Современное Древлеправославие
Информационный портал о жизни старообрядческих согласий
Папа для бедных
Дата:  15/03/2013 —  Тема:  Мониторинг СМИ
Избрание кардинала Бергольо Папой Римским для руководства РПЦ МП скорее плохая, чем хорошая новость

Итак, конклав преподнес сюрприз. Похоже, на Римский престол опять избрали "компромиссную", промежуточную фигуру, учитывая критику в адрес прежнего Папы за его слишком почтенный возраст.
Аргентинский кардинал Бергольо вступает на папский престол почти в том же возрасте, что и Бенедикт XVI восемь лет назад, - новому Папе 77 лет. Выглядит он, впрочем, энергичнее Бенедикта, и от Франциска ждут реформ – "свежего ветра в Риме", как высказался известный католический журналист и церковный деятель Виктор Хруль.

Нестандартность нового понтификата слышится в самом имени, которое избрал Папа – Франциск. Это, надо сказать, "инженерный ход", поскольку в Риме сложилась уже многовековая традиция не выходить за строго очерченный круг традиционных папских имен: Пий, Бенедикт, Иоанн, Павел, Григорий, Лев… Католическая Церковь знает одного Франциска – Ассизского, - поэтому избрание его имени Папой слишком конкретно указывает на приоритеты нового понтификата – "апостолат нищеты", борьба с роскошью и слишком комфортной жизнью в Церкви, миссионерская активность. На последнюю Папу Франциска, несомненно, вдохновляет и членство в ордене иезуитов, по уставу которого член ордена может стать епископом лишь в контексте миссионерского служения. Надо заметить, что в православном мире Франциска не почитают в лике святых, а значит избрание Папой такого имени может в православных кругах восприниматься как недружественный жест, отказ от дальнейшего сближения.

Еще намеки на нестандарность нового понтификата – происхождение нового Папы: западное и южное полушария, Америка, Аргентина… Никогда на папский престол не восходил выходец из этих "краев земли" - вот, с шутки на эту тему и начал свое первое обращение к римлянам и всем остальным католикам новый Папа. Там, на "краю земли", будущий понтифик, между прочим, возрастал на почве "восточной духовности", окормляясь украинским священником, а затем и сам окормляя греко-католиков в качестве ординария их епархии в Аргентине. Между прочим, в этой же епархии проходил свое епископское служение нынешний предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) Верховный архиепископ Киевский и Галицкий Святослав Шевчук.

А не с этим ли обстоятельством связано неприличное молчание Патриарха Кирилла (Гундяева) и официального сайта Московской патриархии по поводу избрания Франциска на протяжении уже почти суток? Уход Бенедикта XVI 28 февраля Кирилл отметил душевным посланием в первые же минуты после события. Неужели Бенедикта патриархия – нынешнее руководство которой, кстати, воспитано в духе почитания католицизма, "филокатоличества" - считала более "классово близким", чем почти униата Франциска? Кстати, экуменическая активность кардинала Бергольо всегда была ориентирована больше на протестантов и нехристиан, чем на православных. Например, 19 июня 2006 г. на экуменической конференции в Буэнос-Айросе кардинал позволил группе протестантских пасторов возложить на себя руки и прочитать молитву. Бергольо устраивал в своем кафедральном соборе совместные молитвы с мусульманами и иудеями, к которым хаживал и в синагогу, чтобы возжечь ритуальный светильник – менору (судя по участию в подобных акциях иных православных Патриархов, можно заключить, что именно возжжение меноры становится "проверкой на экуменическую вшивость" для предстоятелей церквей). 

В 1960-70-е гг., когда в РПЦ МП процветала "латинофрония", Бергольо вряд ли смог бы рассчитывать на дружбу с Москвой. Впрочем, как и сегодня. С одной стороны, он является противником латинской мессы и католических традиционалистов, с которыми так старался сблизиться Бенедикт XVI. Следовательно, и альянс Франциска с Кириллом на почве возрождения неких патриархальных "европейских ценностей", противостоящих концепции прав человека, едва ли возможен. С другой стороны, новый Папа еще в молодости радикально дистанцировался от популярной в Латинской Америке "теологии освобождения", которую наставник и учитель нынешнего Патриарха РПЦ МП Никодим (Ротов) именовал "богословием революции" и весьма восхвалял. Хоть кардинал Бергольо и дискутировал с аргентинскими властями по вопросам нравственности, он был близок к светскому антилевацкому, антикоммунистическому движению "Comunione e Liberazione".

В контексте оценки Франциска по шкале "левый – правый" довольно темным фрагментом его биографии является отношение к военной хунте Хорхе Виделы в Аргентине в 1970-е гг. Одни источники утверждают, что Бергольо сочувствовал хунте, был причастен к похищению "красных" священников Орландо Йорио и Франциско Жаликса, а также продал военным церковные земли. Другие говорят, что Бергольо, напротив, спас от расправы многих церковных деятелей, пряча их на территории церкви и помогая бежать из Аргентины. "Свидетельством обвинения" является книга Орасио Вербицки "Молчание", анализирующая сотрудничество церкви и хунты в Аргентине, а "свидетельством защиты" - книга "Иезуит". Бергольо так отвечает на политические обвинения в свой адрес: "Я делал что мог, если принять во внимание мой возраст и недостаточность связей, ради освобождения похищенных. У меня было не так много возможностей для действия, со мной мало кто считался". Как бы то ни было, у журналистов, изучавших участие Бенедикта XVI в Гитлерюгенде, есть что поизучать и в биографии Франциска.

Вернемся к особо болезненной для РПЦ МП проблематике – украинско-грекокатолической. Глава УГКЦ Верховный архиепископ Святослав Шевчук сегодня рассказал буквально следующее: "Новоизбранный Папа Франциск I является воспитанником нашего священника Степана Чмиля, который ныне похоронен в [украинской] базилике Св. Софии в Риме. Нынешний Папа, а тогда студент Салезианской школы, каждый день рано утром, пока еще все ребята спали, прислуживал о. Чмилю во время Службы Божьей. Он хорошо знает наш обряд и даже помнит нашу Литургию... Очень хорошо знает и о нашей Церкви…, о нашей духовности. …Папа Франциск I… будет заботиться о нашей Церкви". Едва ли от такого понтифика можно ждать "возвращения" всех греко-католических храмов Западной Украины РПЦ МП, что вроде как считается главным условием встречи Патриарха Кирилла (Гундяева) и Папы. Очевидно, такой встречи в ближайшее время не будет. А, между прочим, под омофором кардинала Бергольо как ординария греко-католиков в Аргентине находились не только украинцы – была там и русская миссионерская община. Франциск вообще хорошо знает православие – по свидетельству архиепископа РПЦ МП в Америке Юстиниана, он регулярно "посещал все главные праздничные службы в соборах Московского патриархата и Русской Зарубежной Церкви в Буэнос-Айресе", а когда дело дошло до дележа наследства РПЦЗ в Аргентине, то деятельно в нем поучаствовал. Подобный опыт, помноженный на миссионерскую нацеленность и "иезуитскую духовность", сулит российским католикам много хорошего, в отличие от Московской патриархии… Франциск не будет пассивным наблюдателем за "церковным переделом" Украины (который повлечет за собой такой же передел на всем постсоветском пространстве), а будет его активным участником.

Наконец, главный моральный удар, который невольно готовит Папа Франциск российскому общественно-церковному мнению. Эпоха "второго Крещения Руси" к патриаршеству Кирилла скатилась к банальному стяжательству высшего духовенства и сращиванию патриархии с Кремлем – иногда вопреки интересам паствы. И сам Патриарх говаривал, что, мол, богатство не грех, "нигде в Евангелии вы не найдете запрета на то, чтобы добиваться влияния", "простить было бы некорректно", и его верный слуга Всеволод Чаплин строил целые апологии богатой Церкви и обеспеченного духовенства на дорогих лимузинах, связывая это с догматом о вседержительстве Бога. С патриаршей кафедры прозвучал призыв "Обогащайтесь!", был показан пример, как это делать, - и тысячи клириков бросились перестраивать недавно еще религиозную организацию в непрозрачный коммерческий фонд – без налогов, "социальной ответственности" и госконтроля.

Так вот, есть все основания думать, что ценности Папы Франциска не соответствуют всему этому "Евангелию богатства". Католицизм, в основном, уже испытал, переварил и выплюнул те искушения, которым подверглись беззащитные клирики РПЦ МП – часто бывшие партийцы и военные – формации 90-х. Во-первых, об этом свидетельствует имя – взятое в честь католического "апостола нищеты". Во-вторых, гораздо в большей степени, об этом свидетельствует образ жизни понтифика – демонстрирующего явное отвержение уходящего в прошлое феодально-буржуазного образа жизни, брезгующего богатством и роскошью, столь ценимыми в современной РФ. Такое отношение к деньгам и богатству пока непонятно нуворишному светскому и церковному руководству в России, но бросает им явный моральный вызов.

Напомним основные "факты бедности" из биографии Франциска: став кардиналом Буэнос-Айреса, он отказался от роскошных апартаментов, в которых проживал его предшественник, и перешел в маленькую квартирку у собора; отказался от машины с шофером, чтобы ездить по городу в общественном транспорте (а в Буэнос-Айресе это часто сопряжено с теми же неудобствами, что и в Москве); отказывался от услуг поваров, готовя еду сам; регулярно посещал трущобы в окрестностях Буэнос-Айреса; обличал священноначалие, живущее в роскоши, в лицемерии, поскольку Основатель христианской веры жил и завещал жить совсем не так; наконец, при посещении больницы для людей с венерическими заболеваниями поцеловал ноги больных СПИДом. На собраниях епископов в Риме кардинал Бергольо садился в задних рядах, ходил по Риму в дождь без зонта, одевался бедно и т.п. Это не похоже на актерство, а похоже на образ жизни – совершенно непонятный священноначалию РПЦ МП, но понятный и неизбежный для подавляющего большинства их паствы. Получается, что по этому – социально-моральному – показателю Папа Франциск оказывается гораздо ближе православным в России, чем их собственный Патриарх-миллиардер, даже не скрывающий своего богатства. Нет, конечно, догматически, канонически Папа православным неприемлем. Тем болезненнее будет переживаться его приемлемость аскетическая, нравственная.

Патриарху Кириллу (Гундяеву) вновь есть о чем задуматься – но пока он растерянно молчит…

Александр Солдатов
"Портал-Credo.Ru"

http://goo.gl/Xs2oR



Франциск и Кирилл. Две новости из двух церквей

В имени, выбранном новым папой, самое примечательное то, что имя Франциск носит еще один католический святой — св. Франциск Ксаверий, баскский аристократ, один из ближайших сподвижников Игнатия Лойолы, сооснователь ордена иезуитов, неутомимый миссионер, основавший миссии в Индии, Индонезии, Японии и Китае и обративший в христианство больше людей, чем любой из апостолов.

Именно особенности миссионерской деятельности Франциска Ксаверия, а после него Маттео Риччи привели в свое время к оглушительному внутрицерковному скандалу и спору о т.н. «китайских правилах» — миссионеры-иезуиты, прекрасно изучившие китайский язык, одетые в платье конфуцианского книжника, способные спорить с любым китайским шэньши о тонкостях «Ши цзин», проповедовали китайцам христианство на языке великой китайской культуры, вросли в императорский двор, обретали тысячи последователей, — и тут невежественные злобные доминиканцы настрочили на них донос в Рим, что-де они пошли на компромисс с язычеством.

Доминиканцы победили, но их узколобый тоталитарный подход положил конец триумфальному распространению христианства в странах конфуцианства и буддизма. Правители Японии и Китая не возражали против иезуитов, но когда они услышали, что им надо выкинуть несколько тысячелетий собственной культуры и сжечь алтари предков, — они возмутились.

Новый папа Франциск родился в Аргентине в семье итальянского эмигранта; он аскет, жил в маленькой квартире, сам готовил себе еду и пользовался метро и автобусом, отказавшись от положенного ему лимузина. Он за терпимость к геям и решительно против их равноправия, он вышел к народу весь в белом, вопреки обычаям, не надев пурпурной моцетты — короткой накидки, в которой папа появляется после избрания, и, сказав «добрый вечер», попросил всю площадь первым делом помолиться о здоровье своего предшественника.

Невозможно представить себе папу Франциска в часах за 30 тыс. евро, которых папская пресс-служба замазывает фотошопом. Невозможно представить себе, что папа Франциск будет всей государственной мощью отбирать квартиру у больного раком соседа и пропишет там «троюродную сестру».

И уж совершенно невозможно себе представить, чтобы папа Франциск, владелец трех дорогих иномарок, на одной из них сшиб насмерть двух дорожных рабочих, как это сделал 26-летний иеромонах Илия, и чтобы Ватикан вступился за несчастного, как митрополит Илларион вступился за российских попов: элитные машины — это, видите ли, служебная необходимость. «Если священник едет на таком автомобиле, то, как правило, это служебная машина и она связана с его служебным положением».

Примечательна первая реакция на избрание папы Франциска — преемник Уго Чавеса и продолжатель его дела, бесноватый популист Мадуро заявил, что за избрание папой первого латиноамериканца походатайствовал Чавес на небесах. Мадуро совершенно в своем роде прав. Избрание папы Франциска — это мощный сигнал того, что католическая церковь меняется во второстепенном и остается неизменной в главном; что отныне главная ее паства и поле деятельности — это Латинская Америка, Африка и Азия и, конечно, это ответ церкви на два главных вызова времени — на крайности политкорректности и крайности исламизма.

Проще говоря, люди третьего мира, живущие в нищей, плохо устроенной, завидующей Западу стране, люди, для которых вера — зачастую единственный способ организовать душу и как-то упорядочить поведение, отныне имеют не единственный выбор, предложенный исламистами: «Запад погряз в бездуховности и роскоши, мы нищи, а потому святы, убей неверного — попадешь в рай», но и второй выбор: в пользу человека, который, имея доступ к «мерседесам» и другим благам, — ездит на метро, целует ноги больным СПИДом, и выходит к народу без красной моцетты.

Я хочу сказать одну очень простую мораль, но вместо того чтобы рассказать мораль, я сначала расскажу историю, из которой она вытекает. Эта история немного длинновата, но потерпите — она стоит того.

Это история предыдущего папы римского, который пытался отречься от престола. Она началась в 1406 году, когда венецианец Анджело Коррер был избран папой Григорием XII. Дело происходило в конце авиньонского пленения пап, и чтобы покончить с пленением, все кардиналы, которые участвовали в избрании, договорились, что кто бы ни был избран, он предложит авиньонскому папе отречься и отречется сам.

Корреру было 80 лет, и он был венецианец: в Венеции к тому времени существовала традиция отречения немощных дожей от престола. Едва избравшись, Григорий XII действительно написал письмо антипапе Бенедикту XIII с просьбой о встрече и совместном отречении. 

Но власть быстро ударила Григорию XII в голову (это случается в любом возрасте), к тому же у него имелись два племянника, которые тут же запустили руку в папскую казну, а чтобы встретиться со своим противником, он должен был выехать из Рима, который тут же не преминул бы захватить неаполитанский король Владислав.

К ноябрю Григорий XII доехал до Лукки, к апрелю — до Сиены, и там передумал отрекаться.

Кардиналы, совершенно ошарашенные, собрали Собор в Пизе в 1409 году, который снес обоих пап и поставил папой критского пастушка Александра V. После чего Григорий XII, понимая, что ему уже недолго остается проказничать в папской казне, продал папские земли за 25 тысяч флоринов тому самому Владиславу Неаполитанскому, который к этому времени захватил-таки Рим.

Вскоре Александра V отравили, и преемником его стал как раз тот самый человек, который, вероятно, его и отравил. Его звали Бальтазар Косса, и кроме содомии и вероятного отравления своего предшественника за Коссой числились еще инцест, пиратство (он вообще начинал карьеру как пират), совращение бесчисленного количества девиц и пр. — «брегетов» и «мерседесов» Косса не имел только потому, что еще не пришло их время.

Косса — это было чересчур. В мае 1415 г. новый Констанцский собор сместил Коссу и убедил-таки Григория XII отречься.

Отсюда простая мораль: ни один социальный институт не может быть мудрее своего века. Католическая церковь пришла от Бальтазара Коссы и Александра Борджиа к папе Бенедикту XVI, добровольно отрекающемуся от самой абсолютной власти, которую можно себе представить, и папе Франциску, который ездит в метро и говорит «добрый вечер».

Изменившись в своих социальных формах и оставшись неизменной в главном (что, собственно, и делали последователи Франциска Ксаверия, надевая конфуцианские одежды и цитируя наизусть «Ши цзин»), она готова предоставить альтернативу и политкорректности, и исламизму.

Что же до нашего православного официоза — то увы. Они со своими «брегетами» и «нанопылью» остались на стадии Бальтазара Коссы. Их представление о чуде — это когда Господь стирает видеозапись, на которой иеромонах Илия давит двух человек. При таком уровне нравственного развития легко служить идеологической ширмой губящей Россию власти, но невозможно быть духовным маяком.

Юлия Латынина
«Новая газета» 
Выпуск № 28 от 15 марта 2013
Фото с сайта «Новой газеты»

http://goo.gl/dKxvz



Комментарии на сайте «Новой газеты»


Разница между КЦ и РПЦ в следующем. Роль первой в обществе устоялась в течение довольно длительного времени, и, в основном, устраивает и КЦ, и общество. Роль же последней с конца 1980-х годов претерпела (и продолжает претерпевать) значительные изменения. В СССР, как Вы можете знать, РПЦ была отторжена (отделена) от государства; более того, в определенные периоды были известные гонения на РПЦ, связанные с борьбой за власть над умами людей. В итоге Богу было предоставлено Богово, кесарю - кесарево. Теперь же, после развала СССР, РПЦ польстилась на кесарево (благо, кесарь, теряющий власть над умами, не возражает против увеличения оптовых поставок "опиума для народа"). И как только РПЦ стала заявлять права на некую роль в светском обществе, сразу выяснился скорее светский, чем духовный характер руководства (верхушки) РПЦ. А поскольку государство Росиийское нынче практически полностью криминализировано, и правят страной, в основном, люди лживые, лицемерные и алчные, то и верхушка РПЦ, в основном, соответствует своему "партнёру по бизнесу". Т.е. люди, призванные быть некими "духовными лидерами" ведут себя ничуть не более нравственно, чем другие публичные "отморозки", будь то депутаты или "силовики". И этот их, отнюдь не безгрешный, образ ну никак не вяжется с ожиданиями тех, кто считается их "паствой".

Поэтому-то естественное, просто по-человечески порядочное, поведение вновь избранного Папы вызывает у некоторых такое умиление, которое для тех, кто знает о КЦ изнутри, может показаться не вполне адекватным. И Вы правы, - ни к чему сравнивать людей. Но не потому, что, как Вы пишете, они делами все одинаковы, а как раз наоборот - потому что все разные, и каждый индивидуален. И есть разные люди, в том числе священнослужители, и в КЦ, и в РПЦ, и в других церквах и конфессиях. 

Впрочем, это всего лишь мнение обывателя.
Егор Грысь


Результатом такого совершенно "мирского" поведения иерархов и служителей РПЦ (часы, квартиры, дорогие автомобили и т.п.) может быть отход от церкви и веры наиболее образованной части верующих православных.
Юрий Иванов


А разве я утверждаю, что католическая церковь идеальна и безгрешна? Там свои грешники, свои скандалы, но меня они не касаются, я не сравниваю количество замазанных священников или же тяжесть содеянного. Это ТАМОШНИЕ пастыри, не мои, поэтому за свой моральный облик они отвечают перед своей паствой, а не передо мной. Меня больше волнует облик тех людей, которые называют себя духовными или религиозными лидерами здесь, в России. Если ты проповедуешь скромность, а сам ездишь на шикарном Лексусе; если ты проповедуешь смирение, а сам маниакально цепляешься за власть; если проповедуешь честность и искренность, а тебя ловят на подлоге и вранье; если проповедуешь любовь к ближнему, а потом призываешь к суровому наказанию для юродивых - какой ты пастырь после этого?
Анджей Кульчицкий


Блистательная, объективная статья! Только гундяевец может увидеть в ней - см. два коммента выше. А фото! Он целует ноги парализованному, как настоящий ученик Христа! Стар уже Франциск, чтобы сгундявиться. Но Гундяевых-Чаплиных со товарищи ничем не проймешь. Таким еще Иисус диагноз поставил: сердечное окаменение. Диагноз от Павла: сребролюбие.
Римма Тленшиева


РПЦ проигрывает борьбу в России нетрадиционным христианским течениям .Как грибы растут сторонники протестанства, свидетелей Йеговы, баптистов. Конечно мало кто из православных знает о негативном образе Гундяева - да и врядли они воспринят это за правду.Средства массовой информацию - таких информаций не дает. Не все же смотрят новости с Максимовской или читают новую газету.
Александр Нестеров


Ну нельзя перепрыгнуть, невозможно. И РПЦ в едином порыве с правительством и пр. чиновничеством и доморощеными буржуями,не должны, а просто обязаны пройти пройти путь от Григория 12 и Бальтазара Россы до Франциска 1. Общество должно пройти через обжорство роскошью до омерзения. Через это прошла и Европа и Америка. Только тогда понятие, что богат не тот у кого много,а тот у кого достаточно становится реальностью.
Глаша Тай



http://goo.gl/cyG5X



https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=957