Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
От «старообрядного направления» ожидают «добрых плодов»
Дата:  17/02/2010 —  Тема:  Общественно-политический взгляд
28 января 2010 года в ходе XVIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось заседание секции «Старый обряд в жизни РПЦ: прошлое и настоящее». Эти заседания стали традиционными, они проходят уже в течение восьми последних лет, их организатором является Комиссия при ОВЦС по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством. Темой докладов являются вопросы, связанные со спецификой старого и нового обряда, древнерусского знаменного пения, историей и сегодняшним днём единоверия и старообрядчества, проблемы и перспективы современного существования единоверческих приходов РПЦ МП.
Надо отметить, что активизация научных и организационных мероприятий на «старообрядном», «единоверческом» направлении вызвана появлением у руководства РПЦ МП, прежде всего у бывшего главы ОВЦС, митрополита, а ныне патриарха Кирилла (Гундяева), определённых надежд и планов на «уврачевание раскола старообрядчества» и присоединение «раскольников» к «Православной Церкви».

Во вступительном слове епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий выразил удовлетворение тем, что на протяжения последних лет проведение таких конференций стало традиционным. По его словам, они уже принесли немалые плоды. Например, заметно выросло число единоверческих приходов, в Нижегородской семинарии стало изучаться древнерусское знаменное пение, каноническая иконопись и т. д. «Но мы ждём и иных добрых плодов от работы этой секции» - заявил епископ Георгий, не уточнив при этом, что это за ожидаемые «добрые плоды».

Протоиерей Георгий Крылов, кандидат богословия, настоятель храма Новомученников и исповедников Российских в Строгино г. Москвы, выступил с очень содержательным докладом на тему «Книжная справа Типикона в XVII веке». Согласно его выступлению, подготовленное в 1610 году преподобным Дионисием Радонежским и справщиком Логгиным первое печатное издание богослужебного Устава (Око Церковное или Типикон) было в 1633 году отредактировано, заново скомпоновано и стала своего рода шедевром древнерусского книгоиздания. На Украине в это время печатных Типиконов вообще не было, греческая богослужебная практика была гораздо беднее московской, греческие уставы были очень тоненькими. В то же время московское издание Типикона (Ока Церковного) 1633 года фиксировало идеальную церковную службу, обобщило огромный русский богослужебный опыт, так как включило в себя множество глав русского происхождения и, наряду с этим, было очень удобно для практического использования. Именно это издание до сего дня используется старообрядцами.

Новое, «послениконовское» издание Типикона 1682 года, которое стало основой для всех последующих новообрядческих изданий, по мнению протоиерея Георгия было гораздо менее удачным. Хотя при его редактировании провозглашалось использование «древних харатийных» рукописей, на деле пользовались новыми греческими печатными источниками. Не было последовательного соотнесения ни с современными греческими, ни со старинными греческими и славянскими источниками. Сокращая новый Типикон, в первую очередь руководствовались стремлением уменьшить его объём и удешевить издание. В результате книга стала несистематической, неудобной для практического церковного использования, и реальная церковная жизнь оторвалась от Типикона, стала полностью определяться настоятелем и вкусами прихожан. В некоторых сельских и купеческо-мещанских храмах городского посада прихожане и священство тяготели к истовому уставному богослужению, вплоть до филостарообрядчества. В то же время в дворянско-интеллигентских городских приходах это привело к очевидному литургическому обновленчеству, сокращению и упрощению богослужения до полутора - двух часов, его интернационализации, адаптации к барочной культуре, к условиям бытования новообрядческой церкви в складывающемся светском государстве. Надо признать, отметил о. Георгий, что практически по Типикону никто не служит, его правка, как и все богослужебные реформы середины XVII века, была крайне неудачной. В завершении доклада о. Георгий высказал мнение, что вполне оправдано ставить вопрос о возвращение дониконовского издания Типикона в богослужебную практику РПЦ.

Священник Иоанн Миролюбов, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, в своём докладе  рассказал о епископе Никифоре Феотоки, греке по национальности, который, являясь архиереем новообрядческой великорусской синодальной церкви, стоял у истоков так называемого единоверия. Этот доклад составляет часть той большой работы по сбору исторического материала о прошлом единоверия, осмыслению его современного существования и перспектив развития в будущем, которую о. Иоанн осуществляет в последние годы с целью своего рода моральной и исторической реабилитации единоверия внутри РПЦ МП. Необходимость этого вызвана тем, что среди «православных» сохраняется традиционно подозрительное отношение к единоверию и ко всей дониконовской церковной традиции как к «раскольничьему мудрованию», и это мешает осуществлению тех амбициозных проектов по «уврачеванию старообрядческого раскола», которые в последние годы курирует о. Иоанн.
Ту же задачу преследовал и доклад священника Евгения Саранча, клирика единоверческого храма села Михайловская Слобода Московской епархии. Он рассказал о двух видных представителях казачьего единоверческого рода Сафоновых, Илье Ивановиче Сафонове (1825— 1896), казачьем генерале, участнике многих военных компаний на Кавказе, и об его сыне, Василие Ильиче Сафонове (1852-1918), знаменитом русском пианисте, дирижёре, педагоге, с деятельностью которого связан расцвет Московской консерватории в конце XIX – начале XX века. Докладчик подчеркнул, что оба Сафоновых были твердыми, убеждёнными единоверцами. Правда, он не упомянул о третьей вошедшей в истории представительнице рода Сафоновых, Анне Васильевне Тимереевой (в девичестве Сафоновой) (1893-1975), театральной художнице, которая в годы Гражданской войны «стала любимой женщиной адмирала Колчака».

Диакон Максим Плякин, клирик храма Рождества Христова в г. Саратове, ознакомил участников слушаний с очень интересным и содержательным докладом на тему «Старообрядческое богослужебное творчество».  Несмотря на то, что староверие принципиально законсервировало старорусскую богослужебную традицию середины XVII века, тем не менее, в старообрядческой среде создавались новые, оригинальные богослужебные тексты. В XVIII веке службы мученикам и исповедникам староверия создавались книжниками Выговской пустыни, в начале XX века белокриницкими поповцами были написаны службы всем страдальцам за древнее благочестие и наиболее известным из них – Аввакуму, Павлу Коломенскому, Феодосье Морозовой и Соловецким мученикам середины XVII века. В Русской Православной Старообрядческой церкви создаются оригинальные богослужебные тексты и в наше время – например, канон Амвросию Белокриницкому, Константину и Аркадию Шамарским. В то же время, по словам докладчика, складывается впечатление, что написанием новых богослужебных текстов в РПСЦ сегодня занимаются всего лишь два человека – о. Симеон Дурасов и Дмитрий Урушев. Систематической работы по созданию новых богослужебных текстов и введению их в богослужебный оборот не ведется. Та же картина наблюдается и у единоверцев. Правда, по словам о. дьякона Максима, службы Серафиму Саровскому и Иоанну Кронштадскому, составленные единоверческими авторами в 20-е годы XX века, в единоверии не прижились, зато вошли в богослужебную практику новообрядческих приходов.

Выступление Дугина Александра Гельевича, профессора, руководителя Центра Консервативных исследований, было посвящено той главной, по мнению докладчика, причине, которая разделяет старообрядцев и послениконовскую государственную церковь. А. Г. Дугин выразил убеждённость, что догматические истины православия полностью раскрыты во время Вселенских Соборов. В то же время эклезиологии, учение о Церкви, по его мнению, продолжает развиваться.

Согласно мнению докладчика, первый этап исторического бытия православия – время мучеников, на крови и подвиге которых возрастала Церковь.

Второй этап – имперский период, удерживание, заточение сатаны на 1000 лет под пятой Церкви. В отличие от католиков и протестантов, которые ждут этого 1000-летнего периода в будущем (хилиазм), православие отождествляет его с прошлым, с византийской империей.

Учение московских книжников «Москва – Третий Рим» выражало уверенность, что роль «удерживающего», последнего православного тысячелетнего царства после падения Византии перешла к Московскому государству, а конец света отложился за твердое стояние «московитов» в истинной вере.
Третий период – апостасия, когда христианская община существует в условиях мира, отпадшего от Христа или его подменившего.

После реформ патриарха Никона, которые проводились под благовидным предлогом усилении имперской мощи России, старообрядцы с середины XVII века живут в мире жесткой апостасии. «Это и является главной причиной наших разделений, а вовсе не обряды» - отметил А. Г. Дугин. Но в то же время, сказал докладчик, и многие деятели новообрядческой церкви – Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадский тоже считали, что живут во время апостасии. Отсутствовала только жесткая линия разделения – антихрист «близ есть при дверех», но грань размыта.

Когда в начале атеистических гонений 20-х годов XX века становление советского режима стало многими новообрядцами восприниматься как такая видимая апокалиптическая грань, возник проект Филиппа Маркова и еп. Андрея Ухтомского об объединения старообрядцев и новообрядцев в «единую святорусскую церковь» для противостояния «антихристу» в лице большевизма. Никаких реальных результатов этот экстравагантный проект не дал.

«Сегодня мы находимся в интересных исторических условиях» – отметил А. Г. Дугин. «Сейчас в обстановке полной свободы мы можем обсуждать любые религиозные вопросы, даже те, которые нельзя было обсуждать в Российской империи накануне революции. Но каково сейчас положение Русской Православной Церкви в смысле эклезиологии, какова её идентичность? В каком из вышеназванных трёх периодов мы сейчас находимся - во втором периоде православного государства или в третьем периоде апостасии? Является ли нынешняя свобода полноценной или это только видимость, подмена, симулякр? Является ли подлинным, выстраданным возвращение нашего народа ко Христу? Эти вопросы с повестки дня не сняты».

В завершение своего выступления А. Г. Дугин высказал убеждённость, что древнерусский старый церковный обряд даёт возможность жить, молиться по-старорусски, вернуться к своим корням. Так же он напомнил слова бывшего главы ОВЦС митрополита, а ныне патриарха Кирилла: «Старый обряд – вторая половина нашей традиции».

Игумен Кирилл Сахаров, настоятель старообрядного прихода в составе РПЦ МП храма святителя Николы на Берсеневке, в своём выступлении рассказал о своей поездке летом прошлого года в Черногорию. «В этой поездке - сказал о. Кирилл, - многое вызывало восхищение, но многое и недоумение». Ему очень понравились старинные фрески, многие их которых были с двуперстием, аскетичное церковное пение старинных балканских распевов. В богослужебных чинах он тоже обнаружил остатки древневизантийской, старообрядческой практики. О. Кирилл перечислил некоторые элементы сербского богослужения, соответствующие древнерусским: пение «Достойно и праведно» на литургии, «Исус» с одним «И», в Символе веры «рождена, а не сотворена» и т. д. Но в целом память о бытовании того чина, который сохранили русские старообрядцы и который в древности существовал также и в Греции, и у славян на Балканах, полностью утрачена. «Когда я с сопровождающими членами нашего прихода совершил молебен по древнерусскому, дониконовскому чину в Цетинском монастыре перед десницей святого Иоанна Предотечи, - сообщил о. Кирилл, - сербские монахи были в полном недоумении, древнерусский чин им совершенно неизвестен».
Он сказал ещё о некоторых странных для него церковных порядках – перед литургией полностью отсутствует чтение часов, литургию служат на одной просфоре с пятью печатями, на литургии перед причастием в чашу высыпают вынутые из просфор за живых и умерших частички и причащают не только частицами агнца, но и этими частицами и т. д.

До второй мировой войны у сербов было только погружательное крещение, сейчас преобладает обливательное. На современных фресках, хотя бы и написанных в византийском стиле, нет стилистического единства, святые изображаются то с двуперстным благословением, то с имянословным.

По словам о. Кирилла, среди сербского духовенства есть свои церковные либералы и консерваторы. Либералами обычно являются клирики, учившиеся в Греции, консерваторами – учившиеся в России.

Последним на секции было выступление Знатнова Александра Викторовича, историка и публициста. Он напомнил, что существует немало укоренившихся «черных мифов» о старообрядчестве. Например, что двуперстие идёт от армян, что старообрядцы встречали Наполеона хлебом-солью, что на деньги старообрядческих миллионеров делалась революция, что в ЧК большинство составляли не евреи, латыши и китайцы, а староверы и т. д.

Одним из таких мифов, который, по словам А. В. Знатнова, в последние годы тиражируется в исторической литературе, является утверждение, что изъятие церковных ценностей 20-х годов XX века не коснулось староверов якобы из-за особой симпатии к ним В. Д. Бонч-Бруевича.

На самом деле знакомство с архивными документами показывает, сообщил А. В. Знатнов, что только из храмов Рогожского поселка было изъято около двух тонн серебра, что в 2 раза больше, чем было изъято из Храма Христа Спасителя, в 2 раза больше, чем было изъято из Алексеевского монастыря, в 3 раза больше, чем было изъято из Даниловского монастыря и т. д. Из остальных храмов белокриницкого согласия только в Москве было изъято ещё 532 килограмма серебра. В ходе компании по изъятию церковных ценностей были конфискованы накопления, сделанные несколькими поколениями староверов. Вывезены не только драгоценные украшения икон и богослужебная утварь, но и все колокола, древние книги, антикварные предметы, конфискованы церковные капиталы, недвижимость, земельные участки и т. д. «Общая сумма конфискованного тогда у староверов не поддаётся учету, но может быть оценена не меньше чем в несколько миллиардов современных рублей. Об этом необходимо помнить, особенно в наши дни, когда правительство России инициировало вопрос о возвращении РПЦ МП конфискованного после революции имущества» - сделал вывод А. В. Знатнов.

На этом работа секции завершила работу, и ведущий, о. Иоанн Миролюбов предупредил, что завтра, 29 января 2010 года, в конференц-зале Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове состоится круглый стол на тему «Старообрядные приходы в РПЦ». При этом о. Иоанн напомнил, что на круглый стол будут допущены только представители единоверческих приходов, а старообрядцы допускаться не будут.

Это вызвало недоумение у присутствующих на слушаниях старообрядцев, так как в последние годы неоднократно приходилось слышать о том, что имеет место «сближение» старообрядцев и РПЦ, что единоверческие приходы должны послужить делу мира и взаимопонимания со старообрядчеством. Подобное ограничение невольно наводит на мысли, что на закрытом круглом столе будут обсуждать планы экспансии против старообрядчества, работу с «агентами влияния» в старообрядческой среде и т. д.
 
Влас Логинов
 
http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=75956&topic=76


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=446