Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Гуслицкая Ванга
Дата:  01/11/2010 —  Тема:  Мониторинг СМИ
«За приворотным зельем» Михаил Нестеров
Известная книга известного новообрядческого  иеромонаха Анатолия (Берестова) «Православные колдуны - кто они» начинается следующими словами:

«Разгулом мистических методов «исцеления» сейчас никого не удивишь. «Снятие сглаза и порчи», составление «лунаров» и «резонансных гороскопов», «избавление от всех болезней и проблем» – все это порядком поднадоело даже всеядному обывателю. Но... все чаще то же самое или еще «покруче» предприимчивые врачеватели начинают делать под православной вывеской, прикрываясь крестом, иконой, молитвой – как индульгенцией за все совершаемые оккультные действа.
«Православный»... экстрасенс! Большего лицемерия и представить трудно. Что общего может быть у Велиара со Христом? Что общего может быть у света с тьмою?

На авторитете Православия, духовном невежестве и беспечности людей паразитирует сегодня великое множество целителей, стремящихся в лидеры на рынке мистических услуг, – от мелких колдунишек, вроде многочисленных «лан», «дарий», «стефаний», выставляющих атрибуты православной веры напоказ, до «дипломированных» оккультистов, стремящихся перещеголять друг друга в «клятвах» верности Богу…»

Долгие годы этот духовный недуг обходил древлеправославие. Старообрядцы нередко с иронией обсуждали никонианскую магическую духовность: «серафимовы сухарики», «богородичные канавки», «записочки матроны», «песочек с могилки старца Ивана Яковлевича» и . п. Поэтому как гром среди ясного неба прогремело известие о том, что не простые неграмотные или маловоцерковленные миряне, а известные старообрядческие священнослужители являются клиентами «православных экстрасенсов», «ведуний» и «бабок». Среди имен таковых упоминаются постоянные члены Совета Митрополии РПСЦ благочинный Московской епархии протоиерей Леонтий Пименов, иконом Ярославской и Костромской епархии о. Валентин Новожилов, иконом Киевской и всея Украины о. Сергий Маслов.

Одно из таких дел – обращение к колдунье иконома Костромской епархии обсуждалось даже на октябрьском Соборе (2010 года) и Архиерейском суде. Некоторые видные священнослужители в кулуарах высказались, что обращение к «целительницам», «ясновидицам» и «прорицательницам» не так уж плохо. Что экстрасенсы вполне могут помогать, а магия в конце концов делить на черную (плохую) и белую (хорошую).

Не вступая в полемику по этому вопросу, редакция публикует репортаж информационного ресурса «Портал. Кредо. Ру» посвященный одной из таковых целительниц известных в Подмосковье как «гуслицкая Ванга». Ее сверхъестественные «искусства» признаны на самом высоком церковном уровне. В доме гуслицкой Ванги старобрядческие  священники совершают водосвятные молебны, а предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий преподнес старице образ святого великомученика Пантелеимона.


Гуслицкая Ванга

Она называет себя знахаркой-староверкой, жертвует на храмы, исцеляет священников и снимает порчу. 84-летняя Павлинья Перфильевна из подмосковных Гуслиц радушно приняла журналистов Портала/

Поездка журналистской команды "Портала-Credo.Ru" в Гуслицы, исторически старообрядческий район Подмосковья, началась, как водится, с дороги. Мы благополучно миновали посёлок Хотеичи, где, по непроверенным слухам, до сих пор домаливаются на дому последние "неокружники" (консервативные старообрядцы-поповцы, лишившиеся своей иерархии в 1950-е гг.), и проехали в село Слободищи, известное никогда не закрывавшейся Казанской церковью, принадлежащей Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ).

Храм представляет собой довольно безыскусную деревянную моленную, увенчанную барабаном с главкою и окрашенную непривычно ярко для русской деревни. Местный священник, о. Александр Ежуков, удостоил нас краткой беседы. Посетовав на известные административные нестроения в церковном руководстве, он пошел принимать исповедь у довольно многочисленных прихожан, которые уже молились в церкви. Храм дважды грабился, поэтому о. Александр запретил снимать внутри и во дворе.

О пресловутой "бабке" Павлинье, встреча с которой была главной целью нашей экспедиции, о. Александр осведомлен достаточно хорошо. О ее "прелестных чудесах" священник слышал задолго до того, как минувшей осенью имя целительницы прославил журнал "Авторевю", совершенно случайно обнаруживший ее во время собственной экспедиции по староверским уголкам Подмосковья.

Резиденция "целительницы и ведуньи" Павлиньи расположена в каких-то 10 километрах от Слободищ, за городом Куровское, в деревне Смолёво. Там Павлинья живет и "работает", т.е. принимает болящих - зимой в скромном кирпичном домике, летом в садовой беседке.

В автомобильном журнале Павлинья позиционировалась как старообрядка, что вызвало бурный интерес к ней в старообрядческой среде. На старообрядческих интернет-форумах довольно быстро обнаружились знатоки "из гуслицких", которые утверждали, что услугами знахарки регулярно пользуются известные священнослужители РПСЦ. Это мало соответствовало нашим представлениям о строгом благочестии древлеправославных отцов, поэтому хотелось порасспросить "целительницу" не только и не столько о ремесле, сколько о конфессиональной принадлежности и религиозных воззрениях.

К слову сказать, Павлинья Перфильевна, невзирая на почтенный возраст, оказалась весьма бодрой и на редкость словоохотливой, открытой в общении, искренней и доброжелательной. Она приглашает нас в кухню своего дома, из соседних комнат доносятся женские и детские голоса. Беседа наша продолжается не менее полутора часов, благо зимой в деревне дел мало, а ремеслом своим во время постов бабка не занимается (дело было как раз незадолго до Рождества). По словам Павлиньи Перфильевны, целительством она занимается уже никак не меньше 20 лет, а сокровенное знание - заговоры, ритуалы, обереги - получила от своей матери, которая, в свою очередь, обучилась от деда. Все они уроженцы деревни Смолёво. Павлинья 32 года проработала на ткацкой фабрике в ближайшем посёлке. Замужем никогда не была, девственница. Был у нее, правда, жених, но ушел он 19-летним юношей на фронт, где и погиб. "А раньше строго было, - поясняет старушка, - до венца не жили".

Как и все местное население преклонного возраста, Павлинья Перфильевна называет себя "столоверкой", принадлежит к РПСЦ. У неё есть даже духовный отец: это протоиерей Леонтий Пименов, настоятель Орехово-Зуевского прихода РПСЦ, благочинный приходов Московской области, весьма известный в старообрядчестве и за его пределами деятель.

Выйдя на "заслуженный отдых", то есть на пенсию (а она у Павлиньи не маленькая - более 8 тысяч рублей в месяц), старица вспомнила про сверхъестественные способности, про то, что в их породе, как она выражается, живет издревле "особая энергия". Не все представители рода имеют право использовать эту "энергию" по назначению - для этого надо быть вдовой или вдовцом, но лучше - девицей. Бабка охотно называет себя знахаркой, а своё занятие "знахарством". В Смолёве когда-то жили "конкуренты" Павлиньи, но последнего из них посадили при соввласти за "чёрную магию", утверждает целительница. Сейчас "колдуны" остались в соседних селах, но отношения с ними у Павлиньи более чем сложные - при встречах на кладбищах чуть до драк не доходит.

Разумеется, ни малейшего противоречия между своим знахарством и "старой верой" Павлинья Перфильевна не замечает. Свои магические обряды она начинает с призывания Имен Святой Троицы, использует кресты, святую воду, иконы, наряду с палочками-оберегами, веревочками, ножами и топорами. Хотя во дни постов и великих праздников Павлинья и не практикует (пятница, говорит, "тяжелый день", а воскресенье - "моленный"), никакого греха в знахарстве не видит. Много лет назад, на исповеди, она спросила духовного совета у о. Леонтия - правда ли, что целительский дар не противоречит вере. Хотя о. Леонтий и не стал прямо благословлять Павлинью на целительство, но заметил, что ничего против этого не имеет и препятствием для причастия такую деятельность не считает. Главное, заповедал батюшка, чтобы Павлинья не слишком "драла" деньги с людей, и помогала бы им. А вскоре о. Леонтий и сам стал пациентом Павлиньи, и теперь очень частый гость в Смолево. Те из местных старообрядцев, кто считают Павлинью "ведьмой", немало смущаются, что "на дух" о. Леонтий принимает и потребы разные исполняет именно в ее доме...

Павлинья Перфильевна по местным меркам весьма не бедный человек, она один из почетных "спонсоров" Орехово-Зуевской общины РПСЦ. Старица поделилась с журналистами Портала, что прямо перед их приездом отобедала красной икрой, а в храм ее возят "на трех машинах". Односельчанам Павлинья деньги "в долг" не дает, не участвует в складчине, даже на свадьбы, считает, что те сами "должны заработать", жертвует только на похороны. Вместе с тем, назвать ее жадной трудно, потому что Павлинья охотно и довольно серьезно жертвует на церковные нужды, а также лично отцам Леонтию и Константину, второму орехово-зуевскому священнику, зятю о. Леонтия. На церковный крест, воздвигнутый над вторым орехово-зуевским храмом РПСЦ, знахарка пожертвовала семь тысяч рублей, а священнику Ивану Гусеву, бедному сельскому многодетному батюшке из села Давыдово, периодически дает то тысячу, а то и две-три. Без этой постоянной поддержки племяннику покойного Митрополита Алимпия (Гусева) было бы очень сложно на бедном приходе с несколькими постоянными прихожанами.

Попечением Павлиньи Перфильевны один из деревенских домов, когда-то использовавшийся как сельпо, передан под моленную, там устроена часовня. На нём установлен крест, впрочем, со временем покосившийся, а около дома - и крест-голбец (под крышей). В моленной раз в году отцы Леонтий или Константин служили молебны, но в последние годы из-за старческой немощи Павлиньи Перфильевны, которая занималась внешней подготовкой моления, они не служатся. Зато каждые три года о. Леонтий служит водосвятные молебны у бабки на дому и заново освящает дом, необходимость чего знахарка связывает со сложным энергетическим обменом между домом и многочисленными болящими, его посещающими. Естественно, у дома от этого "энергии" не прибавляется.

С особенным вдохновением Павлинья Перфильевна рассказывает о батюшках, которым она смогла послужить и помочью посредством своего чудесного дара. В первую очередь, это сам отец Леонтий Пименов, который тяжело страдал болезнью ног, а теперь "бегает как молодой". В знак признательности и молитвенной помощи нынешний Митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) преподнес старице образ святого великомученика Пантелеимона, покровителя врачевателей. Без малейшего смущения старица рассказывает, что ей поддавались даже такие "сложные" недуги как бесплодие, но абсолютное большинство ныне приезжающих "страдают от нервов".

Разумеется, курс молодого знахаря Павлинья преподать журналистам Портала не смогла, но атрибуты своего магического обряда охотно продемонстрировала, показала даже, как они "работают". Во-первых, это вервица с сорока узелками - "в честь Богородицы" (?), - которую Павлинья вместо лестовки надевает на левую руку. Во-вторых, два маленьких фрагмента веточек - вербы и березки - естественно, освященных батюшкой. В-третьих, довольно зловещего вида нож и топор, которые самым активным образом используются во время обрядов. Этими предметами Павлинья буквально скоблит своих "пациентов", постепенно избавляя их от болезней. Практикуется еще обряд "умывания" святой водой, освященной батюшкой. Раз в неделю к старице сносят окрестных младенцев, которых она защищает от "сглаза". Впрочем, фотографировать и себя, и "инструменты" Павлинья не позволила: по её мнению, от этого убывает волшебная сила. В данном материале мы пользуемся единственным снимком знахарки, который удалось сделать коллегам из "Авторевю" и который широко распространился по старообрядческим форумам.

Собственно религиозные воззрения Павлиньи Перфильевны довольно сумбурны. В отличие от многих местных старообрядцев, она весьма толерантно настроена к новообрядцам-"никонианам". Более того, считает, что если женщина выходит замуж, то обязательно "должна принимать мужскую веру". Себя Павлинья считает находящейся в общении со "столоверами" (теми, что поминают "отца Корнилия") и "православными" (поскольку это основная часть пациентов, приезжающих к знахарке из Москвы, под ними подразумеваются новообрядцы, чада РПЦ МП). Кроме этих двух категорий, где-то на периферии сознания существуют загадочные "никияне", которых бабка лечить отказывается. Вероятно, это те, кто называют себя христианами, но живут нечестиво, "невенчанными", и "креста не носят". Где-то рядом с "никиянами" находится и "армянская вера", один представитель которой приходил когда-то к Павлинье лечиться, но она отправила его сначала на крещение к о. Леонтию. Вообще не будет преувеличением сказать, что о. Леонтий покрестил и повенчал за последние годы десятки людей, направленных к нему "по линии Павлиньи".

Время беседы подходит к концу. Мы отправляемся в обратный путь, за окном мелькают кладбища с "голбецами" - "покрытыми" крестами, заснеженные деревни, сосновые леса. Наконец Куровское - сравнительно небольшой подмосковный город, где мы заехали в местный единоверческий приход. Разговор с оказавшимся открытым и внимательным человеком единоверческим священником РПЦ МП Димитрием Кузнецовым. Чтобы продолжить и "закрыть" тему с Павлиньей Перфильевной, спрашиваем и его о ней. Оказывается, что он "в курсе", много наслышан о целительнице. При этом замечает, что "деревенское колдовство" никогда не было редкостью в Гуслицах. В храм ходит меньше народу, чем ездит к бабкам - на всенощной под воскресенье молятся только три человека. Священник жалуется, что на исповеди у него побывал за последнее время (дело происходит в конце Рожественского поста) всего один прихожанин.

Возвращаемся в Москву. Едем через Гжель. Бывший "неокружной" храм во имя св. великомученика Георгия теперь принадлежит Русской Древлеправославной Церкви ("беглопоповской" патриархии). Во время всенощной в храме горит электрический свет, он виден в окнах, но двери долго не открывают. Наконец мы внутри храма. Ясно, что он долгое время не действовал. Внутренний интерьер достаточно скромен. Тоже, как в Куровском, всего три прихожанки. Но отец Василий, настоятель-подвижник, бодро служит и доброжелательно приветствует нас. Немного грустно, что в таком впечатляющем храме-красавце так немного молящихся...

Парфентий Анисимов,
Александр Солдатов,
для "Портала-Credo.Ru"

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=59643&topic=540


https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=523