Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Есть ли угроза старообрядческому храму в Волое?
Дата:  15/08/2011 —  Тема:  Личное мнение
Посещение  м. Климентом (Капалиным), епископом Калужским и Боровским (РПЦ МП), старообрядческого прихода в с. Волое Калужской области, а так же заметка об этом на официальном сайте Калужской епархии, в которой сказано, что «большинство жителей не являются прихожанами храма», «священника своего в храме нет», «храм находится в запущенном состоянии»,  вызвали обеспокоенность у старообрядцев, которые помнят об отобрании у них Московской Патриархией в последние годы нескольких храмов (например, храма в с. Алешино Московской области).
Старообрядческих приход в селе Волое Калужской области

 
Старообрядческое село Волое в Кировском р-не Калужской обл. существует с XVIII-го века, его жители с момента возникновения села и до сегодняшнего дня являются старообрядцами-поповцами, приемлющими белокриницкую иерархию. В начале XX века был построен большой кирпичный храм, который был закрыт в 1937 году, в это же время был репрессирован и старообрядческий священник.

В послевоенное время люди продолжали собираться на молитву, село обслуживали священники о. Федр Клюев, о Лука Абрамкин (впоследствии епископ Лукиан), о. Артемон Шендригайлов. В 60-80 годы XX в. село получило известность совершенно нехарактерной для того времени многодетностью. На 380 дворов приходилось 27 матерей-героинь (имеющих 10 и более детей), а в среднем на одну семью приходилось 5 детей. Феномен села Волое изучался учёными, о нём писали журналисты, снимались документальные фильмы. При этом умалчивали об основной причине – старообрядческой вере жителей, рассматривающих рождение детей как дар Божий и не желающих делать аборты, которые в то время получили массовое распространение среди безрелигиозного населения Советского Союза.

В конце 90-х годов XX века жители с. Волое начали строить храм, который был освящён в 1999 г. первоиерархом РПСЦ митрополитом Алимпием (Гусевым). В этом же году по его благословению начала работать летняя духовная школа «Родник», в которой с тех пор ежегодно в течении 12 лет обучались дети, летом отдыхающие в селе у своих бабушек.

Но, к сожалению, прекращение религиозных гонений, открытие храма, возможность учить детей основам веры само по себе не привело к духовному возрождению. Поко-ление, родившееся во время многодетности, получило в школе атеистическое воспитание. Ликвидация колхоза привела к полному прекращению сельскохозяйственного производства и переселению почти всего активного населения села в большие города. Занятия с детьми в духовной школе «Родник» не могли дать быстрого и ощутимого результата хотя бы потому, что у большинство этих детей проживают в больших городах и в деревне бывают только во время летних каникул. У большинства из них родители ведут нецерковный образ жизни, кроме того, дети основное время проводят в обществе далёких от веры сверстников, подвергаются отрицательному воздействию телевидения, молодежной массовой культуры.
 
Постоянными прихожанами храма в Волое продолжают оставаться сельские старушки, которые молились и в советское время. Но, в то же время, в Волое до сих пор крестят в старообрядческом храме почти всех детей, венчают почти все браки, хотя и под давлением бабушек, но почти вся молодежь хотя бы раз в году бывает на исповеди. Хотя в Волое и нет постоянного священника, но о. Артемон Шендригайлов из Боровска приезжает достаточно часто как для совершения службы, так и для треб. В его отсутствие служба не прекращается, её ведут по всем воскресениям и праздникам женщины-клирошанки.
 
Сегодня, по сравнением со всеобщей религиозностью и соблюдением церковных пра-вил, имевших место в  начале XX века, старообрядческая вера в с. Волое испытывает упа-док. Но по сравнению с полным безразличием к вере окружающего населения, бывшего когда-то «никонианским», Волое выглядит религиозным оазисом.

Население окружающих когда-то «никонианских» сел не испытывает никакой потребности в церковной жизни. Сохранившиеся полуразрушенные храмы начали восстанавливаться только несколько лет назад, по инициативе «сверху», исходящей от благочинных и монастырских старцев, подыскивающих спонсоров, но не старанием местного населения. В этих восстанавливаемых храмах нет ни настоятелей, ни регулярной службы.

 
Визит м. Климента (Капалина)

По сообщению официального сайта Калужской епархии РПЦ, «3 июля 2011 г., в рамках архипастырского визита в город Киров, митрополит Климент посетил ряд населенных пунктов Кировского района Калужской области, где идет реставрация разрушенных храмов. В селе Фоминичи владыка совершил чин освящение креста на центральный купол храма в честь святителя Николая. На чин освящения креста собралось более ста человек из местного села и соседних деревень. Владыка также освятил купол храма, который был установлен на храм. После совершения молитвословий митрополит Климент обратился к пастве с архипастырским словом.
 
Затем митрополит посетил село Волое, храм святителя Николая, где находится старообрядческая община. Владыка встретился с представителями общины, поинтересовавшись их жизнью и деятельностью».

Один из очевидцев молебна в Фоминичах: «Заехать в воловский храм митр. Климента попросили кто-то из местных жителей, две пожилых женщины, присутствовавших на освящении куполов в Фоминичах. Складывалось впечатление, что это было заранее подготовлено».


Рассказ Д. Чекушина о встрече с м. Климентом (Капалиным)

В начале июля 2011 года прихожанин старообрядческого храма в с. Волое Кировского района Калужской области Дионисий Чекушин, собираясь на рыбалку, увидел, что около храма остановился черный микроавтобус «Фольксваген», из которого начали фотографи-ровать храм. Дионисий подъехал на своём автомобиле между храмом и «Фольксвагеном» и спросил: «Что вам нужно?». Съемку вело духовное лицо, которое сказало, что в микроавтобусе едет митрополит Климент Калужско-Боровский (РПЦ МП), который очень просит дать ему возможность посетить старообрядческий храм.

Д. Чекушин сходил за ключами и открыл храм. Митр. Климент в сопровождении пяти духовных лиц вошли в церковь, пропели величание Николе, в честь которого освящен храм, после чего приложились к некоторым иконам.

Затем состоялась беседа следующего содержания.

Митр. Климент: Кто у вас настоятель?
Д. Чекушин: О. Артемон Шендригайлов из Боровска.

Митр. Климент: Есть ли у вас постоянный священник?
Д. Чекушин: Нет.

Митр. Климент: Как часто приезжает священник?
Д. Чекушин: Примерно раз в месяц.

Митр. Климент: Много ли людей посещают храм? 
Д. Чекушин: Обычно вечером человек 20, утром человек 40. Но когда приезжает священник, народу бывает очень много. Отец Артемон скоро приедет служить на Тихвинскую, тогда будет много прихожан, будет и молодёжь.

Митр. Климент: А в обычные дни молодёжь бывает на службе?
Д. Чекушин: К сожалению, когда нет священника, не бывает.
Митр. Климент: У нас такая же проблема, молодёжь храм не посещает.

После этого митр. Климент задал часто задаваемые старообрядцам вопросы: «Почитаете ли вы царственных мучеников, Серафима Саровского?».

В целом беседа прошла в дружественном и миролюбивом духе, все её участники вели себя очень корректно и сдержанно. Прощаясь, митр. Климент подарил на память фотографию иконы Калужской Божьей Матери, Дионисий подарил ему пакет ладана.

Отзывы о визите в храм с. Волое на официальном сайте Калужской епархии.

 «В целом можно отметить, что село Волое - историческое место селение старообрядцев испытывает сейчас не лучшие времена. Большинство жителей не только не являются прихожанами храма, но даже не интересуются церковной жизнью. Те же, кто посещает храм, в основном приезжие на постоянное жительство из Москвы и других мест. Храм посеща-ют от 10 до 30 человек. Священника своего в храме нет, а для богослужения приезжает священнослужитель из Боровска. Храм находится в запущенном состоянии, хотя внешне подкрашен, территория убрана».

http://eparhia-kaluga.ru/news/news2011/1420-v-ramkah-arhipastyrskogo-vizita-v-gorod-kirov-mitropolit-kliment-posetil-rjad-naselennyh-punktov-kirovskogo-rajona-kaluzhskoj-oblasti.html


Это заявление, сам факт посещения  м. Климентом старообрядческого прихода, а так же разговоры о противостарообрядческих настроениях у некоторых местных клириков Ка-лужской епархии вызвали обеспокоенность у старообрядцев, которые помнят об отобра-нии Московской Патриархией в последние годы у старообрядцев нескольких храмов, по-следним из которых был храм в с. Алешино Московской области.


Обращение Дионисия Чекушина

Горе миру от соблазнов, 
ибо надобно придти соблазнам; 
но горе тому человеку, 
через которого соблазн приходит.
Матф.18:7

Прихожанин старообрядческой общины с. Волое Дионисий Чекушин искренне просит прощения у митрополита Корнилия, св. протоиерея Артемона и у всех братьев по вере, что без благословения своевольно дерзнул открыть двери святаго божьего храма и общаться с высокопоставленными клириками господствующей церкви. Вследствие этого произошел соблазн, об умиротворении которого прошу молитв всех верных чад Соборной апостольской Церкви.

Желающим знать истинное положение дел в общине село Волое можно позвонить настоятелю св. протоиерею Артемону Шендригайлову по тел.: 8 (910) 512-82-18 или приехать ко мне в гости по адресу: Калужская обл., Кировский р-н, с. Волое, ул. Центральная, д. 6 кв. 2., тел.: 8 (484) 567-41-27.

С низким поклоном всем древлеправославным христианам, приемлющим Белокриницкое священство, многогрешный Дионисий.

P.S. Бдите, молитесь, будьте крайне осторожны, ибо враг яко лев ходит рыкая, ища кого поглотить (1Пет.5:8).


Обращение Иулиании Чекушиной

Во время своего недавнего визита в Кировский район Калужской области митрополит Калужский и Боровский Климент (РПЦ МП) после освящения креста на куполе новообрядческого храма в селе Фоминичи, по пути в город Киров,  пожелал посетить старообрядческий храм во имя святителя Николы в селе Волое.

Старое здание храма в Волое было разрушено во время войны, а новая церковь силами общины заново построена и освящена в 1999 году. В ней постоянно молятся 40-50 человек, а в большие праздники набирается полный храм.

В этом году в Великий пост причащалось 80 взрослых, на каждую литургию приводят много детей для причастия.
Окормляет храм о. Артемон из города Боровска. Община живёт своими силами, без спонсорской поддержки и государственного обеспечения. Несмотря на то, что нет священника, который постоянно бы жил в селе, молитва в храме не прерывается.

Летом в селе действует старообрядческая детская духовная школа «Родник», в которой безвозмездно трудятся учителя Шишкина Л. А., Шишкин А. В., Шишкина Е. В. В ней занимаются до 40 человек детей.

И все жители села - старообрядцы, придерживаются благочестия. На родительские субботы, Пасху, Рожество собирается большое количество народа, но конечно, хотелось бы видеть молодежь не только в такие большие праздники, но и в другие дни.

Поэтому появившаяся в интернете информация, что в Волое всего 10-30 человек прихожан и дела обстоят не лучшим образом, не соответствует действительности.

Чекушина И. М., 
жена Чекушина Д. В.


Комментарии местных жителей

 
Один из старообрядцев Кировского р-на: «В храмах соседних с Волое никонианских селах Фоминичи и Бережки нет ни постоянных настоятелей, ни регулярной службы. Там только раз в год совершаются молебны заезжими священниками. Поскольку в РПЦ ставят в священники почти любого, то потом можно встретить священников пьющих, ругающихся матом, помешанных на кладоискательстве.

Исключением является уроженец села Бережки священник Николай Андриянов, служащий в г. Барятино. Он, по сравнению с другими, хороший священник, деятельный, обустраивает святые источники, возрождает храм в своём родном селе Бережки. Только, к сожалению, агрессивно настроен против старообрядчества и, как приходилось слышать, заявлял: «Мы воловский храм отберём»».

Денис Чекушин: «Проезжая по Калужской области, можно видеть огромное количество совершенно заброшенных, пустых, превращённых в гаражи храмов новообрядческой церкви, на крышах которых растут огромные деревья. Не лучше ли обратить внимание на свои храмы?»

Житель г. Киров Калужской области: «В июне 2010 года было образованно Кировское благочиние, а до этого храмы Кировского р-на входили в Людиновское благочиние. Благочинным был назначен о. Александр Рябов, настоятель храма св. Александра Невско-го в Кирове. Он старается избегать конфликтов в обществе и, скорее всего, настроен на мирное сосуществование со старообрядцами.

Но другой влиятельный священник, о. Николай Андриянов, настроен более агрессивно. Начал он с того, что в 2000 году отобрал новое, построенное в 1987 году здание краеведческого музея, здание изначально нецерковное, и открыл в нём храм. О. Николай обижен, что не его назначили благочинным после создания Кировского благочиния, и, возможно, желая показать свою значимость, проявляет инициативу по отношению к старообрядче-скому храму в Волое.

В восстановлении церкви в Фоминичах вместе с настоятелем барятинского храма о. Ни-колаем Андрияновым принимает участие благочинный Черниговского скита Троицко-Сергиевой лавры игумен Геласий (Михайлин), имеющий фоминичские корни. Не от него ли исходят какие-то антистарообрядческие инициативы? При этом надо сказать, что сами фоминические жители потребности в храме не испытывают, в Фоминичах нет даже зарегистрированной общины, а активисты в храм приезжают из Кирова. Храм восстанавливается благодаря тому, что игумен Геласий нашёл двух спонсоров - Василия Михалева – технического директора ЗАО «Кировская керамика» и Надежду Клещеву, представляющую фирму «Русское поле» из Малоярославца.

Не стоит так же забывать, что на жизнь и настроения духовенства Калужской епархии РПЦ оказывает большое влияние Оптина пустынь, монастырь ставропигиальный, местному архиерею, то есть митрополиту Клименту, не подчиняющийся. У оптинских старцев своя политика, зачастую не совпадающая с политикой митр. Климента. Известно, что духовником нынешнего патриарха Кирилла является один из оптинских старцев. Не оттуда ли идут антистарообрядческие настроения?

В то же время известно, что вскоре после избрания в патриархи Кирилла в одной калужской телевизионной передаче, посвященной объединению с зарубежной церковью, участвующий в ней священник на вопрос зрителей о том, не начнётся ли теперь сближение со старообрядцами, ответил: «Митрополит Климент считает - опасение старообрядцев, что РПЦ сближается с католической церковью, имеет право на существование и небеспочвенно».

Поэтому вряд ли антистарообрядческие настроения и инициативы могут исходить непосредственно от м. Климента».


Калужская икона Божией Матери
 
Митр. Климент во время беседы в старообрядческом храме подарил Д. Чекушину бумажное изображение Калужской иконы Божией Матери, а вскоре, 11-30 июля 2011 г. со-стоялся первый общеепархиальный крестный ход по Калужской области с этой иконой. В «Сказании о явлениях и чудесах» и в акафисте Калужской иконы встречаются откровенно антистарообрядческие высказывания. Поэтому стоит написать об этой иконе поподробнее.
 
Калужская икона Божьей Матери была обретена в 1748 году недалеко от Калуги на чердаке барского дома. Это было живописное изображение на холсте молящейся женщины с молитвенником в руках. Нашедшие её две дворовые девушки приняли её за изображение игуменьи, что было неудивительно, так как это изображение было изумительно похоже на прижизненный портрет последней русской царицы Евдокии Лопухиной в монашеских одеждах с раскрытой книгой в руках. Согласно «Сказанию о явлениях и чудесах от иконы Калужской Божией Матери», одна из девушек проявила к найденному образу дерзость и тут же упала без чувств. Там же сообщается, что ночью её родителям явилась Богородица, объявила, что найденное изображение является Её образом и что девушка исцелится после молебна перед образом, что и произошло.

Икона впоследствии была перенесена в храм села Калужка под Калугой, где и находилась до революции начала XX века. Согласно «Сказанию о явлениях и чудесах», от этого образа получали исцеление многие болящие,  после молитвы перед ней прекращались эпидемии чумы, холеры, городские пожары.

В 1899 году молитвами иконе была исцелена жена коллежского асессора из Боровска. С позволения епископа Калужского и Боровского Макария икона была принесена впервые в город. На городской площади было совершено торжественное молебствие.

В «Сказании», в духе ведущейся господствующей церковью в XVIII-XIX веках борьбы со старообрядчеством, об этом сказано подробнее. «Только один город Боровск в пределах Калужской области после явления чудотворной иконы Богоматери оставался долгое время без благодатного посещения этой святыни, что объяснялось влиянием преобладавшего там раскола, пустившего глубокие корни в этом городе. Известно, что по учению раскольников со времени патриарха Никона в греко-российской церкви не может быть ни новоявленных святых мощей угодников Божиих, ни явленных и чудотворных икон. Поэтому икона Калужской Божией Матери, явленная в 1748 году, не могла, по мнению раскольников, почитаться чудотворной.

10/23 сентября 1899 года, после чудесного исцеления жены коллежского асессора города Боровска Чуфаровской и, несомненно, не без воли Царицы Небесной святая икона Калужской Божией Матери с разрешения епископа Калужского и Боровского Макария впервые была принесена в Боровск. Лишь только ступила святая икона на землю Боровскую, как огромные толпы народа, пришедшего еще с вечера из окрестных селений, устремились к ней с молитвой и со слезами. Из ближайших сельских церквей подошли крестные ходы. Открылось воистину царское шествие. Со всех сторон на расстоянии 11 верст толпами сбегался к святой иконе народ, крича и взывая: «Матушка наша! Заступница! Царица Небесная!» Множество было при пути различных недужных и одержимых от духов нечистых, все они издавали стоны и крики, и многие исцелялись.

Когда шествие приблизилось к обители преподобного Пафнутия, там уже стояла несметная толпа народа, пришедшего из Боровска, и среди этой массы людей было множество раскольников, усердно возлагающих на себя крестное знамение и поклоняющихся святой иконе. После краткого молебствия у стен обители тронулись со святой иконой ко граду и вот — весь град изыде в сретение чудотворного образа Богоматери. Всех привела Матерь Божия к своему чудотворному образу! По просьбе Боровской городской думы, целиком состоявшей из раскольников-старообрядцев, было совершено торжественное молебствие перед иконой Пречистой Богоматери на городской площади. Некоторые из видных купцов-раскольников пожелали принять святую икону в свой дом и просили отслужить перед нею молебен. Так и раскольников-старообрядцев обратила на благой путь Пресвятая Богородица, посрамив прелесть раскола. Поистине это было несением Небесного света во тьму раскола!»

В 6 икосе акафиста Калужской иконы Божией Матери сказано: «Радуйся, сущих в расколе на путь благий обращающая, радуйся, Божественную веру прославляющая, прелесть же раскола посрамляющая».

Это «Сказание» и акафист с их антистарообрядческими высказываниями переизданы уже в наше время – в 1998 году Оптиной Пустынью довольно значительным тиражом – 5 тысяч экземпляров.
 
О судьбе самой иконы в послереволюционное время сведения противоречивые. По-видимому, в наши дни в Калужском соборном храме в честь великомученика Георгия "за верхом" находится список с обретенного в XVIII  веке образа Богородицы.

До революции Калужскую икону по разным случаям выносили в разные города и приходы епархии. А в 2011 году впервые был организован общеепархиальный крестный ход с этой иконой, который начался 11 июля и закончился 30 июля. Он прошел практически по всем крупным населённым пунктам Калужской области – Калуге, Тарусе, Обнинску, Боровску, Малому Ярославцу, Медыни, Юхнову, Мосальску, Барятино, Кирову, Людиново, Жиздре, Козельску. Несомненно, что крестный ход задумывался в первую очередь как миссионерское мероприятие.


Миссионерские усилия Калужской епархии
 
Но, конечно, на сегодняшний день крестный ход не имел антистарообрядческой направ-ленности хотя бы потому, что, в отличие от XIX века, современное калужское старообрядчество малочисленно и проблемой для Калужской епархии РПЦ МП не является.

До революции в Калужской губернии было около сорока «белокриницких» приходов, в том числе в Калуге и некоторых уездных городах. На сегодня существуют только 2 городских – в Калуге и Боровске и 2 сельских – в Волое и Гавриловке, причём в сельских приходах нет постоянных священников. Для сравнения – на территории Калужской епархии сегодня находятся 10 действующих монастырей, 181 приход, служат 195 священников и 36 дьяконов. Конечно, при таком соотношении старообрядческий вопрос не является главным и даже сколько-то значимым.

Основное направление миссионерских усилий Калужской епархии сегодня – это внедрение в школы «Основ православной культуры». По мнению сoвeтника пo вoпpocaм дyxoвнo-нpaвcтвeннoгo вocпитaния глaвы Aдминиcтpaции Бopoвcкoгo paйoнa Taмapы Aнохиной, «кpecтный xoд c чyдoтвopнoй Кaлyжcкoй икoнoй Бoжиeй Maтepи нecoмнeннo aктивизиpyeт взaимoдeйcтвиe мeждy пpиxoдaми, блaгoчиниями и местными органами власти. В нaчaлe июля в Кaлyгe cocтoялocь пepвoe зaceдaниe Кoopдинaциoннoгo coвeтa пpи Пpaвитeльcтвe Кaлyжcкoй oблacти, гдe нaкoнeц-тo миниcтepcтвo oбpaзoвaния и нayки гapaнтиpoвaлo пpeпoдaвaниe кypca «Ocнoвы пpaвocлaвнoй кyльтypы» в шкoлax oблacти нa вcex cтyпeняx oбpaзoвaния. Извecтнo, чтo c тaким пpeдлoжeниeм выcтyпил нaш Гyбepнaтop Aнaтoлий Дмитpиeвич Aртамонов». По сообщению сайта «Образование и Православие», «Предмет "Основы православной культуры" вводится в школьную программу всех образовательных учреждений Калужской области с 1 сентября этого года.
 
Об этом стало известно по итогам состоявшегося 6 июля в Калуге заседания Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве области. По решению совета, Калужская область решила перейти к "системному преподаванию ОПК в школе", что по мнению заместителя министра образования и науки области Владимира Доможира, не противоречит действующему законодательству, в том числе и федеральному образовательному стандарту, пишет портал "Слово".

До последнего времени, школьный предмет "Основы православной культуры" с согласия родителей школьников присутствовал только в 164 школах Калужской области. Отныне со второго по одиннадцатый класс этот предмет в школах области появится в соответствии с региональным учебным планом, утвержденным министерством образования и науки области. ОПК станут частью обязательной образовательной программы и для первоклашек».

То есть, все дети из старообрядческих семей городов Калуги и Боровска, сел Волое и Гавриловка в обязательном порядке с первого по одиннадцатый класс будут изучать этот курс, составленный специалистами новообрядческой церкви.


Есть ли угроза старообрядческому храму в Волое?

Если обобщить имеющиеся в данное время сведения, то пока не было ни официальных заявлений, ни действий, которые можно было бы расценить, как угрозу воловскому старообрядческому приходу.

Нет и достоверных подтверждений того, что от одного из духовных лиц, сопровождавших м. Климента, действительно прозвучали слова: «Мы воловский храм отберём».

Вряд ли подобные инициативы могут исходить от самого м. Климента.

Но, несомненно, по-прежнему среди приходских священников, влиятельных монастырских старцев распространены антистарообрядческие настроения. Они распространены хотя бы потому, что продолжает переиздаваться дореволюционная духовная литература с «противораскольнческими» высказываниями, которые встречаются, например, в «Сказании о явлении и чудесах от иконы Калужской Божьей матери» и именно эта литературу многие считают по-настоящему православной.

Время покажет, последуют ли за этими настроениями какие-либо действия. В любом случае, старообрядческая общественность будет следить за ситуацией вокруг храма в с. Волое. 




https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=638