Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Берсеневский прорыв патриарха Кирилла
Дата:  29/04/2011 —  Тема:  Новообрядчество
Заявление Патриарха Кирилла о равноправии нового и старого обряда открывает новую эру примирения в России!

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в преддверии Пасхи, 23 апреля 2011 посетил храм Святителя Николая на Берсеневке, где богослужение совершается по старым, «дониконианским» обрядам.
Он отметил важность сохранения старого обряда в современной жизни Русской православной церкви. Старообрядчество, по словам Патриарха, «сохраняет связь с нашим древним преданием», и, кроме того, «есть люди, которые сегодня именно через этот обряд находят путь ко Христу».
«В Русской церкви всё это должно быть, и не как явление второго сорта, а точно так же, как и новый обряд», – подчеркнул Предстоятель.

Это событие комментирует эксперт по диалогу цивилизаций, культуролог Сергей Маркус:

- Заявление Патриарха Кирилла 23 апреля 2011 года – важнейшее историческое событие как для православных верующих, так и для всей России. Столь чётко и ясно о равноправии старого обряда в сравнении с новым никогда ранее не говорил глава Московского Патриархата. С этого рубежа начнётся новый этап в жизни трагически расколовшейся в 17 веке Русской церкви – этап реального примирения и, насколько это возможно, единения. Как минимум – это заявление кладёт конец многовековой вражде и отчуждению.

Напомню, что именно Раскол 17 века Александр Солженицын назвал первой гражданской войной, которая разделила наш народ, принесла много жертв, и до сих пор кровоточит незаживающими ранами. Думаю, что скрытая цитата из Солженицына, диалог с ним присутствует в рассуждении Патриарха Кирилла на Берсеневке о необходимости преодоления расколов и разделений: «Вот на чём наша Церковь теряла много сил, отчего, может быть, и не справилась с теми задачами, с которыми должна была справиться, что и привело к революции, гражданской войне, безбожию».

17 век принёс нам тяжелейший опыт межрелигиозной войны внутри одного народа, внутри одного исповедания. И до сих пор не были окончательно подведены итоги, не совершён моральный выбор в пользу полного примирения. Вот почему ныне Патриарх, стремясь к единству Церкви, впервые сформулировал богословское обоснование равноправия двух обрядов: «А что касается обрядов, то каждый из них – и новый, и старый – должны помогать людям открывать Евангелие, открывать Господа и Спасителя».

Наблюдателю здесь стоит отметить несколько нюансов.

Да, ранее уже Поместным собором РПЦ МП 1971 года были отменены «клятвы» на старые обряды Большого Московского Собора 1667 года. С пространным докладом «Об отмене клятв на старые обряды» выступил тогда митрополит Никодим (Ротов). Но до сих пор столь явно о равноправии не говорил никто. По сути, это пересмотр решений Собора 1667 года. Событие для Церкви революционное (если бы такое слово можно было применять без его агрессивных обертонов, лишь в смысле «новация», «прорыв», «творчество»).

Патриарх Кирилл поступил как харизматик. За это его будут сильно критиковать со всех сторон: как «никониане», так и староверы. Он совершил это без прописанных процедур соборного, богословского и прочего характера. Лично и под свою ответственность. Но прорыв есть. И в нём – огромное облегчение для всего гражданского общества. Наконец-то мир между расколовшимися с 17 века по обрядовому вопросу!

Второй нюанс. Как известно, ещё в синодальный период была сформирована Единоверческая церковь, служившая по старым книгам, но подчинявшаяся Синоду, а затем Патриарху. А недавно относительно Единоверия были также сделаны важные шаги. В 2009 году при Покровском храме в Рубцове (Москва) учреждён Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. 14 декабря 2010 года в Храме Христа Спасителя в день памяти св. праведного Филарета Милостивого у мощей святителя Филарета митрополита Московского и Коломенского прошёл молебен по старому обряду. Его возглавлял настоятель церкви Покрова в Рубцово, секретарь Синодальной комиссии по старообрядчеству и единоверию иерей Иоанн Миролюбов. Это был молебен в рамках программы празднования 210-летия учреждения Единоверия.

Но на Берсеневке не было речи о Единоверии – там ясно заявлено о старых обрядах вне зависимости от иерархического подчинения и поминания.

Третий нюанс. Патриарх Кирилл продолжает дело своего наставника митрополита Никодима (Ротова). Он возвращает РПЦ МП к её историческим истокам, при этом не требуя смены богослужебных навыков и обычаев. Это принципиально важный момент, который ранее не могли преодолеть ни та, ни другая сторона.

Значит, вывод напрашивается такой: внутри Русской церкви могут равно сосуществовать разные богослужебные традиции. Это тоже важнейшее решение. Формула проста: обряд должен вести к Богу, а его детали могут быть разными.

Четвёртый нюанс. Такой богослужебный плюрализм, вне сомнения, был в ранней Церкви, это опыт Вселенской церкви. И в данном случае, Патриарх – возвращая свою паству к истокам – прокладывает путь к тому богослужебному плюрализму, который принят в Католичестве, особенно в наши дни, когда восстановлен в правах Латинский обряд, когда службы ведутся на разных языках, с возможностью использовать местные культурно-богослужебные формы (армянские, греческие, сирийские, малабарские и т.п.). Иначе говоря, примиряясь со Старообрядчеством, РПЦ МП на деле восстанавливает вселенский статус понимания Церкви в Символе веры, как именно «Соборной, Кафолической, Вселенской».

Пятое. На первый взгляд наблюдателю могло бы показаться, что Патриарх Кирилл сделал «берсеневский прорыв» ради равновесия относительно своего активного диалога с католиками, дабы «умиротворить консерваторов». Но, думается, значение его слов шире и перспектива гораздо просторнее – это простор вселенского единства. Потому и резонанс будет не только сугубо внутрицерковный, но и общественно значимый – как для России, так и для мира.

Сергей Маркус
25 апреля 2011 года, Москва

Статья опубликовна на сайте 
http://www.peoples-rights.info/2011/04/bersenevskij-proryv-patriarxa-kirilla/  



Комментарии сайта «Самарское староверие»

Статью прислал автор, С.Маркус, с просьбой опубликовать ее на сайте. Взгляды автора статьи абсолютно не совпадают со взглядами автора этого сайта. Первым побуждением было отказать С.Маркусу, посоветовав ему пропагандировать свои взгляды на единоверческих ресурсах. Однако после некоторых колебаний я решила опубликовать статью. Ведь и среди старообрядцев немало тех, кто грезит о "вселенском единстве".

Читайте, размышляйте...
samstar2


Думаю, Вы поступили правильно. С никонианами надо говорить. Судя по тексту, автор искреннен и он не понимает, чем грозит такой "прорыв". Начну с простого.

У очень многих народов есть опыт религиозных войн среди одного народа. Едины ли Французы? Едины и живут неплохо. А были ли во Франции религиозные войны, горели ли кострыинквизиции? И как преодолели? Объединили католиков и протестантов и синагогу? Нет же. Единство права, единство истории, защита интересов граждан объединяют страну. Тоже самое можно сказать, про Англию, Германию, Испанию.

Теперь немного по сложнее. Что такое любовь во Христе и церковное единство? Это в первую очередь одинаковое верование. "Единомыслим и исповем". Можно ли объединить во взглядах весь мир? Нельзя.

Что же такое этот прорыв? Многие призрак КПСС в нем узнали и возликовали "парткомы вернулись", комсомольские стройки, пионерские лагеря. Так-то оно так, только закончится всё это 90-ми годами, когда народы на коммунистов восстали. Только теерь это будут клирики.
Евгений_Иванов


Не мне судить об искренности автора, только вот сдается мне, что автор - отнюдь не восторженный романтик. И уж точно понимает, о чем пишет. Человек-то известный. А вот зачем понадобилось разжевывать народу суть патриархийных инициатив, да еще вбрасывать это на сайт, посвященный староверию - вопрос, безусловно, интересный.
samstar2

http://samstar.ucoz.ru/news/vzgljad_so_storony_s_markus_bersenevskij_proryv_patriarkha_kirilla/2011-04-27-4624



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=611