Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
В. Кондратов: Об оглашении и крещении новообрядцев
Дата:  27/10/2010 —  Тема:  Мониторинг СМИ
Это сообщение чтец Владимир Кондратов зачитал на Освященном Соборе РПСЦ 2010 года во время обсуждения доклада о. Геннадия Четвергова «О возможности признания действительным чина оглашения, совершаемого в РПЦ при непогружательном крещении».
Пятый пункт постановлений Освященного Собора 2010 г.  - "О возможности признания действительным чина оглашения, совершаемого в РПЦ при непогружательном крещении (отчет комиссии по чиноприему)". Итог обсуждения отражен в соборных постановлениях лаконично: 5.1. Руководствоваться существующими правилами чиноприема.
 
Между тем, вопрос обсуждался на Соборе довольно бурно. Предложение о возможности признания действительным чина оглашения, совершаемого в РПЦ, не поддержал никто из делегатов Собора. Среди выступавших по этому вопросу был уставщик из Рязани Владимир Кондратов. Материал, который мы предлагаем вашему вниманию, в большей своей части составил основу его доклада на Освященном Соборе РПСЦ. Это интернет-версия работы Владимира под редакцией автора приходской страницы «Православные староверы Рязани» Р. Ермакова.
 
Возможно, она покажется кому-то недостаточно похожей на академические богословские исследования. Однако эта работа - свидетельство того, что традиция начетничества, апологии староверия, и сегодня жива в староверческой среде. И раньше в староверческой среде простые русские крестьяне могли спорить о вере и не просто цитировать, но и грамотно толковать Писание и Св.Отцов.
 
К счастью, неравнодушные есть и сегодня. Обсуждение вопроса о признании внецерковного оглашения вылилось в дискуссию о необходимости принятия соборного решения о пересмотре существующей практики чиноприёма и полном крещении большинства приходящих инославных.


Об оглашении и крещении новообрядцев
 
Согласно Церковным правилам, изложенным в Кормчей и др. книгах, «крещение, аще не в три погружения, не крещение есть». Такие еретики сперва оглашаются, а потом уже крещаются. Толкование на 8 правило 2–го Вселенскаго Собора дает нам однозначные и подробные наставления, как в этом случае необходимо поступать:
 
«И тии еретицы суть, но единым погружением крещаются, а не треми, яко же православнии: сии же аще приступят к Соборней Церкви, якоже погании прияти будут, и прежде крещения, время довольно поучаются, и Божественных писании да послушают, и потом совершенно крещаеми бывают, и помазуеми; сице же приемлем я, яко же еллины. В первый убо день сотворяем я християны. Во второй же творим я оглашены, да поучаются вере. В третии же день заклинание творим, и дуновение трищи на лице и уши. И тако поучаем их, и повелеваем время довольно сотворити им в Церкви, и послушати Божественных Писании, и тогда я крещаем…»
 
Кроме того, будущему христианину для достижения всей полноты просветления Крещением во оставление грехов и обретения истинного соединения со Христом в лоне Церкви, необходимо полное, искреннее отречение от прежних заблуждений и неправых верований: «Но прежде сего всего да проклянут свою ересь с писанием и иныя вся, яко же и прежде именовании еретицы». (См. Кормчую л. 88 и 88 об., Большой Потребник л. 550–551)
 
8-е же Правило Лаодикийскаго поместнаго Собора строго предопределяет нам не делать никаких исключений для отвращающихся от ересей: «Аще и в клиросе мними от них будут, и велии глаголются. Таковии со всем прилежанием оглашати же и крещати от церковных епископ и попов…».
 
Правило также говорит и о необходимости принесения покаяния при приступлении к непорочней вере и обращении от ересей с обязательным отречением от таковых, а затем только - крещении после поучений. Причем «аще неции от них и причетницы суть, рекше попове и дьякони, вси да крестятся». (См. Большой Потребник л. 546 об., а так же Кормчую: л. 73 об.,74)
 
Особое внимание хочется обратить на то, что сегодня новообрядцы повсеместно уподобляются римо-католикам, чаще всего крестя обливательно или по–униатски, неполным погружением. Случаи полного погружения очень редки. Об этом свидетельствует практический опыт наших дней. То, что в большенстве случаев мы принимаем никониан 1–м чином, через полное крещение, говорит само за себя. В этом можно легко убедиться распросив любого действующего священника. При таких обстоятельствах очень трудно узнать, кто у них крещен или нет, был ли крестивший его священник обливанцем? А рукополагавший его епископ? Тоже не известно!
 
Из всего вышесказанного видно, что новообрядческое оглашение не имеет никакого значения при обливательном «крещении», так как обливание не является Крещением. Получается, что не крещеный еретик вычитывает чин еретику, который так же, как и он останется не крещеным. Поэтому чин оглашения и должен повторяться, неложно свершаясь в Истинной Церкви, а никак не исключаться и опускаться. К тому же, расспросы «новопросвещенных» никониан, огласившихся в господствующем вероисповедании, как правило, показывают, что ни о каком отречении от сатаны, входящим в чин оглашения, как впрочем и о самих огласительных молитвах, они слыхом не слыхивали.
 
В дополнении ко сему необходимо сказать и о следующем: крещение еретиков-униатов не признается, не только потому, что оно совершается неправильно, но еще и потому, что униаты имеют общение с еретиками 1–го чина. Нынешние никониане ничем не лучше униатов, следовательно их тоже нужно ВСЕХ крестить, поскольку, они исповедуют ересь экуменизма, а так же имеют общение не только с еретиками 1–го чина, но и с язычниками. Они считают иные веры спасительными, способными привести людей к Богу и небесному Царствию, что уже ни для кого не секрет.
 
Какое правило должны мы применять в такой ситуации? В Большом Потребнике сказано и об этом (л. 573–574 об.): «А который белорусец скажет о себе, яко крещен он в християнскую веру. А который поп его крестил, и тот поп в Божественной литургии в приношении и во ектениях, в первых поминает римского папу, да и во всяком пении во ектениях и литиях молит Бога за папу, и таковаго подобает совершенно крестити в три погружения, и миром и маслом помазывати. Да и латынскую ему ересь и папежев римских еретиков проклинати. А который белорусец скажется, что был он в иной вере. И пришел из иной веры в совершенных летех, и крестился в християнскую веру в литве от русскаго попа. А тот поп, которой его крестил, молит Бога за папу, и таковаго совершенно крестити, и латынское и еретическое отрицание ему говорити и молитвы все говорити и младенческое отрицание, тако же что и еретику, для того, что крещен от отступника, которой молит Бога за папежа».
 
Господствующее вероисповедание последовательно продолжает впитывать в себя всевозможные ереси. Проявления чего можно заметить даже невооруженным глазом. Рассмотрение этого с точки зрения правил и канонов выявляет следующее:

Негнушение еретического общения:
 
«Епископ или презвитер, или диакон, аще непохуляет, ни ругается еретическому крещению, но приемлет крещеннаго от сих, или приносимая от них на жертву, сиречь на службу приемлет, таковый да извержется от сана. Кое бо сочетание христови к дьяволу, или кая часть верному с неверными». (Толкование на 46 правило святых апостол, см. Кормчую, л. 12 об.)
 
Отсутствие крещения в три погружения:
 
«Аще который епископ или презвитер не крещает в три погружения единем глашением, но во едино погружение в смерть Господню даемо, да извержется таковыи. Не рече бо Господь в смерть мою крестите, но шедшее научите вся языки крестящее их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. (50 правило святых апостол, см. Кормчую, л. 13 об.) Большой Потребник, глава 79, л. 72, показывает нам должное отношение к творящим развратно Святое Крещение, даже если при этом и произносится «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа…», но крещение происходит водою в одно погружение, а не в три, а иногда и обливтельно. Вместо заповеданного святыми апостолами и отцами: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа, крещается раб Божий (имя рек)» произносится «Крещаю тя аз». В чем правило усматривает самовознесение и уничежение имени Господа. Таковые бесчинники проклинаются…
 
Совершение молений с еретиками 1-го чина, совместное причащение с ними, а так же принятие таковых без миропомазания:
 
Согласно 45-му Правилу святых апостол (Кормчая л. 12): молящиеся с еретиками отлучаются, священники должны быть низвержены.
 
Несколько литургий в один день и в неположенных местах:
 
«Проклинаю латынских попов, творящих во един день. Един поп литургисает обедни три и четыре, не у единыя церкви. Тако же и у единыя церкви, обедни литургисают трижды и четырежды. Тот поп отходит, а иной приходит. А вси во един день, един по единому. И тако творящее имеют церковь яко блудную жену. Тако же обедню литургисают, идеже хотят в домох некоих, в простых храмех, на обычных столех, а не во святых Божиих Церквах. Тако же и на поле, литургисают и где прилучиться им…» (Большой Потребник, глава 71, л. 6 об.- 7)
 
Оправдание брадобрития, не считая сие грехом:
 
«Проклинаю Богоненавидимую блудолюбного образа прелесть, душегубительныя помраченныя ереси, еже остругати браду. Ей же бысть начальник беззаконныи Петр гугнивыи, римский папа. Во царех же тоя ереси начальник гное именитый Константин Ковалин иконоборец. И в той ереси и прочии римстии папы погрязоша, и вси латынстии епископы и попове. Мнози же и мирстии человецы ум погубивше низпадоша в таковое прокажение. Лица своего губящее доброту, Богом созданного им образа. Ею же добротою украси Бог человека, по Своему образу и подобию…» (См. Большой Потребник, глава 71, л. 12 об.- 13 об.)
 
Троеперстие:
 
«Иже не крестит двема перстома яко Христос, да будет проклят» (См. Большой Потребник, глава 79, л. 71 об.)
 
Вот они, еретики 2–го чина! Да и можно ли их еще считать таковыми, вот вопрос? По всему видно, что их вера – экуменизм, наша – Православие. Они дерзновенно признали равноспасительность и благодатность наших святых книг, чинов, обрядов и их – еретических! Все это служит делу самообожествления сатаны, инструментом которого является мировой экуменизм, где все хорошо: «и те и те хороши», молись как хочешь, кому хочешь, только не говори, что лишь у тебя ИСТИННА, а то получишь ярлык религиозного экстремиста или радикала-раздорника.
 
Перефразируя известную мысль о том, что «если Бога нет, то все дозволено» применительно к рассматриваемым тенденциям, можно сказать так: «когда падает уровень веры и она наводняется ересями,- то все становится свято!» Сегодня они уже молятся со иудеями, католиками, протестантами, буддистами, монофизитами, несторианами, с язычниками, и не прочь приобщить к этому и нас, что безусловно является прямой дорогой в ад. Но будем помнить братие, что врата адова не одолеют Церковь Христову! Она основана на твердом камене веры, на догматах и Божественном Откровении.
 
Зададим себе вопрос: а как, нам противостоять всему этому? Ответ лежит на поверхности, нужно использовать опыт прошлого.
 
К примеру, при восстановлении священной иерархии Древлеправославной Церкви, наши предки решили искать архиерея не в России, а там, где сохранились невредимы апостольское преемство и образ истиннаго Крещения. И происходило это не случайно. Они подошли к вопросу весьма обстоятельно, тщательно все взвесив и проверив. Было заранее решено принять епископа только от такого вероисповедания, в котором Таинство Крещения совершается чинно и непременно трехпогружательно. Об этом очень хорошо рассказал в своей книге Ф.Е. Мельников (См. «Исследование о крещении и святительском достоинстве митрополита Амвросия» – Барнаул 2009: стр. 39–48 в отрывках). Инок Павел с величайшей внимательностью производил изыскания, собирал свидетельства на предмет совершаемого в восточных церквях крещения. И в случае возникновения даже малейших сомнений поиск немедленно прекращался, а кандидат отвергался. Так известно, что наши послы сразу же покинули Белград «именно потому, что нашли в Сербии поливательное крещение». Иноки Павел и Алимпий заботились главным образом о том, «чтобы искомый епископ был правильно крещеным христианином и законопоставленным архипастырем», а не о том, как бы добыть себе побыстрее архиерея, безразлично, какого он крещения и достоинства. И даже более того, «иноки Павел и Алимпий не ограничились личными наблюдениями совершаемого у греков крещения и расспросами греческого духовенства об этом таинстве, они проверили вопрос о крещении по греческим уставам, чиноположениям, по соборным определениям…мало того, они от самого митрополита Амвросия получили удостоверение, что он крещен действитеьно трехпогружательно». Какие заботливые были они, все делая для того, чтобы не принять волка в овечьей шкурке, не принять обливанца вместо истинно крещенного! Все тут есть: и везде практикуемое погружательное крещение, и свидетели крещения, и свидетельство самого митрополита, признание еретичности обливания. После того, как увидели в Сербии случай обливания, иноки Павел и Алимпий сразу прекратили разговоры с сербским митрополитом, «раз здесь сомнительное крещение». Это для нас пример для подражания!
 
Также хотелось бы обратить внимание на нижеследующее. Сегодня в нашей Церкви тяжелое положение с епископами, обеднены монастыри, не хватает средств на многое. В этих условиях необходимо учиться отсеивать сомнительные варианты присоединений и поставлений, сколь бы привлекательными они не казались. Как показано выше, никонианское ведомство православного исповедания не выдерживает никакой критики. Кроме того, среди наиболее активных новообрядцев продолжает бытовать мнение о старообрядчестве, как консервативной составляющей всехристианского единства. Всем сомневающимся хотелось бы привести известное высказывание одного из московских митрополитов господствующей церкви: «Если бы не было старообрядцев, православие давно бы обратилось в лютеранство!»
 
Сохранение старообрядчества в исконных содержании и формах, возможно, является сегодня камнем преткновения на пути униатов-никониан, стремящихся, в конечном счете к объединению с католиками или кем-либо еще. Осознание чего является важным моментом для староверия. Поэтому недоумение вызывает сам факт вынесения вопроса «О возможности признания действительным чина оглашения, совершаемого в РПЦ при непогружательном крещении» на освященный собор 2010 года. Если даже предположить, что действия инициаторов этого и не были направлены на признание РПЦ Церковью через признание чина оглашения, а были всего лишь попыткой упорядочить чиноприем и привести все в соответствие правилами и сложившейся практикой, то все же, это дало некую переспективу униатству и внесению очередной сумятицы в умы. Как гласит народная мудрость: капля и камень точит. Что-то, так или иначе, всегда остается в умах, западает где-то на подсознательном уровне и постепенно ведет свою разрушительную работу, словно отравляющая инъекция. Этим может создаваться и укрепляться определенный фундамент для сближения с РПЦ. Конечно, это займет определенное время.
 
Братия, мы должны быть едины с нашими благочестивыми предками, едины с нашими братьями по вере из Румынии, едина вера у нас, едина Церковь, родившая нас Крещением, и поэтому и наши решения данного вопроса должны быть одинаковыми. Наши усилия должны быть направлены на осуждение и искоренение экуменизма, как господствующей в умах ереси, и любых проявлений единоверия и униатсва. А экуменисты должны быть отнесены к еретикам 1–го чина!
 
Мы должны делать это для преодоления всякого подозрения в неправославии в адрес нашей Церкви, предотвращения, осмысления и преодоления раздоров. Как заключение ко всему вышесказанному, согласно правилам, предлагается:
  1. Считать оглашение новообрядцев при обливательном крещении НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ;

  2. АНАФЕМАТСТВОВАТЬ ЭКУМЕНИЗМ;

  3. Включить в чин оглашения: проклятие никонианских ересей (согласно Большому Потребнику и Кормчей), причем, как старых, так и новых, а так же проклятие экуменизма как веры антихриста!

  4. Считать крещение в рамках экуменизма НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ;

  5. Ранее присоединенным через миропомазание, предлагать принимать крещение, если они не имеют твердых доказательств о своем погружательном крещении и не уверены что крещены; таких лучше крестить, чем оставить под сомнением;

  6. Считать никониан-экуменистов еретиками 1–го чина;

  7. Исследовать вероучение разных неэкуменистических церквей, где сохранилось апостольское преемство и полное погружательное крещение и поставить в будущем вопрос о принятии таковых в Церковь.

ПРОСТИТЕ ХРИСТА РАДИ!
 
Кондратов Владимир,
при участии Романа Ермакова,

г. Рязань, октябрь 2010.

http://samstar.ucoz.ru/news/ob_oglashenii_i_kreshhenii_novoobrjadcev/2010-10-22-4146


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=518