Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Встреча митрополита Леонтия с «непоминающими» в Белой Кринице
Дата:  02/09/2010 —  Тема:  РПСЦ новости
По имеющимся у редакции сведениям, 28 августа (н.ст.) 2010 года богослужение на престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы в Белой Кринице возглавил митрополит Леонтий (Изотов), первосвятитель Старообрядческой Церкви в Румынии.

Накануне состоялся телефонный разговор митрополита Леонтия с митрополитом Корнилием (Титовым), первоиерархом Русской Православной Старообрядческой Церкви. На предложение м. Корнилия встретиться в Белой  Кринице и совместно совершить праздничную службу м. Леонтий ответил решительным отказом, добавив при этом, что в случае приезда м. Корнилия он уедет. После этого разговора м. Корнилий от визита в Белую Криницу решил воздержаться.
Вместо этого Московская Митрополия РПСЦ  срочно направила Белую Криницу архиепископа Киевского и всея Украины Саватия, которому  из-за этого пришлось оставить праздничную службу в одном из старообрядческих приходов Украины. Но владыка Саватий всё равно успел в Белую Криницу только к концу торжеств, так как по дороге загорелась машина, в которой он ехал, и ему пришлось добираться на «перекладных».

На праздничной службе в Успенском соборе Белой Криницы не упоминали владыку Корнилия, но упоминали владыку Савватия. Так же совместно с возглавляемым м. Леонтием духовенством молились и поминались на ектениях два представителя «непоминающих», не имеющих общения с митрополией РПСЦ – епископ Внифантий (Смольников) и инок Даниил (Барановский).

По сведениям со старообрядческих интернет-форумов, «в Белой Кринице обсуждались вопросы: а) противодействия экуменизму (главная тема на Соборе в Румынии 28 октября с.г.), б) возможность общего Собора между "москвичами" и "румынами", но без участия бывших коммунистов».

Эта встреча в очередной раз свидетельствует, насколько канонически сложной и запутанной стала ситуация, вызванная решениями Собора РПСЦ 2007 года. В Белой Кринице представители Браиловской митрополии, в целом сохраняя общение с РПСЦ, молились с отлучёнными Собором РПСЦ от Церкви, но не поминали при этом м. Корнилия.

Совершенно очевидно, что представители  Старообрядческой Церкви в Румынии сочувственно относятся к выступающим против «нового курса» м. Корнилия на сближения с Московской Патриархией и считают наложенные на них прещения несправедливыми и не имеющими силу. Возможен серьёзный кризис во взаимоотношениях между двумя митрополиями, и, по мнению участников старообрядческих форумов, «теперь осталось ждать, когда состояние де-факто перейдет в состояние де-юре». О том, к каким это может привести последствиям и как это скажется на ситуации в РПСЦ, можно лишь гадать.

Кроме того, в очередной раз проявилось, что Белая Криница стала «яблоком раздора» как между Московской и Браиловской старообрядческой митрополиями, так и между Украиной и Румынией.

Румынская сторона считает, что Белая Криница, как и вся Буковина, отторгнута от неё после Второй мировой войны незаконно, причём в этом солидарны как власти Румынии, так и священноначалие Старообрядческой Церкви в Румынии. Не случайно м. Леонтий носит титул «Архиепископа Белокриницкого и всех древлеправославных християн Митрополита», хотя сама митрополия располагается в румынском городе Браила.  Об этом же свидетельствуют службы, проводимые в Белой Кринице румынскими старообрядцами безо всякого согласования с Московской Митрополией, хотя это – каноническая территория РПСЦ.

По мнению посетителей старообрядческих интернет-форумов, ситуация вокруг Белой Кринице в будущем может привести к серьёзному обострению отношений между Украиной и Румынией вплоть до военных столкновений.


Вот некоторые мнения:

«Весьма вероятный сценарий:
1. Браила балансируя между Москвой и Внифантием, фактически переводит Белую Криницу под свой контроль
2. Происходят погромы старообрядцев, о чем пишет Деев.
3. Румыния захватывает украинскую часть Бессарабии.
Евгений Иванов».

«Конечно митрополит Леонтий думает о восстановлении утраченных в 1940 году прав.
Деев Сергей».

«Думаю, что за ним вскоре восстанавливать права подойдут и румынские войска. Когда Дугин говорит, что Украину надо разделить, то подразумевает наличие и западного агрессора. Польша им быть явно не хочет.
Евгений Иванов».

«Безусловно, правы те форумчане (здесь и на Древлеправославии), беспокоящиеся о ползучей экспансии Румынии по отношению к Буковине и Бессарабии. Возможно, что перетягивание Белой Криницы - лишь вброшенный "пробный камень" любезно поданный митрополиту Леонтию румынским правительством. А у последнего весьма непростые отношения с Украиной (европейский суд по шельфу острова Змеиный Украиной проигран вчистую, на очереди суд по фарватеру Дуная и т.д.) К тому же румыны, в данном случае, ничем не рискуют: ведь попросятся к ним не румыны, проживающие в Украине, а русские-старообрядцы. А это для них "разменная монета", но способная дать колоссальные дивиденды как для имиджа в Евросоюзе, так и в качестве прецедента будущих экспансионистских акций.
 
И последнее. Всё это происходит даже не вопреки Московской митрополии, а благодаря её многолетнему бездействию и безразличию к острейшим проблемам увядающей Белой Криницы.
Сергей К».


К сожалению, с последним высказыванием можно согласиться. Как кризис в отношениях между старообрядческими митрополиями, так и возможный повод для военно-политического обострения вокруг Белой Криницы напрямую связан с пассивностью Московской старообрядческой Митрополии, её упорным нежеланием решать накопившиеся годами проблемы.

Что же касается мрачных прогнозов на будущее, то, к сожалению, вряд ли можно уверенно сказать, что развитие событий по наихудшему сценарию невозможно. Те изменения, которые происходят на постсоветском пространстве и в мире, не оставляют места для оптимизма.


Фотографии взяты с сайта «Самарское староверие»:



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=488