Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Владыко Саватий собирает вселенский собор?
Дата:  13/09/2009 —  Тема:  Личное мнение
От редакции. 2 сентября 2009 года на сайте «Самарское староверие» была опубликована статья Сергея Еремеевича Деева «Об обрядовом единстве Православной Церкви». Сама статья, по большей части, является механической компиляцией из нескольких известных книг по истории русского богослужебного чина. Но в конце её содержатся высказывания, к которым надо отнестись со всей серьёзностью. Из них следует, что наша Церковь вскоре может столкнуться с новыми и очень опасными вызовами.
Предлагаем ознакомиться с полемикой, развернувшейся по поводу высказываний С. Е. Деева. Редакция нашего портала вскоре постарается подготовить собственный комментарий.

Первой прокомментировала упомянутую статью С. Е. Деева редактор опубликовавшего её сайта Ирина Будкина. В своём отзыве она привела все те высказывания Деева, которые стали предметом обсуждения.


Ирина Будкина:

Труды С.Е.Деева никогда не оставляли меня равнодушной, причем, реакция всегда одинакова - из серии "не могу молчать". Вот и на этот раз - ну понимаю, что я неофит и мне по рангу не положено спорить с заслуженным и коренным Сергеем Еремеевичем. Кроме того, я женщина, а приличные старообрядческие женщины должны молчать. Я бы, может, и молчала, да только сочинения С.Е.Деева публикуют вполне уважаемые мною информационные ресурсы: нижегородский "Старообрядецъ", сайт "Семейские - староверы Забайкалья". И никто никогда даже не попытался проанализировать идеи автора или вступить с ним в полемику. Вот и пребываю я в недоумении уже не первый год: белокриницкие старообрядцы, что, разделяют взгляды Сергея Еремеевича? Или просто не принимают их всерьез?

Получив от Сергея Еремеевича его новую статью, я написала автору, что готова опубликовать ее лишь сопроводив своим комментарием, поскольку взгляды автора статьи не соответствуют убеждениям авторов "Самарского староверия". Согласен ли С.Е.Деев на эти условия?

"Хорошо, Ирина, публикуйте статью "Об обрядовом единстве Православной Церкви" с комментариями. Поскольку эта идея не только моя, но и владыки Савватия, Архиепископа Киевского и всея Украины, она будет обсуждаться на встрече Митрополита Корнилия и Митрополита Леонтия в Белой Кринице 14 ноября 2009 г. на храмовый праздник Косьмы и Дамиана" - ответил Сергей Еремеевич.

Что ж, воспользуюсь любезным разрешением автора.

Собственно говоря, статья, большую часть которой составляет разбор отличий старых книг и чинов от новых, представляет собой компиляцию из сочинений Кутузова, Пентковского и Быстрова. Уровень статьи, да простит меня Сергей Еремеевич - это уровень реферата, написанного первокурсником. Вся "соль" статьи - в нескольких абзацах. Протицирую:

"Сегодня в русском православии наблюдается набирающая силу тенденция возврата к древлеправославным обрядам и уставам. «Де факто» реабилитированы старые византийские и русские иконы, крещение в три погружения, восьмиконечный крест, двуперстие и многое другое. Однако, «де юре», Соборы РПЦ от 1971 года и Зарубежной Церкви от 2000 года лишь допускают сосуществование старых и новых обрядов и уставов, не вскрывая сущности трагического трехсотлетнего раскола.

Спор не может закончиться на ноте – «молитесь, как хотите». Только Межцерковная Комиссия по обрядам и уставам сможет установить причину фундаментальных расхождений и рекомендовать Соборам старообрядческих и новообрядческих Церквей рассмотреть вопрос об обрядовом единстве на основе спасительного Апостольского и Святоотеческого наследия".

И далее следует заключение:

"Идея Всеправославного Собора с участием Восточных Патриархов, который не просто реабилитирует старые обряды и уставы, а вернет Православие к корням и истокам, принадлежит епископам Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия. В 1914 году саратовский епископ Мелетий и рязанский епископ Александр во время поездки по Ближнему Востоку и Северной Африке обсуждали вопрос об общем Соборе с Александрийским Патриархом Фотием.

Патриарх Фотий: «…если у вас в России состоится Собор и на него будем приглашены мы, восточные патриархи, то неизбежно подадим свой беспристрастный и справедливый голос по отношению к вашей староверческой иерархии. Самой русской Церкви трудно разобраться в этом разделении, потому что отношение ее к старообрядчеству явно предубежденное; тут необходимо участие восточной Церкви, и тогда, даст Бог, прикончится это печальное разделение, с которым русская Церковь столько времени ничего не может или не желает поделать».

Епископ Мелетий: «Если бы она искренне желала достигнуть примирения со страрообрядцами, то давно могла бы пригласить для этого восточных патриархов, без которых не может быть достигнуто примирение, потому что клятвы наложены на старые предания, содержимые старообрядцами, при участии патриархов того времени, и снять их единолично она не в праве».

Патриарх Фотий: «Это, конечно».

Вот, собственно, и все.

Идея эта - не новая. Еще в 2007 году в интервью газете "Старообрядецъ" (2007, № 41) Сергей Еремеевич говорил:

"...мы инициируем проведение в Белой Кринице Второго всемирного собора с участием обоих Первоиерархов (митрополита Леонтия и митрополита Корнилия - "Самарское староверие"). Здесь, возможно, будет принято обращение к восточным патриархам с предложением созвать в 2009 году в Киеве совещание руководителей всех поместных православных церквей мира. Там помимо прочего могут быть подняты следующие вопросы: 1. В связи с заявлением предстоятеля Римской церкви о том, что только она сохранила апостольскую преемственность, соборно провозгласить об апостольской преемственности Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской Церквей и Русской Православной Старообрядческой Церкви. Таким образом, может произойти полное снятие клятв со старообрядцев, так, как это в свое время предлагал патриарх Фотий Александрийский. 2. Возврат церковной собственности на Украине, в том числе икон, книг, рукописей (реституция). Наша церковь может быть признана восточными патриархами, и историческая правота старообрядцев будет восстановлена".

С тех пор эта идея не раз в том или ином виде встречалась в статьях и интервью Сергея Еремеевича. Безусловно, ничего страшного в этом нет - пока это только личные взгляды С.Е.Деева. Но когда речь идет о том, что взгляды эти разделяет и старообрядческий епископ, что идея эта будет обсуждаться на встрече двух старообрядческих митрополитов...

Помилуйте, неужели ЭТО можно обсуждать всерьез? Неужели наши епископы могут верить, что по приглашению двух старообрядческих митрополитов руководители "всех поместных старообрядческих церквей мира" слетятся в Киев, дабы торжественно заявить о своем апостольском преемстве и заодно снять клятвы со старообрядцев? И что же это за комплекс неполноценности, что так хочется признания от восточных патриархов? И зачем нужно публично, да еще и в компании восточных патриархов провозглашать апостольскую преемственность Русской Православной Старообрядческой Церкви? Есть сомнения?

Я уже не говорю о "богословии" Сергея Еремеевича. На сайте "Семейские - староверы Забайкалья" он громит экуменизм, а тут - такая жажда влиться во "вселенское православие". И что для Сергея Еремеевича "русское православие", в котором "наблюдается набирающая силу тенденция возврата к древлеправославным обрядам и уставам"? РПЦ (МП)?

И все же... Неужели кто-то может всерьез поверить, что не сегодня-завтра может состояться "Всеправославный Собор" с участием старообрядцев, который "вернет Православие к корням и истокам"? Ладно бы С.Е.Деев был этаким околоцерковным Маниловым. Но обсуждение этого вопроса на встрече митрополитов?! Неужели это всерьез?

Или дело здесь в другом? И Сергей Еремеевич озвучивает некий вариант возможного воссоединения старообрядцев со "вселенским православием" в лице РПЦ (МП)? Вот и механизм обозначен: сначала - "Межцерковная Комиссия по обрядам и уставам", которая сможет "рекомендовать Соборам старообрядческих и новообрядческих Церквей рассмотреть вопрос об обрядовом единстве", а там и "Всеправославный Собор"... Уж не это ли он собирается предлагать для обсуждения старообрядческим митрополитам?

"Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно", - писал поэт. Знать бы, кто зажег звезду Сергея Еремеевича Деева...

samstar.ucoz.ru


Комментарии посетителей сайта «Самарское староверие»:

Говорить о богословских взглядах С. Е. Деева не приходится просто в силу отсутствия какой-либо системы взглядов. Все его многостраничные опусы - это каша, порой из взаимоисключающих утверждений. Свою (или не свою?) идею "всеправославного собора" с участием старообрядцев Сергей Еремеевич пропагандирует не первый год, причем, достаточно своеобразно. Наш пострел поспевает везде: начался раздор т.н. ДЦХ БИ - он отметился статьей. В ней пустопорожние рассуждения плюс идея о соборе - где-то в конце. Начались разговоры о соборе двух митрополий - новый опус или интервью ни о чем плюс пара абзацев о соборе. Просто нейролингвистическое программирование какое-то, 25-й кадр. И так - последние года три. Посмотрите на Семейских - там он ругает экуменизм. И тут же мечтает о всеправославном соборе. Что такое С. Е. Деев, хотелось бы мне знать. Ладно бы, безобидный графоман, который на средства возглавляемых им фондов тиражирует свои творения. То, что при этом он претендует на роль властителя дум наших епископов - прискорбно, но не смертельно. Но вот если Сергей Еремеевич не просто графоман...
samstar2


Г.И.Х.С.Б.п.н.

Спаси Христос, Ирина за вашу статью.

Можно константировать начало активных действий РПЦ МП по отношению к древлеправославной церкви.

1. Митрополит Корнилий заявляет в своем интрвью, что ни о каком поглощении древлеправославной церкви со стороны РПЦ МП речи нет и инициирует процесс создания межконфессиональной комиссии.

Особенно ценно в наших отношениях, что нынешний Патриарх всегда подчеркивал, что ни о каком "поглощении", экуменическом "объединении" или хотя бы неформальном подчинении в отношениях между нашими Церквями не идет речь. Наша задача: впервые за три с половиной столетия начать равноправный, свободный от предвзятости и государственного давления диалог по тщательному выявлению наших позиций в духе взаимного уважения. И в ходе этого диалога, я твердо убежден, старообрядцам есть что сказать и о чем спросить другую сторону.

2. Епископ Савватий отправляет патриарху Кириллу письмо об обрядовых различиях двух церквей: старой и новой.

3. Леонид Якушев выкладывает в интернете дезинформацию о том, что епископ Антипий на встрече с патриархом Кириллом высказал инициативу о создании межцерковной комиссии, таким образом вмешивая в это Белокриницкую Митрополию.

4. Сейчас из новой статьи Деева, которая, по-видимому, легла в основу письма епископа Савватия патриарху Кириллу, мы видим, что идет подготовка встречи двух митрополитов именно для обсуждения этого, главного вопроса.

Что будет происходить дальше и так понятно. Круг лиц, через которых проталкивается идея создания межконфессиональной комиссии, обозначился.

Только я очень сомневаюсь, что у них получится впутать в это Белокриницкую Митрополию, так что придется есть эту кашу тем, кто сам ее и заварил.
3 nita


Справедливости ради надо сказать, что С.Е. Деев проповедует свои взгляды уже лет 20 - с конца 80-х годов, о чём мне говорили многие "старожилы". Он даже в конце 80-х годов поднимал этот вопрос на Соборах.

Так что это старинная песня, что не отменяет того, что она совершенно неправильная по сути.
Александр_П


Изначально - маниловщина. Сейчас - политический проект.

1. Есть указание Путина на эту тему от 2004 года
2. Общеправославный Собор, пока без старообрядцев, уже созывают.
3. Не думаю, что Деев Вам врет относительно позиции Савватия.
Евгений_Иванов

Удивляют комментарии к статье.

Как видно, часть людей, включая и автора комментариев, сопротивляется возврату православных к своим корням. Эти люди хотят спастись сами, а остальных готовы отправить в ад.

Им приятнее самоизоляция от мирового православия.

Бог им судья.
Белая_Криница


Странно читать подобный комментарий. "Мировое православие" - это миссионерский миф эккуменистов. Или Вы не считаете никониан и сомолитвенные им сообщества еретиками, как минимум второго чина? Если не считаете, так и скажите. Если считаете - о каком "православии" еретиков может идти речь?

Кому же спастись, а кому идти в муку вечную - то суды Господни и человеку в них дерзать нечего. Мы можем только молиться Господу об отпавших, но уж никак не желать прийти с ними в некое усреднённое единство.
Кресъ

+++православных к своим корням.

Православные - это древлеправославные християне, а новообрядцы - НЕправославные, а еретики.

+++Им приятнее самоизоляция от мирового православия.

??? О каком "мировом православии" Вы говорите? Т.н. "Мировое православие" - это конгломерат еретических конфессий.

+++Эти люди хотят спастись сами, а остальных готовы отправить в ад. Для того, что бы проповедовать Веру Христову отступникам совершенно не нужно сливаться с ними.
Александр_П


Прежде чем возвращать к корням "мировое православие", нашим епископам стоило бы побеспокоиться о своей пастве: вымирающих приходах, отсутствии достаточного числа епископов, священно-и церковнослужителей, учебных заведений и воскресных школ, о потомках старообрядцев, которые приходят в храм один раз в год на Пасху освятить куличи, а то и спокойно идут в близлежащий новообрядческий храм. Хороший пастух не должен нерадеть о своем стаде, вместо заботы о своих овцах, рассуждая о проблемах мирового овцеводства. Это первое.

И второе. Считать, что встреча митрополита (митрополитов) с "восточными патриархами" может привести к возврату "мирового православия" к своим корням - это даже не маниловщина, это просто глупость. А вот растерять авторитет РПСЦ может сразу и навсегда. Когда-то в Белой Кринице восстановили трехчинную иерархию. Теперь, похоже, есть охотники там же ее уничтожить.

Я не страдаю конспирологическими кошмарами, однако не перестаю размышлять: что же за проект проталкивает С.Е. Деев?

На чью мельницу льет воду?

Есть ведь разные варианты. Вот например такой. Киевский патриархат пока не может быть официально признан Константинополем поместной автокефальной церковью из-за позиции РПЦ (МП). Ну и просто по факту: на территории Украины есть УПЦ (МП) и УПЦ (Киевского патриархата) - неловко стать официальным "усугубителем" раскола. А властям Украины этого признания так хочется! И тут чудная замена: вместо РПЦ (МП) на собор пригласить старообрядцев: старообрядцам, как тем дикарям, бусы: признание иерархии, ну и подарят два-три храма да немножко старых икон. Константинополь признает поместную УПЦ (КП) - ведь на территории Украины редкостное единство православных, подчиняющихся Киеву и Москве. И не беда, что часть этих православных крестится двумя перстами. Хорошо президенту Ющенко, хорошо патр.Филарету, хорошо патр.Варфоломею и "мировому православию". А старообрядцы потаскают каштаны из огня для чужого дяди. То, как потом в России власти будут относиться к РПСЦ никого не волнует.

Главное ведь - на территории Украины не будет больше изоляции от "мирового православия".
9 samstar2

samstar.ucoz.ru


Обсуждение на «Независимом старообрядческом форуме»:

Спаси Христос, Ирина Георгиевна! Комментарий очень честный, здравый и мужественный.
Философ Георгий

Лукавая задумка… Мутное обсуждение… В итоге - зримое бл*дословие!
А.Гоголев

Не последнюю роль в этом процессе играет архиепископ Савватий (Козко). Именно он является председателем комисcии по диалогу с РПЦ МП, которая в обход Освященного Собора была основана по приказу митрополита Корнилия. Во вторых именно архиеп. Савватия, как духовник митр. Корнилия запретил ему анафематствовать никонианские ереси на Соборе 2007 года.
Дмитрий С.

starover.borda.ru


8 сентября 2009 года С. Е. Деев опубликовал на «Самарском староверии» «комментарий к комментарию», а так же статью «Спасёт нас духовное единство», автором которой объявил архиепископа Киевского и всея Украины Савватия.

Комментарий к комментарию, или ответ С.Е.Деева на заметки автора сайта "Самарское староверие"

Уважаемая Ирина!

Чтобы избежать ненужных домыслов и интерпретаций высылаю Вам статью Архиепископа Савватия «Спасет нас духовное единство».

Хочу обратить Ваше внимание, что владыка не «маниловщиной», ни «политиканством» не увлекается. Он является единственным архиереем на 50 украинских приходов.

Владыка Савватий говорит не только о духовном наследии древлеправославной Церкви, но и реституции (возврате) Церкви собственности и имущества, украденного у старообрядцев в годы господства безбожной власти (вопрос сегодня поднимается на уровне украинского Правительства и Верховной Рады). Вы, как юрист, частично реализовали эту идею в Самаре, вернув старообрядцам их законную собственность, хотя своими комментариями к моим статьям «уговорили» Митрополита Корнилия от возврата земли в Москве, Рогожской слободы. Интересно, откуда такая избирательность? Сколько потеряла старообрядческая Церковь из-за «консультаций» «юриста-неофита»!

И еще - на следующем Соборе Белокриницкой общиной обязательно будет предложен к рассмотрению вопрос о возврате к старому названию нашей Церкви: с нынешнего «Русская Православная Старообрядческая Церковь», предложенного в 1988 году о. Леонтием Пименовым, на «Древлеправославная Соборная Апостольская Церковь Христова Белокриницкой иерархии». Новое название не отражает АПОСТОЛЬСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ нашей Церкви.

По «богословию Деева»:

Восточные патриархи и митрополиты принимали участие в наложении клятв на старые обряды на соборе 1667 года, что привело к расколу Церкви (из 29 иерархов 14 было иностаранных). Конечно, они ответственны за последующие драматические события в России. Клятвы, уважаемая Ирина, носят САКРАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, они энергетически воздействуют на миллионы людей, меняя их судьбу и жизненные планы. Господь контролирует нас по нашим помыслам и действиям.

Восточные патриархи польстились на царские «дары», поэтому они СОУЧАСТНИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, сделав невольными соучастниками и свои восточные церкви. Об этом говорили старообрядческие епископы с александрийским патриархом Фотием в 1914 году. И их никто не обвиняет в «маниловщине» или в сговоре с «никонианами». Почитайте решение Синода РПЦ от 1929 года: «…3. Клятвенные запреты, изреченные Антиохийским патриархом Макарием и другими архиереями в феврале 1656 г. и собором 23 апреля того же 1656 г., а равно и клятвенные определения собора 1666-1667 гг. как служившие камнем преткновения для многих ревнителей благочестия и приведшие к расколу св. Церкви разрушаем и уничтожаем и яко небывшие вменяем». В 1971 году это решение утвердил собор РПЦ.

Пока РПЦ и восточные церкви не вернутся к своим византийским корням - расколы не минуемы. Об этом говорили старообрядческие епископы (включая владыку Савватия). Причем тут экуменизм?

Как, кого принимать в старообрядчество и каким чином должен решать Собор (как с Митрополитом Амвросием).

Что касается «звезд», то «звезду» Деева зажгли три известных Вам, Ирина, человека:

Тимон, Митрополит Белокриницкий и всех древлеправославных христиан, когда дал согласие приехать в Белую Криницу, на храмовый праздник Косьмы и Дамиана 14 ноября 1987 года, для встречи, после 70-ти летнего перерыва, с Архиепископом Московским и всея Руси Алимпием.

Алимпий, Архиепископ (впоследствии Митрополит) Московсий и всея Руси, когда пригласил в Белую Криницу владыку Тимона), а также принял на Рогоже академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, Председателя Советского фонда культуры (2 июля 1987 г.). Высылаю Вам фото из Приложения к старообрядческому календарю за 1988 год с.50.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, Председатель Советского фонда культуры, где я работал экспертом по древнерусской культуре. Д. С. Лихачев и старообрядцы провели ряд мероприятий, посвященных 1000-летию Крещения Руси (в том числе и в Библиотеке Конгресса США – 31 мая 1990 г.). Белокриницкие старообрядцы вместе с Д. С. Лихачевым и Д. Биллингтоном – директором Библиотеки Конгресса США – являются соавторами международных программ: «Спасение рукописей», «Всемирная цифровая библиотека», «Открытый мир».

Сергей Деев.


Комментарий автора сайта "Самарское староверие"

...По просьбе Сергея Еремеевича Деева наш сайт публикует статью архиепископа Киевского и всея Украины Савватия, комментарии С. Е. Деева и фото из журнала "Церковь". Комментарии С. Е. Деева - отклик на ранее размещенный нашим сайтом материал "Православная" маниловщина или политический проект? Статья С. Е. Деева "Об обрядовом единстве Православной Церкви" с комментарием автора сайта"...

Я честно исполнила все пожелания С. Е. Деева: опубликовала его отклик на мои комментарии, фотографии из Старообрядческого церковного календаря (хотя, признаться, так и не поняла, к чему они здесь), а также статью архиепископа Савватия. Обсуждать тему о возвращении "мирового православия" к корням далее не считаю нужным, поскольку все это выливается, как ни крути, в рекламу идей С. Е. Деева, а идеи эти, по моему глубокому убеждению, ни имеют никакого отношения к старообрядчеству.

Позволю себе лишь несколько слов.

"Владыка Савватий говорит не только о духовном наследии древлеправославной Церкви, но и реституции (возврате) Церкви собственности и имущества, украденного у старообрядцев в годы господства безбожной власти (вопрос сегодня поднимается на уровне украинского Правительства и Верховной Рады). Вы, как юрист, частично реализовали эту идею в Самаре, вернув старообрядцам их законную собственность, хотя своими комментариями к моим статьям «уговорили» Митрополита Корнилия от возврата земли в Москве, Рогожской слободы. Интересно, откуда такая избирательность? Сколько потеряла старообрядческая Церковь из-за «консультаций» «юриста-неофита»!" - пишет С.Е.Деев.

Полагаю, Сергей Еремеевич переоценивает степень влияния моих комментариев на митрополита Корнилия, однако если они внесли даже самую малую лепту в то, чтобы наша митрополия не стала участвовать в предложенной С.Е.Деевым авантюре, - я рада. В Церкви я, действительно, неофит - крещена всего лишь пять лет назад. Однако юристом работаю без малого четверть века, и, полагаю, могу отличить профессиональный юридический анализ от безграмотного в юридическом отношении опуса С.Е.Деева "Церквям возвращается собственность. Не останутся ли старообрядцы у разбитого корыта?", на который и подготовила комментарий некоторое время назад. Как бы ни хотелось кому-то вернуть все-все-все, надо понимать, что в российском законодательстве нет понятия "реституция". Зато есть поговорка - "на чужой каравай рот не разевай". Так вот, прежде чем советовать митрополиту требовать назад Рогожские земли, а также жилые и нежилые здания, стоило ознакомиться с законодательством, которое не просто не позволяло, но и прямо запрещало собственнику (городу Москве) безвозмездно передавать эту недвижимость, в том числе, и религиозным организациям. Отсюда и избирательность. Если в Сызрани была возможность признать право собственности на храм - признали. А если такой возможности нет, то не стоит выставлять митрополию и митрополита в качестве неграмотных просителей.

Что касается "сакрального характера" клятв Большого Московского собора, которые "энергетически воздействуют на миллионы людей", то староверы всегда считали, что проклятия эти легли на самих проклинателей, и никогда не считали себя находящимися под клятвами. Вот как, например, откликнулись на обсуждение вопроса о снятии клятв староверы-поморцы - http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/146-1-0-881 или здесь - http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/234-1-0-664. Так - христиане РДЦ - http://www.bratstvo-rdc.narod.ru/txt/page9.htm. Так же относились к этому и белокриницкие - посмотрите хотя бы "Краткую историю..." Ф.Е.Мельникова.

Что касается статьи архиепископа Савватия, то можно только скорбеть, читая такие, к примеру, строки старообрядческого владыки: "В настоящее время в Украине-Руси нашем независимом государстве, образовалось несколько православных церквей со своими патриархами, что может быть только на радость врагам Креста Господня. Это случилось потому, что нас посетил Господь гневом своим за содеянные нами грехи тяжкие. Где раздор и нестроение, где нет мира и единения, то нужно знать, что здесь пребывает гнев Божий. И если такое разделение в православии станет усугубляться, то есть опасность, что православная церковь снидет в сектантство... Здесь и украинское православие Московского патриархата, и православие Киевского патриархата, и православная автокефалия,и русское зарубежное православие, - со своими патриархами".

Не знаю, придаст ли в глазах читателей вес идеям С.Е.Деева поддержка их архиепископом Савватием, но наш сайт публиковать подобные материалы более не намерен. Это даже не единоверие...

За сим наш сайт прощается с Сергеем Еремеевичем Деевым - он, явно, не наш автор, а для пропаганды своих взглядов С.Е.Дееву стоит поискать иной ресурс.

Ирина Будкина,
автор сайта

samstar.ucoz.ru


Спасет нас духовное единство

Савватий, архиепископ Киевский и всея Украины.

Наш сайт публикует текст статьи архиепископа Киевского и всея Украины Савватия, предоставленный С.Е.Деевым.

ГИХСБпн

«Ясен ли смысл того момента, когда русская церковь раскололась? Собраны ли все фактические материалы, могущие объяснить саму сущность этого чрезвычайного явления? Выяснено ли духовное различие между старообрядчеством и господствующим исповеданием, различие именно духовное, а не обрядовое, различие мысли и жизни, а не внешних случайных одеяний? Освещена ли с достаточной ясностью и полнотою старообрядческая мысль и отведено ли ей надлежащее место во вселенском вечно незыблемом православии?»

В.Сенатов.

Многочастно и многообразно во все времена исторического процесса старообрядчества, к сложным его явлениям духовной и общественной жизни обращались пристальные взоры мудрых мужей, сочувствующих старообрядчеству и поддерживающих его трудные поиски; так и его противников враждующих на него. Такой альтернативой к старообрядчеству послужило то, что сам фактор вселенского становления старообрядчества возник не на пустом месте, его не создал в «созерцающей лени» русский мужик и не навеян он как «сон золотой» социалистами. Но феномен старообрядчества духом кротости явился на Руси. Виною всему во множестве послужил личностный духовный опыт русских подвижников, который и сделался тем прочным основанием, в архитектонике мировоззрений старообрядчества, его искренних убеждений в правоте и исповедании древлеправославной апостольской веры.

Во времена «боголюбцев» идея Святой Руси, казалось, готова была преобразиться в реальность. Мечта о святости русского народа не покидала его вдохновителей, духовное единство всего народа виделось им в творческой молитве за божественной литургией, которая должна была совершаться ежедневно во всех храмах по всей Руси. За литургией во время преложения Святых Даров на один час сходит на землю Царствие Божие и каждый человек должен был сознательно причащаться Святыми Дарами, и мерить свою жизнь по евангельским заповедям, как тому учит нас в Святом Евангелии Господь наш Исус Христос: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любов имате между собой» (Ио. зач. 49). Такой Руси вожделели «боголюбцы» вожди старообрядчества, духовные подвижники и исповедники древлеправославной веры, Они не только защищали древние уставы святой церкви, но и проповедью и самой сутью своей жизни учили народ благочестию. Но происшедшее во второй половине 17 века печальное событие, - раскол Русской Православной Церкви, случившееся в царствовании Алексея Михайловича и в патриаршество Никона, приостановило их деятельность духовной и физической расправой. Таким образом, мечта «боголюбцев» об избранности русского народа, как народа водителя в его апостольской миссии других народов, воплотилась, как видим, в его страданиях и жертвенности за веру Христову.

Ведь и Сам Господь явился с небес не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы пострадать на Кресте и Своим распятием спасти погибающий род человеческий. «Боголюбцы» желали видеть Русь Божьей избранницей, и Господь посетил их желание, призывая действенно последовать Его крестным страданиям: «А ще хто хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и последует Мне» (Зач. 35, от Мр).

По примеру святых Его апостол, - и протопоп Аввакум и епископ Павел Коломенский, и диакон Федор, и боярыня Морозова, и тысячи других, - украсили свое чело золотыми венцами мученичества в назидание и пример своим последователям, страдальцам и исповедникам: «Ибо и Христос за вся умре, да живущие не себе к тому живут, но умершему за них и воскресшему» (Кор. зач. 180).

Поэтому никогда не перестанут обращать свои мысленные взоры к старообрядчеству люди умные сердцем, преисполненные страха Божьего и искренней любви.

К примеру, привести писателя Мельникова-Печерского, его книги «На горах», «В лесах»; Всеволода Иванова «Черные люди; творчество Пришвина, Бунина, Горького, Шмелёва, драматурга Николая Островского; из современных, Валентина Распутина, Крупина; художника Сурикова «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни». Великий Шаляпин в свое время часто посещал Рогожскую слободу, центр старообрядчества в Москве, где во время соборной службы слушал и изучал древнее церковное песнопение, чтобы потом использовать его в своем творчестве,

А если говорить об именах именитых, воссиявших от среды старообрядческой, которые своей творческой инициативой во многом способствовали расцвету нашего Отечества в экономической, политической, культурной жизни общества. Их светлой памяти, - эти имена» - в настоящий день хочется произносить с любовью и великой честью:

МОРОЗОВЫ — гордость русской хлопчатобумажной промышленности, потомки владимирских крестьян, Из одного мужичьего корня выросли четыре династии, четыре дела, каждое дело громадное, технически совершенное, качеством своих товаров знаменитое, о рабочих заботящееся. Меценаты. Строили много школ, больниц, домов призрения, и т.д. Известное Морозовское издание богослужебных книг по церковным знаменным распевам. При Никольском храме в Богородске существовал «Морозовский хор». Во многих храмах звонили Морозовские колокола. Морозовы принадлежали к разным направлениям старообрядничесгва.

РЯБУШИНСКИЕ - род купцов и предпринимателей, фамильное дело начинается как текстильное и быстро ставшее многоотраслевым, видные промышленники, банкиры и политические деятели, известные меценаты в храмостроительстве и издательском деле. Оставили нам творческое наследие по изучению древнерусского искусства, в иконном писании, в литературе, науке,

ТРЕТЬЯКОВЫ - русский купеческий род. Владельцы текстильной промышленности, обладатели и производители знаменитого русского льна. Самый известный из Третьяковых, - Павел Михайлович, - собиратель древнерусских икон и произведений искусства, поддерживал художников-передвижников, основатель Третьяковской галереи.

ОВЧИННИКОВ - купец-хлеботорговец, Петр Андреевич, вначале принадлежал к беглопоповскому согласию, известный собиратель старины, древних книг и рукописей, собрал много икон, большую библиотеку. Ныне его собрание (841 ед. хранения) находится в Российской государственной библиотеке. В последующие годы жизни занимался издательской деятельностью.

ШИБАЕВЫ - известный Сидор Мартынович, купец и промышленник, имел всероссийскую известность не только как текстильный фабрикант, но и как пионер Бакинской нефтедобычи и основатель нефтяного общества. Он же был и основателем постройки тверской мануфактуры.

АЛЕКСЕЕВЫ - известные меценаты, общественные деятели. Как для оперы - виднейшее меценатское место в Москве принадлежало Мамонтову, так для драмы еще более важен был Константин Сергеевич Алексеев, такова настоящая фамилия Станиславского. Режиссер, педагог, теоретик театра, почетный академик Петербургской Академии Наук. Начинал на любительской сцене им организованного «Алексеевского кружка». Впоследствии стал крупнейшим реформатором русского театра. Вместе с Немировым-Данченко организовал МосковскийХудожественный Театр, деятельность которого знаменовала важнейший этап развития сценического реализма. Созданная им «Система Станиславского» оказала огромное влияние на мировой театр, Но что ещё сказать. Не достанет времени поведать об именах щедрых в благотворительности - это храмосоздатели, иконолюбцы, собиратели и ценители древних икон: Рахмановы, Постниковы, Новиковы, Горюновы, Егоровы, Остроуховы и многие другие. Даром любви и милости служили богадельни, больницы, даровые столовые Бахрушиных, Солодовниковых, Боевых. Саввы Морозова клиника на Девичьем Поле, им сооруженная, представляла собой целый город. Известные ценители и собиратели старопечатных книг и рукописей был Иван Никитович Царский и Алексей Иванович Хлудов. Многочисленные древнерусские жития святых, собранные И.Н. Царским, послужили главным материалом для соответствующих работ В.О.Ключевского и А.Н.Муравьёва. Хлудовское собрание было не менее важно. Жемчужиной его является известная византологам всего мира так называемая "Хлудовская Псалтырь", драгоценный греческий памятник 10 и 11 вв. Идейным издательством, не для наживы, занимались тоже не мало лиц наиболее известные и крупные: Солдатенковы.

Замечательным собранием картин французских мастеров второй половины и конца 19-го века и начало 20 века обладал С.Л.Щукин. В самом Париже только немногие начинали ценить Матисса, Сезана, а Щукин их уже приобретал.

Известный также Щукинский психологический институт при Московском университете. Громадное большинство людей жили тогда обязательством, которое было для них наставлением, как правило в жизни: - "богатство обязывает", - и они жили этим правилом, и творили милостиню в щедротстве сердца. Чуяли своим нутром и знали, "что не о хлебе Едином жив будет человек, но о всяком глаголе исходящем из уст Божиих" (Матф. зач. 3). Этот совершенный дар истинного познания был ниспослан им свыше, как хранителям заповедей Божиих, которыми они жили в твердой спасительной вере отцов.

"Тем и мы, - реченное по апостолу - толик имуще облежащь нас облак свидетелей гордость всякую отложше, и удобь обстоятельный грех, терпением да течем, на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника вере, и совершителя Icyca" (Евр. зач. 331).

Революция смела все и плохое и хорошее. Из нашей духовной и общественной жизни навсегда исчезли династии благотворителей, выше упомянутых имен. Теперь Русская Православная Старообрядческая Церковь лишилась такой мощной поддержки и оставленная на произвол судьбы государственной властью, вначале воинствующим атеизмом, а теперь демократией, влачит полунищенское существование.

Но не забыл ее Бог.

Чтобы глубже вникнуть в суть духовных сокровищ, в которых пребывало и продолжает пребывать и сохранять себя старообрядчество: «Живу же не к тому аз, но живет во мне Христос. А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившего мене, и предавшего себе по мне». (Кор. зач. 203). Поэтому надо вспомнить церковное историческое событие, которое произошло на Руси за сто лет до раскола русской православной церкви, - это «Стоглавый собор», созванный в 1551 году царем Иоанном Васильевичем Грозным, для устроения церковных дел», по настоянию митрополита Макария, одного из замечательнейших, а для того времени и образованнейших пастырей Церкви. Ни один из освященных соборов, что происходили на Руси, ни до «Стоглавого собора», ни после него, не сделал столько блага для русской церкви, сколько сделал один «Стоглавый собор». Все постановления этого собора записаны в книге «Стоглав».

Благодаря своим постановлениям значения «Стоглавого собора» чрезвычайно велико, так как им была сделана сводка всех древних русских обычаев и обрядов, свято хранимых и передаваемых русскими с древних времен. Вместе с тем на соборе русские показали, что они достаточно созрели, чтобы в церковной жизни быть независимыми от греков и освободиться от их опеки, а также, чтобы самостоятельно устраивать свою церковь.

В настоящее время в Украине-Руси нашем независимом государстве, образовалось несколько православных церквей со своими патриархами, что может быть только на радость врагам Креста Господня. Это случилось потому, что нас посетил Господь гневом своим за содеянные нами грехи тяжкие. Где раздор и нестроение, где нет мира и единения, то нужно знать, что здесь пребывает гнев Божий. И если такое разделение в православии станет усугубляться, то есть опасность, что православная церковь снидет в сектантство... Здесь и украинское православие Московского патриархата, и православие Киевского патриархата, и православная автокефалия, и русское зарубежное православие, - со своими патриархами. Затем идут как изгои старообрядцы, мало кому известные и непонятные, часто отпугивающие от себя этой непонятностью, всегда утверждающие, что именно они, их Русская Православная Старообрядческая Церковь — есть единая наследница Святой Христовой Апостольской Церкви со всеми ее догматами, правилами и уставами, которые приняла Русь при крещении от Византии.

Есть ли в настоящее время возможность приостановить этот негативный процесс и возродить в нашем отечестве единую Православную Апостольскую Кафолическую Церковь, с единым патриархом?

Господу известно! Но все же есть одно веское доказательство в пользу Православной Старообрядческой Церкви, - это «Стоглавый собор», - который стал для нашей церкви краеугольным камнем в исповедании истинной православной веры. В постановлениях этого собора отражено все то духовное богатство, чем жила и святилась в благодати Русская Православная Церковь до раскола. Насколько в прежние времена Божия благодать была действенной в ее божиих угодниках, можно судить по святым нетленным мощам, которые нынче пребывают в Киево-Печерской лавре. Их насчитывается более ста, все эти святые, жившие тогда, были двуперстниками, в пример Илья Муромец, и молились по древним уставам и книгам, по которым и теперь совершается божественная служба в Православной Старообрядческой Церкви.

Чтобы возродить в Украине-Руси единую Православную Апостольскую Кафолическую Церковь из имеющихся ныне православных патриархий, то неизбежно основанием в её архитектонике должно быть положено учение древних святых отцов, которое, как мы видим, имеются в постановлениях «Стоглавого собора». И эти постановления мы обязаны с усердием принять и повсеместно внедрять их в церковный обиход, чтобы каждый православный христианин со временем мог вжиться в эти правила всею сутью своей души. И после окончательного принятия постановлений «Стоглавого собора», уже на новом освященном соборе утвердить его, положив этим духовное основание для созидания единой Церкви, простираясь в будущее.

(В 1971 году Русская православная церковь на поместном соборе отменяет свои клятвы на старые обряды, наложенные собором 1666-67г.г. Старые обряды признаются этой церковью православными и спасительными, но возврата к ним не происходит).

Будущая церковь должна быть независимой в своем духовном служении и отделена от государства. Своими молитвами и благословением, благотворительностью и советом, она должна всячески помогать государству и не вмешиваться в его дела. Также и государство должно оберегать церковь и всячески помогать ей в её устройстве, а не диктовать свои условия по примеру Петра I, и не оставлять церковь на произвол судьбы, тогда в гармоническом единении церкви и государства откроются обширные горизонты в осуществлении намеченных целей, - в политических, экономических, духовных сферах, - и в особенности возрождения благочестия и патриотизма в нашем обществе.

Нам вместе придется потрудиться, искать правильные ответы на поставленные жизнью серьёзные вопросы, от верного ответа на которые зависит будущее Украины-Руси.

Что осталось нашему народу в наследие от воинствующего атеизма, когда русский человек принял соблазн душепагубной утопии о построении «светлого будущего» в стране? Этот соблазн поразил нашу землю эрозией неверия в Промысл Божий, из-за чего и лишился спасительной благодати Царствия небесного.

Французский поэт Пьер Жан Беранже в стихотворении, посвященном социал-утопистам, писал:

Господа, если к правде святой
Мир дороги найти не сумеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Мы грезили этим сном и наконец, с Божьей помощью началось наше пробуждение, и видим, какою ценою оно нам достается. Срам и унижение всего русского национального достоинства, везде и всюду — это расплата за поругание нами собственных национальных святынь исконно-православной русской веры: разрушение храмов, избиение священнослужителей, сожжение книг Священного Писания и честных икон. надругательства над правописанием русского языка — все это меч Божий на наши головы. Нищета и пьянство, проституция, предательство, наркомания и бандитизм, совращение малолетних в подворотнях и с экранов телевизоров — все это теперь полонило русскую землю. Когда же придет истинное духовное прозрение через долгое и тяжкое покаяние за содеянное нами нечестие перед Богом, тогда душа русского человека станет ужасаться и тужить, узнав, насколько душепагубны были соблазны безбожия. Лишь таким образом нстрезвнвшись, мы увидим и другое; что, несмотря на соблазн и прискорбные временные испытания, русская душа не погибла до конца в грехах, но провидением Божиим осталась верной своим древним православным традициям, она, как и прежде, готова облачиться во светлый образ Святой Руси.

И это истрезвление уже происходит. Беседуя при случайной встрече с незнакомыми людьми, нередко бывает, что разговор сходится к тому, что надоела всем вульгарщина, пленившая нашу жизнь, повседневно и вездесуще отравляя ее гнилыми отбросами чужеродной нам культуры. Соскучились по своем родном, национальном, что не оскорбляет русский дух. Нашему народу есть что ценить, и есть чему поучиться в своих национальных традициях и не только ему одному, но и другим народам, которые лишь только пожелают прикоснуться духом к несметным сокровищам русской культуры: в вере православной, ее предметной созерцательности; милосердной благотворительности меценатства; политике и жертвенном служении отечеству; искусстве и литературе; физической культуре и медицине; патриотизме и воинской доблести; русском праве и этике; и пр.

Всеобъемлющему развитию и независимому процветанию нашего Отечества способствовала святая Церковь. Жизнь во Христе, исполнение Евангельских заповедей, создают чудные образы добродетели, гражданской доблести и героизма. Как свидетельствует об этом русский патриот, философ Иван Ильин: «Вот она - эта удоборастворимость русской души: способность умилиться без сентиментальности; просить от всей души: закончить грешную разбойную жизнь подвижничеством; Вот она — русская воля к совершенству: способность к монашескому целомудрию, содержимому в тайне; поиски отречения и тишины; простота и естественность в геройстве; верность и стойкость перед лицом мучений и смерти; предсмертная схима русских парей... Вот оно, русское мечтание о полноте и всецелости: это всенародное христосование на Пасху; это собирание всех людей, всех сословий и всех земель русских под единую руку; эта кафоличность веры; эти юношеские грезы о безусловной справедливости; эти наивные мечты о преждевременном и непосильном братстве всех народов. Вот она - эта склонность русского народа взращивать те общественные формы, которые покоятся на братстве или зиждутся жертвою и любовью: приход, артель, землячество; монастыри; человеколюбивые учреждения, рождающиеся из жертвы; монастырский уклад, немыслимый без жертвенной любви к родине и царю...»

Что же нам остается делать, истрезвившись покаянием, уже имея чудные образы добродетели святых русских подвижников, - Возвратиться к жизни о Христе, - к исполнению евангельских заповедей; к единой Православной Кафолической Апостольской Церкви. Освободившись благочестием тяжких греховных уз и не останавливаясь на достигнутом, но ещё больше поработив себя уже добродетельными узами: молитвою и постом, верою несуменною и другою добродетелью, поучаясь всему этому в священных книгах, Каждый християнин обязан на всяком месте и на всякий день благословить своего Творца, совершенствуясь в любви. Лишь бы не соблазниться в вере православной, как прежде, но простираясь духом во грядущее, со страхом Божьим мы достигнем того, что так лелеяли и как претворяли свои желания в народной жизни миротворческой деятельностью «боголюбцы».

«Русь - не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил, и не отчаявшийся в своем призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре» (И.Ильин). Это будет обновленная Русь. Новый русский, которого мы видим сейчас и представляем, будет не в сытости плоти, а в силе духовной, - весь русский народ, пребывающий в благочестии посредством познания священных истин Православной Церкви.

И когда в грядущем, Божьим Промыслом, для вселенной откроется душа русского народа во всей её красе миротворческой деятельности, - тогда другим народам, пожелавшим жить во Христе, ничего не останется предпринять, как прийти к нам, в наше общежительство. Что бы в содружестве с нами, обновившимся духовным возрождением, они увидят процветание своей нации в благочестии и вечном спасении. И если мы православные, то обязаны всей сутью своей жизни стать примером во всей своей деятельности, для всех взирающих на нас. Такой жизни нас учит святое Евангелие. Древним христианам язычники удивлялись, - их благочестивой жизни, - и пока мы не можем стать примером для подражания, - значит, мы ещё ложные христиане и льстим себе, Но, как сказал Иван Ильин: «Не каждый человек может стать православным, православие для избранных, православие для утонченной души». Будем же всегда с опаской по евангельским заповедям измерять свою жизнь во Христе и на всякий день пребывать в молитве к Богу.

Чисты страхом Божиим Христовы церкви, славной созерцательностью древнерусских икон, чистотою и строгостью знаменного распева церковных песнопений, древними книгами дониконовской реформы, по которым ныне мы совершаем службу Богу.

Мы желаем, чтобы древнее благочестие вновь ожило в общественной жизни нашей Украины-Руси и основалось на берегах Днепра, где в граде Киеве - матери русских городов. Божьей волей свершилось святое крещение нашей земли. Все те спасительные правила и уставы святых отцов апостольской православной веры, обряды и обычаи древнего благочестия, способствующие обновлению нашей жизни, от начала пребывают непорочными в нашей Старообрядческой Православной Церкви.

Мы должны сохранить, сберечь эту Церковь, то, что осталось от наших предков, ту малую часть неоценимого, богатейшего наследия Древней Руси. И на будущее мы готовы совершать всякую благотворительность, которая будет способствовать утверждению древней Православной Христовой Веры, ставшей виновницей создания нашего славного Отечества, где воссиял целый сонм русских святых.

С возрождением древнего благочестия и наше Отечество восстанет, как пророчествовали наши предки. Вновь возродиться, возникнет как феникс из пепла, воссияет своим славным именем «Святой Руси», где нашим единением, как и прежде останется: «един Бог, едина Вера, едино Крещение... » в том было, есть и будет наше спасение.

Бог мира и любви да сохранит Вас свыше невидимою силою и даст благополучие и процветание стране нашей. Аминь.

С христианской любовью
Смиренный Савватий,
Старообрядческий Архиепископ
Киевский и Всея Украины.

samstar.ucoz.ru


Комментарии посетителей сайта «Самарское староверие»:

Владыко Святый, скажите, почему Вы называете никониан православными?
Александр_П

Зная Владыку Савватия, есть повод усомниться в том, что главный автор и редактор статьи – владыка
o_Dimitriy

Вот видите, ИринаЮ Деев нас не обманул. В реале, это будет уния и не на позициях Стоглава. Сливают РПСЦ, как Вас и предупреждали.
Евгений_Иванов

Статья занимательная, но идея о создании Единой Православной церкви в Украине-Руси утопична и в конечном итоге, принесет много вреда нашей Древлеправославной Церкви. Интересен никонианский стиль изложения мысли.
nita

Ясно одно: тот кто это состряпал- не друг РПсЦ.

Пусть владыка это прочитает и гонит такого лжепопечителя подальше. И не забудет " ложки в храме пересчитать".

Господи Исусе Христе Сыне Божии Спаси и помилуй нас грешных!
Прохожий

samstar.ucoz.ru


Обсуждение на «Независимом старообрядческом форуме»:

Не знаю как духовное вообще, а идеологическое единство с никонианами у владыки Савватия уже достигнуто, причем на никонианской идеологической основе (Ильина вон сколько цитирует вместо Святых Отцов!). Проще будет ему с ними организационно объединяться. Только в России этот номер не пройдет. Так что ждут нашу Церковь очередные потрясения ...
Философ Георгий

Проблема церковного раскола — вопрос православно - канонической юриспруденции, экклесиологии - сугубо православно - научных дисциплин. Если экклесиологию пытаются подменить дисциплинами светско - юридического -ли, гуманитарного -ли, культурологического -ли, философского -ли (и проч. ) характера, неизбежно приведёт к поиску общего между православием и ересью, Христом и велиаром, а в более простом определении - к экуменизму.

В вопросе наложения клятв на святоотеческое предание известна истина: неправедные клятвы ложатся на наложивших: «Да изыдет беззаконие его на главу его». Посему проклинающие святоотеческие уставы самоотторгаются от Церкви, уклоняясь в ересь, и чтобы вернуться к Церкви и освободиться от самоналоженных клятв требуется покаянный чиноприём, а не общие соборы, на которых еретики «снимут» свои клятвы с православных...

Владыка Савватий пишет:

«В настоящее время в Украине-Руси нашем независимом государстве, образовалось несколько православных церквей со своими патриархами....

Здесь и украинское православие Московского патриархата, и православие Киевского патриархата, и православная автокефалия, и русское зарубежное православие....»

Если православный епископ, коим является владыка Савватий, именует «православием» еретические сообщества 2-го чина, то он общается не на каноническом языке, а светском и переводит проблему церковного раскола в иные дисциплины, бессильные разрешить конфликт.... Если ересь 2-го чина «православна», то владыка ведёт речь о «едином сущностном православии (едином Теле Христове)», якобы разделившемся в себе по весьма «условным» и «отвлечённым» причинам,(«обрядам»?) - это известная экуменическая теория «разделения частей единого тела» - и предлагает единый для всех рецепт.

По — владыке Савватию, необходимо внедрение в церковный обиход постановлений Стоглава, чтобы «каждый православный христианин со временем мог вжиться в эти правила всею сутью своей души».

А затем, «на новом освященном соборе утвердить его, положив этим духовное основание для созидания единой Церкви, простираясь в будущее.» И всё. Оказывается как «просто», а святые отцы нам оставили покаяние в ереси и чиноприём.... Этого «не требуется» и владыка предлагает своё научение странное и различное от святоотеческого, забывая и нарушая Апостольское: «В научения различные и странные не вдавайся».

По - человечески владыка понятен: какой добрый человек хочет зла другим и разве не боль для христианина церковные разделения? Конечно же боль. Но, увы, лекарства от церковных разделений давно установлены, а другие Церковью не приняты, посему, христиане обязаны следовать Апостольскому: «Стойте и держитеся предания, которому научены словом или посланием нашим»

Далее владыка пишет:

«Есть ли в настоящее время возможность приостановить этот негативный процесс и возродить в нашем отечестве единую Православную Апостольскую Кафолическую Церковь, с единым патриархом? Господу известно!»

Эта возможность имела место во все века православно - церковной истории: осознавшие себя вне православия притекали из ересей к Святой Соборной и Апостольской Христовой Церкви и были принимаемы через покаянный чиноприём. Чтобы сегодня приостановить негативный процесс подмены православных понятий любыми иными, и активизировать православное сознание (не только в среде еретичествующих), необходимо православным владыкам самим общаться на каноническом языке и не предлагать нововводных рецептов, подменяя богословский диалог экумено - диалогом, не способным врачевать разделения, но лишь усугублять их... Необходимо проповедовать спасительную правду православия неустанно, постоянно, последовательно и всесторонне, используя любую предоставленную для проповеди возможность, а не подменять её экумено - пропагандой...
Леонид Якушев

Это ПРОСТО БРЕД. прочитал и ответ звездоносца Деева, звезды которого зажег Советский фонд культуры и владыкино (скорбное и тупое) интервью.... Владыка Савватий - добрый, действительно человек, и звездоносцу Дееву это нравится, а еще более прикрываться телом владыки- мол, смотрите, за меня есть подпись!

Гнать звездоносца Деева сраной метлой из староверия!
проказник

Попробую изложить краткое содержание этого творения архиепископа Савватия (или того, кто это на самом деле написал) языком, привычным для православных:

Раньше в Церкви было много богачей, которые давали попам деньги. Был знаменитый ростовщик, был знаменитый глава труппы лицедеев (носители истинного благочестия), они были щедры от своих прибытков, и попам жилось хорошо. А потом пришли проклятые безбожники и запретили ростовщичество, разогнали богачей, только лицедеев оставили. (Настоящие безумцы - как можно было запрещать ростовщичество???) Приуныли попы, стали они бедные, никому не нужные. И до сих пор они такие бедные и такие несчастные, ибо аще богатство течет - надо прилагать к нему сердце. И сегодня русский народ просто истосковался по богатству, а особенно русские попы, которые торжественно клянутся служить кесарю - но если кесарь будет их кормить (покровительствуя ростовщичеству) и защищать. А особенно должны служить кесарю иночествующие, ибо без этого нет монастырского уклада. А чтобы попы были силой, и могли дать отпор всем врагам ростовщиков и кесаря, попам нужно совокупиться объединиться. Пока мы едины - мы непобедимы. Ой, это из другой оперы.

Вот такая никонианствующая дребедень.
Философ Георгий

где-то очень близко, только надо учитывать или знать лично владыку Савватия- ЭТА ДРЕБЕДЕНЬ (все, что вы написали) ЕМУ НЕ НУЖНА. А тот, кто вложил эти слова ему в уста, тот думал, что именно это и хотел бы видеть владыка Савватий, поскольку этот-тот именно так и видит устроение РПСЦ
проказник

//starover.borda.ru/?1-1-0-00003010-000-10001-0-1252559611


Материал подготовлен редакцией портала
Современное Древлеправославие


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=382