Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Письма о. Иоанна Севастианова о старообрядческом Духовном Училище
Дата:  02/07/2010 —  Тема:  Личное мнение
Мир Вам!

Считаю своим долгом изложить Вам свое мнение о предложенных для старообрядческого Духовного Училища материалах.

Во-первых, считаю, что, к сожалению, само совещание не совсем точно знает, что оно хочет получить и произвести для нас с Вами. Уже существующие попытки создания учебного заведения должны были бы научить нас тому, что главное для организации образования не программа и учебники, не кандидатура ректора, не деньги и помещение. Главное, это воля руководства и концепция училища.
Для этого важного дела абсолютно необходима политическая воля руководства и понимание им необходимости этого важного дела. Для создания училища в настоящее время придется идти на серьезные компромиссы и жертвы. Готово ли нынешнее руководство к этому и нужно ли ему это.

Политическая воля должна сформировать и концепцию будущего училища. Как можно что-то сделать, не понимая, что это такое. Опять-таки предыдущий опыт показал, что мы не знаем, что хотим получить от училища. Безобразная попытка на примитивном уровне создать гремучую смесь духовного и ремесленного училища с непомерными амбициями не только пустило пыль в глаза и обманула ожидания абитуриентов, но и принесла огромный вред тем, что "дипломированные" выпускники теперь, не приведи Господь, могут взяться "реставрировать" какую-нибудь древнюю ценную икону.

Все оттого, что руководство не понимало, каких студентов оно должно обучать, чему этих студентов нужно обучать, и какую пользу они должны принести Церкви.

Поэтому сейчас необходимо не программу вырабатывать, а определиться с концепцией училища. Это должно быть результатом тщательного анализа и обсуждения на всероссийском уровне, не ниже Освященного Собора. Примером тому может служить деятельность IX Всероссийского Съезда, проделавшего колоссальную работу по статистическому положению образования в старообрядчестве в то время. И только имея утвержденную концепцию, мы можем приступить к механизмам ее исполнения.

А пока возникают элементарные вопросы, на которые программа ни как не может ответить. Что Вы хотите создать - начальное, среднее, высшее учебное заведение. Потребности кого оно будет удовлетворять, каких групп населения. Какое отношение оно будет иметь к чиноначалию, какой образовательный уровень требуется для поступления. Все это вносить самые существенные изменения и в программу и в методы осуществления. Поэтому мой совет один - прекратить обсуждение программы и преступить к обсуждению концепции, проведению статистических исследований и вынесения информации на всестарообрядческое обсуждение.

Что касается моего мнения о программе в ее отвлеченном понимании, то хотелось бы заметить вот что.

Я бы очень не советовал Вам пытаться заново изобретать то, что уже есть и успешно испробовано временем. Уже существуют не только программы, но и методики их преподавания на заочном факультете. И эти программы основаны не на научных знаниях XIX века, как программа МДС, кидающаяся от протестантизма к католичеству и обратно, а на более современных открытиях и попытках очищения православного вероучения от всех инославных налетах и наслоений.

Мне несколько не понятно, как вы предполагаете на заочном факультете преподавать церковное пение и навыки церковнославянского чтения. Не совсем понятно, почему программа догматического богословия и Нового Завета занимает семь строк, а история и апологетика - шестнадцать. Не совсем понятно, какова концепция преподавания этих основных предметов - Догматики и Нового Завета. Практически не оценена литература, а значит и понимание того, что нужно преподавать.
К этому должно бы обязательно прилагаться положение Концепции училища - кого и как мы хотим образовывать. Просто так в училище никто не поедет, и тратить средства не будет. Ни один приход не оплатит обучение ради обучения.

Поэтому мое конкретное предложение и возможное решение ситуации с бедственным положением образования у нас.

Существует одно очень известное учебное заведение новообрядческой церкви - Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Он построен на принципе организации качественного современного православного, чисто религиозного высшего образования. У него уже много лет работает система заочного образования и имеется огромный опыт и удачно выверенная программа. Весь курс прекрасно обеспечен учебными пособиями. Институт имеет государственную лицензию и аттестат, т.е. авторитет. Он дает образование, которое применимо и в светской жизни. Знаком с деятельностью и программой не понаслышке.

Поэтому, сравнивая его программу с Вами предложенной, я так критически и не серьезно ее оцениваю. Мое предложение - попытаться вписать наше нарождающееся училище факультативно или автономно в систему Тихоновского института. Если мы пойдем на этот компромисс, поступившись самомнением, сможем реально принести пользу церкви, а не только поставить очередную галочку о неудавшейся попытке создания учебного заведения.

Спаси Христос за внимание.

иерей Иоанн Севастьянов

(г. Ростов-на-Дону)

15 декабря 2003 г.



Письмо датированное 9-м декабря 2009 г. оказалось в составе личной переписки и по просьбе адресата, данное письмо было снято с нашего сайта.



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=483