторые видные государственные деятели хотели бы видеть в старообрядчестве духовную альтернативу Московской Патриархии, но эти пожелания, увы, не поддерживаются в самом руководстве РПСЦ и иных старообрядческих согласий по причине комплекса неполноценности и идейного и инфантилизма.


<…>«старообрядчество»<…>«в сегодняшнее время духовного и нравственного кризиса могло бы поделиться опытом выживания в сложных условиях.»

Совершенно непонятно, что здесь имеется в виду. По своему социальному положению небольшая часть городских старообрядцев может быть отнесена к «среднему классу», а большинство же относится к малообеспеченным слоям. В отличии от дореволюционных времён, современное старообрядчество не является какой-то отдельной социальной про-слойкой и не имеет своей собственной экономической базы. Весь опыт «выживания» сегодня имеется лишь в виде благостных рассказов о делах давно минувших дней: старообрядческих освоителях регионов России, купечестве и зажиточном крестьянстве.


«Также добрым знаком расположения властей являются состоявшиеся уже неоднократно передачи икон и других религиозных ценностей, конфискованных таможенниками на границе.»

За прошедшие двадцать лет подавляющее большинство конфискованных на границе церковных антикварных ценностей, в том числе и явно старообрядческого происхождения, передавалось РПЦ МП. Только многолетние официальные и неофициальные обращения старообрядцев привели к единичным показательным акциям возвращения им конфискованных святынь.


«Представители местных властей охотно встречаются со старообрядцами, оказывают им посильную помощь.»

В разных странах бывшего СССР и разных российских регионах отношение местных властей может очень различаться. Если в Приднестровье, Татарстане, республике Марий-Эл, Челябинской области, С.-Петербурге и ряде других мест отношение достаточно хорошее, то во многих других местах оно оставляет желать лучшего. Случаи административного зажима и явного недоброжелательства встречаются в таких регионах, как Подмосковье, Тамбовская область, Иваново, Одесса и др. В представлении многих местных чиновников РПЦ МП является государственной конфессией, с которой надо согласовывать религиозную политику на местах.

Очень неоднозначно отношение к нашей Церкви в Москве. С одной стороны, оказывается большая помощь в восстановлении архитектурного ансамбля Рогожского посёлка, а с другой стороны, передача храмов, ранее принадлежащих нашей Церкви в Москве, в частности, в Гавриковом пер. и Хавской ул. в течении многих лет сталкивается с огромными трудностями.


«За прошедший период были и серьезные испытания в нашей Церкви, прошел бурный Собор 2007 года, который показал преимущества и силу церковной соборности, когда большинство представителей всех епархий и приходов, священники и миряне (последних было на Соборе большинство) поддержали курс развития нашей Церкви и не позволили небольшой группе раздорников внести в Церковь нестроение.»

Удивляет, что за два прошедших года митрополит ни в малой степени не пересмотрел своё отношение к событиям, связанным с Собором РПСЦ 2007 года. Можно согласиться с тем, что на нём соборный разум Церкви анафематствовал экуменическую ересь, и напомнил, что никонианство является ересью второго чина, а так же попытался скорректировать курс самого м. Корнилия, поднимая вопрос о принятии «Протокола встреч с инославными», но эта попытка осталось безрезультатной. Можно сожалеть, что Собор не смог предотвратить прискорбный раздор в Церкви и точно определить причины назревающего кризиса и назревающей конфликтной ситуации.

Мы уже писали, что словосочетание «курс развития» не вполне применимо к нашей Церкви в силу сакральности Её природы и Её вечности. Развиваться может только то, что имеет временный характер. Учение Церкви, Её Священное Предание всегда должны исповедоваться архипастырями. Многие согласны, что именно неосторожные или безграмотные публичные высказывания и нетактичные поступки м. Корнилия как раз и спровоцировали церковное возбуждение накануне Собора 2007 г. Называть всех, обеспокоенных этим, «небольшой группой раздорников» некорректно хотя бы потому, что известное «Открытое письмо инока Алимпия» подписали более двухсот мирян и несколько десятков клириков и большая часть иночествующих. К сожалению, вместо обсуждения проблемы по существу, священноначалие пошло по пути морального давления и угроз в адрес «подписантов» и дискредитации и изоляции инициаторов этого обращения. Именно это стало одним из главных поводов раздора, а так же глубокого взаимного недоверия внутри РПСЦ, не преодолённого до сих пор. «Нестроение» же, возможно тогда, когда нет правильного и должного устроения, в данном случае, дел церковных.

Именно открытое обсуждение того, что можно было бы назвать «курсом развития» земной, исторической Церкви, так же как и большее внимание митрополита к церковному веро-учению и Преданию, должно было бы предотвратить раздор и устранить его причины. Но этого, к сожалению, не было ни на самом Соборе 2007 г., ни впоследствии. Больше того, складывается впечатление, что м. Корнилий под «курсом развития» понимает контакты с РПЦ МП.


«В настоящее время с Божией помощью и советом с людьми, истинно болеющими за упрочение нашей Церкви, решаются многие сложные вопросы управления Церковной жизнью.»

Очень хорошо, что владыко уповает на помощь Божью. Но кто это люди, по его словам, «болеющими за упрочение нашей Церкви», советом которых невозможно пренебречь? Как говорится в известном фильме, «огласите, пожалуйста, весь список». А если серьезно, то на самом деле речь идёт о серьёзной проблеме существования вокруг митрополита непонятно по какому принципу формируемого и безотчётного «теневого правительства». Во многом именно с его деятельностью связаны многие негативные явления в жизни нашей Церкви. Некоторые называют эту группу лиц «коллективным Распутиным». Поэтому можно только приветствовать создание на Совете Митрополии от 5-6 августа 2009 г. Попечительского Совета для консультативной помощи митрополиту. Во всяком случае, речь идёт об официально назначенном органе, персональный состав которого известен, во всяком случае, участникам Совета Митрополии, и который несёт за свои действия какую-то ответственность.


«Нам предстоит еще многое сделать в решении кадровых вопросов, в устройстве монастырей, в оживлении и развитии приходской жизни, в изыскании средств на восстановление и строительство храмов, в издании духовной литературы, в усилении проповеднической деятельности, в участии наших пастырей и прихожан в общественно-культурных мероприятиях, а также в социальном служении, работе с молодежью, а, самое главное, с Божией помощью решать основную задачу Церкви – отстаивая неизменность православной веры, через молитву, покаяние и добрые дела вести людей ко спасению.»

Это доброе пожелание можно только приветствовать. Однако хотелось бы больше дел, нежели слов.


– Как складываются у Вас отношения с Патриархом Кириллом? Ожидаете ли Вы от нового Предстоятеля РПЦ МП изменений в диалоге со староверами?

«С владыкой Кириллом мы познакомились, когда он в сане митрополита возглавлял ОВЦС МП. Наши встречи проходили в благожелательной атмосфере. Избрание владыки Кирилла Патриархом Русской Православной Церкви наша Церковь приветствовала посланием, в котором высказывалась уверенность, что новый Предстоятель внесет весомый вклад в упрочение здоровой нравственной атмосферы и межконфессионального мира в нашей стране, выражалась надежда на дальнейшее развитие добрососедских отношений между нашими Церквями в духе доверия, взаимопонимания и уважения. Особенно ценно в наших отношениях, что нынешний Патриарх всегда подчеркивал, что ни о каком "поглощении", экуменическом "объединении" или хотя бы неформальном подчинении в отношениях между нашими Церквями не идет речь. Наша задача: впервые за три с половиной столетия начать равноправный, свободный от предвзятости и государственного давления диалог по тщательному выявлению наших позиций в духе взаимного уважения. И в ходе этого диалога, я твердо убежден, старообрядцам есть что сказать и о чем спросить другую сторону.

За последнее время у меня было несколько встреч на общественных мероприятиях с патриархом Кириллом, на которых были высказаны пожелания с обеих сторон продолжить наши добрососедские отношения, которые сложились при владыке Алимпии и владыке Андриане.»

Во-первых, следует сказать, что никакого соборного решения о диалоге с РПЦ МП не было принято и имеющийся диалог и встречи являются личными инициативами митрополита Корнилия. Также ясно, что выстраивание отношений с патриархом Кириллом (Гундяевым) не является приоритетной задачей нашей Церкви. Она должна быть в рамках рутинной церковной дипломатии и ограничиваться общепринятыми в наше время протокольными мероприятиями. Во-вторых, отношения между РПСЦ и РПЦ МП не могут и не должны сводиться к личным отношениям между их первоиерархами. В-третьих, если и нужен богословский диалог по выявлению позиций, то он уместен не на уровне первоиерархов, а в виде рабочих групп, в которые с каждой стороны входили бы компетентные богословы, историки и т. д. Причём сама необходимость такого диалога не очевидна, так как за прошедшие со времён раскола три с половиной века позиции сторон давно прояснились, неоднократно высказаны и вряд ли тут можно сказать чего-либо нового. Никогда не следует забывать, какие цели вообще преследует такой диалог. Единственно канонически приемлемым вариантом преодоления раскола является покаяние РПЦ МП, действительное исправление ей своих многочисленных отступлений от Православия и присоединение к РПСЦ. Можно ли в данных условиях считать такой вариант развития событий реальным? И разве митрополит Корнилий встречается с иерархами РПЦ МП для того, что бы уговорить их присоединиться нашей Церкви? Владыка часто комментирует эти встречи как способ проповеди, но стоит задать вопрос, а сколько новообрядческих иерархов и мирян присоединилось к Церкви после этих «проповеднических встреч»? А если добрых плодов нет, то в чём тогда смысл переговоров? Во всяком случае, утверждения патриарха Кирилла, что «что ни о каком "поглощении", экуменическом "объединении" или хотя бы неформальном подчинении в отношениях между нашими Церквями не идет речь», вряд ли являются убедительными. Все помнят, что в начале процесса поглощения Зарубежной Церкви Московским Патриархатом многократно произносились подобные высказывания. Нужно заметить, что интеллектуальный уровень нынешнего старообрядческого руководства не позволяет вести равноправный богословский диалог.


– В конце марта этого года в РПЦ МП утвержден новый состав Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС МП, которую возглавил председатель ОВЦС МП архиепископ Иларион. Что Вы ждете от работы этой комиссии? Можно ли говорить об активизации диалога между Церквами?

«С архиепископом Иларионом я встречался на официальном приеме в МИДе. Он всесторонне образован, энергичен, обладает широким кругозором. Это позволяет надеяться, что работа возглавляемой им комиссии "По делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством" будет плодотворной. Надеюсь, что официальная ознакомительная встреча с архиепископом Иларионом может состояться в ближайшее время.»

Что считать «плодотворной работой» и какие должны быть плоды? Вообще трудно давать оценку стремлениям лидеров Московской Митрополии к диалогу с РПЦ МП, если не налажен полноценный диалог с братской Белокриницкой Митрополией, а также наблюдается полное нежелание вести диалог с верующими вышедшими из канонического подчинения Московской Митрополии. Сложно представить, что отказывающиеся вести диалог со своими братьями имеют моральное право его вести его с посторонними.


«По составу комиссии, в которую входят восемь архиереев, можно видеть, какое важное значение придается в РПЦ МП диалогу со старообрядцами.»

Похоже на то, что, действительно, шутить никто не собирается. Энтузиазм м. Корнилия по этому поводу не очень понятен.


«Думаю, что на заседании комиссии необходимо обсудить в первую очередь вопросы нашего возможного сотрудничества в социальной сфере, имущественные, а также провести анализ исторических изменений Российского общества после раскола и современного духовно-нравственного поиска путей выхода России из кризиса. Полагаю, что нам необходимо вести диалог с Московским Патриархатом, но не для того, чтобы достичь вероучительных компромиссов, а чтобы способствовать возрождению духовно-нравственных традиций нашего народа через осмысление причин и отрицательных последствий церковного раскола. Мы понимаем, что предстоит весьма трудный диалог, который не предвещает быстрых успехов, поскольку между нами накопились значительные различия по многим вопросам. Но все же конструктивный диалог об исторической оценке раскола и конкретных шагах по возращению к дораскольному строю Церкви и общества, необходим.»

Какое возможно сотрудничество в социальной сфере хотя бы по тому, что современная РПСЦ не может предложить ни одной внятной и действенной инициативы в социальной области? В имущественных отношения между РПСЦ и РПЦ МП действительно, есть вопросы, но до сих пор решать их положительно путём переговоров не удавалось. Достаточно вспомнить, например, конфликтные ситуации вокруг старообрядческих храмов в Иваново, Алешино, Моршанске и др. Ни в одном из этих случаев РПЦ МП не проявила желания идти навстречу. «Анализ исторических изменений Российского общества после раскола» уже проводился известными представителями академической науки, такими, как И. А. Кирилловым, С. А. Зеньковским или Пьером Паскалем. Что здесь может добавить личная встреча архиереев? Похоже на то, что все эти высокопарные высказывания играют всего лишь роль «словесного тумана», предназначенного скрыть истинные цели этих встреч и переговоров.


– Два года назад Вы говорили, что государство идет навстречу старообрядцам в решении многих проблем, связанных с возвращением в собственность верующим храмов, икон и других святынь. Как сейчас обстоит дело с возвращением храмов и святынь? Речь в частности идет о колоколах, которые раньше принадлежали старообрядцам, а теперь находятся в Большом театре.

«Нынешние отношения Церкви с государством можно назвать вполне благожелательными. Они не только не препятствует нормальной жизни нашей Церкви (как это было в эпоху синодального правления или в советский период), но и оказывают существенную помощь, в частности, в возрождении и реставрации храмов. Я уже отмечал, что мы имеем факты передачи Церковных икон и других ценностей религиозного назначения, которые были задержаны на таможне.

Сегодня у нас есть возможность донести до государственных структур наши наболевшие вопросы, которые зачастую получают положительное решение. Так нам переданы церковные строения в Ярославской, Московской, Тульской и других областях. Но все же есть вопросы, которые до сих пор не решаются – это возвращение старообрядцам храмов в Москве (в частности храм в Гавриковом переулке), во Владимире, выделение земли под строительство храма в Тольятти. Надеюсь, что подготовленный к рассмотрению закон РФ о возращении церковной собственности поможет решить такого рода вопросы.

Что касается колоколов, то, действительно, мы недавно обнаружили наши именные колокола в фондах Большого театра. На наш запрос о возможности возврата мы получили ответ от Росохранкультуры, в котором дано согласие на возращение наших колоколов при условии замены их аналогичными новыми. Полагаю такую постановку вопроса несправедливой. И, поскольку у нас нет сейчас таких материальных возможностей, то этот вопрос, пока остается открытым. Думаю, что с Божией помощью нам удастся его решить положительно и церковные колокола будут вновь созывать в храм православный народ.»

На общецерковном уровне стратегия и тактика взаимодействия с государством отсутствует. Отдельные успехи связаны, как правило, с активностью старообрядцев в регионах, на местах.


– Сейчас проходят активные работы по восстановлению Рогожской слободы. Как Вы оцениваете то, что уже удалось сделать, и то, что будет сделано в ближайшее время?

«Рогожский духовно-исторический комплекс – это сердце старообрядчества, которое всегда было и остается центром духовной жизни для старообрядцев, и его восстановление – очень радостное и исторически оправданное событие. То, что сделано за последний год-полтора на Рогожском, можно назвать чудом. Восстановлен сильно пострадавший в советское время величественный храм Рождества Христова, ведется реставрация и ремонт Покровского кафедрального собора, заканчивается реставрация Успенского храма-колокольни, заново проложены многочисленные коммуникации, по границам территории возводится ограда, завершается первая очередь восстановления прудов с иорданью, обещано и долгожданное восстановление "Дома причта".

Остается только пожелать успешного завершения работ и выразить глубокую сердечную благодарность Правительству Москвы и лично Юрию Михайловичу Лужкову за восстановление духовно-исторического памятника на Рогожском, который, надеюсь, вскоре еще более украсит облик столицы.»

Грандиозные реставрационо-восстановительные работы на Рогожской в целом можно приветствовать. Но у этого есть и отрицательные стороны. Восстановленный комплекс с тротуарной плиткой и пластиковыми окнами в соборе многими воспринимается, как новодел. Иные задаются вопросом: не оказалось ли руководство РПСЦ, в благодарность за проведение этих работ, связано каким-либо неформальными обязательствами? Кроме то-го, освоение и эксплуатация масштабных отреставрированных площадей будет, в современных условиях, непростой задачей. Особенно в условиях кризиса и распада главной старообрядческой общины России - Рогожской общины.

– Два года назад Вы говорили о том, что люди имеют возможность получать информацию о позиции старообрядцев по важным вопросам. Вместе с тем, публикаций и новостей о старообрядцах не так уж много. Недавно был обновлен дизайн официального сайта Московской митрополии, означает ли это, что староверы меняют свою информационную политику? Можно ли ожидать появления каких то новых ресурсов или изданий?


«Информация о старообрядчестве – очень важная часть нашей работы, и поэтому мы планируем активизировать информационную деятельность, результаты уже есть.»

Информационная деятельность Митрополии, по сравнению со временами митрополита Андриана, заметно уменьшилась и явно не соответствует запросам времени. Однако это уменьшение связано не с количественным числом журналов, газет и обновлений на сайтах и т. п. а с утратой идеологического и духовного влияния старообрядческой Митрополии в обществе и межконфессиональном пространстве.


«В книжной лавке на Рогожском предлагается широкий выбор духовно-просветительской и богослужебной литературы. А ведь два десятка лет назад у нас было всего два издания: церковный календарь и молитвенник. Ныне переизданы почти все книги церковного обихода. Кроме того, том за томом переиздаются готовые подшивки дореволюционного журнала "Церковь" – этот кладезь публицистических, богословских и исторических материалов. Продолжается издание интересного и полезного для познания драматической истории нашей Церкви сборника впервые публикуемых документов из Рогожского архива – альманаха "Во время оно". Ежеквартально выходит в свет летопись текущих событий нашей Церкви – "Вестник Митрополии". В октябре нынешнего года ожидается выход очередного номера журнала "Церковь". Хочу с удовлетворением заметить, что ныне происходит заметная активизация издательской деятельности в других епархиях и приходах, созданы региональные сайты, выходят газеты и журналы. Причем уровень их заметно растет.»

Действительно в старообрядческий книжных лавках сегодня стало больше книг, журналов и газет, однако это продолжение развития издательской деятельности положенное еще во времена митрополитов Алимпия и Андриана, и является заслугой, главным образом самих авторов и издателей.


«Что касается информационной политики, что она остается неизменной: на основе открытости сделать доступным для любого русского человека исторический опыт старообрядчества.

Наш обновленный сайт стал значительно объемней, он изменил дизайн, структуру, расширил диапазон охвата тем. Но вы правы, что новостей о старообрядчестве, действительно, не так уж много, да и что можно сказать нового о православии, которому две тысячи лет. Желающим услышать и понять вечные истины отвечу словами Евангелия: "Прииди и виждь!"»

Для того, что бы прийти и увидеть, надо сначала все-таки что-то о православии услышать. «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Римлянам 10:17). В океане святоцерковного Предания можно всегда находить для себя нечто новое, тем более что вряд ли наши соотечественники знают о Православии слишком много. А если бы сам м. Корнилий внимательно изучил бы жития, например, таких исповедников Православия, как прп. Максим Исповедник, прп. Феодор Студит, свщмч. Павел Коломенский и Аввакум, то, очевидно, он несколько по другому представлял себе так называемый диа-лог с РПЦ МП. – Вы были одним из тех, кто с самого начала поддержал идею создания Общественного совета РФ по телевидению. Как Вы считаете, за последние два года ситуация со СМИ и нашим обществом с точки зрения морали и нравственности изменилась и в какую сторону?


«Нас очень беспокоит ухудшающееся духовно-нравственное состояние нашего общества. Именно поэтому в 2007 году наша Церковь выступила с предложением создать общественно-наблюдательный совет и наделить его правом влиять на телевидение и другие СМИ, пресекая выход особо безнравственных программ и изданий.

Нас, старообрядцев в России, сегодня не так много, чтобы исправить нравы всего общества, но мы не можем молчать, когда молодое поколение, лишается нравственных ориентиров, свободы выбора между добром и злом, поскольку растление и пороки развращают юные души еще задолго до того, как они успеют состояться как личность и смогут с полным сознанием отвечать за свои поступки.

Мы предлагали в состав совета включить авторитетных деятелей культуры, науки, политики, журналистов и конечно представителей религиозных объединений. Задача комиссии создавать общественное мнение, осуждающее пропаганду порока, пробуждать совесть, воспитывать чувство духовного самосохранения и раскаяния в грехах.

Мы удовлетворены, что наши предложения нашли положительный отклик и поддержку в Совете Федерации России, среди представителей СМИ, у лидеров религиозных конфессий. Мне трудно судить об изменении ситуации с моралью и нравственностью на телевидении и СМИ, но судя по отзывам и публикациям в прессе могу сказать, ситуация исправляется медленнее, чем хотелось бы. Видимо, погоня за прибылью у деятелей телевидения и СМИ оказывается сильнее голоса совести.

Но отрадно уже и то, что к этому вопросу привлечено внимание общественности, это вселяет надежду, что здравый смысл и стремление русского народа к самосохранению с Божией помощью восторжествуют.»

Проблемы нравственного здоровья общества является актуальными, и м. Корнилий высказывался на эти темы совершенно искренне и из лучших побуждений. Но при этом складывается впечатление, что он не представлял себе всей сложности и серьезности затронутых вопросов.

– Недавний Совет Митрополии призвал священство не благословлять на церковных трапезах употребление крепких спиртных напитков. Это решение фактически солидарно инициативам архимандрита Тихона (Шевкунова), который активно борется с алкоголизацией России. Вы бы поддержали введение сухого закона?


«Проблема пьянства, наркомании, табакокурения и других греховных привычек стоит очень остро и, к сожалению, сейчас в России принимает масштабы гуманитарной катастрофы, доводя нашу страну до одного из самых высоких в мире показателей по уровню смертности и преступности, неся угрозу нашей безопасности и авторитету в мире. В отличие от понимания опасности эпидемий или стихийных бедствий мы, как это ни прискорбно, еще не прониклись сознанием гибельности пьянства, которое обезличивает человека, убивает в нем образ и подобие Божие, приравнивает к бессловесным животным, а порой и низводит до более глубокого падения, ведь не одно животное не будет добровольно пить спиртное.

Пьянство – наша общая Российская беда, стыд и боль, и бороться ними надо всем миром, прося помощи Божией в этом нелегком деле.

Старообрядчество на протяжении всей своей истории не одобряло употребление крепких напитков, утверждало трезвость, как норму жизни. Старообрядцы всегда были поборниками трезвости и воздержанной жизни. Так Собор Старообрядческой Церкви, проходивший ровно 100 лет назад в 1909 году в своем постановлении призывает всех христиан быть образцом в доброй жизни, проповедовать и увещевать беседами и наставлениями созданием обществ и союзов трезвости бороться с пьянством и другими пороками.

За прошедшие сто лет острота этой проблемы во многом возросла и сегодня "алкогольный террор" – национальное бедствие, ведущее со все возрастающей скоростью к самоуничтожению русской нации. Алкоголизм и другие пороки – это сегодня расплата русского народа за отступление от Бога со времен раскола и атеистическое советское воспитание.

Против России ныне идет необъявленная война, тактика которой – уничтожать русский народ вином, табаком, наркотиками, развратом и т.д. В этой войне мы теряем миллионы соотечественников, наши дети в большинстве рождающихся больными духовно и физически. Этим оружием массового поражения мы уничтожаем себя самих на радость наших противников.

История нашей Родины – России большая и славная, но вот закончить ее при нашей бездеятельности мы можем очень бесславно и, что самое страшное, очень скоро. Об этом свидетельствует статистика и неумолимая очевидность нашей действительности.

Ныне предъявляются претензии к правительству о недостаточно жестких мерах в борьбе с алкоголизмом, наркоманией и другими пороками, предлагают круто изменить антиалкогольную политику, ввести запреты. Но метод запретов не решит эту проблему, так как запретный плод сладок. История запретительных компаний в этом вопросе такова, что они, как правило, не приносили желаемых результатов. Хотя, несомненно, сегодня нужно ограничить доступность и рекламу алкоголя, применить меры правового характера, противодействующие распространению пивной алкоголизации, в особенности среди молодежи. Надо создать такую нравственно-психологическую атмосферу в нашем обществе, чтобы быть пьяным или идти с бутылкой пива по улице, было бы зазор-но, некрасиво, в конце концов "не модно".

Но прежде нам надо понять, что причина наших несчастий не в действиях наших врагов или внеш-них сил зла, не в недостаточной жесткости правительства в этом вопросе, а в нас самих. Так что надо начинать с себя, показать личный пример в этом трудном, но столь важном деле, проявить твердое намерение и начать трезвую жизнь.

Главный упор в борьбе за трезвость и искоренение других вредных привычек надо сделать не на запретительных и принудительных мерах, а на религиозном перевоспитании сознания людей, ибо человек, ради спасения своей души сознательно избравший трезвый образ жизни, во много раз надежнее и ценнее непьющего по принуждению.

Борьба с пьянством и другими пороками в России – поле совместной деятельности религиозных и общественных организаций, поэтому мы можем только приветствовать и поддерживать инициативу РПЦ МП в деле борьбы с этим злом.

В заключение хочу высказать надежду, что наш народ, обратившись за помощью к Богу, найдет в себе силы не пасть духом и, преодолевая все духовные и материальные кризисы, возродится и обретет былую славу и величие.»

Заданный митрополиту вопрос сформулирован некорректно. Насколько известно об инициативах архим. Тихона (Шевкунова), он не выступал с предложением введения сухого закона, а только с инициативой законодательного ограничения продажи спиртных напитков, прежде всего крепких. Самой постановкой вопроса борьба с алкоголизацией как бы свелась к сухому закону. Если в современных условиях введение сухого закона действительно невозможно, то это не значит, что можно положительно повлиять на ситуацию во-обще без каких-либо законодательных ограничений, путём одних моральных призывов и агитационных компаний. Хотя бы потому, что есть круги, имеющие огромную прибыль от спаивания русского народа, и уговаривать их бесполезно.

Если же сравнить инициативу архим. Тихона (Шевкунова) и инициативу Совета Митрополии РПСЦ 30 апреля – 1 мая 2009 г., то можно сказать – Тихон (Шевкунов) проявил себя государственно мыслящим человеком, а кругозор деятелей РПСЦ ограничен церковным двором и трапезной.


Подводя итог всему интервью, можно сказать, что мы имеем дело со своего рода церковным горбачевизмом. Как всем известно, политика М. С. Горбачева характеризовалась очевидным перекосом в сторону международных контактов при уходе от решения острейших проблем внутри страны. Неизменным спутником такой политики было изнуряющее многословие «гуманистической» риторики, общих мест и призывам к «общечеловеческим ценностям». В то же время, объективным содержанием этой политики явилась сдача стратегических интересов СССР за личные преференции. Известно, что М. С. Горбачёв является у м. Корнилия одним из наиболее почитаемых исторических деятелей нового времени. Хотелось бы надеяться, что это всё-таки случайное совпадение.


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=379