Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Интервью игумена Кирилла (Сахарова) по поводу 210-летия учреждения единоверия
Дата:  11/06/2010 —  Тема:  Личное мнение
От редакции. Мы публикуем интервью видного деятеля старообрядного движения внутри РПЦ МП, игумена Кирилла (Сахарова), настоятеля известного московского храма святителя Николы на Берсеневки. Хотя его надежда на «возрождение древнего благочестия в лоне МП» представляется утопической, содержащиеся в этом интервью мысли и сведения, на наш взгляд, представляют интерес.

Корр: Отец Кирилл, в 2000 году в лоне Московского Патриархата отмечался юбилей 200–летия учреждения единоверия. В Даниловом монастыре прошла научно - практическая конференция, совершался молебен по старому обряду в Успенском соборе Московского Кремля. А что предполагается в этом году в связи с 210-летием единоверия?
И. К: В Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции при храме Покрова в Рубцове в рамках Рождественских чтений прошел круглый стол, посвященный проблемам единоверия. На этом мероприятии говорилось о подготовке к празднованию юбилея 210-летия учреждения единоверия. Мне запомнилось, например, что планируется совершение панихиды на месте погребения в Даниловом монастыре архиепископа Никифора (Феотоки), известного тем, что он еще до официального учреждения единоверия, будучи архиереем в Новороссии, открывал здесь приходы старого обряда.

Будучи епископом в Астрахани, он издал Окружное послание против обливательного крещения. Я лично хотел бы совершить в этом году заупокойные литии по старому обряду на могилах патриархов Алексия I и Пимена, а также митрополита Платона (Левшина) – автора известных «12 статей о единоверии».


Корр: В своих воспоминаниях Вы пишите, что неоднократно совершали молебны по старому обряду не только в Москве, но и в разных регионах России. А в последнее время приходилось служить?

И. К: Да. В Москве – священномученику Антипе в одноименном храме напротив храма Христа Спасителя, у мощей блаженного Августина в Воскресенском храме у м. Семеновская. В прошлом году я совершил поездку на свою малую родину в Донбасс, где совершил молебны по старому обряду в 3 храмах. По пути в Донбасс, проезжая Воронеж, по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, совершил молебен у мощей епископа Митрофана Воронежского. В марте нынешнего года побывал в Киеве, где тоже служил по старому обряду, например в Кирилловской церкви (12 век). В 18 веке там был монастырь, наместником которого был будущий Ростовский архиепископ Димитрий. Совершил заупокойную литию по старому обряду на могиле Андрея Ющинского на Лукьяновском кладбище столицы Украины.


Корр: Странно слышать про молебны у гробниц тех, кто нелестно отзывался о старообрядцах и участвовал в гонениях.

И. К: Напротив, это символично. Время расставляет все по своим местам.


Корр: А какую цель Вы преследуете, совершая эти молебны?

И. К: Хотелось бы наглядно показать все величие, строгость, полноту, гармоничность старого обряда, распространять его вширь, реабилитировать его в глазах тех, кто чаще всего по незнанию относится к нему настороженно.


Корр: Вернемся к единоверию. Ваш храм имеет статус единоверческого храма?

И. К: Мы де – факто старообрядной храм в лоне Московского Патриархата.


Корр: А де – юре?

И. К: Ну Вы знаете о решении принятом на Поместном Соборе 1917-18 годов о том, что если 4 / 5 прихожан  какого-либо храма желают, чтобы на их приходе службы шли по старому обряду, то Собор благословляет. Можно еще упомянуть Архиерейский Собор 1997 года, приветствовавший введение в богослужебную практику древнерусских богослужебных чинов.


Корр: Все же Вы не имеете прямого благословения на старый обряд в Вашем храме.

И. К: Но я не имею и прямого запрета, вообще никаких замечаний по этому поводу не было за 18 лет. Все, конечно, знают и Патриархия прежде всего. Покойный патриарх Алексей II, по словам архиепископа Арсения, рассуждал так: «в лоне нашей Церкви есть реальные люди, которые стремятся к древнерусскому богослужебному укладу. Нужно предоставить им нишу, чтобы они никуда не уходили. В рамках церковного единства допустимо разнообразие богослужебной практики».


Корр: Неужели не было никаких претензий со стороны церковных властей? Известно ведь, что в МП жесткая централизация, есть разные контрольные комиссии, благочинный, наконец.

И. К: Господь вразумлял обходить рифы и подводные камни.


Корр: А архиерейские службы? Как они проходили? Если я не ошибаюсь, весной прошлого года на Николу у Вас служил епископ Серафим (Зализницкий). Помните Вы еще опасались передачи Вашего храма под подворье Киево-Печерской Лавры?

И. К: С епископом Серафимом я учился в Московских духовных школах, мы были послушниками в Даниловом монастыре, сразу после его открытия . Когда он у нас служил, все прошло благополучно. Конечно, полунощница и водосвятный молебен были совершены до приезда архиерея. Литургию пели по старым текстам. Не читали 9-ый час, точнее читали его втай, но ничего, в следующий раз будем смелее. Владыка, кстати, оказался любителем и знатоком знаменного пения.


Корр: Отец Кирилл, поймите нас, старообрядцев, правильно – мы, мягко говоря, настороженно относимся к единоверию, с этим явлением у нас связанно много скорбей.

И. К: Я знаю. Из истории известно, что, например, при Николае I насильственно старались старообрядцев загнать в единоверие, разоряя при этом их скиты. Но, все - таки, само учреждение единоверие со всеми ограничениями, было, на мой взгляд, большим шагом вперед. Ведь в значительной степени произошла реабилитация древнерусского богослужебного уклада, в лоне официальной Церкви стало возможно употреблять старый обряд.


Корр: Многие старообрядцы рассматривают единоверие как унию по образцу того, как это было на Западе Руси.

И. К: Я сталкивался и в наше время с  таким подходом со стороны некоторых архиереев МП. Они рассуждают так: единоверие было учреждено в качестве снисхождения, как переходная ступень к полному слиянию с Православной Церковью. И коль сегодня оно растворилось в общей массе, то нет никакого резона его реанимировать. Так рассуждал, например, нынешний архиепископ Владимирский  и Суздальский Евлогий, отец которого, кстати, был старообрядцем. В его епархии я проявил некоторую активность, пытался дать импульс возрождению единоверия. Помню как в Мстере с прихожанами расчищал Троицкий единоверческий храм , в котором мы провели несколько служб по старому обряду. На могиле единоверческого епископа Амвросия совершили панихиду. Однако, получили по шапке, ударили нам по рукам и все заглохло.


Корр: Стоит ли Вам предпринимать такие усилия, не проще было бы перейти к старообрядцам?

И. К: Господь ведет каждого человека ими же веси путями. Есть тайна промысла Божия о каждом человеке. Свою миссию я вижу в возрождении древнего благочестия в лоне МП, в том, чтобы давать импульсы к возвращению к нашим корням.


Корр: Вы постоянно будируете вопрос о необходимости покаяния со стороны РПЦ МП за участие в гонениях на старообрядцев. А какие еще шаги могла бы предпринять Московская Патриархия для уврачевания разделения?

И. К: С покаянным обращениям к старообрядцам в 2000 году обратились руководители 5 православных патриотических организаций: Союза Православных братств, Союза «Христианского Возрождение», Российского общенародного движения, Русского Общеначального Союза и Русского национального культурного центра.

В этом году Союз Русского народа признал несправедливыми и гонения на старообрядцев и призвал наше священноначалие выразить сожаление по поводу этих гонений и рассмотреть вопрос о признании белокриницкой иерархии. Есть вещи, на мой взгляд, лежащие на поверхности. Промысел Божий указывает нам немало поводов для предпринятия шагов, направленных на исцеление раны, которую наш народ получил в середине XVII века. Разве 650-летие преп. Андрея Рублева не повод для проведения масштабной конференции, где можно было бы подвести черту под подражанием западной живописи и четко обозначить ориентир, указанный еще Стоглавым собором: писать иконы, как писал Андрей Рублев.

А обретение мощей преп. Савватия в пустыни под Тверью, преподобного «деканонизированного» после никоновской реформы – разве не повод для восстановления почитания всех русских подвижников благочестия по примеру восстановления почитания св. благ. княгини Анны Кашинской в 1909 году?  Шестьсот с половиной храмов и несколько десятков монастырей, служившие до революции по старому обряду- неплохой потенциал, «стартовый капитал» для единоверческого (или старообрядного) епископа, появление которого в лоне РПЦ вполне возможно. Надо бы не тянуть с передачей этих храмов и монастырей для проведения в них служб по старому обряду. На местах порушенных храмов установить поклонные кресты, открыть моленные в маленьких деревнях.


Корр: У Вас столько энергии. А у Патриархии не возникало намерений именно Вас сделать единоверческим епископом?

И. К: Я предпочитаю термин «старообрядный». « Православное старообрядчество» - именно за этот термин выступали единоверческие съезды накануне революции. В этом термине подчеркивается направленность миссий внутрь самой РПЦ. Теперь в отношении епископа. Вопрос этот витает в воздухе. Мне кажется, что рано или поздно такой епископ в РПЦ появится, это вопрос времени. Им, однако, буду не я. Во-первых я к этому не стремлюсь, а во-вторых этого не допустят многие. Причин много. Приведу только один пример. Когда в прошлом году проходило собрание московского духовенства, посвященное выборам делегатов на Поместный собор, я послал записку в президиум собрания с предложением провести тайное голосование. Это записка попала в интернет, в материал, где рассказывалось об этом собрании. Меня вызывали на «ковер» в Патриархию по этому поводу. Запомнились тогда слова архиепископа Арсения сказанные одному митрополиту, озадаченному таким дерзким поступком  с моей стороны: « Владыка, этот приход у нас особенный, у настоятеля свое мнение по всем вопросам». Как Вы понимаете, этого никогда не любили сильные мира сего. Я не молчал и не буду молчать по поводу актуальных вопросов церковной и общественной жизни, кем бы я не был. Поддакивать и подпевать не буду. Тогда не угоден, ну и ладно. Мне хватает приходского служения на Берсеневке по строгой модели, приближающейся к монастырской.


Корр: Последний вопрос: как Вы воспринимаете старообрядцев, как относитесь к их иерархии?

И. К: Когда в апреле я был на приеме у митрополита Корнилия с группой руководителей патриотических организаций, то, «толкая» речь в начале и в конце встречи, обращался к владыке: «Ваше Высокопреосвященство». А как же иначе, если сам патриарх Иерусалимский так к нему недавно обращался. Что касается моего отношения к старообрядцам, то могу сказать, что я их люблю, они мне очень симпатичны. Мне вообще импонируют люди твердые, принципиальные, люди со стержнем. Все это у старообрядцев есть. Мне очень интересно с ними общаться. Среди старообрядческого духовенства много знатоков церковного устава, у них я постоянно консультируюсь. Мои чувства при общении со старообрядцами напоминают то, как в детстве зимой, завидев дедушку, родителя моего отца, я с братьями с визгом бросался к нему, мы обнимали его. Дедушка в кожухе и шапке - ушанке был таким добрым, крупным – напоминал большого лося или медведя. Мы, дети, были счастливы, когда он приезжал. Вот и я испытываю счастье, когда встречаюсь с этими степенными, гармоничными, красивыми людьми.


Послесловие редакции сайта «Современное древлеправославие».

Возможны два пути возвращения русского народа к древлеправославной вере.

Первый – это присоединение «алчущих и жаждущих правды» (Матф.5:6) к старообрядческой Церкви, сохранившей неповреждённое православное исповедание и благочестие. И в прошлом, и в обозримой перспективе этот путь представляется единственно реальным.

Второй – это осознание религиозной конфессией, именующей себя «Русской Православной Церковью», всех тех вероисповедных, канонических и обрядовых нарушений и отступлений от православия, которые были совершены ею, начиная с событий церковного раскола середины XVII века и до наших дней, покаяние за кровавые гонения и преследования исповедников Истины, реальные действия по исправлению беззаконий и возвращению к истинному православию.

Есть люди, которым хотелось бы верить в реальность второго пути. Именно к этому призывают игумен Кирилл (Сахаров), а так же регент, автор книг о расколе и знаменном пении Борис Павлович Кутузов. Но, увы, их призывы остаются «гласом вопиющего в пустыне» (Ис.40:3).

Во-первых, подавляющее большинство верующих нынешней РПЦ МП абсолютно не желают признавать, что в середине XVII века царём и представителями государственной церкви было совершенно преступление против православной веры. Они остаются «никонианами» в самом прямом смысле этого слова, и намерения канонизировать патриарха Никона это подтверждают.

Во-вторых, в самой РПЦ МП стремительно набирают оборот апостасийные процессы модернизма, какой-то новой реформации. Всерьёз говорят о дальнейшем сокращении времени богослужения, переводе его на русский язык, упрощения обрядности, дисциплины постов и т. д. Кроме того, так называемая «православная церковь» стоит на пороге вполне реальной унии с Ватиканом, и этот процесс активизировался и стал явным с момента избрания патриархом видного деятеля мирового экуменизма митрополита Кирилла (Гундяева).

В этих условиях единственная перспектива людей, стремящихся в рамках РПЦ МП «к древнерусскому богослужебному укладу» - это существование отдельных немногочисленных «старообрядных» приходов, открытых, как сказал покойный патриарх Алексий, для того, «чтобы предоставить им (ревнителям благочестия – ред.) нишу, что бы они никуда не уходили», то есть не уходили к старообрядцам.

В то же время активная деятельность игумена Кирилла (Сахарова), Б. П. Кутузова, сторонников канонической иконописи и энтузиастов знаменного пения по пропаганде древнерусского благочестия, богослужебной традиции имеет положительный характер. Благодаря этому многие узнают о дониконовской церковной традиции и практике, начинают задумываться над теми причинами, которые привели к расколу и над нынешним состоянием РПЦ МП.

А оставаться после этого в «старообрядной нише» по-прежнему «никонианской» и экуменической РПЦ МП, или присоединяться к истинной Церкви Христовой «не имеющею пятна, или порока» (Еф.5:27) , с Божьей помощью в последние времена сохранившей себя от ереси, это каждый решает сам.



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=477