Древлеправославная Поморская Церковь

 

ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЫСШЕГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СОВЕТА В ЛИТВЕ ИВАНА ИСАЕВИЧА ЕГОРОВА "В ПАМЯТЬ ЮБИЛЕЯ 1000-ЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ" 

 

орогие духовные наставники, председатели старообрядческих общин, братие и сестры о Христе!

егодня наша Святая древлеправославная Старообрядческая Церковь Христова торжественно празднует величайшее событие - 1000-летие крещения Руси.

рошло 1000 лет с того времени, когда в Киеве при князе Владимире совершилось это величайшее событие в истории русского народа, определившее дальнейшую его судьбу, историю его культуры и государственности.

ожиим промыслом земля русская была призвана к свету Спасительной Благодати Божией, и на Руси в 988 году родилась древлеправославная Церковь Христова, проповеданная Апостолами по всей земли, после Воскресения Христова.

"овесть временных лет" (XII век) так описывает событие: "По крещении своем в Корсуне (Византия) князь Владимир вернулся в Киев с Митрополитом Михаилом и попами, крестил своих сыновей, многих бояр и повелел "опрокинуть идолы, одни изрубить, другие сжечь".

атем повелел, чтобы весь народ в Киеве явился к реке. "А если не придет кто завтра на реку,- возвестил князь,- будь то богатый или бедный, или нищий или раб - да будет мне враг".

"1 августа 988 года вышел Владимир с попами на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, трижды погружаясь в воду. Попы же совершали молитвы"!

становление Христианства на Руси указало далеким предкам нашим новый путь жизни.

"режде нам бывшим, яко зверем и скотом земленым, прилежа-щим, и ни мало о небесном прилежащем,- пишет Митрополит Илларион (1049 г.), знаменитый проповедник веры Христовой,- посла нам Господь заповеди, ведущия в жизнь вечную". Новозаветные заповеди были написаны в сердцах человеческих, а не на каменных скрижалях, как в Ветхом Завете (Иеремии. 31, 33).

жизнь для христианина - это переход от временной жизни к вечной, от плотской - к духовной.

сновная заповедь Христианского закона жизни - это слова Хрис-товы: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих Вы" (Иоанн. 13, 14).

рещение Руси в Киеве совершилось в 988 году, но предания древлеправославной Церкви гласят, что основание к сему положил Святой Апостол Андрей Первозванный (умер в 62 году по Рождестве Христове).

книге "Повесть временных лет" летописец Нестор пишет: "Проходя с проповедью веры Христовой Фракию, Скифию и Сарматтию, Апостол Андрей основал храм в г. Херсонесе (Крым). Поднимаясь по Днепру вместе с учениками до Киевских гор, предрек: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия. Будет великий град, и воздвигнет Бог много церквей и взошел на горы эти, благословил их, поставил крест и помолился Богу, сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх и пришел к славянам, где ныне стоит Новгород".

лавяне и варяго-руссы, находившиеся в постоянных сношениях с Греческой империей или посредством торговли, или в результате воинских набегов, знакомились с христианами, и некоторые принимали веру Христову.

нягиня Ольга, жена киевского князя Игоря, в 955 году отправилась в Царьград, в Грецию, приняла святое крещение и, возвратившись, стала насаждать на Руси духовное просвещение.

ристианская деятельность княгини Ольги и явилась той основой, опираясь на которую князь Владимир построил свое великое дело крещения Руси.

осле крещения Руси в Киеве Христианство стало распространяться по всей Руси. Окрестив народ по городам и селам около Киева, Митрополит Михаил с епископами отправились в Новгород, где совершили крещение, затем двинулись на восток по Волге и крестили во многих народах.

ак распространилось Христианство в Муроме, Пскове, Полоцке, Смоленске и других городах и селах.

рещение Руси послужило тому, что русский народ стал сознавать себя единым как в вере Христовой, так и в этнической принадлежности. Древлеправославная Церковь сыграла решающую роль в прекращении междуусобия между князьями и объединении княжеств в единое Русское государство.

введением Христианства на Руси искоренились языческие обычаи: многоженство, похищение девиц для брака, кровная месть и другие. Древлеправославная Церковь стала религиозно-нравственной силой и оказала огромное влияние на все стороны духовной жизни и государственности.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

евность русских людей к новопринятой Христианской вере выражалась в глубоком почитании веры, обычаев и обрядов церковных, а в наиболее религиозных людях - в стремлении полностью посвятить жизнь свою служению Богу в монашестве.

ак в 1051 г. был основан Святым Антонием знаменитый в истории Киево-Печерский монастырь. В летописи Ростовской XII века епископ Симон отмечает 30 имен Святых русских иерархов, вышед-ших из Киево-Печерской Лавры (Памятники архитектуры древней Руси XII века.- М „ 1980 г.- Стр. 10-11).

Летописец сообщает, что преподобный Антоний, основав монастырь, благословил игуменом Варлаама, сам удалился, выкопал пещеру и, затворившись в ней, пробыл там до смерти. Эта пещера была началом новых пещер в Киеве. Лаврские пещеры в Киеве являются древнейшими святынями древлеправославия.

пещерах этих, называемых в настоящее время "ближними и дальними пещерами", в Киеве уже сотни лет покоятся в гробах 50 Святых подвижников веры Христовой, которые являются нетленными и в настоящее время. Этим нетлением Бог прославил их, показав всему миру святость и истину древлеправославной веры Христовой.

аспространению Христианства на Руси во многом способствовали труды Святых Кирилла (869 г.) и Мефодия (855 г.), создавших церковно-славянские азбуки и переводивших богослужебные книги с греческого языка на церковно-славянский язык.

нязь Ярослав Владимирович (Мудрый), сын князя Владимира, особое внимание уделял развитию грамотности и духовного просве-щения. Были открыты первые школы (1019-1054 гг.).

Ярослав "собра писци многи,- читаем в Лаврентьевской лето-писи под 1037 годом,- и прокладаше от грек на славянское письмо и списаша книги мнози, имиже поучающеся вернии людие, наслаж-даются ученья Божественного".

ачалось стремительное развитие просвещения на Руси. Расцвело русское храмовое зодчество: и в наше время храмы поражают людей своей прекрасной архитектурой.

1051 г. Русская Православная Церковь вошла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Собором русских иерархов был избран Митрополитом Киевским Илларион, замечательный богослов и писатель Киевской Руси.

о когда Патриарх Константинопольский на Флорентийском Соборе признал над собою власть Римского Престола, Русская Православная Церковь не признала сего. И Собор русских иерархов избрал Святителя Иону, архиепископа Рязанского, первым Митрополитом Московским уже без утверждения Константинопольского Патриархата и стал независимым от Константинополя.

ак ко времени разделения Русской Митрополии Москва стано-вится столицей Руси и по благословению Святого Митрополита Петра (1326 г.) - духовным центром Русской древлеправославной Церкви. По его благословению построен замечательный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле, где покоятся нетлен-ные мощи Святого Петра и в настоящее время.

осле его смерти был посвящен в Митрополиты Святой Алексей, который во время татарского ига исцелил от слепоты ханшу Тайдулу, отчего усилилось его влияние в Орде и возросло значение Русской Церкви.

итрополит Алексей сыграл выдающуюся роль в становлении Московского государства. Он духовно подготовил освобождение Русской земли от владычества татарской Золотой Орды.

ажнейшее духовное значение в то же время имела основанная преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева Лавра. В повести о Куликовой битве читаем: "Святой Сергий окропил князя Дмитрия и все воинство священною водою и дал князю Дмитрию знамение - Крест Христов на челе и рече ему: "Господь Бог да будет ти помощник и заступник, имаши погубити супостаты своя и рече ко инокам Пересвету и Ослабю: Мир Вам, братия моя, послужить яко добрии воины Христовы".

ак свидетельствует история, в ночь на 8 сентября 1380 года русское войско, в котором было около 150 тысяч человек, сразилось с врагами. Со словами "С нами Бог!" оно одержало полную победу. Хан Мамай с позором бежал. Убитых было 300 тысяч воинов. Восемь дней хоронили трупы (Повести. Стр. 195-202).

атаро-монгольское иго, под которым находилось наше Отечество на протяжении почти 250 лет (1237-1480 гг.), не смогло уничтожить церковную традицию, нарушить веру Христову и остановить расцвет христианизации русского народа. Не смогли нарушить древнерусского благочестия притязания Римского Престола и занесенные врагами Церкви Христовой на Русь ереси так называемых "стригольников" и "жидовствующих". Стригольники отрицали духовенство и отвергали святые таинства и постановления Вселенских Соборов, а жидовствующие отвергали догмат о Святой Троице, божественность Iсуса Христа и святые иконы.

вержение татаро-монгольского ига в результате Куликовской битвы вызвало национальное и культурное возрождение Руси, расцвет русской святости и подвижничества, к которым привели русские Святые Петр, Митрополит Алексей и преподобные Антоний, Феодосии и Сергий Радонежский.

Церковная живопись того времени в лице замечательных иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева в своей иконографии отразила и воплотила весь настрой русского духа, создав "Умозрение в красках".
В XVI веке в русской церковной жизни произошло знаменательное событие - царем Иваном Васильевичем Грозным в 1551 г. (23 февраля) был созван Собор под названием Стоглавый (по числу глав постановлений Соборных) для устроения церковных дел и решения церковно-канонических вопросов.

Соборе принимали участие выдающиеся пастыри Церкви. "Той священный Собор,- читаем мы в "Поморских ответах" (1723 г.),- был со игумены и святыми старцы: Св. Филипп Гурий и Варсанофий Казанския" (Соловецкий Патерик. "Поморские ответы".- М., 1911 г.- Ответ 43, л. 164 об.). Председателем Собора был знаменитый в истории древлеправославия Митрополит Макарий, автор "Четии-Миней",- труда, включающего 12 огромных книг церковной энциклопедии.
Собор постановил: "На себя Крестное Знамение возлагати двема персты, якоже предаша Святые отцы возлагали Крестное Знамение" (Кн. "Стоглавый Собор". "Поморские ответы". Ответ 43-й, гл. 31, л. 60 об.). "А детей бо крестили,- говорится в 17-й главе "Стоглава",- по уставу и по преданию Святых Апостол и Св. Отец: не обливати водою, но погружати в три погружения" (Кн. "Стоглав". "Поморские Ответы", гл. 17, л. 47 об.).

обор призвал к строгому соблюдению знаменного пения: "Церковное пение правити почину о всем по преданию Святых Апостол и Св. Отец по Божественному уставу и по священным правилам ничтоже претворяюще" ("Поморские ответы", гл. 6, л. 92 об.).

главе 40-й Собор осудил брадобритие. Глава 43-я посвящена вопросам иконописания. "Писать иконы должно с великим тщанием и знаменовать с добрых образцов, как писал Андрей Рублев, и от своего замышления ничтоже претворяти".

общем, Стоглавый Собор всеми своими постановлениями утверж-дал древлеправославные догматы, обычаи и предания, сохранившие-ся от времен крещения Руси, упрочил мир церковный, содействовал устранению пороков и злоупотреблений в церковных и общественных делах (Проф. А. Дмитриевский. "Богослужение в Русской Церкви").

осле Стоглавого Собора Русская Православная Церковь стала духовно крепнуть, одновременно росла мощь Московского государства. Это послужило основой для установления Патриаршества на Руси, что и произошло 26 января 1589 года. Митрополит Иов был избран первым Московским патриархом. Русская Православная Церковь приобрела идейную законченность.

Церковь достигла подлинного величия, и так продолжалось до царствования Алексея Михайловича (1652-1658) и патриаршества Никона, когда произошел в Русской Церкви великий раскол, разделивший всех русских людей.

ак пишет профессор Каптерев, царь Алексей Михайлович предавался мечтаниям овладеть Грецией и всеми народами православными Востока и сделаться царем Вселенским, самодержцем Христианским. Это входило и в планы патриарха Никона, который имел намерение возвысить Церковь, сделать ее независимой от царской власти, а самому стать самостоятельным главой Церкви - восточным папой. Поэтому явилась необходимость привести русскую церковную обрядность, богословие и богослужебные книги в соответствие с современной обрядовой греческой практикой и новопечатными греческими богослужебными книгами.

патриарх Никон стал вводить в Русскую Церковь новые богослужебные книги, новые обряды. Он повелел креститься тремя перстами, при крещении младенцев ввел обливание, вместо знаменного пения ввел партесное - итальянское пение и другие новшества без утверждения их на Соборе.

овый обряд шел из Греции, где в Православной Церкви с XV века обрядность и богослужебная практика были подвергнуты ряду изменений ввиду того, что Греческая Церковь находилась под владычеством магометан и под влиянием Римско-Католической Церкви и богослужебные книги печатались в Венеции.

ризнать неправильность Старой веры или усомниться в ней значило бы усомниться в святости подвижников веры - Святых отцов Церкви. Более того, за русскими догматами и обычаями стоял авторитет Стоглавого Собора. В защиту веры поднялась волна протеста со стороны замечательных духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов Аввакума, Иоанна Неронова, Даниила Костромского, Логина Муромского и других, а равно и верующих Церкви.
В ответ на это патриарх Никон созвал Собор в 1666 и 1667 гг., который под давлением патриарха Никона и царя Алексея Михайловича принял новшества, а на противников новшеств - старообрядцев наложил клятвы.

орьба сторонников и противников реформ патриарха Никона приняла резкие формы, приобретая не только догматическое, но и социальное значение, тем более, что в то время положение народных масс на Руси было особенно тяжелым. Трудовой народ оскудел и обнищал вконец, так было сказано в челобитной 1648 года. Это послужило причиной народных восстаний против царского самодержавия и крепостнического гнета, принимавших формы кровавой вооруженной борьбы. Против новшеств патриарха Никона было направлено знаменитое восстание Соловецкого монастыря, которое длилось восемь лет (1668-1676) и окончилось взятием монастыря царскими войсками.

атем последовали новые восстания против царизма. Нужно ска-зать, что в этой борьбе старообрядцы принимали активное участие, нередко возглавляя восстания. Московское восстание 1682 года руководилось священником Старой веры Никитой Добрыниным. Астраханское восстание в 1705 году возглавлял купец-старообрядец Яков Носов.

улавинское восстание донских казаков (1707-1708) проходило под предводительством старовера Кондратия Булавина. Тарским бунтом руководил известный наставник поморец Иван Семенов. Пугачевское восстание (1773-1775) велось под руководством старообрядца Емельяна Пугачева. Словом, старообрядцы внесли свой вклад в борьбу против царизма.

осстания против царизма и преследования за Старую веру привели к гибели 300 тысяч мучеников и борцов за права народа.

пасаясь от жестоких репрессий, за рубеж - в Курляндию, Литву, Польшу, Швецию, Германию - бежало более 250 тысяч старообрядцев. В результате теперь фактически повсюду: в Китае, Бразилии, США, Болгарии, Румынии, Турции, Канаде - можно найти старообрядческие общины.

о миллионы русских людей-старообрядцев оставались в своей Отчизне - уходили, спасаясь от расправ, в непроходимые леса, на окраины России и там строили свои скиты, монастыри, создавали об-щины, неизменно сохраняя древлеправославную веру и обряды. В пустынных суровых дебрях севера, на реке Выг (Олонецкий край), в 1695 году была основана Выговская обитель. Нечеловеческими усилиями староверцев были расчищены вековечные леса, выкорчеваны пни, осушены болота. Почву разрыхляли "копорюгами" (мотыгами). Работали все способные к труду. Настоятели и отцы духовные трудились наряду с другими. Выговский край покрылся дорогами, мостами, пашнями. Там, где обитали лишь звери и свирепствовал северный ветер ("морянка"), зазеленели поля, появились тучные пастбища с сотнями голов домашнего скота.

остепенно развился рыбный промысел. Сперва ловили рыбу в ближайших реках и озерах, затем стали ловить на Белом море, на Мурманском берегу. Рыболовные суда староверцев ходили на Новую землю и на далекий Шпицберген. "Хлеб, рыба, обделанный лес, звериные шкуры и живой скот в изобилии доставлялись в Петербург. Уполномоченные выговцев по торговым делам бывали не раз в Швеции, Англии и даже Америке" ("Щит веры" за 1916 г. № 1).

Формирование Старообрядческой Поморской Церкви беспоповцев произошло в начале XVIII века в Выговском монастыре, во главе которого в 1702 г. стал известный в истории Старообрядчества Андрей Дионисьевич Мышецкий, составивший в 1722-1723 гг. так называе-мые "Поморские ответы" старообрядцев-беспоповцев на 106 вопросов иеромонаха Неофита, присланного Синодом Русской Православной Церкви на Выг. В этих "Ответах" содержится полное обоснование отказа принять реформы патриарха Никона. Все старообрядцы-беспоповцы приняли "Поморские ответы" как изложение основ своего вероучения, а "Богослужебный устав" и "Чиноположение Выговского монастыря" - как образец в своей богослужебной и общественной жизни.

казами Петра I в 1705, 1711, 1714 и 1724 гг. староверцам Выговского края была обеспечена свобода веры и богослужения и дарованы различные привилегии за добросовестную работу на Повенецких заводах, имевших военно-государственное значение.

осло население Выгореции. Сюда стремились староверцы со всех концов России. В 1764 году здесь уже жило 2676 человек. Выговское общежительство стало единственным в своем роде центром старооб-рядцев "Поморского согласия". Здесь строились храмы, открывались школы грамоты, где преподавались математика, логика, риторика и высшее богословие. Со всех городов России сюда привозили старинные рукописи, богослужебные книги. В библиотеке общежительства были книги по философии, диалектике, риторике. Сохранились списки книги Раймунда Луллия "поморского письма", помеченной А. Денисовым.

" Выговской пустыни существовала преемственная школа словесных наук. Плоды ее известны по рукописям. Школа эта может внушить особый интерес для изучения, открывая новую страницу в исто-рии литературы" (В. Г. Дружинин. "Словесные науки в Выговской поморской пустыни".- СПБ, 1911.- Стр. 31). Выговская обитель была академией для староверства. Труды братьев Денисовых "Поморские ответы", "Виноград российский"), Ивана Филиппова ("История Выговской пустыни") и Трифона Петрова ("Житие инока Корнилия") известны не только старообрядцам. Проф. Щепкин указывает, что "в XVII веке выработался особый, так называемый поморский стиль орнамента, характерный для старообрядческой письменности русского Севера. Созданный стиль орнамента достиг высокого худо-жественного уровня" (Чаев-Черепнин. "Русская палеография".- Моск-ва, 1947 г.- Стр. 172). В 1820 году на Выге перепиской книг занималось до 200 грамотниц. Выработали свой стиль и поморские иконописцы.

середине XIX века этот культурно-хозяйственный центр Севера был разрушен. "В 1855 году в знаменитом Даниловском (Выговская пустынь) монастыре было сожжено и уничтожено до 50 часовен и молелен. Причинена была непоправимая утрата русскому искусству иконописания. В скитах погибли шедевры новгородского и лучшие образцы "скитского" письма" (Ив. Евдокимов. "Север в истории русского искусства".- Вологда, 1920 г.- Стр. 74).

"ыговское общежительство закончило цикл своей истории. Но не следует забывать о тех, кто в суровой обстановке далекого Севера тяжелым неустанным трудом превращал каменистую пустыню в культурный оазис с высоким для своего времени хозяйством" (Проф. П. Г. Любомиров. "Выговское общежительство".- Москва, 1924 г.- Стр. 125). Так формировалась Старообрядческая Поморская Церковь, которая продолжала испытывать в России притеснения и преследования за веру со стороны царского правительства. В Литве же и Прибалтике в целом до шестидесятых годов XVIII столетия старообрядцы не подвергались преследованию. Это способствовало тому, что около 200 тысяч старообрядцев поселились в Прибалтике: Литве, Латвии, Эстонии и в Польше, где начали строить храмы и открывать общины.

о сведениям из древних книг "Дегуцкой хроники" известно, что первый молитвенный храм (и община) в Литве был основан около 280 лет тому назад, в 1709 году, в деревне Пуща (ныне Аникщяйский район, община действует и в настоящее время), затем создаются: Паезерская - в 1715 г., Миновская - в 1735 г., Сталянишкская-в 1742 г. и многие другие общины.

ак поселились в Литве наши предки, и вот уже почти три века русские старообрядцы живут и трудятся бок о бок с литовцами, храня в своих сердцах благодарность литовскому народу, приютившему их на своей земле, на которой всегда мирно уживались люди разных вероисповеданий.

1728 г. в деревне Гудишкас (ныне Зарасайский район) наставником Евстратием Федосеевичем, отец которого является основателем Федосеевского согласия в России, создается монастырь (обитель). В 1755 г. монастырь был разорен царскими войсками, но в том же году был тайно основан скит в деревне Дегучай (ныне Зарасайский район). В 1825 г. строится храм Вильнюсской общины.

уховное руководство общинами в Литве осуществлялось духовными отцами обителей, проводились Соборы, на которых решались духовные вопросы.

России преследования за веру продолжались. Подобно тому, как был разорен Выговский монастырь, в 1844 году такая же печальная участь постигла и Дегуцкую обитель в Литве.

яжелое положение Старообрядческой Церкви в России изменилось лишь после первой революции 1905 года, когда под влиянием революционных событий был издан царский указ о веротерпимости. В 1905 году в г. Вильно (Вильнюс) созывается съезд представителей Северо-Западного, Привислинского и Прибалтийского краев в России. На нем присутствовали 392 делегата. Съезд положил начало объединению Старообрядчества в Прибалтике.

1909 году в Москве состоялся I Всероссийский Собор старообрядцев-поморцев. Председателем Собора был избран видный деятель Старообрядческой Поморской Церкви Лев Феоктистович Пичугин. Собор решил много важных духовных и организационных вопросов, положив начало объединению всего Поморского Старообрядчества. Были избраны Совет соборов и съездов, а также духовный суд. Совет руководил всей Старообрядческой Поморской Церковью в России.

1912 г. состоялся II Всероссийский Собор старообрядцев-поморцев под председательством известного начетчика Терентия Акимовича Худошина.

еликая Октябрьская социалистическая революция в России сняла со Старообрядческой Церкви тот гнет, под которым она находилась два с половиной столетия. Ленинский декрет о свободе совести, оглашенный Советской властью в 1918 году, обеспечивал всякому рели-гиозному обществу, в том числе и Старообрядческой Церкви, право и возможность жить и вести свои религиозные дела свободно.

первых же дней после Октябрьской революции в России деятели Старообрядческой Церкви Т. А. Худошин, В. 3. Яксанов, Н. П. Онуфриев, В. Н. Хвальковский созвали в Москве Всероссийское совещание старообрядцев-поморцев, на котором было рассмотрено и утверждено "Положение о Церкви православных христиан-поморцев в России". Старообрядческая Поморская Церковь продолжала осуществлять свою деятельность, как и прежде, соборным управлением.

осле Великой Октябрьской революции на территории прибалтийских государств и Польши проживало около 200 тысяч старообрядцев-поморцев. Единая до тех пор Старообрядческая Поморская Церковь в России временно оказалась отделенной от своих единоверцев.

торванные от своей Отчизны, русские старообрядцы естественно почувствовали необходимость объединения. Началось организационное оформление Старообрядческой Поморской Церкви в Литве, Латвии, Эстонии и Польше, где стали создаваться старообрядческие центры: Высший Старообрядческий Совет в Польше в г. Вильнюсе, Центральный Старообрядческий Совет в Литве в г. Каунасе, Центральный Совет по делам старообрядцев в Латвии в г. Двинске (Даугавпилс), Центральный Старообрядческий Совет в Эстонии в г. Таллине.

Старообрядческие центры в Прибалтике и Польше сохраняли свою родную русскую культуру, язык, быт, обычаи, обряды, свою веру. Издавались журналы и богослужебные книги, календари, создавались курсы и семинарии для подготовки наставников и вероучителей, в Рижской общине действовал кружок "Ревнителей старины", председателем которого был Иван Никифорович Заволоко. В Литве открывались кружки старообрядческой молодежи, русские библиотеки. Утверждению в старообрядческой среде русской культуры, языка, национальных традиций и своей древлеправославной Старообрядческой веры послужили старообрядческие центры в Вильнюсе, Каунасе, Таллинне, Даугавпилсе. В начале Великой Отечественной войны они прекратили свою деятельность за исключением Высшего Старообрядческого Совета в Литве, который продолжал и продолжает свою деятельность, оказавшись единственным духовным центром Старообрядческой Поморской Церкви во всем Советском Союзе.

яжелое, страшное время немецкой оккупации пережила и Старообрядческая Церковь в Прибалтике. Многие старообрядцы были гитлеровцами расстреляны или же угнаны в неволю.

разу же после разгрома фашизма Старообрядческую Поморскую Церковь объединил Высший Старообрядческий Совет в Литве, являясь одним соборно избранным в 1944 году старообрядческим Поморским духовным центром, находящимся в городе Вильнюсе. Первым мероприятием Совета был созыв съезда Старообрядческой Поморской Церкви, который и состоялся в Вильнюсе 23 октября 1944 года.

ъезд, в работе которого принимали участие наставники и пред-ставители старообрядческих общин Литвы, Латвии, Эстонии, Бело-руссии, избрал новый состав Высшего Старообрядческого Совета в Литве и духовного суда. Туда вошли известные наставники и деятели старообрядчества Литвы, Латвии, Эстонии, Москвы и Белоруссии. Председателем Высшего Старообрядческого Совета и духовного суда был избран патриотически настроенный наставник Вильнюсской общины Феодор Силович Кузнецов. Съезд рассмотрел и вынес постановления по ряду церковно-богослужебных и церковно-канонических вопросов.
К глубокому сожалению, послевоенный период оказался тяжелым для Старообрядчества Литвы. С большим трудом удалось избежать закрытия храмов, подвергались преследованиям за веру наставники.

ажнейшим событием в истории Старообрядческой Поморской Церкви было празднование юбилея 300-летия Старообрядчества 14 октября 1966 года в г. Вильнюсе, на котором присутствовали представители старообрядческих общин из Сибири, Краснодарского края, Москвы, Ленинграда, Прибалтики, Белоруссии и других республик. Это был по существу Всесоюзный Собор Старообрядческой Поморской Церкви.

о дня последнего Собора, состоявшегося в 1974 году, прошло 14 лет. За это время Высшим Старообрядческим Советом было созвано 6 заседаний членов Высшего Старообрядческого Совета в Литве и Духовной Комиссии Старообрядческой Поморской Церкви, которые состоялись 23 октября 1977 г., 24 июля 1980 г., 31 января 1985 г., 27 июня 1985 г., 14 мая 1987 г. и 31 июля 1988 г.

а заседаниях рассматривались вопросы, касающиеся жизни Старообрядческой Поморской Церкви и деятельности руководства Церкви.

О ЕДИНСТВЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

ак известно всем нам, Старообрядческая Поморская Церковь духовно опекается Высшим Старообрядческим Советом в Литве. ВССовет действует в рамках законодательства настоящего времени, не решая административно-общественных вопросов в общинах, находя-щихся за пределами республики, но в духовных вопросах опекает их. Свыше 200 старообрядческих общин, находящихся за пределами Литвы, добровольно признают ВССовет духовным руководством Церкви и по всем духовным вопросам обращаются в ВССовет и Духовную Комиссию Старообрядческой Церкви. Ежегодно поступает в ВССовет и Духовную Комиссию до 1500 писем с различными вопросами церковно-богослужебного и церковно-канонического содержания и просьбами прислать богослужебные книги, календари, венчики, нательные кресты, поминания, разрешальные молитвы, церковные свечи. ВССовет по мере возможности удовлетворяет их просьбы. Такое общение с ВССоветом длится уже несколько десятков лет. Многие наставники и верующие лично посещают ВССовет и высоко его почитают.

тарообрядческие общины, находящиеся за границей (в Польше - 4 общины, США - 4, Бразилии - 1, Аргентине - 1, Румынии - 2, во Франции - 1 община), также поддерживают связи с ВССоветом, в который обращаются по различным духовным вопросам, с просьбами выслать книги, календари, изданные ВССоветом. Просят они присылать наставников, но желающих ехать на служение нет.

меют духовное общение с ВССоветом и общины других старообрядческих согласий, таких как Филипповское, Федосеевское, Спасовские. Часовенные.

ысший Старообрядческий Совет и Духовная Комиссия никого в Церковь насильно не привлекают и не навязывают учения Старообрядческой Поморской Церкви, но, проповедуя учение Христово, ведут людей как любящих братьев и сестер о Христе, ибо Спаситель Господь Iсус Христос показал всем людям пример. Христос внешней силой никого к себе не влек и пришедших к нему учеников насильно не удерживал ("Творения Св. Иоанна Златоуста". Том Ц, стр. 410-422). Христос привлекал к себе красотою и силой Евангельской правды, а древлеправославная Старообрядческая Церковь Христова Евангельскую правду содержит в себе. Благодатное веяние Христовой любви в наше время служит тому, что между христианами различных стран и религий устанавливаются контакты, происходят встречи, собеседования, обмен посланиями.

аша древлеправославная Старообрядческая Церковь, имеющая и ныне паству, исчисляемую по меньшей мере многими сотнями тысяч верующих, твердо стоит на религиозных позициях наших достопамятных и многострадальных предков, также не чуждается такого общения.

овое изменение во взаимоотношениях между РПЦ и Старообрядческой Церковью произошло после Поместного Собора РПЦ 1971 года, который упразднил "Яко не бывшие" клятвы прежних Соборов РПЦ 1666-1667 гг. на древние церковные обряды и на исполняющих их, подтвердив спасительность древних обрядов.

праведливости ради следует сказать, что старообрядцы этими клятвами не тяготились, но наша Старообрядческая Церковь рассматривает этот шаг РПЦ как проявление справедливости, доброй воли, устраняющее взаимную неприязнь и создающее предпосылки для лучшего взаимопонимания.

тремясь жить в мире со всеми людьми, наша Старообрядческая Церковь поддерживает ныне нормальные взаимоотношения с РПЦ, которые на протяжении последних лет углубляются и расширяются.

олучает дальнейшее развитие сотрудничество нашей Церкви с Отделом Внешних Церковных Сношений и с Издательским Отделом Московского Патриархата по изданию богослужебных книг. Развиваются также наши контакты с Хозяйственным Управлением Московского Патриархата.

олучая от Патриарха Московского и всея Руси Пимена и высоких иерархов РПЦ поздравления с праздниками Рождества Христова, Пасхи Христовой, ВССовет, ведущие Старообрядческие общины Рижская и Московские взаимно обмениваются поздравлениями.

асаясь далее вопроса взаимоотношений с РПЦ, нужно сказать, что Поместный Собор РПЦ, состоявшийся в июне сего года в Троице-Сергиевой Лавре, в своих решениях призвал Старообрядчество к братскому Христианскому отношению. Христианской любви, всепрощению, обратился с просьбой о прощении за все в прошлом причиненное Старообрядчеству зло и призвал к диалогу.

онечно, такое решение является восстановлением исторической справедливости и ответ на сие - дать Собору свое согласие на диалог с Русской Православной Церковью.

ужно сказать, что РПЦ очень торжественно отпраздновала 1000-летие крещения Руси, и среди тысячи приглашенных на торжество гостей были и представители СПЦ от ВССовета, Рижской и Московских общин, разделившие всеобщую радость христиан.

своих взаимоотношениях СПЦ поддерживает добрые Христианские братские отношения со Старообрядческой Митрополией Московской и Старообрядческой Архиепископией в г. Новозыбкове, выражающиеся во взаимных поздравлениях, обменах книгами и календарями, собеседованиях.

ак стало известно, Старообрядческая Митрополия Московская на своем Соборе провела канонизацию причтения протопопа Аввакума к лику Святых. Нас спрашивают верующие, может ли наш Собор канонизировать, то есть причесть кого-либо к лику Святых. Надо сказать, что Старообрядческая Поморская Церковь не имеет иерархии церковной и канонизировать не имеет канонического права.
Нужно отметить также, что в ВССовет поступают письма от верующих о том, что на могиле мученицы за веру Феодосии Морозовой в г. Боровске нет даже креста - памятника и спрашивают, почему духовное руководство нашей Церкви не обсуждает этот вопрос. Действительно, нам следовало бы решить на Соборе вопрос об установлении креста - памятника на могиле мученицы боярыни Морозовой, обратившись с ходатайством к соответствующей инстанции власти.

обрые отношения установились у нас с Римско-Католической Церковью и с ВСЕХБ, Евангелической Лютеранской Церковью, мы отвечаем на праздничные поздравления и миротворческие контакты. Как видно, мы живем в век сближения христиан, и современное Христианство все глубже усваивает ту истину, что отдельные Церкви - это только разные общества в великом сонме людей, верующих во Христа, над которым реет знамя Христианской любви. Пронеслись века - около 2000 лет, но широко раскинуло свои могучие ветви великое древо Церкви Христовой.

осподь наш Iсус Христос невидимо, но ощутимо всем руководит и вдохновляет. Он хранит Церковь Свою "Юже стяжа Своею кровию", и наша Святая древлеправославная Старообрядческая Церковь Христова хранила и всегда будет хранить неизменно Святую веру Христову, древнерусское благочестие в духе истины Евангельской, канонов Церкви и святоотеческих преданий.

бозревая жизнь Старообрядческой Церкви и деятельность ее руководства, можно сказать, что Президиум ВССовета и Духовная Комиссия, сознавая свою священную обязанность, воспитывают верующих Старообрядческой Поморской Церкви в духе Святой веры Христовой, в Христианской любви ко всем людям, призывают верующих глубоко уважать гражданские законы. Каждый год рассылаются в старообрядческие общины Послания Рождественские и Пасхальные, которые могут служить лучшим свидетельством отношения Президиума ВССовета к общинам и верующим, полного Христовой любви. Послания принимаются наставниками и верующими с особенной радостью и благодарностью, о чем свидетельствуют многочисленные письменные ответы, присылаемые в ВССовет.

ного труда прилагает Президиум ВССовета совместно с Духовной Комиссией в деле издательства богослужебных книг. Так, за отчетный период времени ВССоветом были изданы "Старообрядческий церковный служебник", "Потребник малый", "Пасхальная служба", "Чин погребения", "Сборник знаменных песнопений", "Деяния Собора 1974 г.". Эти книги теперь имеются в каждой общине.

ужно сказать, что изданная ВССоветом книга "Сборник знаменных песнопений" тиражом более 1000 экземпляров, распространенная в общинах, послужила изучению причетниками знаменного пения, поскольку в "Сборнике" положена полная азбука знаменного пения, а книга "Малый потребник" послужила внедрению одного порядка в чине крещения, в чине покаяния, в чине бракосочетания и молитвословия в дни государственных праздников.

текущем году издается "Старообрядческий молитвослов", который выйдет из печати в конце сего года.

ледует упомянуть о том, что в ВССовет поступает от наставников и верующих много запросов, почему не издается книга "История Старообрядчества". Нас упрекают справедливо, ибо забыть историю - дела, подвиги, мучения за веру, культуру наших достойных предков, незабвенных защитников Староверия - древнего благочестия, которые крови не пожалели ради своих религиозных убеждений,- невозможно. Полагаю, что Собор не возразит поручить ВССовету решить этот вопрос, тем более, что истории, освещающей жизнь Староверия за период от Октябрьской революции до наших дней, не имеется.

ВССовет уже поступают запросы, будет ли издана книга "Деяния Собора Старообрядческой Поморской Церкви", посвященного юбилею 1000-летия крещения Руси. Будем надеяться, что ходатайство ВССовета перед соответствующими органами власти будет удовлетворено.

"тарообрядческий календарь", издаваемый ежегодно совместно ВССоветом в Литве, Рижской общиной. Московскими общинами (Поморской и Преображенской) и Ленинградской общиной, получил высокую оценку наставников и верующих Старообрядческой Церкви и пользуется очень большим спросом. Однако небольшой тираж календаря (6000 экземпляров) не позволяет удовлетворить многие поступающие от общин заявки на получение этого издания. Поэтому совещание соиздателей "Старообрядческого календаря", состоявшееся 27 апреля сего года в Москве, обратилось в Совет по делам религий с просьбой об увеличении тиража календаря на 3000 экземпляров в связи с юбилеем 1000-летия крещения Руси.

а отчетный период времени ВССовет осуществил 2 издания венчиков, разрешальных молитв и поминаний для нужд Старообрядческой Поморской Церкви.

дин из важных вопросов жизни нашей Церкви - это вопрос о кадрах наставников. К великому сожалению и прискорбию нашему, беспощадная смерть значительно сокращает кадры наших преимущественно престарелых наставников. Согласно поступающих в ВССовет сообщений от общин Старообрядческой Поморской Церкви в Советском Союзе за отчетный период времени умерло 32 наставника, а на их место благословлено только 20 наставников, так что 12 старообрядческих общин уже не имеют наставников. И нам необходимо решить вопрос о подготовке и пополнении кадров наставников.

ткуда нам взять наставников? Могу ответить. Они имеются в общинах. Их нужно выделять из общего состава причетников и верующих. И наставникам надо привлекать в причт грамотных прихожан. Об этом отцы духовные должны помнить. Нам следует подумать о том, как подготавливать кандидатов в наставники. Необходимо избрать комиссию по этому делу.

сему считаю обязательным - воздать должное, выразить благодарность нашим дорогим наставникам, маститым старцам, которые продолжают служение. Они всю свою сознательную жизнь отдают служению Святой Церкви Христовой, трудясь непрестанно в престарелых летах. Неопустительно совершают богослужения в храмах, духовные требы, проповедуя учение Христово и воспитывая верующих в духе веры Христовой и хорошими гражданами нашей Родины.

нашей Церкви имеются также отличные головщики, причетники, председатели и члены правления общин, которые отдают свои силы служению Святой Церкви Христовой, вносят свой вклад во благо Церкви Христовой.

т имени Собора выражаю им древнерусское Спаси Господи, и да вознаградит Господь Своими милостями и щедротами всех труждающихся и пекущихся о благе Святой Церкви Христовой.

о вопросу об отношениях старообрядцев к гражданским обязанностям и повседневному труду. По Христианскому учению труд есть Божественное установление. Сам Iсус Христос благословил труд и тружеников. Апостолы сами занимались простым трудом. "Одни из них были рыболовы, другие - скинотворцы, иные - земледельцы, чтобы никогда не быть праздными" (Апост. пост., кн. 2, гл. 64).

Любя свое Отечество, мы должны служить ему точным исполнением лежащих на нас обязанностей на том месте и в том звании, в котором поставлены. Христианская вера внушает нам смотреть на занимаемое нами должностное место и соединенные с ними обязан-ности как на определение Божие (Матф. 15, 14. I Петр. 4, 10-11). И потому каждый должен проходить свое служение верно, по совести, не перед глазами только людей, но и в чувстве вездеприсутствия Божия (Ефес. 6-8), не из получения земных только выгод, но и из сы-новнего повиновения Отцу небесному и из чувства человеколюбия и желания содействовать общему благу (Римл. 12, 4-5. I Коринф. 12, 12). Мы можем свидетельствовать, что процесс перестройки оказывает положительное влияние и на жизнь церквей в сфере морали и требо-ваний чистоты нравственной атмосферы общества.

лубже становится духовная жизнь, утверждаются демократичность, гласность и правдивость. Старообрядческая Церковь свято и неизменно верит в Творца - Вседержителя Бога, сохраняет нерушимо обряды и обычаи Церкви, но заботясь об удовлетворении духовных запросов и решая пастырские задачи. Президиум ВССовета и Духовная Комиссия считают своим важнейшим делом служить активизации участия верующих Старообрядческой Поморской Церкви в процессе перестройки.

дним из важнейших вопросов, касающихся Старообрядческой Поморской Церкви, является вопрос о войне и мире. Он затрагивает жизненные интересы каждого человека, каждого народа, все страны и континенты. Современное развитие военной техники, накопленный в мире военный потенциал ставят людей перед альтернативой: "Быть или не быть человечеству", тем более, что существуют еще силы зла, направленные против мира. "Еще мятутся и замышляют тщетное", по словам пророка Давида (Пс. 2, 1). Поэтому борьба за мир является самой важной и неотложной задачей.

паситель мира Христос завещал своим последователям: "Мир оставляю Вам, мир мой даю вам" (Иоанн 14, 27) и оставил нам свою заповедь - быть миротворцами. Он сказал: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены Сынами Божиими". "Ищи мира и стремись к нему",- призывал Апостол Петр.

осему наша Старообрядческая Церковь свято почитает миротворчество. Она принимает активное участие в созываемых Патриархом Московским и всея Руси Пименом конференциях, международных форумах и встречах, посвящаемых защите мира. Так, представители ВССовета в Литве и руководители Старообрядческой Поморской Церкви: председатель ВССовета в Литве И. И. Егоров, председатель Духов-ной Комиссии И. И. Никитин, члены Духовной Комиссии: н. Н. О. Прусаков, н. М. Е. Бирюлин, н. П. Н. Хвальковский, н. И. И. Миролюбов и покойные н. Л. С. Михайлов, М. И. Чуванов, В. И. Егоров - принимали активное участие во многих крупных мероприятиях, выступая там с речами в защиту мира. Это Всемирная конференция религиозных дея-телей в 1977 году в Москве, встреча глав и представителей Церквей Советского Союза в поддержку советских инициатив по вопросу разоружения и укрепления мира 1 июня 1981 г. в г. Загорске, Всемирная конференция религиозных деятелей за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы 10-14 мая 1982 года в Москве, Международная конференция 11-13 февраля 1985 г. в Москве, VI Всехристианский Мировой конгресс 2-8 июля 1985 г. в Праге, международный форум "За безъядерный мир, за выживание человечества" 14-16 февраля 1987 г. в Москве, встреча глав и представителей Церквей в Советском Союзе, посвященная итогам миротворческого вклада религиозных кругов в Год мира, 18 ноября 1986 г. в Троице-Сергиевой Лавре, встреча глав и представителей Церквей, посвященная семидесятилетию Великой Октябрьской социалистической революции, 16 декабря 1987 г. в Москве.

атриотическая и миротворческая деятельность Старообрядческой Поморской Церкви получила высокую оценку. Она отмечена награждениями деятелей Церкви и наставников.

ас, верующих Старообрядческой Церкви, вместе со всеми людьми, всеми миролюбивыми силами окрыляет сознание великой ответствен-ности за судьбы мира. Мы полны уверенности в правоте и победе свя-того дела защиты и установления всеобщего мира на земле. С еще большей энергией будем молиться о мире и приумножать свои усилия в труде во имя мира до полного его торжества по всей земле, дабы исполнились пророчества Исаии пророка, сказавшего: "Делом правды будет мир и спокойствие и безопасность во века" (Ис. 32, 17).
Мы вступили в 1001-й год со времени крещения Руси и основания древлеправославной Церкви Христовой. Что же представляет собой Старообрядческая Церковь в наше время?

ы можем уверенно сказать, что верующие Старообрядческой Поморской Церкви сознательно и неизменно верят в Бога, в то, что Бог есть Творец и Вседержитель Мира, "сотворил небо и землю и вся иже в них" (Пс. 2, 11, 5), что Бог есть Дух (Деяния 17, 25), нетленный, невидимый, премудрый (I Тим. 1, 17). Господь на небеси уготовил престол Свой и Царство Его всеми обладает" (Пс. 194). Веруют, что Бог вечен и бесконечен. "Я есть Альфа и Омега - начало и конец" (Мол. 3, 6. Откр. 1. 8). Веруют в Пресвятую Троицу, Пресвятую Ма-терь Божию - Богородицу и во Святых Божиих.

Старообрядческой Поморской Церкви обряды церковные: крещение (в три погружения в воде), покаяние, бракосочетание, погребение и поминовение умерших - неизменно сохраняются и во всех общинах больших и малых совершаются. Сохраняется неизменно знаменное пение, которое можно услышать только в храмах Старообрядческой Церкви.

овременное Старообрядчество не отгораживает себя от окружающей действительности, не держится в состоянии духовной и отчасти физической изоляции. Старообрядческая Церковь - против всяческого невежества, против веры в заговоры и колдовства. Не запрещает, а всячески поощряет учебу своих детей не только в средних, но и высших школах. Из среды Старообрядчества вышли ученые и министры, учителя и агрономы, герои труда, писатели, профессора, доктора наук, инженеры, врачи. Старообрядцы в Литве ничем не отличаются от других людей, живут честно и добросовестно трудятся.

ожно уверенно сказать, что старообрядцы являются патриотами своей Родины. Они молятся Богу свободно в храмах и молитвенных домах за ее благополучие, за мир во всем мире. Согласно слов Святого Апостола Павла, "Молю убо прежде всех творити молитвы за всех иже во власти суть, за тихое и безмятежное житие поживем по всяком благочестии и чистоте, сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хочет

Дата публикации: 2004-06-18 (9172 просмотра(ов))

Остальные материалы раздела Древлеправославная Поморская Церковь
  • Решения по вопросам, обсуждаемым на Первом Всероссийском слёте молодёжи Древлеправославной Поморской Церкви.
  • ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЛЁТ МОЛОДЕЖИ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ 20 - 23 августа 2001 года.
  • УСТАВ О ПОМИНОВЕНИИ УМЕРШИХ, КОИМ ПРИЛУЧИТСЯ 40 ДНЕЙ ПО СМЕРТИ НА ПАСХУ
  • ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ НАСТАВНИКА
  • ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДОКЛАДУ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ДУХОВНОЙ КОМИССИИ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ н. И. И. НИКИТИНА
  • ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДОКЛАДУ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЫСШЕГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СОВЕТА В ЛИТВЕ И. И. ЕГОРОВА
  • ДОКЛАД РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ ВЫСШЕГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СОВЕТА О ПРОИЗВЕДЕННЫХ ПРОВЕРКАХ ДЕНЕЖНОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СОВЕТА В ЛИТВЕ И ДУХОВНОЙ КОМИССИИ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ
  • ТОРЖЕСТВЕННЫЙ АКТ В ХРАМЕ ВИЛЬНЮССКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЮБИЛЕЮ 1000-ЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
  • ТОРЖЕСТВЕННЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЮБИЛЕЮ 1000-ЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
  • СКАЗАНИЕ О СОБОРЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ, ПОСВЯЩЕННОМ ЮБИЛЕЮ 1000-ЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ