пископ Павел Коломенский на Соборе в 1654 году первым поднял свой голос - мужественно выступил с обличением церковных реформ Патриарха Никона, за что Патриарх Никон предал его жестокому телесному наказанию и сослал в Палеостровский монастырь. За неутомимую проповедь Старой веры еп. Павел был сожжен в срубе.
ндрей Дионисьевич князь Мышецкий - Поморской Церкви знаменитый член, муж ученейший, человек высоких талантов, твердого духа, дивной памяти и примерной добродетели, первый образователь Выгорецкой киновии и украситель церковного благолепия, славный писатель и строгий деятель нравственности, редкий в созидании Христовой Церкви.
12 октября 1733 года скончался Даниил Викулович - основатель Выгорецкой киновии или "Даниилова в Олонце староверческого монастыря". Это был "муж благочестивый, твердого духа, примерной добродетели, славный учитель правоверия в олонецких пределах". Его любовь к ближним, приятное обращение, осененное веселым взором, смирение и милость удивляли всех и многих убеждали последовать его стопам. Он скончался благочестно в Выгореции, имея от рождения своего 80 лет. День его Ангела 17 декабря.
25 сентября 1741 года скончался Симеон Дионисьевич, родной брат Андрею - киновиарху Выгорецкому, славный член Поморской Церкви и старейшина Выгорецкой обители. Это был муж ученый, благочестивый, высоких талантов и дивной памяти; писатель истории Староверческой Церкви, главнейший участник в творении "Поморских ответов". Симеон Дионисьевич жил 59 лет, из них 45 лет пробыл в Выгорецком общежительстве. После кончины Андрея Дионисьевича он в течение 11 лет управлял обителью. Его перу принадлежит более 40 сочинений, в числе которых особенно известны: "Виноград Российский" и "История об отцах и страдальцах соловецких".
19 февраля 1791 г. в возрасте 57 лет скончался Андрей Борисов - киновиарх Выговской Лавры, проживший в ней непрерывно 34 года, из них как киновиарх - 11 лет. В Историческом словаре о нем сказано так: "Славный член Поморской Церкви, муж ученый, даровитый, твердого духа, писатель проповедей и церковной истории, образователь знаменного пения, тщательный попечитель о благоустройстве Церкви. Знатный политик и защитник Церкви добился снятия со старообрядцев двойного налога и отмены оскорбительного наименования староверов - "раскольник". В высших кругах в Петербурге пользовался расположением...; там его называли "Патриархом Староверческой Церкви". Написал около 20 сочинений.
25 апреля 1719 года преставился уставщик Выговской
обители Петр Прокопьевич. По описанию Павла Любопытного, это был "знаменитый
житель Выгорецкой киновии, ее отличный уставщик церковного богослужения,
муж блаженной жизни, ревнитель благочестия..., знаменитый переписчик "житий"
святых отец и чинов богослужения..., примерный собиратель священных предметов
древности...; его нищелюбие, чистота души и незлобие озаряли все пути
его деяния...; его кротость, благоговение к немерцаемой жизни... увенчали
каждый его шаг и убеждали многих следовать его стопам".
первых же дней существования Выговской обители Петр Прокопьевич был поставлен "в чин еклисиаршеский и к нему певцов и псаломщиков, и канархистов избраша... В то время вельми скудно живуще, с лучиною, и икон и книг в часовне скудно и мало вельми". Иконы и книги привозил Петр Прокопьевич из Новгорода, Пскова и других мест. "Наипаче же тщащеся о церковной службе, чтобы по чину все устроити. Сбираше "жития" Святых и списываше и искаше, и собра дванадесять книг Миней. Книги его собрания и ныне в монастыре читаются по вся дни",- писал историк Выгореции Иван Филиппов (1661-1744). Петром Прокопьевичем написано 15 разных посланий к местным пастырям "о назидании Церкви и об украшении ее в разных отношениях" и др. Им же написаны "Устав Поморский" и "Завещание". "Поживе оный Петр в пустыне сей без мала тридесять пять лет с Даниилом и Андреем вкупе... и поболев мало, дав мир всей братии, ко Господу отъиде с покоянием" (И. Филиппов. "История Выг. пустыни". Стр. 107 и 156-158).
18 февраля 1735 года "почи о Господе мирно" Соломония Дионисьевна, сестра учителя Выгореции Андрея Дионисьевича. "20-ти лет девицею в пустыню (Выгорецкую) пришедши, во всяком добром устроении и целомудрии и во всяких пустынных трудах с сестрами труждашеся". Когда в 1706 году на реке Лексе (свыше 20 км от Данилова) был основан девический монастырь, "поставиша Соломонию девицу, Дионисьеву дочь, над смотрительницею". Избранная киновиархом женской обители, она "в предводительстве сестр и в попечении, и во управлении благочинном" проявила, подобно брату Андрею, большие административные способности. "И братиям своим (Андрею и Симеону) - настоятелем всегда благий совет подаваше и во всяком управлении помогаше". Мудрую и энергичную Соломонию почитали во всей Выгореции.
3 декабря 1744 года преставился выдающийся писатель
и историк Выговского общежительства Иван Филиппов. Родился он в 1661 году
в семье государственного крестьянина Олонецкого уезда Шуйского погоста.
По определению староверческого историка Павла Любопытного, Иван Филиппов
"муж был тщательный в строении Церкви..., кроткий в деянии. Милость
его, чистота сердца и незлобие озаряли все пути его деяния, и они усердно
увенчивали его во всей лавре (Выговской), в окружающих ее скитах и прочих
странах благочестивых". 40 лет он прожил в Выгореции, сперва выполняя
обязанности поверенного по делам поморских староверцев, а после смерти
Симеона Денисова был избран его преемником. Его "Слово надгробное
Андрею Дионисьевичу" (рукоп. XVIII в. в б-ке Салтыкова-Щедрина в
Ленинграде, О 1 № 355) является ярким свидетельством талантливой одаренности
автора. Но особенно заме-чательны и ценны в историческом значении сочинения
Ивана Филиппова по истории Выговского общежительства: "История о
зачале Выговския пустыни", "Хронология о важных происшествиях,
случившихся в Выговской киновии", "Описание жития выговского
киновиарха Андрея Дионисьевича" и др. В рукописном отделении Гос.
Публ. б-ки имени Салтыкова-Щедрина в Ленинграде хранится рукопись из собрания
Выголексинского монастыря № 11 - "История иудейской войны Иосифа
Флавия", собственноручно переписанная Иваном Филипповым.
"Таковыя премудрости муж сей рачитель бяше и не толики буквы тростию
писаше, елико присно добродетели творяше, и сими обогатився к будущей
некончаемой жизни прейде от рождения своего лет 83. Ему тако добре зде
потрудившемуся, тако благочестно от здешних преставльшемуся, да воздается
от Господа Бога щедрая милость, от нас же будет ему вечная память. Аминь"
(Послесловие к "Истории Выг. пустыни", СПБ, 1862 г. Стр. 480).
6 августа 1794 года, 75 лет от рождения, скончался в Риге Феодор Никифорович Саманский, основатель Рижского богоугодного странноприимного больничного заведения и первый духовный отец и настоятель старообрядцев г. Риги. Уроженец небольшого местечка Самани (б. Курляндской губернии), Феодор Никифорович был выдающимся человеком среди староверцев XVIII века. С его именем связана история многих старообрядческих общин Прибалтики. В "Хронографе, сиречь летописце Курляндско-Литовском" говорится: "В лето 7243 (1735), в царствование Анны Ивановны, близ местечка Езерос, в Курляндии, устроися моленна благословением Феодора Никифоровича, в д. Саманях... В лето 7248 (1740) устроися молитвенный храм близ местечка Скрудалина в Курляндии, в деревне Войтишках, благосло-вением Феодора Никифоровича". В 1760 году им был основан старо-обрядческий храм в г. Риге. Феодора Никифоровича приглашали участвовать в старообрядческих съездах в Москве, Петербурге.
21 августа 1809 года скончался в Москве знаменитый основатель старообрядческого Преображенского кладбища Илья Алексеевич Ковылин. По его инициативе в 1771 году, когда в Москве свирепствовала чума, указом 14 сентября было разрешено старообрядцам "в назначенном от них месте (против Преображенского, в земляном валу) для содержания больных больницу построить". Его же трудами Преображенское кладбище было благоустроено: построены каменные здания, часовни (по проекту архитектора М. Ф. Козакова). Ковылин пожертвовал в пользу старообрядческого общества свое имущество в 300 тысяч рублей. В начале XIX века число прихожан кладбища доходило до 10 000 человек. Ковылин посетил Даниловский Выговский монастырь в 1777 году и привез оттуда богослужебный устав для старообрядческого Преображенского кладбища.
1 ноября 1910 года скончался Дионисий Васильевич Батов - один из самых выдающихся учителей и настоятелей Поморской Старооб-рядческой Церкви. Глубоко религиозный, праведной воздержанной жизни, десятилетиями исполнявший весь годичный круг церковной службы - праздничной и повседневной, он обладал исключительным знанием Св. Писания, Св. отеческих учений, канонов и правил Церкви, ее истории. Д. В. Батов написал до 300 сочинений в защиту учения поморцев и обличение заблудшихся, составил уставы: "Богослужебный", "О христианском житии", "О молитве домашней", "Потребник" и "Полные святцы годичного круга". Им издан в гектографированном виде полный Круг певчих книг знаменного напева. Д. В. Батов вел скромную, почти затворническую жизнь, но был известен всей России и имел большой авторитет. Д. В. Батов родился в 1825 г. День его Ангела 18 мая.
ев Феоктистович Пичугин родился 13 февраля 1859
года в гор. Сердобске Саратовской губ. После смерти отца он еще в детском
возрасте вместе с матерью переселился в село Поим Пензенской губ.
Всю свою жизнь Л. Ф. Пичугин посвятил служению древлеправославной Старообрядческой
Церкви, ее защите. Живя в бедности, он много и упорно трудился. По общему
признанию всего Старообрядчества, этот простой малограмотный человек явился
светочем разума, опорой Поморского согласия и выдающимся начетчиком и
защитником основ древлего православия. Лев Феоктистович исколесил всю
Россию и провел бесчисленное множество бесед с миссионерами Православной
Церкви, с приемлющими Белокриницкое священство и начетчиками других старообрядческих
согласий. Он заложил этим серьезную основу общему объединению беспоповского
Старообрядчества под главенством Поморского согласия и развитию соборного
начала, а также упорядочению церковного богослужения. Почти ни один Собор
старообрядцев-поморцев не обходился без его участия. В 1909 году под его
председательством происходили в Москве (с 25 по 26 февраля) Предсоборные
совещания, а затем и I Всероссийский Собор старообрядцев-поморцев (1-10
мая 1909 г.) В звании председателя Собора Лев Феоктистович Пичугин блестяще
провел его заседания, несмотря на разнообразие взглядов, сумел объединить
всех представителей Собора в одну дружную Христианскую семью. В конце
Соборных заседаний он провел четыре публичных собеседования с известными
белокриницкими начетчиками Ф. Е. Мельниковым и Д. С. Варакиным. На этих
собеседованиях, происходивших в Москве при огромном стечении публики,
в большинстве - интеллигентов, проявились удивительное красноречие и необыкновенные
ораторские способности Льва Феоктистовича. Он хорошо понимал необходимость
примирения с Поморским согласием иных беспоповских согласий, по его инициативе
на Соборе 1909 года был учрежден в Москве Всероссийский Cтарообрядческий
Совет Соборов. Лев Феоктистович является также автором литературных произведений
в защиту веры. Из его больших трудов особенно ценны "Старая вера"
и "О единоверии". Умер Лев Феоктистович Пичугин 9 октября 1912
года, оплакиваемый всем Старообрядчеством.
23 ноября 1908 года общее собрание старообрядцев
Преображенского кладбища в Москве избрало первым почетным членом общины
Григория Климентьевича Горбунова. Родился он 10 января 1836 года в семье
крепостного в д. Широкове Костромской губернии (ныне Ивановская обл.).
В 1859 году полный энергии Г. К. Горбунов руководит хлопчатобумажным предприятием
в Нерехтском уезде, а в 1882 году возглавляет паевое товарищество с капиталом
в два миллиона рублей. Машины и станки для хлопчатобумажных фабрик выписываются
из заграницы. Паровые машины заменяются электрическими. Вводится обязательное
страхование рабочих за счет фабрики. Строятся больницы, школы и ясли.
Светлую память о себе оставил Григорий Климентьевич Горбунов своей неутомимой
деятельностью в Преображенской общине. "Как Илья Алексеевич (Ковылин),
ты был защитником и объединителем братии Христианской,- говорилось в адресе,
поднесенном Г. К. Горбунову 23 ноября 1908 года,- приняв руководительство
Христианским обществом в трудные времена, ты явился великим продолжателем
дела Ковылина".
Г. К. Горбунов не только оказывал материальную поддержку старообрядцам
Москвы, Петербурга, Серпухова и др. городов. В 1910 году им был построен
на Преображенском кладбище дом для призреваемых и учреждена типография,
которая за 8 лет своего существования выпустила тысячи книг церковнославянской
печати. Свыше 80 названий книг было выпущено "Горбуновской типографией"
(журн. "Щит веры" за 1912 год, № 3. Стр. 280). Здесь печатались
богослужебные книги: "Евангелие", "Апостол", "Минеи",
"Триоды" и др. Печата-лись певчие крюковые книги: "Ирмосы",
"Обиход", "Октай". С миниатюрами в красках были изданы
"Апокалипсис трехтолковый" и различные лицевые книги. С подлинного
оригинала 1723 года были выпущены "Поморские ответы" с автографами
Даниила Викулина и других выгорецких пустынножителей. Умер Г. К. Горбунов
18 октября 1920 г. в г. Середа (Подмосковье).
гор
Егорович Егоров родился в 1863 году в Москве в старообрядческой семье.
С юных лет он увлекался собиранием старинных книг и рукописей. После смерти
своего отца, Егора Константиновича Егорова, он превратил полученный по
наследству дом (на Салтыковом пер. № 8, ныне - Дмитровский) в своего рода
музей памятников церковной старины.
Кроме домашней молельни с иконами XV-XVI вв., в доме имелось богатое книгохранилище.
Свыше 2000 древних рукописей и более 800 старопечатных книг хранилось
в этой библиотеке, не считая огромного количества книг и журналов гражданской
печати. В собрании рукописей особенно ценными были многочисленные "лицевые"
рукописи, украшенные миниатюрами. Миниатюры из "Егоровских апокалипсисов"
и "Егоровских сборников" частично были опубликованы А. И. Свириным
("Древнерусская миниатюра".- М., 1950 г.- Стр. 104, 105, 106
и 108).
Ценное собрание икон и рукописей Е. Е. Егорова хранится в Госуд. б-ке
им. В. И. Ленина, Историческом музее и Третьяковской галерее в Москве.
реди
видных учителей Старообрядческой Церкви (беспоповцев) в конце XIX и в
начале XX в. почетное место занимает Терентий Акимович Худошин. В широких
кругах Старообрядчества его называли "Поморским златоустом".
Терентий Акимович посещал многие старообрядческие общества (Москва, Тула,
города центральной России, Вильнюс, Поволжье, Урал, Кубань, Сибирь) и
всюду пользовался неизменной любовью и большим авторитетом. В 1906 году
Т. А. Худошин вместе с Д. В. Батовым участвовали в Соборе в г. Вильнюсе.
Он был одним из активных участников по подготовке материалов к I Всероссийскому
Собору. На нем в 1909 году он выступил с докладами по вопросам: о настоятелях
и наставниках и о существе брака. Эти доклады были заслушаны Собором и
напе-чатаны в "Деяниях Собора". На Соборе он был избран товарищем
председателя, а затем членом Совета Соборов.
В 1911 году Т. А. Худошин вместе с В. 3. Яксановым активно участвовал
в работе Всероссийского Съезда старообрядцев по народному образованию
в г. Двинске. На II Всероссийском Соборе в 1912 году, состоявшемся после
кончины Л. Ф. Пичугина, Терентий Акимович был единогласно избран председателем
Собора. Старообрядческий поморский журнал "Щит веры", издававшийся
в течение ряда лет в Саратове, выходил при его постоянном деятельном участии.
В 1923 году по инициативе Т. А. Худошина в Москве были созваны члены Совета
Соборов и Духовного Суда и был организован Высший Духовный Совет Старообрядческой
Поморской Церкви. В 1924 году он участвовал в работе Съезда старообрядцев-поморцев
в г. Кургане.
Т. А. Худошин жил со своей семьей в селе Ахмат (район Саратова).
Скончался он в возрасте 69 лет в г. Саратове.