Московская старообрядческая община
Старообрядческая община при Старообрядче-ском Кафедральном
соборе во имя Покрова Пре-святыя Богородицы, что на Рогожском кладби-ще
в Москве, относит начало своего существо-вания к концу 18 в., т. е. времени
основания ста-рообрядческого Покровского храма.
Много жестоких гонений и горя пришлось пе-ренести старообрядцам - верным
хранителям своей истинной древнеправославной Христовой
веры - от царского правительства. Взять хотя бы тот факт, что по приказу
царя Николая 1 святые алтари Старообрядческого Кафедрального собора в
Москве - одного из крупнейших и красивейших храмов в древней столице были
запечатаны, и почти 50 лет старообрядцы были принудительно лишены возможности
совершать богослужение (божественную литургию) в св. алтарях.
Только после революции 1905 года, после взрыва волны народного гнева против
царского режима, царское правительство было вынуждено признать старообрядчество
и распечатать алта-ри как в Москве, так и в провинции. С тех пор по настоящее
время беспрерывно в Старообрядческом Кафедральном соборе ежедневно совер-шаются
богослужения утром и вечером. Рогож-ское кладбище и его Покровский храм
уже давно считаются центром, корнем старообрядчества, и здесь прихожанам
храма были собраны крупнейшие ценности мирового значения: древнейшие уникальные
иконы 14-18 вв., библиотека редчайших книг, из которых многие рукописные
и относятся к дониконовским временам, целый ряд облачений для духовенства
из ценной золотой и серебряной парчи ручной работы и т. д. Несмотря на
трудные времена гражданской войны, варварских воздушных налетов фашистов
в 1941 и начале 1942 г. и эвакуации, Московская Старообрядческая община
Рогожского кладбища сохранила в полной сохранности и неприкосновенности
эти ценности, твердо помня, что все это представляет собой родное и дорогое
для всего старообрядчества.
После революции 1905 года и по настоящее время виднейшие старообрядческие
священники служили при храме Рогожского кладбища, тут же помещалась и
Старообрядческая Архиепископия Московская и всея Руси. Высокопреосвященнейшие
владыки Иоанн и Мелетий, затем временно Викентий и, наконец, с 1941 г.
Ири-нарх, управляя Московской Старообрядческой Архиепископией, часто служили
в Кафедральном старообрядческом Покровском соборе при Московской старообряческой
общине Рогожского кладбища.
В большие праздники и в дни архиерейских служений число молящихся старообрядцев
- членов Московской общины - бывает так вели-ко, что обширный старообрядческий
Покров-ский Собор, вмещающий до 10000 человек, бывает полностью наполнен.
И это несмотря на отдаленное расположение от центра Москвы. Всего Московская
старообрядческая община с ближай-шими окрестностями насчитывает больше
50 тысяч человек.
В 1946 г. в неделю св. жен-мироносиц 22 ап-реля ст. ст. (5 мая и., ст.)
из Кафедрального старообрядческого Покровского собора был совершен крестный
ход с пением пасхального канона к архиерейским могилам на Рогожском кладбище,
где состоялась заупокойная лития по захороненным там святителям старообрядчества
и всех христианах. В, крестном ходе принимали участие: высокопреосвященнейший
Иринарх, Ар-хиепископ Московский и всея Руси, преосвященнейший епископ
Геронтий, около 12 человек ду-ховенства с настоятелем Кафедрального Покровского
храма протоиереем о. Василием Королевым, любительский хор Покровского
собора, количеством около 100 человек и свыше 3500 старообрядцев - прихожан
Московской общины.
В текущем 1947 году 17/30 июля исполняется 25 лет пребывания в священном
сане протоие-рея о. Василия Филипповича Королева. Происходя из крестьянской
семьи, Королев В. Ф. родился в 1892 г. в г. Петербурге (Ленинград) и,
но окончании сельской школы, ушел вместе с от-цом в старообрядческий монастырь
в Черемшань Саратовской губ. Там молодой Василий Филиппович прожил 8 лет
и научился церковно-му уставу, славянскому чтению и пению. С 1915 по 1918
г. Василий Филиппович беспрерывно на-ходился на фронте в рядах русской
армии. В 1922 г. по просьбе прихожан - старообрядцев подмосковных деревень:
Батюнино, Курьяново, Перервы и др. по совету и с благословения ста-рообрядческого
московского епископа Александ-ра, а также епископа Геронтия, Василий Филип-пович
принял в 1922 г. 12 июля ст. ст. сан диа-кона, а 17 июля сан священника.
Рукоположе-ние совершал управлявший в то время москов-ской епархией епископ
Александр (Богатенкон). С 1925 г. о. Василий Королев бессменный уча-стник
всех старообрядческих освященных соборов, куда он избирался сначала от
московской епархии, а потом от города Москвы. С 1927 г. по распоряжению
Архиепископа Мелетия о. Ва-силий Королев назначен настоятелем московско-го
Покровского храма Рогожского кладбища. В 1937 году епископом Викентием
он возведен в сан протоиерея, а с 1941 г. протоиерей о. Ва-силий Королев
является членом Совета Архиепископии Старообрядческой Московской и всея
Руси.
Протоиерей о. Василий Филиппович Королев пользуется большой известностью
и любовью прихожан Московской общины. И эта любовь им вполне заслужена.
Всегда чуткий и внима-тельный к духовным нуждам своих прихожан, о. Василий
Королев никого не оставляет без своего участия. Будучи почти 20 лет беспрерыв-но
настоятелем старообрядческого собора в Мо-скве, протоиерей о. Василий
Королев держит все обширное хозяйство храма в образцовом по-рядке, и ему,
главным образом, и обязано старообрядчество сохранением в полной целости
всех вышеуказанных ценностей старообрядческого Кафедрального собора. Большой
любитель книг и обладатель личной прекрасной библиотеки ред-ких книг духовного
содержания, протоиерей В. Ф. Королев с особенным вниманием и лю-бовью
бережет и собирает библиотеку старооб-рядческого Кафедрального собора
Рогожского кладбища. За последний год он сделал для библиотеки общины
много новых ценных приобретений.
Отличный хозяйственник протоиерей о. Васи-лий много лет ведет все хозяйственные
дела: храма, и под его непосредственным руководством в 1946 г. был начат
капитальный ремонт нашего обширного собора. К 1947 году была окончена
1-я очередь этих работ. Об объеме работ можно судить по тому, что, например,
крыша Кафедрального собора, которая была большей частью, перекрыта новым
железом, имеет площадь в 3600 кв. метров, а работа по перекрытию и окра-ске
купола велась на высоте примерно 10 этажа.
При кафедральном соборе уже много лет су-ществует любительский хор в количестве
около 100 человек. Долгое время бессменным руководителем этого хора был
всеми известный и любимый, знаменитый знаток старообрядческого пения Василий
Павлович Марков, к глубокому сожалению, преждевременно скончавшийся в
1946 г. Но и после его смерти наш хор продолжает свою деятельность под
руководством Василия Ферапонтовича Лазарева и Ивана Кузьмина Дроздова.
К. А. АБРИКОСОВ
СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА гор. POCTOВА-Н А-ДОНУ
Ростовская н/Дону община старообрядцев, приемлющих священство
Белокриницкой иерар-хии, существующая свыше ста лет, имела свой древний
храм. Во время немецкой оккупации Ростова храм был разрушен, и по освобождении
Ростова среди местных старообрядцев возникло горячее желание снова открыть
храм и органи-зовать общину. В конце 1943 г. создалась груп-па, которая
приняла на себя обязанность претво-рить в жизнь желание верующих старообрядцев.
С разрешения местной власти было проведено организационное собрание старообрядцев,
на котором было решено просить разрешение на учреждение общины и открытие
храма.
В феврале 1944 г. от Высокопреосвященнейшего архиепископа Иринарха Московского
было получено благословение на открытие храма и организацию общины, но
отсутствие инструкций, неопытность руководящей группы, трудность установления
тесной связи с высшей старообрядческой духовной властью, а также отсутствие
помещения для храма, значительно тормозили ра-боту.
Только в начале 1945 г., благодаря учреждению в Ростове должности уполномоченного
совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР и получению
от него полной инструкции, дело быстрыми шагами подвигалось вперед. Было
исходатайствовано разрешение на занятие церковного помещения бывшего второго
старообрядческого храма.
29 июля 1945 г. в полученном церковном помещении было проведено первое
собрание общины, на котором решено было приступить к сбору добровольных
пожертвований на ремонт и оборудование храма, а временно начать богослужение
на хорах.
Через несколько дней священником о. Иоанном Силкиным было освящено помещение
на хорах, и община приступила к нормальному отправлению богослужений.
До прибытия постоянного настоятеля храм посещали священники; о. И. Силкин,
о. Ф. Слесарев, о. А. Скочедуб, которые совершали богослужения и другие
религиозные требы. Одно-временно было приступлено к ремонту главного помещения,
но к зиме не успели отремонтиро-вать, а поэтому зимой решено было молиться
в подвальном помещении.
В ноябре 1945 г. прибыл назначенный архиепископом Иринархом настоятель
храма о. Иоанн Захаров и, благодаря его заботам о храме, а так-же усердной
помощи членов общины, жертвой деньгами и материалами, община начала ремонт
и оборудование храма,
По ходатайству общины в январе 1946 г. настоятель храма о. И. Захаров
определением архиепископа Иринарха назначен благочинным Ростовской области.
Упорным и тяжелым трудом членов общины ускорено было открытие храма, и
в Лазареву субботу благочинным о. Иоанном было совершено освящение главного
помещения. В Страстную и Пасхальную седмицы богослужения совершались при
большом стечении молящихся, слезы радости и душевного удовлетворения ко-торых
говорили об их благодарности Господу Богу об исполнении их желания.
В. настоящее время храм обслуживает старообрядцев ближних и дальних районов,
расположенных вокруг Ростова. Они получают полное удовлетворение своих
духовных запросов.
Поэтому благочиние Ростовской области начало подготовку ходатайства перед
Архиепископом Иринархом о возможности учреждения епископ-ской кафедры
при Ростовском храме. Территориальное расположение Ростовской области,
граничащей с Ворошиловградской и Сталинградской областями и Северным Кавказом,
нуждающимися в местном духовном архипастырском руковод-стве, дает основание
надеяться, что Ростовский храм в недалеком будущем станет кафедраль-ным.
Отсюда и должно исходить руководство ду-ховной жизнью старообрядцев вышеуказанных
областей на благо истинной древлеправославиой Церкви Христовой,
РОСТОВСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА
СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА гор. ГОРЬКОГО
Город Горький (бывш. Нижний-Новгород) исстари был местом скопления большого
количества христиан-старообрядцев, хранителей древлеправославного благочестия.
После раскола русской церкви, происшедшего в 1666 - 1667 гг., особенно
сильно свирепствовало гонение на старообрядцев как в самом городе Горьком,
так и в его окрестностях.
Однако старообрядчество, претерпевая всяко-го рода гонения и нападки,
осталось непреклон-ным в своей преданности верованиям и учению истинной
древлеправославной Церкви.
Таким оно осталось и до настоящего времени.
Получив свободу вероисповедания при совет-ском правительстве, старообрядчество
продол-жает свято блюсти древнее учение святых отцов Церкви, строго придерживаясь
правил, обрядов и традиций, которые были приняты Церковью до нововведений
бывшего патриарха Никона.
До 1915 года старообрядцы города ГОРЬКОГО общественного храма не имели.
Они пользовались молельнями, которые были при некоторых частных домах,
принадлежавших тогда нижего-родскому купечеству.
Только в 1912 году старообрядцы г. Горького приступили к постройке общественного
храма на средства, собранные путем добровольных пожертвований. В 1915
г. храм был достроен и в том же году освящен во имя Успения Пресвятыя
Богородицы.
Первым настоятелем храма был протоиерей Иоанн Моржаков, ныне здравствующий
епископ Иосиф Кишиневский, Одесский и Черновицкий.
Вторым настоятелем храма был священник о. Григорий Спирин, впоследствии
епископ Гурий, Нижегородский и Костромской, который в течение 50-ти лет
пребывал в сане священнослу-жителя. Он до самой смерти служил при горьковском
храме.
По благословению Архиепископа Иринарха Московского и всея Руси в 1945
году настоятелем храма и духовным отцом горьковских христиан-старообрядцев
был определен протоиерей о. Петр Селин.
В том же году храм был с особым усердием и старанием отремонтирован и
оборудован на средства, собранные путей добровольных пожертвований самих
христиан-старообрядцев.
Вся эта работа выполнена была под руководством протоиерея о. Петра Селина
при участии всего церковного совета и всех верующих.
Особое старание и труды к этому были при-ложены старообрядцами Гужовым
М. В., Лебе-девым Ф. Д., Михайловой Е. И., Кутузовой А. Н. и многими другими.
С великой радостью всеми старообрядцами гор. Горького было встречено открытие
отремонтированного храма. С большим торжеством при огромном стечении молящихся
в воскресение 21 октября 1945 года было совершено освящение храма во имя
Успения Пресвятыя Богородицы.
13 и 14 октября 1946 года Горьковскую старо-обрядческую общину посетил
Высокопреосвя-щенный Иринарх, Архиепископ Московский и всея Руси. Им было
совершено торжественное богослужение при участии духовенства протоие-рея
о. Петра Селина, протодиакона Федора Кон-дратьева, диакона Михаила Голубева.
Памятным будет этот радостный день для всех христиан-старообрядцев гор.
Горького.
ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР СЕЛИН
КИШИНЁВСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ПОКРОВСКАЯ ОБЩИНА
Старообрядческое население в г. Кишиневе, как и во всей Бессарабии, по
своему составу самое разнообразное. Основная причина переселения русских
старообрядцев из России в Бессарабию в конце 17 и нач. 18 вв. были царские
гонения на старообрядцев.
Бессарабия в то время находилась под управлением турецкого паши, но она
принимала к себе всех скорбящих и гонимых за правду, в том числе и русских
старообрядцев, которых и на-звали здесь именем "липованы".
Одни бежали сюда от преследования за старую веру, другие - от солдатчины
Николая пер-вого, третьи - спасались от крепостного права, четвертые -
были просто жизненные неудачни-ки. Bce они искали счастья в Бессарабии,
зани-маясь торговлей или сельским хозяйством.
Таким образом, вместе с другими народностями в Кишиневе появились и русские
старообрядцы.
До 1850 г. неизвестно кем был построен в Кишиневе маленький молитвенный
дом без ал-таря.
В 1850 г., благодаря заботам и стараниям цер-ковного старосты Ширяева
Г. 3. и священника Ерофея Макарова, временно наезжавшего из с. Куничи,
была построена большая церковь, которую освятили во имя Покрова Пресвятыя
Богородицы. Позже, в 1881 г., были пристроены алтарь и колокольня. С этого
времени в Кишиневе стал находиться постоянный священник о. Лукиан Житилов,
из г. Бендеры, рукополо-женный в 1875 г.
Количество старообрядцев в г. Кишиневе постепенно возрастало. В 1922 г.,
когда существовала официально Кишиневская старообрядческая община, председателем
общины был П. В. Боча-ров, церковным старостою В. Г. Руденко. При их участии
был произведен капитальный ремонт. Второй капитальный ремонт был произведен
в 1942 г. при церковном старосте Степанове Н. С. Все было отремонтировано,
окрашено и внутри сделана стенная живопись.
Старообрядческая церковная община во все время своего существования сохраняла
внутреннее единство, верность древлеправославной христианской Церкви,
всегда стремилась к объединению всех разновидностей старообрядческого
вероисповедания: беглопоповцев, беспоповцев, которых в Кишиневе насчитывалось
сотнями семейств. Беглопоповцы назывались здесь "лужковцами",
беспоповцы - "красовцами", по фамилии их руководителя Красовского.
В 1925 г. на благо Церкви Христовой все ука-занные течения объединились
воедино, хотя дух беспоповства и в настоящее время живет у некоторых из
них,
За 70 лет, с 1875 по 1944 г. при Покровской общине прослужило три священника:
сначала о. Лукиан Житилов, затем с1893 г. о. Григорий Шокин и третий -
о. Харитон Кирченков, прослуживший до 1944 г.
В декабре месяце 1944 г. по благословению старообрядческого Архиепископа
Иринарха Московского и всея Руси на правах временного заместителя епископа
Кишиневской епархии приехал в Кишинев протоиерей Пагкратий Дементьев,
а 30 ноября 1945 г; прибыл епископ Иосиф, в мире Иван Михайлович Моржаков,
который и доныне здравствует и успешно управляет епархиями: Кишиневской,
Одесской и Черновицкой.
С 1918 .г. по 1944 г. наши русские, братья - старообрядцы в Бессарабии
помимо их воли и желания были оторваны от родной России. Румыны всеми
способами под указку Ватикана старались переделать их на румынский лад,
но все их усилия остались напрасными. Русский человек, да еще со старыми
религиозными обрядами и древнерусским жизненным укладом, на всяком месте
всегда останется русским, что подтвердили старообрядцы в Бессарабии. Они,
находясь 20 лет под владычеством румынский бояр, молились усердно Богу,
чтобы Он не попустил явно надругаться над их религиозной совестью, дабы
не превратиться из древлеправославных христиан-старообрядцев в католиков.
И Бог услышал их молитву. Этого не случилось.
В настоящее время мы, старообрядцы г. Кишинева и всей Бессарабии, благодаря
доблестной Красной Армии и заботам нашего Советского правительства о нас,
имеем полную возможность близкого единения, духовного и телесного, с нашими
русскими братьями о Христе, что для всех нас особо важно и радостно, -
"Едиными устами и единым сердцем славить Бога Господа нашего Исуса
Христа".
ПРОТОИЕРЕЙ П. ДЕМЕНТЬЕВ
СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА в г. КИЕВЕ
Киев является колыбелью Земли Русской. Из Киева при Владимире святом
христианская вера распространилась по всей Руси. Киев являлся центром
старообрядчества на Украине. Здесь со-хранились и проживали сотни семейств
старооб-рядцев.
Старообрядческий храм во имя Вознесения Господня был основан в Киеве в
1875 г. священником о. Кириллом Куликовым в собственном доме по Почаевской
улице, № 26. В то время в связи с притеснениями со стороны царского пра-вительства
храм считался как молитвенный дом. В 1895 году общество верующих во главе
с Истоминым, Кушниревым, Бобковым и другими приобрели этот храм у отца
Кирилла Куликова. В дальнейшем храм был расширен, капитально отремонтирован,
и в 1906 г. была основана общи-на храма Вознесения Господня. Так благолепие
храма сохранялось до предвоенных дней.
Когда в нашу советскую страну вторглись полчища иноземцев, Киев с первых
же дней подвергся нападению врага с воздуха. Многие из наших киевлян ушли
в Красную Армию защи-щать Родину.
По Промыслу Божию наши армии оставили Украину и древний русский город
Киев. Осиротела земля. Наш храм лишился священника. Оставшиеся христиане
собирались в храме, воз-носили молитвы об избавлении от иноплеменных и
о даровании победы христолюбивому воинству. Храм наш подвергся ограблению:
фашисты за-брали все металлические предметы и утварь, как-то: подсвечники,
паникадила, разные укра-шения на иконах и т. п. Был похищен антиминс с
престола, который освящен был во имя Вознесения Господня.
Вскоре враг был изгнан. Наш народ возвратился в лоно своей Родины.
Как только восстановилась связь с Москвой, наша община подняла вопрос
о приглашении священника. Весной 1944 года проездом через Киев посетил
нашу общину настоятель храма Рогожского кладбища протоиерей о. Василий
Королев, через которого прихожане передали просьбу Архиепископу Иринарху
о присылке свя-щенника.
Наконец осенью 1944 г. Архиепископ Иринарх прислал нашей общине пастыря
протоиерея о. Евграфа Ивановича Карпова.
С приездом отца Евграфа восстановилось бла-голепие нашего храма. Отец
Евграф активно взялся за благоустройство храма. На престол были возложены
антиминсы с другого храма во имя Успения Пресвятой Богородицы и Сретения
Господня. Таким образом наш храм стал именоваться Успенским и Сретенским.
В общественном отношении - в руководстве общины - были произведены изменения:
переизбран совет общины, избран новый церковный староста.
Внутренняя часть храма требовала значительного ремонта. Потолок и стены
дали трещины, во многих местах отстала и обвалилась штукатурка, храм был
загроможден различной утварью, перенесенной из другого храма.
О. Евграф обратился к прихожанам за помощью и лично посетил многих из
них. Обращение к прихожанам принесло свои плоды. Были собраны средства,
на которые летом 1946 г. был произведен полный внутренний ремонт хра-ма:
произведена заделка трещин, штукатурки потолка и стен с покрытием масляными
красками, покраска полов, полная отделка притвора, оконных и дверных проемов
и т. п. Церковная утварь была соответственно размещена. Храм принял надлежащий
вид,
В храме не было уставщика. Были только любители, приходившие в праздники.
Служили и пели только на одном клиросе. Не было с кем выполнять требы.
Отец Евграф пригласил уставщика, и теперь пение в храме восстановлено
на обоих клиросах.
Киевские старообрядцы имеют в настоящее время достойночтимого пастыря,
торжественно совершающего богослужения и прекрасный храм для молитвы.
КИЕВСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА