Время архиепископов Флавиана и Иосифа
Стоит поговорить об общем течении церковной жизни в то время, пока дьякон Александр Гусев вел подвижническую и отшельническую жизнь при храме на кладбище, и о тех проблемах, которые накопились ко времени его архиерейства.
Начало церковного служения Александра Гусева в качестве уставщика, а потом дьякона пришлось на время первосвятительства архиепископа Флавиана (Слесарева) (период с 12 марта 1952 по 25 декабря 1960 годов) и архиепископа Иосифа (Моржакова) (период с 19 февраля 1961 по 3 ноября 1970 годов).
В прошлой нашей публикации, А. В. Езеров подробно рассказал о попытке создания общественной площадки для межстарообрядческого сотрудничества и последующих коллизиях и трансформациях, связанных с этим явлением. Сегодня мы скажем несколько слов об одном из общестарообрядческих проектов, который вместо объединения только разделил и даже рассорил согласия.
Международный старообрядческий форум давно отошел от формата общестарообрядческой дискуссионной площадки и превратился в присутственное место. По этому случаю представители Московской Митрополии РПСЦ предложили переименовать его в Ассамблею. Сегодня об этих трансформациях размышляет старообрядческий публицист Андрей Езеров.
Вступление
31 декабря 2023 года исполняется 20 лет со дня смерти митрополита Московского и всея Руси Алимпия (в миру Александра Капитоновича Гусева).
Он был поставлен на Московскую старообрядческую кафедру в 1986 году и умер 31 декабря 2003 году в возрасте 75 лет.
За время его жизни сменилось несколько исторических эпох.
Украинские земли, начиная с XIV века, были окраиной либо польско-литовского, либо российского государства. Восточная и южная Украина прирастала российскими территориями и православными россиянами. Западная Украина испытала сильное влияние польского католицизма (униатство, гонения на православных, полонизация).
Неокружническое движение было, пожалуй, крупнейшим духовным движением в истории старообрядчества, в частности, Белокриницкой иерархии. До сих пор глубокого исследования по этому вопросу не было. В зависимости от позиции отличается и терминология: «неокружнический раздор», «окружнический раздор». Наверное, лучший вариант – «неокружническое движение».