Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
За нашу Победу!
Дата:  05/05/2010 —  Тема:  Личное мнение
Интервью с А. Езеровым

Поскольку старообрядцы живут не в «безвоздушном пространстве», а являются гражданами своей исторической Родины – Святой Руси, а так же целого ряда современных государств – РФ, Украины, Белоруссии, Молдавии, Приднестровья (ПМР), Румынии, Латвии, Италии и других, то, как утверждают старообрядческие архипастыри в своих посланиях и обращениях, они, как правило, являются «патриотами своего земного Отечества». А будучи верующими истинно-православными людьми, они не могут быть равнодушны к событиям, затрагивающим, порой, жизни миллионов их соотечественников и сотни тысяч их единоверцев.
Среди важных событий нашей отечественной истории особое, исключительное и величайшее место принадлежит Великой Отечественной войне. Невозможно игнорировать или как-то обойти эту тему.
 
С ней так же связаны многие другие исторические темы, до сих пор являющиеся предметом спора и пререканий – такие, как роль и значения Сталина, советско-польские взаимоотношения и т. д.
 
Поэтому нам необходимо осмыслить эти события и процессы не только с политической и исторической точки зрения, но и постараться понять их духовно-нравственный смысл.
 
Вопрос: Как Вы считаете, является ли нынешняя антисталинская компания  спонтанной или же она есть часть какого-то проекта?
 
Ответ:  Несомненно, нынешний этап этой компании, начавшийся год назад с известного интервью архиепископа, а ныне митрополита РПЦ МП Иллариона (Алфеева), представляется далеко не случайным («если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно»). Зададимся вопросом, кому и зачем это нужно, а затем какой у этого историософский и духовный смысл.
 
После Второй Мировой войны сложилась политическая реальность, которую принято называть «послепостдамским миром». Даже известная Фултонская речь Черчилля, положившая начало «холодной войне» не отменила эту реальность.

Деконструкция и демонтаж СССР и Варшавского договора «де-факто» эту реальность изменили и отменили «послепостдамский мир». Но «де-юре» он, этот мир, основанный на итогах Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций союзников, на Нюренбергском процессе и, собственно, итогах войны, продолжает как бы существовать.
 
Для того, что бы окончательно аннулировать эти итоги, необходимо отменить их и «де-юре». А для того, что бы их, по-возможности, безболезненно подвергнуть ревизии и отменить, необходимо на первом этапе их дискредитировать.
 
Посудите сами – что это за «Великая Победа», кого над кем, когда «выходит», что один, едва ли не более кровожадный тиран победил другого, пусть тоже кровожадного тирана, когда одна система террора оказалась сильнее и эффектней другой системы террора.
 
Естественно, это как бы «обнуляет» нравственное значение нашей Победы.
 
Именно поэтому, кстати, о. Георгий Митрофанов и другие пропагандисты пытаются всеми правдами и неправдами обелить Генерала Власова и власовское движение как общественно-историческое явление.
 
Не то, чтобы Иларион (Алфеев) и Георгий Митрофанов сами это «изобрели» и «выдумали». В озвученных ими темах, разумеется, выражены интересы достаточно серьезных и влиятельных сил. Другое дело, что эти интересы оказались созвучны собственным интересам РПЦ МП.
 

Последние два десятилетия сложилась парадоксальная ситуация, когда великое историческое и геополитическое поражение русского народа и России одновременно создало весьма благоприятные условия для роста и усиления влияния Московского Патриархата. Это и создаёт психологические предпосылки  для своего рода «церковной власовщины», смысл которого можно выразить так: «пусть погибаёт Родина, лишь бы Церкви было хорошо», «Хоть с Гитлером, лишь бы Церковь процветала». Похоже, что эти настроения, может быть и неосознанно, отразились и в популярном сегодня кинофильме «Поп».
 
Трагически погибший небезызвестный никонианский миссионер о. Даниил Сысоев даже сочинил целую антипатриотическую концепцию так называемой уранополитики - «у православного христианина может быть только Небесное Отечество, а привязанность к земному Отечеству мешает войти в Царство Божие».
 
При этом мало кто из шустрых церковных политиканов и миссионеров осознаёт, что в долгосрочной перспективе гибель России (Святой Руси) и торжество «Нового мирового порядка» не оставляет никаких перспектив для православия.
 
И именно с такой точки зрения надо осмыслять трагические события истории России в XX веке, значение Великой Отечественной Войны и роль в ней Иосифа Сталина.
 
Не подвергая сомнению, в общем-то, очевидную жесткость и даже жестокость сталинской внутренней политики, не одобряя довольно многие её эксцессы, например, коллективизацию, антирелигиозные компании и т.д., не отрицая того прискорбного факта, что ряд «дел», в том числе и таких громких, как «ленинградское дело» было сфабриковано, мы должны постараться найти, по-возможности взвешенный и выверенный подход к той эпохе и её видным деятелям.
 
Нас тут подстерегает две главные опасности: впадение в очернительство, демонизацию Сталина и его эпохи и, напротив, попытка оправдать и обелить всё, что тогда происходило, в том числе и очевидные ошибки, неудачи и даже преступления. Насколько эти опасности реальны, видно из следующих примеров.
 
Так, священник Константинопольского Патриархата в Италии Владимир Зелинский присваивает «историческому» Сталину практически все атрибуты антихриста. В то же время в одном из номеров популярной газеты «Завтра» на полном серьёзе утверждалось, что Сталин готовился к восстановлению православной монархии в России, в той же газете Сталин назывался «удерживающим».
 
Кстати, об «удерживающем». Очевидно, даже в византийское средневековье под этим понятием подразумевался не какой-то отдельный, даже очень благочестивый император вроде Феодосия Великого, а православное царство как таковое.
 
Но в известном, быть может и менее сакральном смысле Сталина все же можно считать удерживающим СССР как наследника Российской государственности от распада и уничтожения.
 
Нередко говорят, что у Сталина нет никаких заслуг в нашей Победе, за то тут же выясняется, что он виноват в наших тяжёлых поражениях на первом этапе войны. На самом деле, естественно, глава государства и его Верховный главнокомандующий несёт прямую ответственность и за поражения, и за победы.
 
Начатая с подачи видных деятелей РПЦ МП и поддержанная многими силами в России и за рубежом оголтелая антисталинская компания является важной частью глобального проекта по полной ревизии итогов Второй Мировой войны и фактического лишения России статуса страны-победителя.
 
Хочу так же затронуть еретическую мысль о «коллективной духовной ответственности» и необходимости «всеобщего покаяния» за так называемые «грехи отцов и дедов», неважно, действительных или мнимых. По мнению неких «учителей покаяния» целые народы должны «каяться» то за «цареубийство», то за «холокост», то за «катынь». Народу активно внушается «чувство вины».
 
Вопрос: как Вы можете прокомментировать современные польско-российские отношения, важнейшим фактором коих почему-то «вдруг» стала Катынь?
 
Ответ: Отношения между нашими странами и народами, не будем лукавить, довольно сложные и тяжелые, и немало отрицательных фактов имеется в их истории. Но не только лишь отрицательных…
 
Начну же с того, что заверю, я не являюсь полонофобом. У меня есть друг- поляк. Я уважаю польский народ и таких великих поляков, как, например, гениальный полководец Великой Отечественной войны маршал Константин Рокоссовский. Можно вспомнить таких выдающихся литераторов как Болеслав Прус, Станислав Игнаций Виткевич и Болеслав Лесьмян, издающихся, кстати, и на русском языке, таких художников как Никифор, как режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский, хорошо известных и у нас.
 
Первым и пока единственным древлеправославным епископом в Польше был поляк по национальности Инаций Ян Высочанский.
 
Но доброе отношение к полякам - не повод для лжи и беспринципности.
 
Не берусь утверждать на все 100%, что в 1941 г. польские офицеры были расстреляны немцами. Известно, что пули в них посылали из немецких пистолетов «вальтер», а не из наших пистолетов «ТТ», бывших на вооружении не только у всех без исключения команд экзекуторов НКВД, но и вообще у всех советских силовиков ещё с 1934 г. В данном случае это и не так уж и важно.
 
Я уже замечал, что не могу не считать порочным ни коллективную ответственность, ни коллективное покаяние целых поколений или даже народов за действительные или мнимые преступления своих предков.
 
Я вполне согласен с мнением, высказанном в ЖЖ: «Очень грустно, что вся мировая война пропагандонами постепенно сводится к двум событиям - Катыни и Холокосту. Кто-то горько пошутил – если бы не Холокост, то через некоторое время и Гитлера бы признали жертвой сталинизма».
 
Кто бы не совершил катынское преступление, мы с полной уверенностью можем сказать о том, кто сделал его известным миру - геббельсовская пропаганда. Известны и цель – усложнить советско-польские отношения. В этом смысле она достигнута. Можно сказать, что это последний долгоиграющий проект геббельсовской пропаганды, востребованный и активно используемый и в наши дни.
 
В своё время, когда десятки тысяч поляков в составе дивизии им. Костюшко, Армии Людовой и Армии Андерса с оружием в руках воевали против немцев, этот проект был запущен Геббельсом с целью посеять недоверие поляков к их союзникам и, в частности, к СССР.
 
С началом так называемой перестройки о Катыни вспомнили с целью реанимации русофобии в Польше, для необратимого развала Варшавского Договора и в связи с планами присоединения Польши к НАТО.
 
Надо сказать, что в долгосрочной перспективе русофобская политика не отвечает интересам и самой нынешней Польши, так как при Сталине к Польше были присоединены большие территории Германии: значительная часть Восточной Пруссии, вся Западная Пруссия, Мазурия, Силезия и почти вся Померания. Тенденции к объединению всех немецких земель на основе ФРГ и даже откровенно реваншистские настроения существовали в Германии всегда, а после объединения с ГДР получили новый импульс. Только союз с Россией является для нынешней Польши гарантией её территориальной целостности. И в этом смысле русофобская политика её нынешней элиты является близорукой и ведущей к катастрофе.
 
Справедливости ради заметим, что одна из главных политических сил Польши, ранее представленная в Сейме и Европарламенте – «Партия самообороны» (ныне более известная, как «Партия регионов») критически относится к русофобии, и именно из-за этих соображений.
 
Пока время беспристрастного отношения к Катынскому вопросу ещё не наступило, но в будущем, возможно, оно будет переосмыслено.
 
Светлым пятном в польско – русских отношениях является и очень доброе отношение Польского государства к Войновской и другим староверским общинам, находящимся на территории Польши.
 
Андрей Езеров



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=469