Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Выписка из интервью епископа Антипия
Дата:  28/05/2010 —  Тема:  Личное мнение
7 го мая н.ст. 2010 г., в день Св. мч. Савы Стратилата, старообрядческий епископ Зугдидский и всея Колхидской низменности Антипа (Схулухия) (Браиловская митрополия) дал интервью журналистами в присутствии местного населения. гор. Зугдиди, Иверия (Грузия).

Епископ Антипий: «Потому как я заранее не предупреждён, какие будут темы задеты во время нашей беседы, хочу подчеркнуть, что буду высказывать моё личное мнение. У Архиереев, представителей всей Белокриницкой Иерархии, могут быть разные мнения по поводу тех вопросов, которые вы будете задавать. Мы привыкли в течение почти десяти лет ко всяким провокациям от священнослужителей Грузинской Патриархии, т. к. Грузинская Церковь считает нас врагами православия. И мы вынуждены проявлять осторожность».
Вопрос к епископу Антипию: « В связи с наступающими майскими событиями, считаете ли вы 9-ое мая праздником, как духовное лицо, и войну Отечественной? Германия воевала с коммунистической Россией, так как Грузия аннексирована большевиками, наши предки были затянуты в войну, или вы не так считаете?»

Ответ: «Не хочу уверять вас в том, что не ожидал от вас таких политизированных вопросов, но раз согласился, с Божией помощью постараюсь ответить на ваши вопросы. Прежде чем нам собраться, каждый из вас подтвердил, что вы являетесь прихожанами Грузинской Православной Церкви, принявшей церковные реформы с 1744 года, Каталикос-Патриархом Антоном 1.

В четверг 6-го мая, все кто считает себя представителем православной Церкви, праздновали день Святого великомученика и Победоносца Георгия. Да поможет нам Спаситель наш Исус Христос, молитвами Св. вел. Георгия, проявить смирение и взаимоуважение друг к другу, что без сомнения приведёт нас к познанию истины для нашего же спасения.

Что касается вашего вопроса, большевики это плоды зерна, посаженного К. Марксом и Ф. Энгельсом своей теорией. Коммунистическая пропаганда не исходила из России, тем более, от русского народа. Истоки этих атеистических направлений исходили из Европы, и рычагами правления для утверждения большевизма в России владели не только русские люди. Влиятельными людьми во время революции были и евреи, немцы, представители стран Прибалтики, наши соотечественники грузины и другие жители Кавказа, и т. д.

В Грузии я лично не встречал ни одного секретаря компартии русского, все были грузины. Более того если следовать вашей логике, русские люди могут обвинить грузин в геноциде и преследовании не только Церкви и Российской интеллигенции, но и всех сопротивляющихся тоталитарному режиму, который был более укреплен при правлении грузин в Кремле.

Нас никто не заставлял силой принимать Церковные реформы от России в 1744 году, которые и побудили приход к власти в своё время атеистов в лице большевиков. И когда научимся искать причину наших бед в самих себе, мы придём к покаянию. Без искреннего покаяния нет спасения.

Конечно, среди вас могут оказаться и такие, которые скажут, что русская армия подавила сопротивление тех, которые противились большевизму в Грузии. Но за помощью к русской армии обратились грузинские большевики. В данном случае Господь наказал нас приходом к власти атеистов, но не искоренил в наших сердцах стремление к православию. Если европейцы укрепились бы в нашем Отечестве в те времена, ныне вместо православных Церквей стояли бы католические храмы. Мы должны с благодарностью принимать все беды и готовить себя к покаянию, чтобы получить благодать для восстановления древнего православного благочестия в наших Церквях. Без возврата к древнему благочестию, не вернётся та благодатная сила, которая исходит от Спасителя для укрепления веры. Наша малочисленная страна состоит в основном из людей, считающих себя православными и стремление поднятия авторитета Церкви, приведёт нас к единению для Богоугодных дел, и с Божией помощью преодолеем все препятствия, которые мешают процветанию нашего Отечества.

Что касается празднования великой победы над фашизмом, без сомнения это является праздником для тех, кто фашизм воспринимает как великое зло перед человечеством. Не дай Господи, чтобы кто из нас испытал на себя горечь фашизма. Господь не допустил, чтобы гитлеровская Германия победоносно шествовала по Кремлёвской площади и уничтожила Святыни православия, что уцелели от атеистов.

Теперь что касается с духовной точки зрения на счёт празднования 9-го мая. Нет ни одного Соборного постановления по поводу празднование победы над фашистской Германией. На Вел. Осв. Соборе надеюсь, что будет официально принято отношение нашей Церкви к празднованию победы над фашизмом в 1945-году.

Нам известно, что на Совете Московской старообрядческой митрополии приняли решение призвать настоятелей организовать посещение участников войны и оказать им посильную помощь, но эти решения рекомендательные для рассмотрения и принятия Соборного постановления по данному вопросу. Конечно, мы не должны забывать, что Советский Союз не состоял из одних атеистов. В 1944 году когда Советские войска перешли в наступление, в Румынии в Васлуе был убит дед матушки Наталии Анатолий Якушин, он был старообрядцем из Егорьевского р-на Московской области. Мой дед Евгений Схулухия был верующим человеком, тайно окрестил всех своих четверых детей, в 1944 году известили о его гибели. Двоюродному брату деда моего Григорию Схулухия выжигали на спине звезду немецкие солдаты и добили до смерти, но он не указал места нахождения своих однополчан и таких примеров множество. Мы чтим их память».


Журналист: «Прежде чем встретиться с вами мы детально стали изучать всё, что касается Белокриницкой иерархии, которую вы представляете в Грузии, в связи с этим мы хотели бы вам задать вопросы. Мы понимаем и ваше положение, мы готовились на встречу с вами и собирали информацию, а вы без подготовки и поэтому мы не будем настаивать на ответы всех вопросов, выбор за вами».

Вл. Антипа: «Это моё не первое интервью, но почему то кроме одной оскорбительной статьи в мой адрес в одной из Тбилисских газет, больше других статей я не видел, так что смелее задавайте вопросы и с Божией помощью постараюсь ответить».


Журналист: «Мы попросили своих соотечественников в Румынии, чтобы они навели справки о вас, среди священнослужителей и мирян, они связались с представителями общин русских-липован и получили такую картину: меньшинство отзывается о вас положительно, а большинство не доброжелательно. Община русских-липован считает, что Грузия начала войну в августе 2008 года. Что вы можете сказать по этим вопросам?»

Ответ: «На счёт того, что официальной позицией Общины русских-липован в Румынии является то, что августовскую войну в 2008 года начала Грузия, ничего нет удивительного, потому как, и в Грузии многие считают так же. С позиции Грузинского Правительства, причиной конфликта в Южной Осетии, было сохранение территориальной целостности Государства.

О том, что большинство священнослужителей в Румынии относятся к моему смирению недоброжелательно, это ваше мнение, с чем я не согласен. Эти верующие люди не могут быть недоброжелательными, а что они ко мне относятся не доверительно и с опаской, я с вами согласен. Эти люди впервые увидели грузина, и что их побудило не только принять меня, но и впоследствии дать хиротонию, до сегодняшнего дня и меня удивляет, но не все возможно объяснить в духовной жизни. В последние годы священнослужители часто начали приезжать в гости из Румынии в Грузию, что послужит более доверительному отношению между нами».


Журналист: « Стремление восстановления службы, которая проводилась до Церковных реформ в Грузии, став священником, построить домашнюю Церковь, проживать вместе с семьёй, принимать желающих стать членом вашей Церкви, всё это можно понять и тяжело обвинить вас в каких либо нарушении Церковных правил. Но как вы объясните принятие пострига в 46 лет; оставив супружескую жизнь, жить в одном доме теперь уже с бывшей супругой, быть епископом, без священника, и дьякона. Здесь усматривается целый букет нарушения Церковных правил и, как нам известно, у вас до пострига было немало прихожан для начала, но после вашего пострига почти все отошли. Вы вашим постригом дали повод представителям Грузинской Патриархии обвинить вас в нарушении правил, что послужило отходу от вас прихожан. Как вы можете всё это объяснить?».

Ответ: « Конечно, на первый взгляд, кажется, что на поставленные вопросы ответить трудно, но постараюсь с Божией помощью удовлетворить ваше любопытство. Кроме того как любопытством ваши вопросы назвать нельзя. Мне было бы и легче и приятнее вести беседу с людьми, которые стремятся к познанию истины ради своего спасения, а не ради чего-то другого, которое можно назвать спекуляцией, карьеризмом, чревоугодничеством, и т.д. Да, вначале приходило много людей креститься, что и дало повод представителям духовенства Грузинской Патриархии, во главе с местным митрополитом Герасимом, поднять людей против меня. С 2002 года по 2009 года моя семья пережила не только физические побои, моральные оскорбления, но и множество судебных процессов против нас и нашей Церкви. И вы всё это знаете, и никто из вас не пытался разузнать, что происходит. И те прихожане, которых вы имеете в виду, часть из них отошли из-за страха потерять работу, потому как стали увольнять людей с работы за то, что стали членами древлеправославной Церкви, другая часть отошла, чтобы найти работу, третья часть отошла, потеряв надежду заработать через Церковь на проживание. Эти люди приходили не для того чтобы получить спасение. Часть из них можно назвать маловерами, остальных не верующими.

Решение принять постриг и стать Архиереем не исходила от меня или от местных жителей. Такая инициатива не могла исходить от нас, потому как достаточно было священнического сана для проведения духовной работы среди местного населения. Соответственно не существует ни одного документа подтверждающего обращение от людей с просьбой поставить архиерея на Грузию. Обращение от местного населения, в 2000 году, вместе с письмом от моего духовного отца, о достоинстве, было отправлено в Румынию Первоиерарху Белокриницкой иерархии митрополиту Леонтию, с просьбой поставить священника на гор. Зугдиди и это обращение было подтверждено и главой администрации города Зугдиди. Все эти документы находятся в митрополии в гор. Бреила, Румыния. В 2001 году меня поставили священником. В 2005 году, когда приехал на очередной Освящённый Собор, перед Собором вызвали на архиерейское совещание, где сообщили о чрезвычайно тяжёлом положении в духовной администрации митрополии и необходимости викарного архиерея Первоиерарху митрополиту Леонтию, для оказания помощи в разрешении множества накопившихся проблем. Когда мне предложили согласиться на постриг, конечно, я был против и предложил искать кандидатов из священников, проживающих в Румынии. Мое предложение было принято и организовали поездку по приходам, с целью найти среди священнослужителей того, кто согласится на постриг. Когда все попытки были неудачными, выбор пал на меня. Из митрополии Румынии архиереи позвонили матушке Наталии, и стали убеждать о необходимости её согласия на мой постриг ради укрепления митрополии. Эта была серьёзная причина, против чего ни я, ни матушка Наталия не могли идти из-за страха перед Богом. После моего пострига я должен был проживать в Румынии два года, этого было достаточно и для моего обучения службы, и для постройки архиерейского дома, на уже заранее закупленном участке земли под строительство Церкви, чтобы избежать совместного проживания с семьёй. Но администрация митрополии не смогла оформить вид на жительство в Румынии на два года, и я был вынужден приехать в Грузию с надеждой, что продвинется строительство архиерейского дома, после чего смог бы переехать.

Но как вы уже заметили, построена отдельная келья, совершенно автономная от дома. Местный архиерей митрополит Герасим живёт в квартире, где в подъезде живут не церковные люди. И вы, почему-то не просматриваете в этом нарушения. Митрополит Герасим был епископом, до моего постановления в архиереи, после моего пострига его поставили митрополитом. Митрополит который не имеет ни епископа и ни архиепископа, и это не вызывает у вас вопросов. Епископ может провести службу без священника и без дьякона, и здесь нет никакого нарушения Церковных правил. Проживание епископа рядом с семьёй в отдельной келье, ради нужды, не может быть причиной обвинения в нарушении правил.

Для меня более чем непонятно, как может верующий человек, человек ищущий спасения души своей, отойти от Церкви из-за того, что священник этой Церкви принял монашеский образ. Вся беда священства Грузинской Патриархии, стремление за количеством прихожан всеми способами, невзирая на нарушение Церковных правил».


Вопрос: «Мы имеем на руках два Соборных постановления почти в одно и то же время, противоречивых друг другу. В одном постановлении отмечено о прекращения молитвенной связи с Россией, с Московской старообрядческой митрополией, на этом Соборе вы присутствовали. Спустя малое время Собор опровергает решение о прекращении молитвенной связи с Москвой, и принимает решение о восстановлении молитвенной связи с Москвой, но уже без вашего участия. Вы можете что-либо сказать по этому поводу?»

Ответ: «У вас недостаточно верная информация. Прекращение молитвенной связи с Москвой, было принято на Архиерейском Соборе, до начала Вел. Освящённого Собора, где я не присутствовал, меня не было в Румынии. На Вел. Освящённом Соборе выслушали доклад делегации из России. Великий Освящённый Собор не был подготовлен к решению такого вопроса и, находясь под впечатлением доклада Российской делегации и рекомендации Архиерейского Собора, без предварительного изучения данного вопроса принял решение. Это впоследствии привело к определённым замешательствам. Я изначально принимал участие в урегулировании возникших вопросов, хотя не по моей инициативе и считаю это своей ошибкой. В любом конфликте можно добиться положительного результата, если все конфликтующие стороны имеют желание присутствия третьего лица, для мирного урегулирования, но желания моего присутствия в данном конфликте не все стороны проявляли, и не надо была вмешиваться. В дальнейшем по данному вопросу будут приняты решения, после предварительной подготовки, и надеюсь без моего вмешательства.

Но какое отношение имеет эта тема к сегодняшней нашей встрече, если это не доказательство того, что вы всячески стараетесь оправдать воскресную проповедь настоятеля главного городского храма, протоиерея Малхаза. На ней он уже не первый раз отмечает, что я являюсь представителем секты, которую Российская Патриархия прокляла, как раскольников, выписывая из интернета информацию, не только порочащую древлеправославную Церковь, но и находит статьи некоторых так называемых староверов, распространителей интриг против меня, зачитывая их с амвона».

Вопрос: «Прежде чем стать членом Церкви какой-либо конфессии, разве не имеет человек право изучить всё, что касается этой конфессии? Мы наоборот, этим вопросом хотели нашим читателям донести информацию о том, что вы являетесь патриотом своей страны и не находитесь под влиянием Москвы. Нам известно, что на ближайшем Соборе, по просьбе Москвы, будет ещё раз рассматриваться вопрос о восстановления молитвенной связи с Москвой, какую вы займёте позицию?»

Ответ: «Конечно, православие разделено на множество течений, точнее иерархий, для человека не познавшую истину. Познание истины это дар Божий и не каждому дано при сегодняшнем разнообразии, выбрать ту дорогу, которая приведёт к спасению. Человек не может появиться на свет без Божией воли на то. Книга Кормчая собрала в себя всё, что надо познать для спасения. Одно и то же предложение, прочитанное или услышанное, всякий воспринимает по-своему. Смиренный со смирением, добрый с любовью, мудрый с премудростью, гостеприимный с радостью, послушный с послушанием, и т. д., но есть люди гордые, принимающие слово с гордостью и получающие плоды ереси. И те, находившиеся в ереси, читают «Кормчую» глазами своими, и не вразумляют, слушают ушами своими и не слышат. Конечно, все имеют право находиться в корабле спасения, Господь всем даёт право на выбор, но не все желают. Вот и вы пришли не для познания истины, а для обнаружения изъянов, чтобы оправдать ересь перед людьми, в которой находятся осуждающие древлеправославную Церковь.

Патриотизм это борьба за истинную веру для спасения своего Отечества. Вас не восстановление молитвенной связи с Москвой беспокоит, вас интересуют мои отношения с Москвой, с Россией. Я уже вам ответил, видимо не поняли или не хотите понять, цель моего прихода в старообрядческую Церковь не является выискивание каких-либо изъянов, чтобы их осуждать, а для того, чтобы от них перенять всё, что полезно для спасения. Было время, по своей неопытности в духовной жизни некоторые священнослужители посылали меня на расследование всяких проблем в чужих епархиях, преследуя свои личные интересы. Теперь, стал понимать, что к моему мнению многие отнесутся с недоверием, так как я в старообрядчестве сравнительно недавно. Поэтому не считаю нужным вмешиваться во внутренние дела старообрядчества, если вопросы не касаются моего Отечества и меня лично».


Вопрос: «Мы считаем несправедливым ваши упрёки в том, что мы пришли защищать интересы представителей Грузинской Патриархии, мы хотим понять причины недовольства населения города. Вы наверняка в курсе, что растут претензии среди прихожан Церкви и священники в этом обвиняют вас. У нас есть выписка из интернета, касающаяся Соборного постановления Московской митрополии в 2002 году, где отмечено о запрете общения с вами, будучи уже священником. Соответствует ли это действительности, если да, какая причина?»

Ответ: « Причины недовольства прихожан будут ещё больше расти. Я об этом предупреждал ваших священников, чтобы прекратили оскорблять нашу иерархию, называя сектой и проклятой и проживать мирно, по примеру других стран. Московская Патриархия и Румынская Патриархия, и другие признают о спасительности нашей Церкви, что и Грузинской Патриархии необходимо сделать, для сохранения мира среди населения. Нам надо всегда стремиться к миру. Где мир там и благодать, которая необходима нам для спасения.

Теперь на счёт моего отношения к представителям Московской старообрядческой Церкви. Я приехал в Московскую митрополию в 1998 году. Меня мой духовный отец из Украины направил к митрополиту Алимпию. Митрополит Алимпий благословил оказывать помощь в реставрации Церкви в Москве на Остоженке. По возможности приезжал и помогал общине, иногда оставался в Церковном доме ночевать, учился чтению на славянском языке, и мне нравилось находиться среди верующих людей. Возник скандал между председателем общины и настоятелем храма. Оказывается в Церковном доме, в подвале находился неофициально цех по переработке золота. Закупали золото у людей и перерабатывали. Когда задолжали армянам двадцать тысяч долларов, у председателя общины со священником появились проблемы, что впоследствии переросло в скандал между ними, обратились ко мне за помощью, так как у них были проблемы с кавказцами. Я в свою очередь через своих соотечественников, проживающих в Москве, обратился к ним через руководителей армянской диаспоры и попросил не беспокоить Церковных служителей, взял на себя ответственность расплатиться. Не хотел, чтобы у моих соотечественников и всех кавказцев проживающих в Москве, сложились плохие впечатления о старообрядчестве из-за одного священника и нескольких прихожан, которые и через 11 лет всё ещё не думают вернуть мне долги, не только эти 20 тысяч долларов, но и за машину, которую они у меня купили за 7500 долларов, а отдали только 2500 долларов. Кроме того они знали, что я имею информацию о том, что часть Церковной земли священник в центре Москвы продали коммерсантам, офис у которых находится рядом с Церковью, за 75 тысяч долларов. Митрополит Алимпий ничего не знал, ему объяснили, что землю дали в аренду. Так как данный священник был ближайшим родственником митрополита, фамилия которого Лисуренко, то ему и его сотрудникам Лариошкину, председателю общины и Волкову, работнику милиции 6-го отдела, было легко убеждать митрополита в том, что я руководитель опасной бандитской группировки. Митрополит Алимпий, вызвав меня на беседу, сказал: « У меня к тебе претензии нет, ты только разберись с ними…» и дал понять, что мне лучше временно выехать из Москвы, пока всё не утрясётся. Я оставил Москву и уехал в Ярославскую область в гор. Углич. В 2000 году мой духовный отец прислал письмо из Украины своему земляку в Москву, единоверческому игумену Кириллу Сахарову, чтобы он помог мне поехать в митрополию Бреила, Румыния. Игумен Кирилл ездил в Румынию к старообрядцам и знал как туда лучше доехать, а так же мой духовный отец убеждал меня поехать в Румынию, к Первоиерарху всех древлеправославных христиан Белокриницкой иерархии Леонтию. В 2001 году митрополит Леонтий поставил меня священником. В 2002 году в Москве ближайшие родственники митрополита Алимпия, убедили Собор не признавать меня и даже не общаться, чтобы они не только не были обличены в своих деяниях, но и не отдавать мне свои долги. Несмотря на Соборное постановление все Архиереи и большинство священников, не только общались, но и молились со мной. Все всё понимали, только не хотели огорчать митрополита Алимпия. В 2003 году митрополит Алимпий преставился и кафедру митрополита занял епископ Андриан из Казани. Мы с митрополитом Андрианом были в хороших отношениях, но я не хотел ворошить старое из-за уважения к памяти митрополита Алимпия. Митрополит Андриан на Совете Московской митрополии принял решение аннулировать Соборное постановление 2002 года, касающегося моего достоинства, и протокол привёз на Украину в Белую Криницу на первую встречу с Первоиерархом митрополитом Леонтием. В 2005 году преставился митрополит Андриан и кафедру митрополита Московского и всея Руси занял епископ Корнилий. Митрополит Корнилий по поводу Соборного постановления 2002 года, о не общении со мной, высказал своё мнение: « постановление касалось священника Акакия, теперь священника Акакия нет, и постановление не имеет силу», так эту проблему счёл нужным решать митрополит Корнилий. Мы с митрополитом Корнилием, и вместе с другими Архиереями служили на праздник Жён-мироносиц в Москве, в 2006 году. Я говорил и ещё повторю, что пришёл в старообрядчество не для того, кого-либо судить. Все мы предстанем пред судом, в своё время и будем отвечать за свои грехи».


Вопрос: «Мы знаем, что матушка Наталия и сын ваш Давид не могут устроиться на работу, на какие средства вы живёте?».

Ответ: «В 2000 году получил определённую сумму за акции завода по розливу игристого вина, которые принадлежали мне на Украине. Этого хватило на несколько лет, сейчас нам тяжело, но Первоиерарх митрополит Леонтий не оставляет без внимания и оказывает помощь».


Вопрос: «Если вам предложит Патриархия Грузии подойти под омофор Патриархии, какой будет ваш ответ?»

Ответ: «Я не думаю, что Грузинская Патриархия восстановит службу, которую проводили в Церквях до реформы 1744 года, по инициативе Каталикос-Патриарха Антона 1 и проявит инициативу восстановления древнего благочестия в Церквях».


Вопрос: « Считаете ли вы отношения Правительства Российской Федерации к нашему с вами Отечеству несправедливыми? Признаёте, что более 20 процентов территории Грузии оккупировано Российскими войсками? Молитесь или не считаете нужным молиться за восстановления целостности территории Грузии? Считаете ли вы спасением для Грузии быть членом НАТО и в составе Евросоюза? Вы можете отвечать или не отвечать на все вопросы, мы не будем настаивать».

Ответ: « В 2002 году когда Московская митрополия на Соборе осудила меня, не указав нарушения каких-либо правил, а так же без моего участия, конечно, я был расстроен. Но когда этот вопрос обсуждали в Румынии, выслушал полезный совет от монаха-схимника Иезекииля, евангельского отца Первоиерарха митрополита Леонтия: « Если бы у тебя не было препятствий в Москве, тебя твой духовный отец не отправил бы в Румынию, и таких близких отношений с Архиереями и священнослужителями, находящимися не под омофором Москвы не имел бы. Этих людей, которые не справедливо отнеслись к тебе пытаясь опорочить, Господь не оставит без наказания, если не покаются. Богу было угодно, чтобы ты прошёл через оскорбления, унижения, для твоего же смирения...». Если не хватает мудрости у нашего Правительства не только не находиться во вражде с соседом, имеющим огромное влияние и авторитет перед всеми государствами Мира, но и не может урегулировать вопросы с абхазцами и осетинами, чтобы они не отказывались от нас и хотели с нами жить, конечно надо ждать наказания. Слава Богу, что Господь наказывает нас по нашим грехам, через государства, где доминирует Православие. Если Турция не имела бы страх к вооруженным силам Российской армии, мы бы сейчас не говорили о 20-ти процентах территории Иверии, вся страна не только потеряла бы свою государственность, но и веру православную, без которой нет спасения души нашей. Благодаря Российской армии Турция была удовлетворена захватом более 20-ти процентов Колхидской низменности, иначе большая часть страны Иверии приняла бы мусульманство, так же как сейчас наши ближайшие родственники лазы, жители той части Колхиды, региона Трабзона, которую завоевали турки, поклоняются мусульманской вере.

Многие политики приходят на поклон к Св. Давиду Строителю, в монастырь где погребён Святой, давая клятву следовать его примеру. Святой Давид не обращался за помощью к Западу, католическому миру, когда ему досталось в наследство государство полностью разбитое и разграбленное. Вся страна была под властью иноверных. Свят. Давид обратился за помощью к Спасителю нашему Исусу Христу, через своего духовного отца, епископа Чхондидели и призвал народ к защите своей Веры и Отечества. Во главе угла Св. Давид поставил Веру Православную, услышал Господь молитвы его и молитвы его духовного отца епископа Чхондидели, благодатью Своею помог Царю Давиду освободить народ свой от иноверцев и укрепил пределы Отечества своего. А так же с Божией помощью Царь Давид всегда принимал мудрые решения для мирного проживания с ближайшим соседом, с Россией.

Ранее никогда не было и будущем никогда не будет спасения, если стремиться быть в каких-либо объединениях с иноверующими. Каждое объединение принесёт желаемые плоды, когда объединяются не только юридически, ставя подписи и печати, но духовные ценности должны быть едины. Все государства в составе НАТО подписываются под уставом, где некоторые пункты устава противоречат православию, об этом не хотят сообщить людям государственные чиновники, а так же Грузинская Патриархия умалчивает.

Господь даёт каждому права на выбор, но судит каждого по его выбору. Правителям нашим надо следовать примеру Св. Давида Строителя и не обвинять правителей других государств в наших проблемах, но искать выход через покаяние и призыв людей к укреплению Православия в нашей стране, что и послужит восстановлению не только территории нашего Отечества, но и благосостояния всего народа проживающего в Иверии».


Журналист: «Интересно узнать ваше мнение о ближайшем будущем нашей страны, и каковы ваши планы на будущее?».

Ответ: « Конечно, я ожидал, что во время нашей с вами встречи, мы будем проводить беседу о тех проблемах, которые существуют между древлеправославной Церковью и Церковью сформировавшейся после церковной реформы в Грузии с 1744 года. Но если никто из вас не задаёт вопросов, касающихся разницы между старообрядческой и новообрядческой Церковью, значит вы в курсе принципиальных различий, о чём ранее и не ведали. Нас радует то, что через Колхидскую Церковь вы имеете информацию о древлеправославии.

Насчёт моих намерений, думаю, пришло время подумать об уединении и затворнической жизни. Средств на строительство Церкви и архиерейского дома на закупленном земельном участке нет, и не намечается. Если бы эту домашнюю Церковь мы построили отдельно от частного дома, она была бы разрушена, и было бы невозможно регистрировать общину Колхидской древлеправославной Церкви. Как только появится возможность построить малую келью, для проживания в уединении на церковном участке, не буду мешкать. Я и раньше мог принять такое решение, но пока не прекратились судебные процессы против нас и против нашей Церкви, не было возможности об этом думать. Теперь, слава Богу, после почти девятилетней борьбы, Колхидская древлеправославная Церковь, Белокриницкой иерархии, узаконена и это первый этап восстановления древнего благочестия в Иверии, в частности в Колхидской низменности. Думаю подходит время моего уединения, и мои мысли заняты тем, как всё это устроить.

Что касается прогнозирования будущего нашей страны, этим занимаются так называемые гадалки и чародеи, имеющие не малую силу от падших ангелов.

Я со своей стороны хочу попросить у вас прощения, если мои ответы на ваши вопросы приносили вам огорчение. Я сам чувствую, что несколько грубоват и работою над этим. С 2001 года, после принятия хиротонии в отделе внутренних дел гор. Зугдиди при генерале Джамбурия и его заместителе господине Гулуа, с помощью начальника особого отдела Мамуки Беришвили, не малую работу провели, чтобы обесчестить меня перед жителями нашего города Зугдиди. Всё это было по инициативе местных священнослужителей. Пережил пять судебных процессов, два против меня, чтобы оклеветать через лжесвидетелей, три судебных процесса против Церкви, чтобы сломать. Это не в свое оправдание вам говорю, хочу смягчить мою вину перед вами, за мою грубость и плохое гостеприимство.

Будущее нашей страны зависит от того, как скоро начнём с покаяния и молитвенного обращения к Спасителю нашему Исусу Христу. После чего, Господь не только укажет, но и поможет нам встать на путь истины и оградит нас от врагов наших ».


Журналисты: «Когда вы говорили, что желаете уединения, невольно возникают мысли о том, что вы начинаете задумываться, выражаясь на вашем языке, о бесплодности посаженного вами виноградника в Грузии и чем признаться в этом, лучше уединиться. Иначе как понять ваше желание, отказаться от мира, уйти от ответственности, перед теми, кто в вас поверил, жить тихо, спокойно, ни за что не отвечать, и это Богоугодно? Кто будет вас кормить, платить за свет, за землю? Вашу иерархию не признало государство, значит, вы не можете пользоваться льготами, которую имеет Грузинская Патриархия, и другие конфессии. И до вашей пенсии почти 15 лет. Как вы с этими проблемами справитесь? В заключении мы хотим выразить вам благодарность за то, что приняли нас и ответили на наши вопросы, а так же просим прощения за наше поведение в обращении к вам как к духовному лицу».

Вл. Антипа: «Что касается вашего вопроса на счёт моего желания отказаться от мира, прослушайте внимательно вашу запись нашего разговора, нигде не упоминал о каких-то моих желаниях. Каждый шаг, проделанный мной вместе с моей семьёй, с 1991 года по сей день, был вынужденным. В 1991 году мы были вынуждены выехать из гор. Зугдиди в Тбилиси, из-за гражданской войны с абхазами, вы знаете, какие были здесь беззакония. В Тбилиси попали в круг грузинских старообрядцев Новозыбковского согласия, других старообрядцев не было в Грузии. Крещения от них не принял, были вопросы, на которые они не могли ответить, что и настораживало. Так как у меня был собственный завод по розливу вина, помогал им в строительстве Церкви. В 1994 году, был вынужден всё бросить, вывести семью из Тбилиси в гор. Луганск, Украина, так как работать было не возможно, при Премьер Министре Грузии Джаба Иоселиани. В 1995 году уже имел лицензию на Украине по розливу газированных вин и работал. С 1997 года мой духовный отец настаивал, чтобы я бросил своё дело и занялся духовной жизнью, для того, чтобы вернуться в Грузию и проводить работу для восстановления древнего благочестия в Грузии. Для меня такие наставления были не только несерьёзными, но и раздражительными. В 1999 году начинаются одновременно серьёзные проблемы и в Московском приходе на Остоженке, и на моём производстве в Украине. Так как у меня не было прописки на Украине и все документы, в том числе и лицензию оформил на фирму, директором которой был некий Александр Марчук, он решил от меня избавиться. Одновременно и коррумпированные священнослужители Московской митрополии, решив свои проблемы не без моей помощи, объявили меня бандитом. В 2000 году по настоятельной просьбе моего духовного отца, я был вынужден поехать в Румынию. В Румынии попал на Собор. На Соборе выслушали меня и благословили вернуться в Грузию вместе с семьёй и обещали оказать помощь в строительстве Церкви, и в восстановлении древнего благочестия в Колхиде. У меня не было другого выхода, кроме того как вернуться в Грузию. Исходя из всего сказанного, нигде не просматривается что-либо, чтобы я делал по своему желания, всё происходило по принуждению сложившихся обстоятельств. Нельзя сказать, что проявлял послушание к своему духовному наставнику, но выбора не было, и вынужден был исполнять. В Румынии был поставлен священником. Позже архиереем был поставлен, чтобы защитить интересы Белокриницкой митрополии, нужен был викарный, теперь уже поставили викарного епископа, во мне нет нужды. В Грузии тоже нет надобности во мне как архиерее. Семья уже разрушена из-за пострига. Опять все дороги закрыты, кроме одной, которая ведёт к затворнической жизни, моей воли в этом нет, но и другой дороги не вижу. Говоря откровенно, когда становилось очень тяжело, появлялись помыслы, оставить церковную жизнь и продолжать жить обычной мирской жизнью. Но укреплял себя, мужеством и смелостью священноиерея Савелия Голубятникова. В 2001 году, когда поставили меня в Румынии священником, в Москве уже была паника среди родственников и сторонников иерея Сергия Лисуренко, и протоиерею Сергию Маслову дали задание, чтобы любыми средствами заставить отца Савелия отказаться от меня. Я ничего об этом не знал, находился в Румынии. Когда уже священником приехал в Городище, зимой 2001 года, на Никольский праздник, отец Савелий был уже отстранён от службы, меня с вещами местная милиция забрала из дома священника. До двух часов ночи пытали меня, чтобы заставить признаться, где я украл облачение, которое находилась в моём чемодане. После унизительных и оскорбительных обращений забрали деньги и выпустили, чтобы на первом автобусе, который выезжал в пять часов утра, покинуть Городище и больше никогда не приезжать. Зашёл в дом к отцу Савелию попрощаться, он сидел и плакал и вместе с матушкой Анной ждал меня. На мой вопрос, почему ты плачет, он ответил: « Тот милиционер, который так с тобой поступил, он же мой духовный сын, и из за него я прошу у тебя прощения, не приезжай больше, кто знает, что они задумают, наверно в этой жизни мы больше не встретимся, не забывай помянуть нас с матушкой в твоих молитвах. Как бы тебе тяжело не было, не отказывайся от Христа, если хочешь получить спасение». Спустя 8 лет, перед Рождественским постом 2009 года уже архиереем приехал в Украину, поклониться могиле отца Савелия, в посёлке Городище. Потом зашёл в дом, где ждала супруга отца Савелия, матушка Анна, узнав о моём приезде. Мы долго сидели, молча, со слезами на глазах и без слов понимали друг друга. Мне было одновременно и хорошо, что сидел рядом с матушкой, и грустно, что не было моего наставника с нами, и стыдно за то, что не смог раньше приехать. Потом она рассказала, как от. Савелия отстранили от службы, как издевались над ним, из-за того, что оказал сопротивление Московского Соборного постановления 2002 года, о не общении со мной. Его принуждали, чтобы он тоже засвидетельствовал против меня. Так что Церковная жизнь только со стороны кажется тихой и спокойной. Целый легион падших ангелов направляются в ту Церковь, откуда исходит благодать для спасения человечества, чтобы ее разрушить, а так же чёрные силы сплачиваются против того, кто оказывает сопротивление лжи и бесчестью. Спасутся не слушатели закона, а исполняющие его. Мы не настолько наивны, чтобы не думать и о материальных нуждах, которые необходимы не только для моего проживания в уединении, но и для скромного проживания матушки Наталии с чтецом Давидом, потому как их на работу никто не берёт по известной причине. Мы над этой проблемой работаем и надеемся с Божией помощью и с поддержкой Первоиерарха митрополита Леонтия решим эту проблему. Здесь не идёт речь о проживании в достатке, и поэтому не вижу особых проблем. Жить духовной жизнью находясь в гонении, и одновременно проживать в материальном обеспечении, это ещё никому не удавалась. Надо быть готовым ко всему, терпеливо переносить все напасти и не терять надежду. Мои пожелания, чтобы Господь и Спаситель наш Исус Христос, молитвами Пресвятой Богородицы помог вам найти истинную дорогу, которая приведёт вас к спасению. Аминь».


(Переводили с грузинского на русский язык чтец Давид и матушка Наталия Ершова-Схулухия, по благословения епископа Антипия.)


//starover.borda.ru/?1-1-0-00003651-000-0-0-1275028602


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=474