Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Чего ждать от встречи митрополита Корнилия и патриарха РДЦ Александра?
Дата:  29/12/2012 —  Тема:  Личное мнение
Информация об официальной встрече первоиерархов двух конфессий, объединяющих староверов-поповцев, представителей Русской Православной старообрядческой Церкви и Русской Древлеправославной Церкви, крайне важна.
Как известно, отношения между этими двумя церквями до недавнего времени оставались очень сложными. Вызвано это было тем, что сегодняшняя РДЦ, ведущая своё происхождение от согласия так называемых «беглопоповцев», с середины XIX века и доныне не признаёт законность присоединения к старообрядчеству м. Амвросия и епископов его рукоположения, так называемую «белокриницкую иерархию». На практике это приводило к тому, что «беглопоповцы» не признавали в сущем сане ни священников РПСЦ, ни совершаемых ими таинств.

«Вольские съезды «беглопоповцев» 1890, 1901 и 1912 годов мотивировали непризнание митрополита Амвросия и идущей от него иерархии якобы его обливательным крещением и запрещением в служении накануне перехода. Чиноприём в РДЦ от «белокриницких» был установлен на I Вольском съезде «через довершение всех таинств, как от крещеных мирянином», «через довершение и перевенчивание». Эту практику подтвердили последующие Соборы РДЦ 1966, 1997, 2003, 2007 годов. 

В 2004 году миссионерский отдел РДЦ, исполняя решения Собора РДЦ 2001 года о необходимости «будоражить умы верующих РПСЦ» издал две брошюры под общим заголовком «Белокриницкая иерархия: наша позиция». В них приведены две новые, не упоминавшиеся прежде на Съездах и Соборах «беглопоповцев» причины непризнания митрополита Амвросия. В одной из них, называющейся «Константинопольский договор», митрополит Амвросий на основании договора о содержании его в Белокриницком монастыре обвиняется в симонии. В другой, называющейся «Белокриницкий устав», рассматривается составленный иноком Павлом для австрийских властей устав белокриницкого монастыря. Содержащиеся в нём богословские неточности объявлены «поводом к соблазну»1.

Надо отметить, что в РПСЦ всегда признавали «беглопоповскую» иерархию, переходящих из РДЦ принимали как от раздора, без перекрещивания и даже без миропомазания, а духовенство признавалось в сущем сане. Одним из верующих РПСЦ, А.Ю. Рябцевым, в 2007 году была написана книга «О так называемой «Русской Древлеправославной Церкви» (К вопросу о законности иерархии, происходящей от семьи Калининых)». Как понятно из названия, в этой книге законность «беглопоповской» иерархии ставилась под сомнение. Хотя, по мнению многих, аргументы А.Ю.Рябцева были достаточно убедительны, священноначалие РПСЦ его точку зрения не поддержало.

В «Деяниях» собора РДЦ от 3-6 мая 2012 года «лица, желающие присоединиться к Церкви от согласий, приемлющих Белокриницкую иерархию» по-прежнему приравниваются к крещённым мирянами, духовенство белокриницкой иерархии по-прежнему в сущем сане не признаётся.

Поэтому после встречи на Рогожской между первоиерархами РПСЦ и РДЦ невольно возникают вопросы. 

Почему патриарх Александр вообще сделал этот визит? Известно, что раньше он избегал официальных контактов с РПСЦ. 

На встрече «разговор шел о накопившихся имущественных вопросах по храмовым зданиям в Саратове, Злынке (Брянская обл.) и других местах. Все проблемы обсуждались конструктивно, были найдены пути их разрешения. Встреча прошла в доброжелательном и взаимоуважительном духе». Налицо, говоря словами советских газет 70-80-х годов, явная «разрядка международной напряженности».

Из официального сообщения РПСЦ следует, что «участники встречи обсудили сложившиеся на сегодняшний день взаимоотношения церквей и дальнейшие перспективы этих взаимоотношений. Патриарх Александр рассказал о прошедшем накануне Архиерейском Соборе Русской Древлеправославной Церкви, на котором была создана переговорная группа для участия в богословском диалоге».

Если раньше руководство РДЦ занимало жесткую позицию непризнания иерархии РПСЦ, то теперь почему-то стало видеть, что взаимоотношения могут иметь какую-то «перспективу». Вступление в богословский диалог всегда свидетельствует о готовности пересмотреть свои прежние позиции. 

Вообще, «сближение» и «объединение» между различными конфессиями стало характерной чертой нашего времени.

Итак, судя по словам патриарха Александра, в конце 2012 года состоялся Архиерейский Собор РПЦ, создавший переговорную группу для диалога с РПСЦ.

Со своей стороны Совет Митрополии РПСЦ ещё 24-25 апреля 2007 года принял решение «8. О ведении диалога с Русской Древлеправославной Церковью.
8.1. Принять к сведению доклад председателя Комиссии для ведения диалога с Русской Древлеправославной Церковью иерея Алексея Лопатина»2.

Но два крупнейших поповских старообрядческих согласия, РПСЦ и РДЦ создали комиссии для взаимного диалога не только между собой, но и с РПЦ МП.

«Совет Митрополии РПСЦ в марте 2006 года принимает решение о создании комиссии по взаимоотношениям с РПЦ. Соборного решения о взаимодействии с РПЦ и о создание такой комиссии не было. На Совете Митрополии, состоявшемся в феврале 2007 года, был заслушан отчёт этой комиссии. Вынесено решение продолжить её работу»3.

РДЦ на своём Соборе 14-18 мая 2008 года сформировала особую переговорную группу для богословских собеседований с РПЦ МП и обсуждения «вопросов, относящихся к проблеме трагического раскола произошедшего в Русской Церкви в XVII веке»4.

Со стороны РПЦ МП диалогом со старообрядцами всех согласий занимается Комиссия ОВЦС МП по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством, Секретарем которой с 2005 года стал о. Иоанн Миролюбов, бывший поморский наставник.  

Вот сообщение с официального сайта Московского Патриархата: «26 декабря 2008 года в Москве в Покровском храме в Рубцове, где по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II создается Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, состоялась первая официальная встреча членов Комиссии Русской Православной Церкви по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством с представителями Русской Древлеправославной Церкви, возглавляемой древлеправославным архиепископом Московским и всея Руси Александром (Калининым).

На встрече, прошедшей в обстановке взаимного уважения и доброжелательности, обсуждались вопросы, представляющие взаимный интерес: статус и значение Большого Московского Собора 1666-67 годов и вопрос об апостольском преемстве иерархии Русской Древлеправославной Церкви. Стороны обменялись взглядами по данным вопросам, свободно и открыто обсудив имеющиеся в них проблемные моменты.<…> По взаимному соглашению сторон признано полезным продолжить обсуждение интересующих обе стороны тем. Следующая встреча ориентировочно намечена на май 2009 года»5.

На заседании Священного Синода РПЦ МП от 10 октября 2009 года слушали сообщение «О развитии отношений с Русской Православной Старообрядческой церковью (Московской митрополией) и Русской Древлеправославной церковью. 1 октября 2009 года состоялась встреча председателя Комиссии архиепископа Илариона с делегацией Русской Православной Старообрядческой церкви во главе со старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси Корнилием. В 2008 году состоялись также две встречи уполномоченных членов Комиссии с представителями Русской Древлеправославной церкви; в ходе этих собеседований поднимались богословско-исторические и церковно-канонические вопросы». Деятельность в этом направлении была поддержана, так же было заявлено об одобрении деятельности Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции и деятельности старообрядных приходов Русской Православной Церкви6.

Начиная с 2005 по 2012 годами между РПЦ МП, РПСЦ и РДЦ идет, хотя и с разной интенсивностью, непрекращающийся переговорный процесс, направленный на сближение между этими тремя конфессиями.  Всеми участниками трехстороннего переговорного процесса регулярно проводятся собеседования, для ведения которых всеми сторонами созданы комиссии по взаимодействию. 

Очень трудно поверить, что этот процесс носит стихийный, самопроизвольный характер. Особенно, если знать, что параллельно с этим идут процессы диалога и сближения РПЦ МП с Римо-Католической церковью,  которая, в свою очередь, сближается с другими мировыми религиями – исламом, буддизмом и иудаизмом.

Очень трудно поверить, что неожиданное смягчение непримиримой прежде позиции РДЦ по отношению к РПСЦ вызвано тем, что они искренне пересмотрели свою позицию.

Гораздо правдоподобнее предположение, что какие-то влиятельные круги, внешние по отношению ко всем участникам этих межконфессиональных встреч и богословских собеседований, приняли решение о новом витке «диалога и сближения».

Насколько это предположение соответствует действительности, покажет время.


  1. http://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=236
    Приложение III «История отношения «беглопоповцев» к белокриницкой иерархии» к статье «Где вы, миротворцы? Размышления о Соборе РПСЦ 2007 года».
  2. http://goo.gl/4Bsl1
  3. http://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=215
  4. http://ancient-orthodoxy.narod.ru/doc/2008.htm
  5. http://www.patriarchia.ru/db/text/517169.html
  6. http://www.patriarchia.ru/db/text/810642.html



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=929