В Библии написано о месяце марте: «И рече Господь Моисею и Аарону в
земли египетстей глаголя: «Месяц сей вам начало месяцем первый будет вам
в месяцех лету»» (Исх.12:1-2). Это месяц выхода евреев из Египта – Авив
или Нисан, месяц начала уборки ячменя (март-апрель).
О преимущественном значении месяца марта перед другими месяцами в
Следованной Псалтыри на 1-го марта сказано: «В сей месяц Бог не
от-ступль престола величествия своего, сошёл за человеколюбие на землю,
яко дождь на руно, с небеси архангеловым Благовещением, в Пречистом
чреве Преблагословенныя Девы Марии от Духа Святаго плоть себе истка
непо-стижимо, яко же Он весть Сам. В сей месяц вольною страстию Его
плотскоб клятва потребися, смертию Его смерть умертвися, и пресветло
живоначальным Его воскресением из мертвых Адам и весь род человечь от
ада возведен и в первобытие паки приведен небесная наследовати. Сего
ради от первого числа его начала приемлют вси круги солнечнии, и луннии,
и вруцелето, и високос, и равноденствия составляются в нем».
Отсюда понятна причина, почему как в греческой, так потом и в нашей
Церкви март месяц был первым месяцем в церковном году, началом древнего
мартовского годичного летоисчисления.
К XV веку в Греции утвердилось празднование новолетия 1-го сентября и
даже появилось предание, возводящие это ко временам I Вселенского
Собора. Но это не согласуется с древними пасхальными таблицами, в
которых год начинался с марта. Они закончились в 1492 году (н. ст.)
или 7000 году от Сотворения мира. До наступления этой даты новые
пасхальные таблицы не составлялись, так как ожидали в 7000 году конец
света.
Но конец света тогда не наступил, и в Москве в 1492 году состоялся
Собор, на котором утвердили новые пасхальные таблицы, и было предложено
считать начало церковного года - Индикт 1 сентября, по примеру
греко-восточных церквей, которые перешли на празднование новолетия с
1-го сентября в память победы Константина Великого над Максентием.
В царствовании Петра I произошла новая реформа летоисчисления. 20
декабря 7208 г. (1700 г. по европейскому летоисчисление) был объявлен
царский указ: «О праздновании нового года. Великий Государь указал
сказать: <…> известно, что не только во многих Европейских
Христианских странах, но и в народах Славянских, которые с Восточной
православной нашей Церковью во всем согласны<…>, и все Греки, от
которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета своя
исчисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря 1
числа, а не от создания мира.
<…>Указал Великий Государь впредь лета счислять<…>с нынешнего Генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».
До этого в России считалось, что от Сотворения мира до Воплощения
Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа (Рожества Христова) прошло 5500
лет («Кормчая» патриарха Иосифа, «Око церковное»).
На Западе же, с VI века, распространилось ошибочное мнение монаха
Дионисия, что Рожество Христово произошло в 5508 году от Сотворения
мира.
Таким образом, ошибочная прибавка восьми лет к дате Рожества Христова,
узаконенная на Западе, была введена в России. Это летоисчисление стало
государственным.
Реформы Петра Первого заменили буквенное обозначение цифр, принятое на Руси, на арабские цифры.
При Петре I стали издаваться гражданские календари. Верующие христиане
обходились без таких календарей. Их заменяли святцы. Год по святцам
начинается с 1 сентября, и этот порядок не меняется до наших дней.
Вся жизнь людей была наполнена христианской верой. Их общественная,
хозяйственная деятельность, частный быт были приурочены к церковному
календарю. Так, великий князь Иоанн III приказал явиться к себе на суд
всем изменникам из Вятки в день Симеона Летопроводца, и одних из них
простил, а других присудил к казни (память прп. Симеона Столпника
отмечается 1-го сентября).
Наши наблюдательные предки умели увязывать явления природы с церковными
праздниками. Например, если на Крещение ясная, холодная погода – к
засушливому лету, пасмурная, снежная – к обильному урожаю. «Евдокия
красна, и весна красна», «какова Евдокия, таково и лето» (прпмч.
Евдокия, память 1 марта ст. ст.). «Федот придёт, последний дуб листы
развернёт» - конец посадки огурцов (св. мч. Феодот 18 мая ст. ст.).
«Олёна и Константин» - сеют лён и гречиху (Св. равноапостольные Кон-стантин и Елена 21 апреля ст. ст.).
Такой календарь русского земледельца был составлен на каждый месяц года.
Это была высочайшая народная культура, которая, к сожалению, почти забыта.
Было уже отмечено, что реформы Петра I сильно изменили традиционное
древнерусское летоисчисление. Дата 5508 лет от Сотворения мира до
Рожества Христова была принята в России и господствующей «никонианской»
церковью, а после 1918 года, когда церковь была отделена от государства,
легла в основу государственного гражданского летоисчисления «нашей
эры». Так же декретом 1918 года в России государственный календарь был
переведен на новый, григорианский стиль – дату каждого дня увеличили на
13.
Наша Церковь продолжает пользоваться юлианским календарём (старый стиль).
У староверов до сих пор летоисчисление ведётся от Сотворения мира, а Рожество Христово исчисляется, как 5500 год от Адама.
В книге «Око церковное», в главе 32 написано: «Господь наш Исус Христос
распялся в лето 5533-е, марта 30, в 6-й час дня». В книге «Кормчая», на
1-м листе главы «О Вселенских и Поместных Соборах» сказано, что Первый
Вселенский Собор состоялся в 318 году от Рожества Христова и 5818 году
от Сотворения мира, что даёт точную дату Рожества Христова – 5500 год.
После громкого празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году в
нашем старообрядческом календаре с 1989 года регулярно, на 25 марта ст.
ст., каждый год, указывается следующее: «Благовещение Пресвятой Деве
было в 5499 году от Сотворения мира, в субботу, в 5-й час дня».
Русская Православная Старообрядческая Церковь не принимала участие во
всемирных торжествах по поводу 2000-летия Рожества Христова, которые во
всём мире отмечались в 2000 году, потому, что в действительности этот
юбилей состоялся 25 декабря 1991 года по старому стилю (7 января 1992
году по новому стилю). На эту тему была особая статья в
«Старообрядческом церковном календаре» за 1992 год.
Наш современный старообрядческий календарь выполняет роль святцев.
Каждый день в нём обозначен двумя цифрами – старый стиль церковный
(юлианский) и новый стиль (григорианский), принятый в качестве
государственного.
На обложке наших календарей так же приводятся две даты. Первая из них –
от Сотворения мира, а вторая - государственная гражданская дата «от
нашей эры», которую староверы чётко отделяют от подлинной даты «от
Рожества Христова».
Шишкина Л. А.