Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Интервью игумена Кирилла (Сахарова) о посещении профессором Осиповым Духовного центра старообрядчества в 2007 г.
Дата:  17/05/2010 —  Тема:  Личное мнение
Корр: Отец Кирилл, Вы были инициатором и организатором посещения профессором А. И. Осипова. Духовного центра старообрядчества в Рогожском поселке. Чем была вызвана такая инициатива? Не секрет, что в старообрядческой среде, этот визит вызвал неоднозначную реакцию.

И.К: Алексей Ильич является ведущим профессором Московских духовных школ. Он пользуется большой популярностью, выступает перед огромными аудиториями. Во время его выступлений задают вопросы, касающиеся современного старообрядчества, истории раскола. Мне кажется важным то, как он отвечает на подобные вопросы. Мне хотелось, чтобы представление профессора о мире древнего благочестия было бы более адекватным и полным, а без соприкосновения лицом к лицу это не возможно. Осипов тогда осмотрел Покровский собор, выставку посвященную столетнему юбилею распечатания алтарей, присутствовал на части вечернего богослужения, беседовал с митрополитом Корнилием в его резиденции.
Корр: После этого посещения изменился взгляд Осипова на старообрядчество?

И.К: Не так давно я с ним общался. Вспомнили посещение Рогожского. Сразу нужно отметить, что Осипов не считает себя специалистом по старообрядчеству. Он полагает, что были допущены ошибки с обеих сторон: Патриарх Никон, переводя нашу обрядность на современный греческий лад, использовал силовые приемы, а протопоп Аввакум и его сподвижники насмерть стояли за сохранение внешних форм церковной жизни. Было сделано много неоправданно резких шагов: наложены клятвы на старые русские обряды, имели место жестокие репрессии, подчас инициированные церковными деятелями. «Это ужасно» - сказал он.

Посещение центра современного старообрядчества – Рогожского поселка много дало ему в плане познания. Положительное впечатление произвело общение с Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церковью митрополитом Корнилием, который был прост и непосредственен в общении.

Неоднократно в разных аудиториях говорил он о своих приятных впечатлениях от этой встречи.

В своих выступлениях Осипов всегда утверждает, что первостепенное значение имеет прежде всего характер духовной жизни, а не внешняя обрядовая сторона, которая может изменяться. В данном случае, обе стороны неверно делали ударение – второстепенному придавали первостепенное значение. Такова вот его позиция.

Корр: Вы ведь учились у профессора Осипова? Какое впечатление Вы вынесли из уроков которые он вел?

И.К: Я слушал его лекции в семинарии, академии и аспирантуре. Он блестящий лектор, вдумчивый апологет. Его лекции были очень яркими и запоминающимися.  Учась в академии, я пользовался правом свободного посещения лекций. Пользуясь этим, нередко вместо занятий по языкам ходил на лекции профессора в разные классы. С Осиповым связано серьезное потрясение, которое я испытал, опрометчиво решив писать кандидатскую работу под его руководством. Тогда я потерпел фиаско, сильно переживал по этому поводу. Подробности этой истории я описываю в своих воспоминаниях.

Корр: Не замечали ли Вы каких либо отклонений от традиционного христианского учения у профессора Осипова?

И.К: У него проскальзывали частные мнения по некоторым аспектам догмата искупления, в понимании таинства Евхаристии, в представлениях о загробной жизни. Все это, конечно серьезно. Безусловно, не все его высказывания вполне соответствуют канонической норме. Требуется критический подход. К сожалению, соответствующие церковные инстанции четко не реагируют на какие-либо вольности в трактовках членов преподавательской корпорации.

Корр: Ваша активность в контактах со старообрядческой средой в течении ряда лет весьма заметна. Не приходилось ли Вам сталкиваться со сложностями при этом?

И.К: Бывало, что звучали не очень ласковые слова в мой адрес, например в Боровске и недавно в Давыдово. К этому я отношусь более-менее спокойно – нападки, недоразумения неизбежны – такова жизнь. На недоумение своих прихожан, сетующих на проявления недружелюбия в старообрядческой среде, я отвечаю так: «Да ладно Вам, наши предки гнали старообрядцев, казнили их, а Вы не можете понести грубое слово с их стороны». Что касается подозрений в мой адрес: «И чего ему надо, вертится тут». По этому поводу хорошо сказал Александр Васильевич Антонов на презентации книги моих воспоминаний в Славянском Фонде в прошлом году: «Мы долго недоумевали по поводу отца Кирилла: не соглядатай ли он, не провокатор ли? Потом я понял, особенно после прочтения его книги, что это такой тип человека: открытый, любознательный, без всякого подвоха и задних мыслей».


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=471