Время архиепископов Флавиана и Иосифа
Стоит поговорить об общем течении церковной жизни в то время, пока дьякон Александр Гусев вел подвижническую и отшельническую жизнь при храме на кладбище, и о тех проблемах, которые накопились ко времени его архиерейства.
Начало церковного служения Александра Гусева в качестве уставщика, а потом дьякона пришлось на время первосвятительства архиепископа Флавиана (Слесарева) (период с 12 марта 1952 по 25 декабря 1960 годов) и архиепископа Иосифа (Моржакова) (период с 19 февраля 1961 по 3 ноября 1970 годов).
В прошлой нашей публикации, А. В. Езеров подробно рассказал о попытке создания общественной площадки для межстарообрядческого сотрудничества и последующих коллизиях и трансформациях, связанных с этим явлением. Сегодня мы скажем несколько слов об одном из общестарообрядческих проектов, который вместо объединения только разделил и даже рассорил согласия.
Международный старообрядческий форум давно отошел от формата общестарообрядческой дискуссионной площадки и превратился в присутственное место. По этому случаю представители Московской Митрополии РПСЦ предложили переименовать его в Ассамблею. Сегодня об этих трансформациях размышляет старообрядческий публицист Андрей Езеров.
Вступление
31 декабря 2023 года исполняется 20 лет со дня смерти митрополита Московского и всея Руси Алимпия (в миру Александра Капитоновича Гусева).
Он был поставлен на Московскую старообрядческую кафедру в 1986 году и умер 31 декабря 2003 году в возрасте 75 лет.
За время его жизни сменилось несколько исторических эпох.
В канун праздника Преображения на Рогожском пройдет отпевание владыки, скончавшегося на 76 году жизни. Я вообще не был знаком с ним. Архиепископ Зосима сильно выделялся из числа других старообрядческих архиереев. Увидев его и немного понаблюдав, сразу становилось ясно, что это неординарная, по-своему яркая личность.
9 февраля 2023 года на 67-м году жизни после продолжительной болезни упокоился известный старообрядческий просветитель, историк и краевед Виктор Иванович Осипов. Погребение состоялось 12 февраля во Введенском старообрядческом храме г. Боровска. Основные старообрядческие СМИ отозвались об этом печальном событии, указав, что благодаря Осипову состоялось возрождение старообрядческих святынь Боровска, в том числе Введенской церкви.
Украинские земли, начиная с XIV века, были окраиной либо польско-литовского, либо российского государства. Восточная и южная Украина прирастала российскими территориями и православными россиянами. Западная Украина испытала сильное влияние польского католицизма (униатство, гонения на православных, полонизация).
Неокружническое движение было, пожалуй, крупнейшим духовным движением в истории старообрядчества, в частности, Белокриницкой иерархии. До сих пор глубокого исследования по этому вопросу не было. В зависимости от позиции отличается и терминология: «неокружнический раздор», «окружнический раздор». Наверное, лучший вариант – «неокружническое движение».
10-11 мая 2022 года прошел очередной Совет Митрополии, на официальном сайте РПСЦ были опубликованы его решения. Некоторые из обсуждавшихся на нём вопросов рассматривались уже неоднократно и относятся к числу застарелых проблем нашей Церкви.
Именно поэтому стоит ещё раз обратить внимание и на эти вопросы и на то, в каком ключе по ним были приняты решения.