Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкая Митрополия)

 

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ 

(Историческая справка) 

К моменту крещения Руси (988 г.) вселенская Церковь Христова, хотя и имела условное деление на Восточную (Византийскую) и Западную (Римскую), все же оставалась единой, подчиняемой Освященным Соборам, Церковью. Это единство скреплялось единым Писанием — Библией, и единым Преданием — Постановлениями Соборов апостолов, Семи Вселенских и Девяти Поместных Соборов, Правил святых отец. Соборные уложения вошли в книгу «Кормчая» («Номоканон») — ставшей своеобразным Церковным Законом. Высшим голосом Церкви с первых веков и по сей день является голос Освященного Собора Церкви — Его постановления и уложения.

К XI веку Западная часть Церкви, потеряв чистоту, восстала против Соборных уложений, изменила часть догматов и потребовала мирового церковного лидерства лишь на том основании, что верховный апостол Петр основал римскую иерархию. В 1054 году Римская иерархия произнесла анафемы на тех, кто не стал подчиняться католическим нововведениям. В результате чего Церковь Христова была вынуждена признать отделение от Нее католиков, осознав их отпавшими от Вселенской Церкви и указав на целый ряд еретических отступлений в их воззрениях. Восточная часть Церкви осталась ортодоксальной (правоверной), стремясь сохранить в чистоте праведность исповедания веры, строго основываясь на Евангельском Учении, поучениях святых отцев и постановлениях Вселенских Соборов.

Русская Церковь возникла до раскола Церкви на Восточную и Западную XI века. Русь взяла вероучение, книги, догматы, песнопения, церковное устроение от тогда еще единой Церкви. Более того наша Церковь долгий период времени находилась под прямым руководством греческой церковной иерархии. В ряде случаев вплоть до XVI века митрополитов на Русь ставили греки.

Многие богослужебные книги были переведены святыми Кириллом и Мефодием (этими же святыми отцами была создана славянская письменность). Русская Церковь, приняв Православие во всей его полноте и истинности от древней греческой церкви, сохраняла вероучение в неприкосновенной чистоте и неповрежденности до XVII-го века, хотя сама греческая церковь к этому времени изменила свои прежние канонические основы. Русь, хранящая Православие в чистоте, называлась Святой Русью, Москва — Третьим Римом.

Во второй половине XVII века, в 1654, году патриарх Московский и всея Руси Никон (1605 — 1681 гг.) совместно с царем Алексеем Михайловичем Романовым под предлогом исправления книжных ошибок начали церковную реформу в стране. Православие, воспринятое Русской Церковью еще в Х веке, было отвергнуто, и Русская Церковь раскололась на приверженцев никоновских реформ и на православных христиан, оставшихся верными древнему благочестию.

На соборах 1666 — 1667 годов древнее благочестие было отвергнуто наложением на него клятв. С начала реформ многие епископы и митрополиты впали в ересь, оставшийся же в правоверии епископ Павел Коломенский был сожжен в срубе. В течение 180-ти лет древлеправославные христиане, не имея своих епископов, были вынуждены, согласно Церковным канонам, принимать в сущем сане правильно (погружательно) крещенных священнослужителей, переходящих из новообрядческой церкви. Восстановить церковную иерархию удалось лишь в 1846 году путем канонически верного присоединения к Церкви Христовой митрополита Амвросия (1791 — 1863 гг.). Сие событие произошло в селении Белая Криница (Украина), входившем в то время в состав Австрии. С середины XIX века по настоящее время в Церкви Христовой, берущей свое начало от Исуса Христа и Его апостолов, трехчинная иерархия более не прерывалась.

В 1847 году австрийские власти под давлением российского правительства и угрозой вечной ссылки потребовали от митрополита Амвросия вернуться в Константинополь. Владыка Амвросий ответил, что он однажды приняв Истину, останется Ей верен до смерти. Австрийское правительство пыталось ограничить его духовную власть пределами своей империи. От него требовали, чтобы он имел общение только с липованами ( так называли старообрядцев в Австрии), и не сообщался с российскими старообрядцами.

К этому времени в старообрядчестве, кроме владыки Амвросия, было уже два епископа — Кирилл Майносский и Аркадий Славский. С удалением владыки Амвросия в ссылку, на первосвятительскую кафедру был избран владыка Кирилл. К моменту кончины митрополита Амвросия в старообрядческой Церкви насчитывалось около 20 епископов.

Иерархическая полнота Церкви среди древлеправославных христиан была быстро восстановлена. В 1853 году на архипастырскую кафедру в Москве был поставлен архиепископ Антоний Шутов. Несмотря на многочисленные аресты священников, белокриницкая иерархия в России укреплялась. Во второй половине XIX века архиепископом Антонием за годы служения на владимирской кафедре было поставлено около 100 священных лиц, в том числе шесть епископов. Всего же он основал двенадцать главнейших российских старообрядческих епархий, существовавших до 20-х годов ХХ века. Духовным и административным центром белокриницкой иерархи в России стало Рогожское кладбище в Москве. Однако в России гонения на Церковь Христову со стороны никониан продолжались вплоть до 1905 года, когда был подписан императорский указ Николая II, дающий относительную свободу совести и вероисповедания.

В 1863 году в Старообрядческой Архиепископии Московской и всея Руси был учрежден Духовный Совет, в который входило несколько епископов под руководством архиепископа Антония Шутова. Чуть позже восстановлено проведение Освященных Соборов Церкви. В 1863 году архиепископ Антоний был избран на московскую кафедру для самостоятельного управления Церковью в России.

Однако, Церковь Христова именно тогда пережила один из болезненых раздоров - неокружнический.

В 1862 году от имени московского Духовного Совета (постоянный совещательный орган при архиепископе Антонии) для утверждения единства верования Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию) был издан документ, получивший название «Окружное послание».

Необходимость в таком послании возникла потому, что среди паствы стали распространяться различные кривотолки и неправославные мудрования. В то время имели хождения различные безпоповские «тетради», распространявшие среди православных старообрядцев нелепые учения. Окружное послание содержало обличение лживых «тетрадей» и утверждало церковные догматы и святоотеческие учения. Оно было написано И.Г. Кабановым (Ксеносом) и подписано 24 февраля 1862 года архиепископом Московским и Владимирским Антонием, епископами Онуфрием Браиловским, Пафнутием Казанским, Варлаамом Балтским, священноиноками Евфросином и Илией, иереями Петром, Феодором Вохонским, иеродиаконами Пахомием и Ипполитом, диаконом Кириллом, иноком Белокриницкого монастыря Алимпием (Милорадовым) и диаком Семеном.

Только после издания Окружного послания стало ясно, насколько запущенной оказалась болезнь, которую оно должно было врачевать. Большинство белокриницких старообрядцев сочувственно отнеслось к Окружному посланию, однако часть верующих и духовенства не приняла его, использовав как повод для разделения. Так возникло разделение на «окружников» и «неокружников», положившее начало временному, но болезненному разделению.

В 1869 году Белокриницкий митрополит Кирилл, решительно поддержав «окружников», повел дело к прекращению церковного раздора. В 1870 году он издал «Мирную грамоту», которая осуждала раздорников Церкви Христовой. Практическое же примирение двух сторон произошло только после собора 1906 года, решением которого «Окружное послание» было отменено. Представителей «неокружников» сейчас почти не существует в связи с отсутствием предмета раздора.

Преемниками архиепископа Антония на московском престоле были архиепископы Савватий (1881—1898 гг.), Иоанн (1898—1915 гг.), Мелетий (1915—1934 гг.). Бывший после смерти архиепископа Мелетия местоблюститель московской архиепископии епископ Викентий был арестован и умер в Бутырской тюрьме (1938 г.).

В 1927 году белокриницкая иерархия в России насчитывала до восемнадцати епископов при двадцати восьми епархиях. К 1940 году на свободе остался один престарелый Савва Калужский, в заключении находились епископ Иринарх и епископ Геронтий.

Незадолго до смерти епископ Савва возвел в сан архиепископа освобожденного в 1940 г. из мест заключения епископа Иринарха, который управлял Церковью до 1952 года. Его преемниками были архиепископы Флавиан (уп. 1960 г.), Иосиф (уп. 1970 г.), Никодим (уп. 1986 г.). Вскоре после Никодима умер избранный местоблюстителем Анастасий (уп. 1986 г.). На Освященном Соборе 1986 года архиепископом избран епископ Алимпий.

В 1988 году, в дни празднования 1000-летия Крещения Руси, решением Освященного Собора Древлеправославной Христовой Церкви, на основе Московской архиепископии была учреждена Московская и всея Руси митрополия. Древлеправославная Церковь Христова, находящаяся под омофором митрополита Московского и всея Руси, решением этого же Освященного Собора была переименована в Русскую Православную Старообрядческую Церковь. Епископ Ярославский и Костромской Иоанн

Высшей Церковной властию в РПСЦ является Освященный Собор. Между Соборами Церковию управляет Митрополит, имеющий при себе совещательный орган - Совет Митрополии (смотри Устав РПСЦ).

Ныне в Московской Митрополии РПСЦ существует около 250 приходов (из них лишь 150 имеют регистрацию), которые объединены в 10 епархий:

Московская. Правящий Архиерей - Митрополит Московский и Всея Руси Андриан (Четвергов)

Киевская и всея Украины. Правящий Архиерей - Епископ Киевский и всея Украины Саватий (Козко)

Кишиневская и всея Молдавии. Правящий Архиерей - Епископ Кишенёвский и всея Молдавии Евмений (Михеев)

Новосибирская и всея Сибири. Правящий Архиерей - Епископ Новосибирский и Всея Сибири Силуян (Килин). Кроме того, под его окормлением находится один приход в Австралии - Крестовоздвиженский.

Ярославско-Костромская. Правящий Архиерей - Архиепископ Ярославский и Костромской Иоанн

Петербургская и Тверская. Правящий Архиерей Епископ Санкт-Петербургский и Тверской Амвросий (Херцог)

Казанско-Вятская. Правящий Архиерей - Временно вдовствующая. На Освящённом Соборе октября 2004 года кандидатом во епископы был избран иерей Константин Титов

Донская и Кавказская. Правящий Архиерей епископ Донской и Кавсказский Зосима (Еремеев)

Уссурийская и всего Дальнего Востока. Вдовствующая Епархия. Временно под окрмлением Епископа Силуяна

Уральская. Вдовствующая Епархия. Временно под окормлением Митрополита Алимпия

Аугсбургская и всея Германии. Правящий Архиерей - Епископ Санкт-Петербургский и Тверской Амвросий (Херцог)

Браиловскую Митрополию РПСЦ возглавляет Архиепископ Белокринницкий и Всех Древлеправославных Христиан Леонтий (Изотов).

Румынская Митрополии объединяет около 70 приходов в Румынии, Болгарии, Франции, Италии, США, Канаде, Австралии.

Епархии:

Браиловская - Правящий Архиерей - Митрополит Леонтий (Изотов)

Американская, Канадская и Австралийская. Правящий Архиерей - Архиепископ Софроний (Липалит).

Славская. Правящий Архиерей - Архиепископ Славский Флавиан.

БуковинскаяПравящий архиерей Епископ Буковинский Нафанаил

Тульчинская. Существовала до середины 40-х годов ХХ века. Восстановлена в 2002 году. Пока вдовствующая. Временно под окормлением Митрополита Леонтия.

Дата публикации: 2004-06-18 (9097 просмотра(ов))

  • Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви 2001 года
  • Этапы восстановления дальневосточной епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви в конце 90-х годов XX в.
  • Хождение "по солнцу"...
  • Освященный Собор РПСЦ 1999 г.
  • Архиереи Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1846 - 2002
  • Постановление Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви
  • Из жизни старообрядческих общин