С учреждением в 1847 г. Русской духовной миссии в Иерусалиме и
организацией в 1882 г. Православного Палестинского общества Россия
получила возможность усилить свое влияние на палестинские дела и
улучшить быт русских паломников, однако это никак не изменило ситуации
вокруг собственно Святых мест; греки очень неохотно и лишь изредка
разрешали русскому духовенству проводить в Храме Гроба Господня службы
для русских паломников на русском языке.
Волею Проведения русской церкви удалось обрести в Иерусалиме
«собственную» святыню. В 1858 г. созданный в Петербурге Палестинский
комитет приобрел участок вблизи Храма Воскресения и Гроба Господня на
улице Эль-Даббагин. Позже участок передали Палестинскому обществу, и в
1883 г. силами русских и иностранных ученых здесь провели
археологические раскопки. Их результатом стало подлинное научное
открытие. Были обнаружены остатки базилики св. равноапостольного царя
Константина и остатки городских стен, ворот и мостовой дохристианского
времени. Это оказались знаменитые Судные врата, на пороге которых
преступнику, ведомому на казнь, последний раз прочитывался смертный
приговор, и от которых дорога вела непосредственно на Голгофу. Через
этот порог переступил Спаситель, восходя на Голгофу. Таким образом, «в
русские руки попало ценнейшее место св. Града после Гроба Господня и
Голгофы, место, освященное самыми трепетными евангельскими
воспоминаниями, путь, пройденный Самим Божественным Крестоносцем»
1.
На участке, где был найден Порог Судных врат, в 1887-1891 гг. было
возведено ныне существующее здание Александровского подворья
Православного Палестинского общества. Музейно-археологическая часть, в
центре которой сохранен Порог Судных врат, располагается на нижнем,
подвальном уровне и совершенно отделена от домовой церкви во имя св.
Александра Невского, обустроенной в другой части здания и на первом
этаже. Таким образом, Порог Судных врат сохранил свое историческое
местоположение и находится вне церковного пространства синодального
храма.
Возжигание лампады на Святых местах Иерусалима исполнено глубокого
духовного и символического смысла. Особенно это чувствовали русские
паломники, преодолевавшие тяжелейший путь и оказывавшиеся в Иерусалиме
целиком во власти греческого духовенства. В обширной паломнической
литературе XI-XIX вв. мы можем обнаружить лишь единичные случаи, когда
русским паломникам было дозволено возжечь лампаду на Гробе Господнем.
Причем оба эти случая относятся к древнейшему периоду и связаны с
именами отнюдь не рядовых паломников.
Игумен Даниил, посетивший Святую Землю в начале XII в., в своем
знаменитом «Хожении» (1106-1107 гг.) рассказывает о своем горячем
желании поставить лампаду на Святом Гробе в Страстную пятницу. Ему
пришлось обратиться к светским властям, которые разрешили это сделать и
отдали соответствующее распоряжение греку - эконому и ключарю Гроба
Господня. К князю Балдуину игумен Даниил обратился со следующими
словами: «Молю тебя Бога ради и князей ради русских: повели мне, дабы я
поставил свою на Гробе Святом от всей Русской земли»
2.
Примечательно, что во второй редакции «Хожения» игумена Даниила,
созданной не позже XV в., этот текст был дополнен; древнерусский
редактор счел необходимым подчеркнуть исключительное для русского
православия и русских людей символическое значение просьбы игумена
Даниила: «...хотел бы и я поставить лампаду свою на Гробе Господнем за
всех князей наших и за всю Русскую землю, за всех христиан Руской
земли!» После Пасхи игумен Даниил забрал свою лампаду, несколько дней
горевшую на Гробе Господнем, и вместе с полученной им реликвией -
частицей Св. Гроба понес ее как «знамение святого места» в родную землю.
Живоносному Гробу Христову поклонялась и св. преподобная Евфросиния
Полоцкая (f 1173), которая, согласно ее житию, поставила при Гробе
Господнем золотое кадило и принесла многие дары церкви иерусалимской и
патриарху.
В настоящее время речь идет о помещении над Порогом Судных врат
памятной серебряной лампады с надписью «От Русской Православной
Старообрядческой Церкви». Православное Палестинское общество в
Иерусалиме - общественная (не церковная) организация, сохранившая
преемственность по отношению к дореволюционному Обществу и поныне
владеющая зданием Александровского подворья, сделала такое предложение
РПСЦ, памятуя те трагические испытания, выпавшие на долю старообрядцев
после раскола русской церкви. Рядом с лампадой предполагается поместить
табличку с надписью: «В вечную память священнопротоиерея Аввакума,
боярыни Феодосии Морозовой (во инокинях Феодоры) и всех исповедников
древлеправославной веры».
Сам по себе факт «старообрядческого» присутствия на Святой Земле имеет
большое смысловое значение как с точки зрения христианской в целом, так
и старообрядческой в частности. Оказывается, именно здесь, на
Александровском подворье, останавливались во время своего паломничества
в 1914 г. старообрядческие епископы Мелетий (Картушин) и Александр
(Богатенко). Их спутник С. И. Быстров писал: «Благодаря огромному наплыву
богомольцев к Пасхе (одних русских паломников было около 8.000 человек)
свободного помещения в русских подворьях
4 совершенно не было, но это
обстоятельство оказалось к лучшему: управляющий русским подворьем в
Иерусалиме П. И. Ряжский предложил нам устроиться на русском
Александровском подворье, находящемся близ храма Воскресения, главной
святыни Иерусалима, где находится гроб Господень, св. Голгофа и другая
святыни. Нечего и говорить о том, с какой радостью приняли мы это
предложение»
5. Епископы Мелетий и Александр осмотрели
достопримечательности Александровского подворья. «Мы и не подозревали,
- писал С. И. Быстров, - что в двух шагах от нас находятся такие
сокровища, как улица «страстного пути» и «порог судных врат», где
Христу Спасителю, осужденному на крестную смерть, пришлось выслушать
последний смертный приговор»
6. Владыки посетили и церковь на подворье:
«В верхней части храма (куда мы прошли после обзора открытых
памятников) находится древний каменный престол, сооруженный царицей
Еленой и представляющий собою почти массивный кубический камень твердой
породы. Тут же на стене стоит единственная в этом храме древняя икона
Богоматери, известная под именем «Тихвинской», довольно древняя,
относимая к XV-XVI вв.; персты благословляющей руки Младенца-Христа
сложены в двоеперстие»
7.
Неугасимая лампада, возженная над величайшей христианской святыней -
Порогом Судных врат, стала бы свидетельством глубокой памяти о всех
мучениках и исповедниках старой веры и знаком причастности
Старообрядческой Церкви к общехристианской традиции почитания Святых
Мест. Важность такого события должна найти отражение в той форме,
которую Собор РПСЦ сочтет нужным придать этому мероприятию.
Е.М.Юхименко
-
Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник
Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). М, 2005. С.
213-214. Первое издание: Белград, 1934.
-
«Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в. / Отв. ред. Г. М. Прохоров. СПб., 2007. С. 123.
-
Там же. С. 257.
-
Речь идет об обширных Русских постройках на окраине Иерусалима, где
находились выстроенные Православным Палестинским обществом гостиницы
для паломников.
-
Быстрое СИ. Путешествие по Востоку старообрядческих епископов. М: Тип. Товарищества Рябушинских, 1916. С.73-74.
-
Там же. С. 75.
- Там же. С. 75-76.