9 - 14 июня 2012 года взрослая
воскресная школа Рогожской старообрядческой общины в Москве совершила
паломническую поездку на Соловецкие острова, организованную руководителем школы
Ивановой Анной Алексеевной.
Беломорские просторы.
Показался Соловецкий остров, гора Секирная с храмом-маяком во имя Вознесения Господня (он же страшный штрафной изолятор лагеря СЛОН, место гибели множества людей).
Приближается Соловецкий монастырь.
Спасо-Преображенский Собор монастыря, место
строительства которого было указано в видении преп. Зосиме, а сам собор построил
свят. Филипп.
Современный иконостас собора.
Отлив. Вид монастыря с гавани
Благополучия.
Икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких из ризницы
монастыря
Мощи преподобных Зосимы, Савватия
и Германа Соловецких
Савватиева пустынь, место кельи прп. Савватия.
Зосимова пустынь. На этом месте,
на берегу гавани Благополучия,поселились преп. Зосима и Герман.
Современная икона святителя Филиппа в иконостасе
Спасо-Преображенского Собора.
Филипповские садки. Дамба, удерживающая
в заливе живую пойманную рыбу, одно из сооружений времён игуменства свят. Филиппа
(Колычева).
Игумен Анзерского скита Елеазар
видит на будущем патриархе Никоне змея. Лубок из старообрядческого «Сказания о
патриархе Никоне».
Преподобный Елеазар Анзерский.
Современная икона.
Елеазарова пустынь на острове
Анзер. На этом месте стояла отшельническая келья прп. Елеазара.
Свято-Троицкий скит, созданный
преподобным Елеазаром Анзерским. На фото-храм и келейный корпус XIX века.
Экскурсовод, Валентина Борисовна
Кулакова, рассказывает об истории Свято-Троицкого скита.
Потайной ход в сушило, через
который предатель инок Феоктист провёл в монастырь царские войска во время
«соловецкого сидения».
«Тогда со тщением землю ископаше
на луде морстей, нарицаемой женстей корге, расстоящей от монастыря яко полпоприща,
вся блаженных телеса вкупе положивше, и каминием могилу заклавше посыпавше».
«История об отцах и страдальцех
соловецких».
Маленький каменистый остров
«Бабья Луда», на котором в 1676 году были похоронены тела убитых за верность
древлему благочестию соловецких иноков.
Крест, поставленный в 2001 году рогожскими
казаками-старообрядцами, в память об убиенных по приказу воеводы Мещеринова соловецких
иноках.
С места, где поставлен крест,
хорошо виден Соловецкий монастырь.
Перед крестом паломническая группа
прихожан Рогожской старообрядческой общины в Москве помолилась канон
страдальцам соловецким, опубликованный в «Старообрядческом календаре» за 1997
год.
Секирная гора на Соловецком
острове.
С Секирной горы открывается прекрасный вид на северную часть Большого Соловецкого острова. Здесь впервые высадились преподобные Савватий и Герман.
Здесь случилось чудо избиения (сечения) жены рыбака двумя ангелами, которые ей возвестили, что этот остров предназначен Богом для поселения иноков. В честь этого события гора стала называться «Секирной».
Но это же место - страшная
«Секирка», штрафной изолятор Соловецкого Лагеря Особого Назначения (СЛОНа).
Место массовой гибели множества людей в 20-х годах XX-го века.
Вход на
кладбище узников.
Сохранившийся
лагерный глазок в дверях храма.
С построенной монахами деревянной
лестницы, имевшей 365 ступеней, сбрасывали вниз заключенных с привязанным
бревном.
До низа лестницы долетал
окровавленный труп, который тут же хоронили.
(Старая лестница со временем обветшала,
сейчас на этом месте построена её копия).
Крест в память погибших.
Среди заключенных СЛОНа были и
старообрядцы. Писатель Борис Ширяев в книге «Неугасимая лампада» пишет, что
«среди безнадёжных инвалидов нашёлся купец-старообрядец Щапов из Нерехты или
Кинешмы, глубокий и тонкий знаток русской иконографии». Так же он упоминает о
своём сокамернике, «Васе Овчинникове, который был московский купец, с
Рогожской, воспитанный в строгой, ещё хранившей вековой уклад семье и столь же
строгих правилах древнего русского благочестия».
Перед этим крестом группа
Рогожских прихожан пропела тропарь и кондак из канона «Святым священномучеником, мучеником и исповедником, иже за
веру Христову в земле Русстей от безбожных пострадавших», опубликованного в «Старообрядческом
церковном календаре» за 2010 год.
Еще одно место массовой гибели заключенных – Голгофско-Распятский скит на Анзерском острове, в котором размещался больничный стационар Соловецкого лагеря. Фактически режим там был такой же, как и на «Секирке». Сюда посылали заключенных не лечиться, а умирать.
Крестообразная берёза, выросшая на месте гибели множества людей в Голгофско-Распятском скиту.
Прощание с Соловками.
Закончить эту подборку фотографий
хочется словами писателя Олега Волкова, бывшего в свое время соловецким
узником: «В начале шестидесятых годов несколько знакомых учёных усиленно
уговаривали меня примкнуть к их туристической поездке на Соловки. Я отказался.
Из-за ощущения, что этот остров можно посещать, лишь совершая паломничество.
Как посещают святыню или памятник скорбных событий, национальных тяжких дат.
Как Освенцим или Бухенвальд».
Материал подготовил один из участников паломнической группы: