Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Что же случилось с Симеоном Дурасовым?
Дата:  19/11/2009 —  Тема:  Личное мнение
Очень многих верующих нашей Церкви потрясло известие, что известный церковный деятель и писатель священноинок Симеон (Дурасов) публично объявил о снятии с себя священного сана, отказа от иноческого пострига в связи с тем, что он «встретил женщину, которую полюбил». Поэтому стоит вспомнить об обстоятельствах его предшествующей семейной и иноческой жизни.
Сергей Дурасов, будучи студентом исторического факультета МГУ, в середине 80-х годов присоединился к старообрядчеству.

С конца 80-х – уставщик старообрядческого храма Рождества Христова в поселке Большие Дворы Московской области.

Обстоятельства его личной жизни в это время стали запутанными, так как он начал вести совместную жизнь с одинокой прихожанкой с Рогожской, которая была его старше на 15 лет. Оба уверяли, что в их отношениях не было физической близости, а только «духовная дружба». Возможно, так оно и было. Во всяком случае, м. Алимпий (Гусев) через несколько лет поставил Сергея Дурасова в священники. Но все местные жители вокруг того храма, в котором он служил уставщиком, считали эту женщину его женой.

В любом случае, это было прямым нарушением церковных правил:

- «Ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону, и вообще никому из находящихся в клире не позволено иметь сожительствующую в доме жену, разве матерь, или сестру, или тетку, или те токмо лица, которые чужды всякого подозрения (3 пр. св. Всел. I Собора Никейского)».

- «О состоящих в клире правила положены безразлично. Оне повелевают определяти падшим единое наказание, извержение от служения, находится ли они в степени священства, или проходят служение, не имеющее рукоположение священства (Васил. 51)».

Потом Сергей Дурасов понял, что такое неопределённое семейное положение не позволит ему стать священником. Он энергично отправил свою сожительницу подальше от себя, в Одесскую область, а сам вскоре сочетался честным браком с молодой девицей – старообрядкой из Белоруссии. Правда, после свадьбы выяснилось, что его жена страдает эпилепсией – последствие полученной в юности травмы. О том, что у неё была предшественница, она не знала. Её очень удивляло то обстоятельство, что когда они с Сергеем появлялись «на людях» в Андроново и Больших Дворах, их сопровождали какие-то ухмылки. Местные жители понимали просто – церковный дьячок отправил старую жену подальше, а сам взял себе молодую.

Когда же, после посещения Рогожской, жену Сергея Дурасова «просветили» насчёт всех предшествующих обстоятельств, она категорически отказалась ехать с мужем в Большие Дворы. Поскольку это было в субботу днём, Сергей уехал в храм на службу один. В его отсутствие у жены случился эпилептический припадок, и она умерла, задохнувшись. Так Сергей Дурасов стал вдовцом, пожив со своей женой только месяц. Это случилось в конце 1993 или начале 1994 года.

С 1995 года Сергей Дурасов — священник старообрядческого храма Рождества Христова в поселке Большие Дворы Московской области.

В апреле 2003 года он, в тайне от священноначалия, постригается в иноки от иеромонаха Антония, заштатного инока Владимирской епархии РПЦ МП.

Если бы такая история произошла в XIX веке, то он, несомненно, был бы извержен из сана. Известна история со Спиридонием (Говядиным), которого в феврале 1853 года митр. Кирилл (Тимофеев) посвятил в епископы Новозыбковские Древлеправославной Церкви Христовой (белокриницкой иерархии). Когда выяснилось, что на исповеди Спиридоний утаил, что был прострижен в иноки в единоверческом монастыре, то его хиротонию объявили недействительной в связи с обманом и вероотступничеством.

Не признавал действительность этого пострига и местный архиерей РПЦ МП, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), так как при этом нарушались правила:

- «Если кто будет усмотрен постригающим кого-либо не в присутствии игумена, долженствующего принять его в послушание, то сам он извержется, а постриженный да будет предан епископом на послушание в монастырь (2 пр. св. Собора Константинопольского во храме св. Апостол)»,

- «Каждый монашествующий должен подчиняться епископу и не оставлять своего монастыря без позволения от епископа (4 пр. св. Собора Константинопольского во храме св. Апостол)».

Во время визита делегации Браиловской митрополии в Москву, который состоялся 17-22 октября 2003 г., о. Симеон, представив себя, как «жертву гонений», уговорил м. Леонтия тайно присоединить себя к старообрядчеству. Этим подтверждается, что и сам Симеон (Дурасов), и митрополит Леонтий постриг у никонианского клирика расценивали именно как переход в никонианство, после которого необходим чин приёма. Произошло это на Рогожском посёлке, в гостинице для приезжих, в нескольких десятках метров от резиденции м. Алимпия и без его ведома.

Нарушены правила:

- «Дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его, или его предшественников (8 пр. св. Всел. III Собора Ефесского)»,

- «Аще кто из клира, или мирянин, отлученый от общения Церковного, или недостойный приятия в клир, отшед, во ином граде (примеч. – то есть от иного, не своего епископа) принят будет без предстательной граматы: да будет отлучён и приявший и приятый (12 пр. св. Апостол, 15 и 16 пр. св. Апостол)»,

- «Аще который епископ, или пресвитер, приимет в общение праведно изверженных за свои преступления из Церкви: да будет и сам повинен осуждению, с уклоняющимися от правильного приговора своего Епископа (Карф. 10, 11)»

Собор РПСЦ, состоявшийся в Москве 9-11 февраля 2004 г. принимает решение:

«14. О священноиноке Симеоне (Дурасове)

14.1. Принять в церковное общение священноинока Симеона (Дурасова) в сущем сане».

При этом на сомнительное пострижение и на совершённое вопреки правилам присоединение к старообрядчеству просто закрыли глаза «ради мира церковного». Дальнейшее развитие событий показало, что это была ошибка.

Вскоре началось распространение «Открытого письма» О. Симеона, в котором он высказывал мысль, наша Церковь, а так же Новозыбковская старообрядческая архиепископия, а так же РПЦ МП и все восточные так называемые «православные» патриархаты составляют единую истинную Церковь Христову, и церковные таинства у всех них действительны и спасительны.

Если становилось известно, что на Освященном Соборе РПСЦ собираются поднимать вопрос о взглядах о. Симеона, то он на этот Собор вовсе не являлся или незаметно исчезал накануне рассмотрения его вопроса.

При этом распространение «Открытых писем» продолжалось. На Освященном Соборе Русской Православной старообрядческой Церкви 2005 г., состоявшемся в Москве 18-22 октября 2005 г., в отсутствие трижды вызываемого и не прибывшего по своему обычаю о. Симеона было принято решение:

«11. Об «Открытом письме» священноинока Симеона (Дурасова).

11.1. Учение священноинока Симеона (Дурасова) о наличии спасительной благодати в обществах еретиков 2 и 3 чина, содержащееся в его письмах и статьях, осудить как еретическое.

11.2. Священноиноку Симеону, как не внявшему увещаниям Церкви, и не подчинившемуся Освященному Собору, призывавшего его к ответу, запретить всякое священнодействие до полного раскаяния. Призвать священноинока Симеона к покаянию и послушанию Церкви.

Впрочем, о. Симеон не подчинился соборному запрещению. «Я прошу простить меня в том, что я нарушал наложенное на меня собором 2005 года запрещение и дерзал служить литургию и совершать требы» - писал он в «Покаянном письме», зачитанном на Соборе РПСЦ в Москве 16-19 октября 2007 г.

Нарушены правила:

- «Совершающий церковные дела без воли епископа да будет анафема (7 пр. св. Пом. Собора Гангрского)»,

- «Аще который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрание творити будет, и олтарь иный водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен яко любоначальный (31 пр. св. Апостол)»,

- «Аще который пресвитер, презрев своего Епископа, отлучит сам себя от Церкви, и начнет творити особые собрания и поставит жертвенник: таковый да будет совершенно извержен из своего чина (5 пр. Антиохийск.)»,

- «Отлученный за свое небрежение от общения кто бы то не было из клира, во время отлучения своего, прежде выслушивания оправдания его, дерзающий приступати к общению, признается произнесшим сам на себя приговор осуждения (38 пр. Карфагенск.)».

На Соборе РПСЦ 2007 года, хотя по правилам о. Симеон однозначно должен быть извержен из священного сана, его простили. «По этому вопросу слово взял о. Леонтий Пименов и сказал, что "священноинок Симеон очень умный и образованный человек" и может принести большую пользу Церкви и поэтому его необходимо не извергать из сана, а наоборот разрешить ему священнослужение и что он может быть советником митрополита. Это решение было поддержано большинством голосов».

Воодушевлённый такой поддержкой, о. Симеон (Дурасов) вовсю продолжал пропагандировать свои экуменические взгляды в статьях, письмах, художественных литературных произведениях. Суть его взглядов проста. Поскольку «простые люди» мало разбираются в различии между религиозными исповеданиями, а среди никониан, католиков, монофизитов и даже мусульман есть немало порядочных, искренне верующих людей, то их этого факта о. Симеон делал вывод, что главное для спасения – субъективная личная вера, личное благочестие, спасение доступно всем «верующим в единого Бога», независимо от их конфессиональной принадлежности.

Впрочем, с некоторыми высказываниями о. Симеона можно согласиться. Он подвергал справедливой критике духовное омертвение и формализм, широко распространенные среди так называемых «потомственных», «маститых» старообрядцев. Но из этого он делал ложный вывод, что к духовному омертвению ведет само соблюдение церковных догматов и правил, которое убивает «любовь к остальным людям».

Подобные взгляды очень широко распространены в наше время как среди «простого народа», так и среди утонченных интеллигентов. Неудивительно, что и внутри РПСЦ о. Симеон имел какое-то количество фанатичных последователей, которые всех, несогласных с его взглядами, считали невежественным «быдлом».

Определённый успех в распространении о. Симеоном своих взглядов, а так же то, что все нарушения правил оставались для него без последствий, вскружили несчастному голову. Он явно начал ощущать свое особое «избранничество». Говорят, что ему являлись «Христос», «Богородица» и утверждали его в следовании по выбранному пути.

И неожиданно на «Независимом старообрядческом форуме» 13 ноября 2009 года появилась новость:

«Из Андроново пришло известие, что священноинок Симеон попрощался со своей паствой объявив, что женится. Его избранница женщина 40 лет, которая была замужем за мусульманином и имеет 5 детей. Проживает она во Франции».

«Спросите прихожан Андроново, и они Вам скажут, что на Казанскую 4 ноября С. Дурасов попрощался с приходом».

Многие, в том числе и несогласные со взглядами С, Дурасова, не хотели в это верить: «Если это и шутка, то очень удачная», «Может все это - ложная информация...? Сайт о.Симеон обновил 10 ноября 2009 г.», «Так правда и ли нет все то, что на этом форуме писалось о священноиноке Симеоне несколько дней назад? Все это - грязная клевета на батюшку?».

Но, к сожалению, стали поступать сведения, что «это проверенная информация, подтверждённая, в том числе и его отцом».

Появились мнения, что за этим стоит какая-то уловка: «А может быть он и не собирается, а пугает руководство, мол вот женюсь. Это же типичный слив. Припоминаю, что и попом он стал таким же способом, попугал м. Алимпия, что распишется с разведенной, ну а потом мы все узнали, что в РПСЦ появился о.Сергий. Метод у него такой...», «Я вот чего братия моя подумал. Надоело Сергию в Андроново своем сидеть, высоты полета душа просит. Мне кажется это его очередная фикция, получить гражданство Франции,и уйти в католический монастырь,который восточного обряда. Там его взгляды будут востребованы. Ну не поверю я, что он, прослужив столько БОГУ! сменил это на 40-летнюю женщину. Не верю! А вот уйти красиво из РПСЦ у него получилось. Так дела только в ГРУ делаются. Потом к ордену за такие партии разыгранные. Интересно, кому это выгодно?».

Со стороны фанатичных поклонников С. Дурасова были попытки оправдать этот его поступок: «Разочарование в РПСЦ видно давно в работах о. Симеона. Во всех его статьях был немой вопрос: "Если наша Церковь истинная то почему наблюдается такое оскудение церковных институтов, интеллектуальное мракобесие, маразм власть предержащих?"». «Все ждали, что в МП уйдёт, вот радости бы было. А он взял и свинью гриппозную подложил всем ревнителям из ДЦХ и прочим. Кого теперь пинать за неправильную экклезиологию будем?! Симеон! Одумайся! Вернись! Ты объединял в едином порыве ненависти к тебе стольких разных людей от мирян до священников!» «Я тоже так считаю и имел честь поздравить Сергея Владимировича с окончанием 20-ти летнего пребывания в удивительной структуре под названием РПсЦ и возвращением в нормальную человеческую жизнь со своими радостями, горестями, проблемами и удачами, где никакой идиот не стоит над душой и не проверяет каждую буковку на ереси». «Мне кажется, что просто надоело человеку в 46 лет быть мальчиком для битья, когда каждая собака каждый борец за чистоту рядов склоняет твоё имя, надоело постоянно доказывать что ты не верблюд, и захотелось простого человеческого счастья. А счастье - это когда тебя понимают».

Но многие были с этим не согласны: «Поскольку его склоняют не за поповские дела, а за его взгляды, которые он сам стал распространять, никто его к этому не приневоливал. Не хотел бы быть склоняемым, не писал бы «Открытых писем», которые, кстати обсуждались собором. Его «Хождение в италийскую землю», там всё та же экуменическая тема, а есть и другие тексты, например о латинских святых, да мало ли чего ещё. Да вы же его сами лучше меня знаете, вы что же, сами себя хотите обмануть? При этом я не осуждаю Сергея за его взгляды, я осуждал о.Сергия, а Серёжа (уважаемый Сергей Владимирович) пусть верит хоть в маленьких зеленых человечков, это его законное право».

Впрочем, уход С. Дурасова сам по себе не закрывает проблему его ложных учений: «Вопрос к РПСЦ. "Хождение священноинока Симеона в землю Италийскую" теперь -Ваше навсегда, пока не покаетесь. Потому что теперь, абсолютно точно известно, он - вероотступник (и был им и раньше). А суть его вероотступничества - в этой вещице. И он свое вероучение, отнюдь не скрывал, и все о нем знали. И Вы вероотступника не запретили и не извергли, а теперь, увы, - поезд ушел во Францию. А его ересь (хождение) осталось с Вами. Потому что Вы и запрещение с него сняли и извергать не собирались, значит, в принципе, не возражали против учения, причём на уровне Собора. Так как Собор не наказал Симеона, он предоставил это право другим (сообщникам Симеона). Поэтому окончательное решение было известно заранее - Симеона не трогать. Симеон то Вас бросил, а вот сообщники его с Вами остались (в том числе и м. Корнилий). С чем Вас и поздравляем».

Кроме того, писали, что о. Симеон (Дурасов) постригал в своё время в иноки нынешнего м. Корнилия: «Интересный митрополит получается, постригал о. Симеон Дурасов, в хиротонии участвовал еп. Герман. Оба ныне вроде как уже "в отставку" вышли».

Многие видели в случившемся грозное и трагическое предостережение: «Задействованы какие-то нам непонятные духовные сферы. А так конечно удивительно». «Довольно печально. На самом деле выбор монашеского пути может быть один раз в жизни. Другого пути после этого уже не может быть. Если это действительно правда то о.Симеону можно только посочувствовать. Это как с браком в миру. Жениться можно только раз. А монашество - это гораздо серьезнее. И хотя я единоверец РПЦ МП, все-таки жаль этого иеромонаха РПСЦ». «Дурасов произвел на свет "курс", постригшись аналогичным образом. Очень может быть, что резонанс от его ухода вернет всё на круги своя. Его постриг - по-любому, фикция. О которой нам врали митрополиты. А из сана давно пора. Цепляться за РПСЦ и Россию, в нынешней ситуации, - глупо». «О. Симеон никогда монахом не был. Да, воздерживался. Да, вел монашеский образ жизни. Но монашеского сана на нем не было. Было шутовство и скоморошество, в котором приняли участие Митрополиты». «Некрасивой являлась ситуация с постригом. Когда он точно так же бросил приход. Предал своего Владыку. Некрасивыми были рассуждения о необходимости интегрироваться в путинскую Россию. А признание духовного банкротства - это всегда "в плюс". Пусть и не через покаяние, так через отступление и прекращение своей деятельности».

И, подобно гвоздям, забиваемым в крышку гроба, звучит высказывание: «Не стоит здесь искать какую-то глубокую подноготную. Случилось то, что вполне могло случиться. Или более точнее - должно случиться. Как говорят, если бы этого не было на самом деле, это надо было придумать...Действительно, информация балансирует на грани "реализма фантастики"...Но к фантастике следовало привыкать ранее: его запрещали в служении - он продолжал безнаказанно "служить"...его вызывали для разборок на соборы - он безнаказанно не являлся...; его осудили за пропаганду экуменизма - он продолжал её, оставаясь в сане...Так фантастика стала правдой: если люди не применяют Богом данный закон, тогда Он Сам вмешивается и наводит порядок над беззаконником - позорно лишая его остатков разума: весь цинизм над верой Дурасова не мог увенчаться более срамно, причём собственноручно: это напоминает самоповешение Иуды...»

Впрочем, считать, что «проблема Сергея (Симеона) Дурасова» для нашей Церкви закрыта, преждевременно. Вполне можно согласиться с мнением, высказанным в своём интервью А. Езеровым: «Не будет ли попыток вменить этот поступок С. Дурасов «яко не бывшим? - Такую возможность нельзя исключить. Заметим, что уже сейчас ясно: Митрополия явно не спешить запрещать о. С. Дурасова в священнослужении. Вопрос же об извержении его из священного сана вообще пока не стоит на повестке дня. Думаю, что даже и не будет стоять. Отсутствует вообще какая-либо официальная реакция на событие. Церковной общественности приходится довольствоваться слухами. Кроме устного заявления, сделанного в Андроново, нет никаких других разъяснений и от самого С. Дурасова. Поэтому могут быть попытки, в случае, если С. Дурасов «передумает» жениться, сделать вид, что ничего не произошло».

Поживём - увидим.


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=419