Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Сможем ли мы просветить Африку в настоящий момент?
Дата:  22/11/2012 —  Тема:  Личное мнение
Мысли после интервью А. Езерова

Передают так же, что м. Корнилий на слова С.В. Лаврова ответил словами Евангелия: «Грядущего ко мне не изжену вон» (Ин 6: 37), то есть в том смысле, что никакие трудности и опасности не остановят его в деле проповеди истинной веры.

Если такой разговор в действительности имел место, то к этим словам можно отнестись только как к проявлению лицемерия и легкомыслия.
Лицемерие потому, что всякий, знакомый с жизнью РПСЦ знает, сколько ищущих правду старой веры людей из числа наших соотечественников-никониан грамотных, энергичных людей уже приходили к нашей Церкви и ушли из неё разочарованными. Сегодня РПСЦ не способна к проповеди даже среди своих сограждан и соплеменников – русских, не в состоянии зачастую адаптировать уже пришедших из числа никониан.  Чуть ли не официально провозглашено учение о делении Церкви на «коренных», «потомственных» и «неофитов», которые воспринимаются «потомственными» в качестве неполноценных и подозрительных. Много случаев, когда перешедшие из РПЦ МП священники были предоставлены сами себе и через какое-то время уходили обратно. Так, ушел обратно епископ Амвросий (Герцог), немец по национальности, принятый из греческой традиции, а это ближе африканцев. На нащих глазах совместными усилиями Московской и Браиловской митрополий выдавливается из Церкви епископ Антипа (Схулухия), этнический грузин, который, несмотря на своё своеобразие, искренне принял древлеправославную веру и намерен вести проповедь старой веры среди своих соотечественников.

Так же вспоминается некрасивая история, когда в прошлом году извергли из сана священника Кирилла Инюшина ради того, чтобы угодить священноначалию РПЦ МП.

Руководители РПСЦ непреклонно «изженают», то есть изгоняют вон стремящихся к диалогу бывших чад РПСЦ, несправедливо отлучённых от Церкви в 2007 году, и в то же время намерены проповедовать неграм в Африке.

За этим стоит не только легкомыслие, но и прелесть, прельщённость в религиозном, аскетическом смысле этого слова.

Хотя в Евангелии и написано: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19), это означает, что к истинной вере уже пришли и, возможно, ещё в будущем придут люди из разных народов. Но это не значит, что у РПСЦ есть возможность научать и крестить «все народы» в данный момент времени. Это как раз тот случай, когда необходимо духовное трезвение и здравомыслие, реализм в хорошем смысле этого слова. Если апостолам и равноапостольным мужам и женам давалась от Господа благодать приводить ко Христу целые народы, то это не значит, что в данный момент времени те же духовные дарования получат современные представители РПСЦ. Ведь, возможно, сегодня Господь перед ними ставит другие задачи. Например, «будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (От. 2:10), или «ты не много имеешь силы, и сохранил слово Моё, и не отрёкся от имени Моего. Я сделаю, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, что бы испытать живущих на земле» (От. 3:8-10).

Современная РПСЦ испытывает острую нехватку церковно- и священнослужителей всех уровней, от епископа до уставщика, нет организованного мужского иночества, священство малограмотно, а в целом число старообрядцев продолжает сокращаться. Тут уж не до просвещения Африки.

В святоотеческих писаниях упоминается такой вид прельщения, когда человек начинает мечтать о тех подвигах, на которые Бог его не благословляет, в то же время не желая подвизаться на том поприще, на которое его поставил Господь. Очевидно, что ничего хорошего из этого не получится.

Складывается впечатление, что м. Корнилий пребывает именно в похожем умонастроении, пытается достичь заведомо невыполнимые в данных условиях цели вроде преодоления возникшего в XVII веке церковного раскола или миссионерства в Африке.

То, что такое миссионерство невыполнимо, очевидно для всякого здравомыслящего человека.

Насколько известно, письмо из Уганды не единственное. Подобные письма от представителей разных христианских исповеданий из разных стран мира приходят в Митрополию РПСЦ регулярно, но до сих пор Митрополия в переписку не вступала, в том числе из-за отсутствия компетентных и способных вести международные и межконфессиональные переговоры специалистов.

Почему руководство РПСЦ заинтересовалось письмом из Уганды?

Возможно, кто-то возомнил себя просветителем Африки, а кто-то решил, под видом благочестивого дела, за церковные средства совершить путешествие в экзотическую страну.

Возможно, кто-то из священноначалия РПСЦ завидует статусу высшего епископата РПЦ МП, для которых зарубежные поездки и меконфессиональные контакты являются неотъемлемой частью их образа жизни.

Совершенно очевидно, что Московская Митрополия РПСЦ сегодня не располагает никакими финансовыми, организационными, кадровыми возможностями для того, чтобы всерьёз, по-настоящему ввести какую-то группу африканцев в древлеправославную традицию.

О том, с какими трудностями сталкивается христианизация Африки, можно понять, например, из следующего высказывания: «Необходимо учитывать то обстоятельство, что в преобладающей своей массе африканцы-христиане, не говоря уже о сторонниках христианско-африканских церквей и сект, фактически в большей или меньшей степени двоеверны. Формально числящиеся христианами африканцы выполняют христианские обряды и посещают церковь, но параллельно с этим совершают обряды местных традиционных верований и культов, особенно в Тропической Африке. Очень устойчивы культы предков и аграрные, не говоря уже о распространении таких суеверий, как вера в силу колдовства, колдовских приёмов и снадобий, а так же фетишей – амулетов, оберегов, талисманов и т.п.»

Весьма разнятся и представления о благочестии и о формах богопочитания у христиан древнерусской, древлеправославной традиции и у африканцев-христиан.

Вот какое впечатление произвело на московского паломника XVI века, купца Трифона Коробейникова, увиденное им в Иерусалиме богослужение эфиопов-монофизитов: «Хабежи же ходят кругом гроба Господня и есть четыре бубны велики у них, и ходяще кругом Гроба Господня и бьяше по тем бубнам, скакаше и плясаше, яко скомрахи; а инии назад пяты идяще и скакаше. И дивихомся человеколюбию Божию: како терпеть? Не могий бо человек на торжище такова бесчиния видети».

У РПСЦ сегодня нет людей, способных на месте, в Уганде, вести кропотливую повседневную работу, знающих не то чтобы местные африканские языки и наречия, но хотя бы английский. Отсутствует перевод основных богослужебных книг опять-таки не только на местные языки, но даже на английский язык, а выполнить подобную задачу под силу только равноапостольным мужам, подобным Кириллу и Мефодию. Как новообращённые, если они, конечно, появятся, будут молиться?

Огромных денежных средств потребуют только поездки каких-то лиц из России в Уганду, а ездить представителям РПСЦ придётся туда постоянно.

Митрополия испытывает острую нехватку денежных средств, которых не хватает на первоочередные нужды. Сокращены расходы на Духовное Училище, преподавателям не платят зарплату, студенты вместо трех лет учатся два года.  И в этих условиях кому-то кататься в Африку за церковный счёт, то есть на пожертвования старушек-пенсионерок?

Но напрасная потеря средств - это ещё не самое худшее из того, что может произойти во время авантюрных попыток миссионерства в Уганде, которые могут кончиться трагично.

Можно отмахнуться от предупреждений здравомыслящих людей, но невозможно отмахнуться от реальности.

Хотелось бы надеяться, что разум возьмёт верх, что священноначалие РПСЦ будет заниматься реально существующими проблемами старообрядческой Церкви в России, а не увлекаться невыполнимыми и опасными мечтаниями и проектами.



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=914