На «Независимом Старообрядческом Форуме» началась оживленная интернет-дискуссия по поводу деятельности настоятеля храма Николы на Берсеневке игумена Кирилла Сахарова, которого «поразила ее повышенная эмоциональность, если не сказать больше.
Но, особенно, обилие не просто неточностей, а прямых искажений и притянутых за уши интерпретаций каких-либо моих действий».
«Вакханалия, которая развернулась на форуме глубоко оскорбили настоятеля, общину и меня лично». «Похабщина, грязь, ложь и клевета» - пишут прихожане Берсеневки.
В комментариях, высланных членами общины, уточняется, что «в качестве главного обвинителя выступает некий «Павел», он же «Экстремист», а на самом деле, как теперь уже очевидно, это студент Старообрядческого духовного училища, бывший член вашей общины Иван Карагодин. Сложилось впечатление об этом человеке, как человеке редкой непорядочности. Таких субъектов в приличных домах спускали с лестницы». «Очень, очень печально, что Карагодин Иван так себя ведет! Отвратительно! Да поможет ему Господь вылечиться!!!» «Думаю, что Карагодин Иван болящий (очень сильно) молодой человек и болезнь его обострилась».
Так, прихожан Берсеневской общины очень возмутило высказывание Карагодина, что «на трапезе игумен при всех говорил о причастности Кирилла (Гундяева) к содомии». Это явная «подстава», так как Иван Карагодин не мог не понимать, что после этого у о. Кирилла могут быть большие неприятности.
Член общины церкви свт. Николы на Берсеневке Георгий Новощинский пишет: «все, кого бы я ни спрашивал на Берсеневке – никто не подтвердил, чтобы что-то подобное говорилось из уст о. Кирилла в адрес будущего Патриарха. На мой взгляд, Иван Карагодин – это лживый, мнительный, болящий человек».
Любопытно, что почти то же самое мнение об Иване Карагодине и по форме, и по содержанию сложилось у многих студентов, преподавателей Старообрядческого духовного училища и прихожан московских старообрядческих храмов.
В то же время в этой интернет-дискуссии, кроме всяческой пены эмоцио-нальных высказываний, сплетен и хамства откровенных интернет-провокаторов были затронуты действительно важные вопросы. Это признали и сами члены Берсеневской общины.
Поэтому имеет смысл поговорить по существу о тех вопросах, которые были поставлены в ходе этой интернет-дискуссии.
Община на Берсеневке
На интернет-форуме задавался вопрос: «Слышно, что община у этого "монаха" какого-то "семейного типа". Это - что?». Прихожане Кирилла Сахарова дали разъяснение: «Община «семейного типа» - наверное, этот термин не совсем удачный, но смысл определенно ясен. Т.е. сплоченная, дружная общность верующих людей, в отношениях между которыми царит взаимопомощь и взаимовыручка. Это когда люди не ограничиваются только совместным посещением служб в воскресные и праздничные дни, а еще и занимаются многими другими полезными делами».
Высказывалось и такое мнение: «Сахаров и его община-это самая натуральная секта». Члены Берсеневской общины с этим были несогласны. «А что является критерием – секта, не секта? Пришел раз в неделю, выстоял службу – нормальный приход, а если более сплоченная общность, которая не ограничивается только «отправлением культа», то уже секта – так что ли? Что же тогда такое община – традиционное устроение, к сожалению, в основном разрушенное? Горазды Вы ярлыки навешивать, а вот потрудитесь-ка пролить пот и кровь, накопите шишек на лбу пока из аморфной массы прихожан создадите цельную общность, общину».
Впрочем, надо сказать, что слово «секта» здесь использовалось в другом смысле. В современной РПЦ МП существует очень большая неопределённость в вопросах общецерковного вероучения, богослужебной практики, соблюдения канонических правил. Отдельные приходские священники пытаются самостоятельно давать на эти вопросы свои ответы. Самые известные из них, например, покойные о. Александр Мень, о. Георгий Чистяков, о. Даниил Сысоев, здравствующие о. Артемий Владимиров, о. Димитрий Смирнов и т. д. собирают вокруг себя группы последователей, целые общины. Причём у разных батюшек учение и порядки в их общинах может существенно отличаться. Например, очевидно, что община о. Георгия Чистякова очень отличалась, например, от общины о. Даниила Сысоева. Эти общины, сформированные из единомышленников и последователей конкретных священников и называют условно «сектами в РПЦ».
В таком смысле и использовалось слово «секта» по отношению к приходу на Берсеневке, созданному из последователей о. Кирилла Сахарова. Они и сами прекрасно понимают, что их община в нынешнем виде может существовать только вокруг о. Кирилла: «передай дела о. Кирилл новому настоятелю бритому и стриженному, здесь будет все путем - короткая служба раз в неделю без всяких "во веки веком", мочение лбов вместо погружения, никаких общин, никакого типа, патриотов в косоворотках и т.д. Естественно и ИНН мгновенно. Нет уж извольте!»
Гораздо большим соблазном является следующая особенность прихода на Берсеневке. «Рядом послушники, послушницы - как вам монашеская жизнь?!» «А что такое у никонов "игумен"? Он что, монастырь из замужних женщин возглавляет?
Разве эти женщины у него, а не у своих мужей на послушании дома жить должны, если по-Божьи-то? Где-то говорилось, что у него 18 послушниц. Что-то непонятное для меня.
У игумена Кирилла есть и молоденькие в стенах его общины. Напротив его кельи имеется комната, где проживают молоденькие женщины, которых видели разгуливающих по коридору только что после душа».
«"Если бы к никонам вобще могли бы быть применимы церковные правила, то правило 18 VII-го Вселенского Собора глаголет:
"Безпреткновени бывайте и внешним, глаголет Божественный Апостол (! Кор. гл. 10, ст. 32). Но пребывание жен в епископиях, или в монастырях, есть вина всякаго соблазна. Сего ради, аще усмотрено будет, что кто либо имеет рабу, или свободную в епископии, или в монастыре, поручая ей какое-либо служение, да подлежит таковый епитимии: закосневающий же в том, да будет извержен. Аще и случится женам быти в загородных домах, и восхощет Епископ, или игумен путь творити тамо: то в присутствии Епископа или игумена, отнюдь никакого служения да не исправляет в то время жена: но да пребудет особо на ином месте, доколе последует отшествие Епископа, или игумена, да не будет нарекания".
Как это вообще может быть - одновременно находиться в монастыре на послушании и самим быть настоятелем на приходе? Он себя любит называть монахом. А у кого же он на послушании? Приход-то его, это же не подворье Даниловского монастыря? Получается, он больше монах, живущий по своей воле в миру, в окружении многочисленных хожалок. Налицо двуличие».
О.Кирилл Сахаров пишет, что «я совершенно не предполагал, что в 1991 году, когда меня избрали председателем Союз Православных братств, именно я буду назначен настоятелем храма, при котором предполагалось духовно опекать православные братства. Я с энтузиазмом взялся за освобождение от прежних арендаторов храма, его реставрацию, налаживание богослужебной жизни (сразу по-старому обряду), создание крепкой и сплоченной общины. Наверное, есть какая-то изначальная искусственность, рискованность, уязвимость такой модели, когда священноинок неожиданно оказался во главе прихода. Делать было нечего, надо было налаживать приходскую жизнь во всем ее многообразии.
Что касается быта, то здесь сразу возникло много вопросов: как питаться, где лечиться, где добыть необходимые средства и т.п. Выход был только один – как-то регламентировать все эти вещи – отдельный коридор, строгий распорядок, богослужения во главу угла.
Члены общины - преимущественно женщины, и среди них молодые, воз-можно, это вызывало у кого-то смущение.
Ну а что делать? У нас вообще на приходах соотношение женщин и мужчин 1 : 5 или 1 : 4.
Сложность еще вот в чем. Берсеневка имеет статус прихода, где как-то само - собой, в силу того, что настоятель монах, сложились более строгие порядки, чем на обычном приходе. У нас ведь нет старообрядного монастыря, где было бы логичнее подвизаться священноиноку, стремящемуся к древнему благочестию. Но, с другой стороны, как можно оставить такой бастион на Берсеневке – древний храм в центре Москвы, действительно без ИНН (никто его добровольно на храм не принимал), центр притяжения патриотических сил, а главное, где богослужения вот уже много лет ежедневно совершаются по-старому обряду?!»
«В связи с недоумениями в отношении послушниц на Берсеневке хочу сказать следующее: ввиду того, что в церкви свт. Николы на Берсеневке совершаются ежедневные длительные уставные Богослужения, так сложилось, что такой напряженный ритм подходит для людей одиноких, не обремененных семейными заботами.
Настоятель храма всегда в первую очередь заботится о том, чтобы одинокие люди стремились устроить личную жизнь.
Те же, кто после многих лет, не смог или не захотел вступить в брак - без всякого давления со стороны настоятеля заявляли о своем желании послу-жить Господу в иноческом чине. Среди них один мужчина и более двадцати женщин. Семеро из них вот уже несколько лет трудятся над восстановлением заброшенного монастыря в одном из регионов Подмосковья. Остальные около девяти лет во все праздники и накануне их мирянским чином вычитывают службы на территории бывшего Всехсвятского монастыря столицы, добиваясь передачи этой обители Церкви. На Берсеневке они несут разные послушания и ежедневно вычитывают иноческое правило. Смысл этого неофициального послушничества в том чтобы оно послужило приготовительной ступенью для иноческого служения в будущем в случае передачи монастыря. Эта инициатива была одобрена и благословлена старшим духовником Дани-ловского монастыря. Это послушничество добровольное. В любой момент можно попросить снять благословление. Послушницы, в основном, прожи-вают дома, на Берсеневке помогают в случае необходимости (ежедневные службы, большая территория, требующая благоустройства, издательская деятельность).
Самой молодой послушнице Марье Новиковой – 41 год».
«Полная несуразица насчет послушниц. Это те, кто добивается открытия Всехсвятского монастыря. Клевета насчет молоденьких послушниц, живу-щих напротив кельи игумена. Грузинка Медея и секретарь общины Зинаида (61год) – никакие не послушницы, а сотрудницы храма, каждая из которых имеет по несколько нагрузок.
Берсеневка – не монастырь, а приход, на который о. Кирилл был назначен не по своей воле. Здесь община, где, как и везде, больше женщин. Делать грязные намеки в связи с этим – просто цинично».
Тем не менее, несомненно, при такой постановке вопроса получается какой-то смешанный мужеско-женский монастырь, что категорически воспрещенно правилами.
«Насчёт "грязных намёков" в этой общине с игуменом и его по-слушницами, устроенными на работу, а также и о готовящихся в монахини. Из правила 20 7-го Всел. Собора:
"...Аще же восхотят нецие со сродниками отрещися от мира, и монашескому житию последовати, то мужам отходити в мужеский монастырь, а женам входити в женский монастырь, ибо сим благоугождается Бог. А обретающиеся доныне двойные монастыри, да будут управляемы по правилу Святаго отца нашего Василия, и по заповеди его, законополагающей тако: да не живут в одном монастыре монахи и монахини: ПОТОМУ ЧТО СОВОДВОРЕНИЕ ДАЁТ ПОСРЕДСТВО К ПРЕЛЮБОДЕЯНИЮ. ..."
Вот толкование Зонара на правило 47 6-го Всел. Собора:
"Это правило требует, чтобы не одни только монахи, но и все верные были свободны от всякаго соблазна, и чтобы ни они не соблазнялись из-за других, ни сами своими поступками не вводили в соблазн других,- особенно же монахи. А мужам спать в женском монастыре, или наоборот - будет поводом к соблазнам и для них самих и для других: ибо плоти прирожден огонь страстей, и он может становиться несколько слабее в нас, когда мы держимся вдали от вещества его разжигающаго. Если же мы сами подкладываем ему горючия вещества, то он будет неудержимым и легко пожжет нас, как сухую траву. А какое горючее вещество для огня пожеланий будет действительнее женщины по отношению к мужчинам, или опять, что может подействовать сильнее на разжение этого пламени в женщинах, как не мужчина? И монашествующие подадут, таким образом, поводы к соблазну, соблазнят и других, видящих, что женщины ночуют в местопребываниях мужчин, или что мужчины делают подобным образом в женском монастыре. Ибо большинство людей склонны подозревать дурное и ищут поводов к соблазнам, или клевете. Посему-то и запрещено это отцами, как неблаговидное; а поступающих против сего они наказывают отлучением."
Как вообще определяет себя этот игумен среди женщин - мужчиной или, может быть, ангелом?»
И вполне справедливо обратился один из посетителей форума к молодой сотруднице о. Кирилла: «если для Вас действительно важно не быть предметом соблазна и нареканий - не живите на одной территории (и тем более в одном доме) с тем, кто называет себя "монахом". Разве Вы не знаете, что церковные правила осуждают тех одиноких женщин, которые живут рядом с мужчинами?»
Можно согласиться с доводами членов общины о. Кирилла, что служение монаха на приходе вызвано чрезвычайностью обстоятельств нашего времени, тем более, что подобные примеры есть и в старообрядческой Церкви. «А ваши нынешние епископы - Патермуфий и Евфимий разве не служили раньше на приходах? А потом стоит дилемма: либо новообрядческий монастырь, т.к. старообрядных в РПЦ МП нет, либо старообрядный приход максимально приближенный к монастырскому богослужебному уставу». При этом надо отметить, что нынешние наши епископы, когда служили на приходах, не окружали себя женщинами-сотрудницами и не проживали с ними в одном доме.
Хотя вряд ли самого о. Кирилла можно подозревать в чём-то предрассудительном, «берсеневцам» не стоит обижаться на критику, а надо признать, что существующее положение дел, хотя бы и вынужденное, являются противоречивым, по своему существу соблазнительно для внешних и опасно для самого о. Кирилла.
Хорошо, что «берсеневцы» сами это понимают. «В принципе, хорошо, когда есть такие «щуки», чтобы «караси» не дремали. Обязательно еще и еще раз все внимательно проанализируем, обсудим на собрании общины, посоветуюсь с духовником» - пишет о. Кирилл Сахаров. «Должен признать, что критика на вашем форуме, несмотря на все грубости, пошлости и откровенное хамство не лишена рационального зерна. Могу сказать, что на нескольких собраниях общины эмоционально обсуждалось содержание форума. Выражались самые различные мнения о том, как скорректировать ситуацию» - откликнулся Максимкин И., староста храма.
Церковно-общественная деятельность
Такой же противоречивой, по мнению участников интернет-дискуссии, является и церковно-общественная деятельность игумена Кирилла Сахарова. Вот некоторые высказывания на эту тему. «Подмял под себя все патриотическое движение в МП, только недавно был скандал, связанный с захватом им власти над СПБ Украины». «Вопрос о влиянии Сахарова на патриотическое движение, в т. ч. на Украине, представляется более важным, чем порядки в его общине».
Похожие мысли встречаются не только на «Независимом старообрядческом форуме», но их высказывал в газете «Русский вестник» известный историк и литератор С. В. Фомин. «Никогда не верил без оглядки <…> игумену Кириллу (Сахарову. Помню, как несколько лет назад при его непосредственном руководстве был развален, по заданию/благословению сверху, Союз Православных Братств в целом и практически все братства в отдельности. Взять под контроль мощную по силам и даже численности низовую инициативу оказалось делом невозможным – и тогда решили ее уничтожить. Очищенные от прежней начинки, переналаженные братства, а отчасти и немногие вновь созданные (возникшая пустота все-таки бросалась бы глаза) были уже ручными. В помощи же там не нуждались, ибо считали, что и сами с усами. Так вот, вся эта безобразная история происходила на моих глазах. Духовно она меня травмировала. И потому с тех пор, как увижу игумена, ратующего против ИНН или, наоборот, берущего под защиту первого Русского Царя или Друга Царя мученика, я неизменно вспоминаю ту историю».
Возвращаемся к откликам на «Независимом старообрядческом форуме». «Как бы он подмял, если бы не было дано на это указания от ФСБ? Или в РФ кто-то другой контролирует движения и назначает им координатора и духовного руководителя?» «Этот "игумен", вместо того, чтобы монашествовать в монастыре, постоянно мотается по разным странам и буквально всюду там натыкается на разных супер-VIP-персон, с которыми ведёт переговоры с позиций правомочного посланника РПЦ МП. Это же касается и его встреч с разными старообрядческими деятелями». «Сахаров разыгрывает из себя образ "вечного страдальца" за истину; во всём он вроде не такой как все: и ИНН на храм не принимает, и русскую старину особенно любит, и одновременно на всех патриотических мероприятиях присутствует в роли некоего непременного харизматического лидера.
Но посмотрели бы ближе эти патриоты! Храм у него в центре Москвы, прямо напротив Кремля и ХХС, а без ИНН это невозможно; храм ему дали дораскольный, где в древности известный монастырь был; патриархи (Алексей II и Кирилл) его поддерживают, а Кирилл недавно посетил и лично дал добро на его антистарообрядческую деятельность (культивировать старый обряд НАРАВНЕ в новым, еретическим)».
Эти обвинения игумен Кирилл решительно отвергает, говоря, что «в обвинениях С. Фомина отсутствует фактология и конкретика, они голословны и бездоказательны». «В отношении связей о. Кирилла с КГБ и ФСБ – полная бездоказательность» - убеждён член общины церкви св. Николы на Берсеневке Антоний Тимашев.
«Храм для о. Кирилла, а точнее для устроения центра Союза Православных братств, был выделен Патриархией, когда еще не было никаких ИНН, о старообрядстве о. Кирилла никто не предполагал и не ожидал, что СПБ займет такую фундаменталистскую позицию.
О том, что о. Кирилл был много лет в глубокой опале, говорит хотя бы такой факт, что 17 лет никаких наград от Патриархии (кроме палицы в 2001 году за устроение больничного храма) он не получал. В то же время многие его собратья, значительно младше его, заметно продвинулись вперед. Ни ходатайства о. Кирилла перед нынешним Патриархом, например главы Союза Христианского возрождения В. Н. Осипова в связи с его юбилеем или почетного попечителя храма В. А. Фролова, ни самого о. Кирилла в связи с 10-летним юбилеем больничного храма никакого отклика не находили. Покойный Патриарх только в первые годы существования СПБ благоволил к тогда еще иеромонаху Кириллу, но постепенно шло похолодание. Последнее общение между ними произошло за несколько лет до смерти Патриарха Алексия II, когда он раздраженно выговаривал в Даниловом монастыре о. Кириллу за его позицию по ИНН» - пишет секретарь общины З. Логинова.
Причиной сомнений является то обстоятельство, что церковно-общественные мероприятия, в которых участвует о. Кирилл - патриотические, монархические, антиглобалистские движения и объединения, право-славные братства на Украине, визиты старообрядческих иерархов из Румынии – безусловно, представляют интерес как для государства, так для руководства РПЦ.
«Eremina пишет:
цитата:
Великолепным архитектурный комплекс Москвы на Берсеневской набережной стал после 20-летней кропотливой работы общины во главе с настоятелем. В начале 90-х это был заброшенный, замусоренный уголок столицы.
Ох, женщины, женщины... И неудивительно, конечно, что "великолепие" данного места вы оцениваете по-своему, по-женски: мол, он такой был не-ухоженный, уголок этот, а великолепным стал, когда мы его подмели и разукрасили, а конфетная фабрика купола позолотила. Да, вы правы, конечно, по-своему, и ваши труды наверняка радуют глаз приходящих, а паче - вас самих.
Но я имел ввиду другое великолепие. Мужчины бы меня лучше поняли. Понимаете, Москва - такой особенный город в наше время, что какому-нибудь батюшке, даже очень милому человеку, в таком элитном месте храм не дадут. А дадут только своему "карманному" и, конечно, не без определённого интереса, выгоды то есть. Это зависит от того, кто даёт, и кто имеет власть распределять такие участки».
Ведь для того, чтобы быть проводником политики государства и «мирополитбюро», вовсе не обязательно быть каким-то завербованным агентом. Достаточно священнику понимать, что от твоего одного неверного слова или действия может пострадать твоя создаваемая годами церковная община, можно лишиться прекрасного древнего храма в центре Москвы.
Попытка совместить несовместимое
Но самое главное противоречие в деятельности Кирилла Сахарова – это его стремление к возрождению дониконовского «древлеблагочестию», оставаясь при этом в апостасийной, обновленческой, экуменической так называемой Русской Православной Церкви. Именно это вызывает самое решительное неприятие староверов.
«Молитвенно почитать гонителей Старообрядцев, а в тоже время, выказывать любовь, к людям Древнего Благочестия.
Воистину, вершитель двух антиподных дел.
К сожалению, есть Староверы, которые не представляют себе ту глубокую, непролазную пропасть, отделяющую нас, от никониан». «Утром крестится двуперстно, читает наш Символ веры, все, как у староверов. В полдень приезжает в свой Данилов монастырь, а он насельник этого монастыря. Так вот, а в полдень на дневной службе уже крестится щепотью, читает никониянский Символ веры, и ведет службу по-никониянски, читает трижды «Слава тебе Боже…». И затем, четвертый раз произносит «Благослови». Вот такая двойная жизнь, двойное исповедание и староверия и новолюбства». «В приделе молились Димтрию Ростовскому в 2009-м году еще при мне». «Не используют новый чин? а когда приезжал еп. Серафим Зализницкий на Берсеневку в 2009-м году как служили? Я скажу, как служили: пение было древнее, а остальное, включая Символ Веры - БЫЛО НОВЫМ! Член общины Александр прямо мне говорил (когда я во время того богослужения зашел в храм), чтобы я не крестился двуперстием во избежание соблазна!!!
СИМВОЛ ВЕРЫ РАСПЕВАЛСЯ ПО-НОВОМУ!!! ЧАСТЬ КРЫЛОСА НАЧАЛА БЫЛО ПЕТЬ ПО СТАРОМУ, НО ЕЙ БЫСТРО ЗАТКНУЛИ РОТ. ПРОИЗОШЛО БОЛЬШОЕ СМУЩЕНИЕ И "ЕП." СЕРАФИМ ЭТО ЗАМЕТИЛ». «Побывали недавно в Берсеньевском храме, оказалось, что там служат каноны Митрофану Воронежскому (гонителю староверов), а в левом пределе висит образ Николая Александровича Романова с надписью - «царь-мученик»». «И старообрядный молебен в Храме Христа Спасителя они провели ни кому иному, как Филарету Дроздову».
Члены Берсеневской общины уверяют, что «о. Кирилл уже несколько лет не служит литургии в Даниловом монастыре, соответственно и не читает Символ веры в новой редакции. Более того, последнее время, по благословению Патриарха, он служит там молебны по-старому обряду». Но ситуация всё равно остаётся двусмысленной, хотя бы потому, что Берсеневская община официально не имеет право отвергать святость канонизированных «новолюбцами» гонителей староверия – Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Филарета Дроздова и, соответственно, отказываться от их молитвенного прославления.
«Настоящее единоверие начинается с правильных миней, и даже до революции единоверцы не пользовались никонианскими святцами при богослужении. Единоверие начинается с полного отказа от всего никонианского, и в первую очередь при организации соборного служения. И конечно Николаям и Митрофанам не место в церкви староверов (если они себя к ним относят)».
«"Сахаровцы" никогда не собирались становиться "единоверцами" и так-же не относили себя к староверам.
Дело в том, что переход Сахарова в единоверие сузит возможности его деятельности до рамок четырёх приходов (Таганка, Михайловская слобода, новый их центр в Рубцове и Берсеневка). Ни о какой "патриотической" деятельности в т. н. "Союзе православных братств", ни о каком активном выражении "любви" к истинному староверию, ни о каком безудержном мотании по престольным праздникам разных епархий, и ни о каких "паломничествах" тогда не сможет быть и речи, т. к. вобще в никонианстве традиционно превалирует осторожное и даже напряжённое отношение к единоверцам, которых многие до сих пор принимают за "раскольников" или "вроде того".
Вот из чего это следует. Никониянский "игумен" пишет в мемуарах:
цитата:
"В прошлом году на хорошем уровне отметили 350 лет храму, а потом и мое 50-летие.
В отношении будущего - хотелось бы, чтобы сохранилась община с богослужебным чином по старому обряду; чтобы сама община, в конце концов, обрела необходимую монолитность и достигла бы уровня в 100 человек, чтобы наша Берсеневка стала бы серьёзным очагом, консолидирующим усилия людей, ревнующих о чистоте Православия, противодействующих антихристианскому глобализму и активно действующих на патриотическом поле."
Сама это фраза указывает на два момента: о том, что никуда они никогда не собирались переходить, и даже в мыслях такого не держали; и о том, что Сахарова заботит только наличие определённого обряда.
И третий момент: если он снимет со стены портрет Николая II-го, то царисты-антиглобалисты не просто отхлынут от него, но ещё и однозначно разнесут в пух и прах самого "игумена"».
Комментарии на «Самарском староверии»: «Очередное лукавство со стороны игумена. Никакого древлего благочестия он придерживаться не намерен, более того: к старообрядцам в целом отношение у него в общине крайне негативное, сам чему был свидетелем.
Служит то по-новому, то по-старому, пусть определился бы. Единоверцы его чураются как зачумленного, то облачение не дадут, то просто попросят не приезжать.
Сейчас к нам на Рогожское зачастил.
Призываю не иметь с этим скользким и хитрым политиком (каким он по сути и является) никакого общения, использующим своих зомбированных пасомых в своих корыстных целях, дабы и самим не подпасть его цепкому влиянию, не приводящему однозначно душу ко спасительному пути».
В своих статьях игумен Кирилл Сахаров неоднократно заявлял о своей любви к старообрядчеству, со стороны которых отклики были от ироничного комментария «любофф» со стороны Ирины Будкиной до раздраженного «Сахаров достал со своей любовью» на «Независимом старообрядческом форуме».
Вот более развернутое мнение Ирины Будкиной: «игумен в последнее время стал кем-то вроде пресс-секретаря митрополита Корнилия. Что ни произойди на Рогожском: форумы бурлят, народ недоумевает, попы наши немые, информационно-издательский отдел традиционно молчит, а игумен тут как тут - со свежим комментарием.
Я, кстати, могу поверить в его искренность - по-человечески он, возможно, очень хорошо относится к старообрядцам. Вот только такая его заметная активность по отношению к старообрядцам в последнее время наводит на мысль о том, что тут не просто любофф, а нечто большее.
У них же там проблемы были с отказом от ИНН и т.д. А тут вдруг игумен мелькает то там, то тут, патриарху и митр. Илариону похвалы раздает. Не удивлюсь, если игумену поручили крепить контакты со старообрядческими согласиями».
На вопрос: «не остался ли у Вас осадок от набора «словесных оплеух» от ревнителей древнего благочестия?» о. Кирилл отвечал: «даже если они в один прекрасный день надерут мне уши и дадут пинка – я все равно буду хорошо к ним относиться. Я изучал историю и знаю, какую трагедию они пережили и сколько зла им причинили. Поэтому что ж обижаться – надо терпеть».
На самом деле причина настороженного и недоверчивого отношения старообрядцев к игумену Кириллу Сахарову не в том, что они помнят о прошлых гонениях, а в том, что, по мнению многих староверов, сегодня разворачивается новая компания по поглощению старообрядчества РПЦ МП, попытке «задушить в объятиях». После многократных заявлений официальных руководителей РПЦ МП о том, что идёт сближение со старообрядцами и что ему «нет альтернативы», после очень непонятных (или наоборот, очень понятных) заявлений и поступков руководителей РПСЦ, которые дают повод подозревать их в предательстве, тут ещё и Кирилл Сахаров активизировался со своей «любовью». Вполне понятно, почему старообрядцы относятся к этому с подозрением.
Вполне возможно, что по-человечески о. Кирилл Сахаров, возможно, очень хорошо относится к старообрядцам. Но действительная христианская любовь заключается в том, что бы желать людям вечного спасения, а, значит, обретения истинной Церкви, вне которой спасения нет.
Поэтому о. Кириллу необходимо внятно ответить на вопросы:
- Где истинная православная Церковь – у старообрядцев или и «никониан»? Или Церковью являются старообрядцы и новообрядцы одновременно? Без ясного ответа на эти вопросы контакты о. Кирилла со старообрядцами будут иметь двусмысленный характер и восприниматься с подозрением.
Если у «никониан», то о. Кирилл должен открыто, ради спасения их душ, призывать старообрядцев к их единству с истинной Церковью, прекращению пагубного раскола.
Если истинной Церковью является старообрядчество, то он должен сам со своими последователями присоединиться к Церкви и призывать к этому других. В этом случае, о. Кирилл, подобно Б. П. Кутузову, должен открыто призывать РПЦ к деятельному оздоровлению, избавлению от всего, противного православию, что накопилось в новообрядческом сообществе с середины XVII века и до наших дней. Короче, развернуть широкую и всестороннюю критику того сообщества, в котором ныне пребывает.
В связи с этим необходимо подробнее поговорить о том, в чём заключается покаяние перед старообрядцами, о необходимости которого часто говорит о. Кирилл.
Это не может быть личное примирение сегодняшних верующих-старообрядцев и новообрядцев, так как они не ссорились.
Это не может быть сведено к одному словесному признанию ошибочности каких-то церковных решений и церковно-государственной репрессивной политики в прошлом.
Необходимо деятельное покаяние, осознание того отступление от православия, которое произошло в синодальный период, и желание изжить, исправить эти ошибки. Необходимо понять, что революция XX века была вызвана системным кризисом дореволюционного «ведомства православного исповедания», а в атеистических гонениях увидеть заслуженную кару за отступление от истинного православия. Необходимо престать идеализировать предреволюционную империю Романовых, понять, что по-настоящему православной Русь была не во времена Победоносцева, а в дониконовскую эпоху.
Но если о. Кирилл Сахаров так поступит, он не найдёт никакого понимания ни у иерархов РПЦ МП, ни у большинства верующих, ни у представителей православно-патриотической общественности. Если он открыто выступит с такими идеями, то с храмом на Берсеневке пройдется попрощаться.
Поэтому сегодня игумен Кирилл Сахаров пытается совместить несовместимое.
Он искренне любит дониконовский церковный чин, обряд, древнерусское благочестие. И в то же время церковь, в которой он пребывает, всё больше и больше удаляется от древлеправославия в сторону экуменизма, модернизма и обновленчества. Во всю идут разговоры о сокращении службы, переходу богослужения на русский язык, облегчению постов и т. д.
Игумен Кирилл участвует в деятельности монархических движений, которые именно те исторические эпохи, в которые осуществлялось самое сильное гонение на староверов, считают реализацией идеалов Святой Руси.
О. Кирилл поддерживает движение против глобализации в то время, когда руководство РПЦ МП расширяет сотрудничество с глобалистскими структурами и организациями. Это не только уже ставшая традиционная экуменическая деятельность, но уже и финансовое сотрудничество руководства РПЦ МП с транснациональными банками («Банк Ватикана») и финансовыми фондами, политическое сотрудничество с глобалистскими организациями вроде ЮНИСЕФ, «Глобальной группой лидерства», действующей в рамках Давосского форума и т.д. Отношения между «мировой закулисой» и руководством РПЦ МП, возглавляемым п. Кириллом Гундяевым, переходят в какое-то новое качество.
Можно сказать, что в своей деятельности о. Кирилл Сахаров уподобляется человеку, стоящему двумя ногами на двух плавающих льдинах, которые всё больше и больше расходятся между собою.
Именно поэтому у староверов отношение к его деятельности, несмотря на наличие в ней положительных моментов, такое противоречивое.
И можно предположить, что нынешнее очень эмоциональное и не всегда корректное интернет-обсуждение деятельности о. Кирилла и его общины на Берсеневке тоже не случайно, а попущено для того, что бы о. Кирилл и его последователи осознали пагубность своего противоречивого положения и сделали правильный выбор.