ассмотренные
в докладе вопросы церковно-богослужебного и канонического характера утверждены
Собором.
ВОПРОС 1-й.
Что есть вера Христианская?
ера
есть сердечная непоколебимая уверенность в истине учения Господа нашего
Iсуса Христа для спасения души "сердцем бо веруется в правду, усты
же исповедуется во спасение" (Апостол Павел, зач. 103).
акое
истинное изъяснение о вере изложено Святыми отцами на 2-х Вселенских Соборах:
Первом Никейском Соборе в 325 году и на Втором Константинопольском Соборе
в 381 году в Символе веры - молитве "Верую во Единого Бога Отца Вседержителя
Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым" (и далее до конца).
ВОПРОС 2-й.
ребудет
ли вера Христова вечно?
Евангелии от Матфея зач. 116 написано: "Шедше научите все языцы,
крестяще их, во имя Отца и Сына и Святага Духа, учаще их блюсти вся елика
заповедех Вам и се Аз с Вами есмь во вся дни, до скончания века. Аминь
(В книге "Благовестник", лист 237 об.). В толковании зачала
116 от Матфея сказано: "Не токмо же убо Апостолом общася с ними быти,
но и всем верующим во Христа и заповеди Его хранящим".
ВОПРОС 3-й.
сякое
ли нарушение правил Церкви есть ересь?
сякое
нарушение правил Церкви есть грех. Но всякий грех ведет к ереси, если
виновный защищает и оправдывает совершенный им грех и не приходит к покаянию
после установленного увещания со стороны своего отца духовного и Церкви.
Такие подлежат отлучению.
снование:
В толковании Святого Иоанна Златоуста на первый псалом говорится: "Грех
от немощи бывает верного человека, ему же предлежит покаяние: нечестие
же вольное от благочестия отступле-ние, еже и ересь именуется. Не только
бо таковии не каются о нечестии, но и в гордость преуспевают якоже и сам
сатана".
ВОПРОС 4-й.
значении Соборов в жизни Церкви
обор
Старообрядческой Поморской Церкви является высшим органом ее управления.
Решения Соборов Старообрядческой Поморской Церкви, созванных Высшим Старообрядческим
Советом и Духовной Комиссией Старообрядческой Поморской Церкви и действующих
по Святому писанию в постановлениях по вопросам веры, учения Церкви Христовой
и духовных вопросов, должны почитаться обязательными для всех и каждого
члена Старообрядческой Поморской Церкви Христовой.
ешение
отдельной общины или нескольких отдельных общин, не подчиненных Собору
- высшему органу управления Старообрядческой Поморской Церкви и действующих
самовольно, не имеют духовной власти и права решать вопросы веры, толковать
Святое писание. Такие постановления не могут почитаться обязательными
для членов Старообрядческой Поморской Церкви, ибо это противоречит учению
Святой Церкви Христовой. Св. Апостол Павел написал: "Якоже бо тело
едино есть и уды имать многия, вси же уди единого тела, мнози сущи, едино
есть тело", то есть все части тела соподчинены между собой, а все
вместе составляют единое целое - Церковь и подчинены общей, из них же
составленной высшей власти - Собору, которой они движутся и предохраняются
от распадения (Коринф, гл. 12, ст. 12).
ВОПРОС 5-й.
введении электрического света в молитвенных храмах пред иконами и в паникадилах
третьем правиле Святых Апостол сказано: "Да не будет же позволено
приносити ко Алтарю что-либо иное, разве елей для лампад и фимиам".
В "Деяниях Апостолов" сказано: "Бяху же свещи многи в горнице
идеже бяху собрани" ("Деяния" 20, 7-8). Свещи по указанию
Отцов Церкви служат выражением духовной радости и торжества Церкви. Свещи,
поставляемые верующими в жертву Богу в храме, означают, что сердца верующих
согреты пламенем любви к Богу и Святым Его. Посему введение электрического
света в лампадах и в паникадилах взамен елея и свещей строго запрещается
и не должно быть в храмах. Как равно запрещается также окаймлять разноцветными
и простыми лампочками иконостас, престол, паникадил и отдельные иконы,
так как храм не является местом иллюминации, как это принято в кинотеатрах,
учреждениях гражданских и на улицах.
е
возбраняется только на клиросах при чтении и пении по книгам пользоваться
электрическим светом.
ВОПРОС 6-й.
вознаграждении наставника за служение в общине
послании Апостолов сказано: "Делающими священная от святилища ядят
и служащий алтарю со алтарем делятся". Тако и Господь повелел: "Проведующим
благовести от благовестия жити" (Зач. 142).
осему
при совершении духовных треб: погребения, поминовения умерших, панихиды,
сорокоуст за умерших и молебны - не возбраняется наставникам принимать
от верующих добровольные подаяния. Правление общины не имеет права вмешиваться
в вопросы вознаграждения верующими наставников за совершение духовных
треб и устанавливать наставникам зарплату за служение в общине.
снование:
Карфагенского Собора правило 6-е, кн. "Большой Потребник", листы
363-364.
ВОПРОС 7-й.
б
отношении причетников к наставнику
ричетники:
головщики, певцы, канонархи, псаломщики - допускаются в причт только по
благословению наставника. Без благословения наставника никто не может
быть в составе причта на клиросе. Причетники храма обязаны подчиняться
наставнику при богослужениях в храме.
снование:
Шестого Вселенского Собора правило 33-е. Карфагенского Собора правило
6-е, "Большой Потребник", листы 363-367.
ВОПРОС 8-й.
работе в праздничные дни
сякие
работы в святые праздники и воскресные дни для извлечения личных выгод
и телесных удовольствий, кроме необходимых для жизни человека и семьи,
воспрещены Святою Церковью.
ни
святых праздников и воскресные дни верующие должны про-водить как подобает
христианину: посетить богослужение в храме (а где нет храма, вознести
молитвы к Богу дома), заняться чтением полезных книг, отдохнуть и вообще
пользоваться чистыми удовольствиями.
аботать
в праздничные и воскресные дни разрешается Церковью в случаях, если в
праздничный день христианин или христианка должны по служебным обстоятельствам
находиться на общественной работе: на заводе, в колхозном хозяйстве, на
предприятиях или в учреждениях, т. е. когда должны трудиться для пользы
Родины - для блага общего, согласно занимаемого положения.
снование:
Еванг. Толк. в неделю 27-ю. Кн. "Златоуст", лист 240. Кн. Никона
Черногорца, лист 350, слово 44-е, правило 9-е Леодикийского Собора, Вселенского
Собора правило 66-е. Кн. "Стоглав", гл. 94, Матфея Властаря
лист 114. Кн. "Альфа и Омега", гл. 89. Римл. 15, 2.
ВОПРОС 9-й.
ак
поступить с замирщенными?
ирщение
есть грех и при исповеди христианина пред отцом духовным наказуется малой
посильной епитимией - прощальным началом, ибо в настоящее время христиане
не могут жить отдельно, а живут в домах вместе с иноверными и неверующими
в Бога, состоят на работе и на службе и вообще при разных обстоятельствах
общаются со всеми людьми. Посему христиан, находящихся в мирщении, на
общую молитву принимать и от Церкви не отлучать.
снование:
"Творения Святого Феодора Студита", часть 2-я, лист 610. Постановление
Первого Всероссийского Собора старообрядцев-поморцев, книга "Деяния
Собора", лист 19.
ВОПРОС 10-й.
ожно
ли допускать на общее моление в храме лиц, состоящих в браке с иноверными
или неверующими в Бога, и крестить детей от таковых браков?
ерующих
Старообрядческой Поморской Церкви, состоящих в браке с иноверными или
неверующими в Бога, можно допускать на общее моление в храме и на покаяние.
снование:
Еванг. от Матф. зач. 75. Блаженный Феодорит в толковании на 39 псалом.
Постановление Первого Всероссийского Собора старообрядцев-поморцев. "Деяния",
лист 7.
ладенцев
от смешанных браков крестить можно, если того пожелают оба родителя. Основание:
Кн. "Большой Катехизис", гл. 74.
ВОПРОС 11-й.
чине благословения наставника
Дегуцкой обители, в Литве, в середине XVIII века остальцами сей обители
составлен "Чин благословения наставника", наиболее полно отражающий
сущность этого Чина и требования Церкви к благославляемому в наставники.
Он не противоречит канонам и принят почти по всей Прибалтике.
обор
утверждает "Чин благословения наставника", составленный в Дегуцкой
обители. Определяется благословение наставников совершать по сему Чину.
остановляется
напечатать "Чин благословения наставника" в книге "Деяния
Собора 1988 года".
ВОПРОС 12-й.
служении "Сорокоуста" за умерших
овершение
"Сорокоуста" является богослужением заупокойным и относится
полностью к обязанностям наставника, согласно канонических правил и Соборных
постановлений (Карфагенского Собора правило 6-е. Кн. "Большой Потребник",
листы 363-367).
ри
совершении "Сорокоуста" только наставник имеет право принимать
заявления от верующих на совершение поминовений за умер-ших и плату за
совершение "Сорокоуста". Наставник благословляет чтецов и служит
панихиды. Правление общины не имеет права вмеши-ваться в вопросы заупокойного
богослужения.
ВОПРОС 13-й.
ожет
ли женщина быть духовным наставником?
В книге "Альфа и Омега" (гл. 46, лист 139) на обороте сказано:
"Священство есть чин от Бога преданный, прежде в старом законе самем
Богом. Последи от Христа и Апостолов и имеет силу духовную, видимые тайны
совершати, через мужского полу людей действует се, спасения ради верных
человеков".
з
Святого Писания видим, что по нужде женщины крестили, учили и совершали
службу.
снование:
Пролог февраля 17 и в "Минеи" - святая Мариамия, сестра Благовестника
Филиппа в Ликаонию пришедше, проповедающа слово и многия крести. Пролог
января 21 дня - святая мученица Агния крестила 160 мужей. Пролог сентября
в 6-й день - святая мученица Фотиния многих учаще и крестяще.
ВОПРОС 14-й.
сообщении
в общем молении с замирщенными и грешниками и отделении от них.
идя
в Церкви различных - слабых в вере христиан, заблудших, бесчинных, падших,
грешников, преслушающих Церковь, но верую-щих в Творца и Вседержителя
Бога и приходящих к покаянию, каю-щихся во грехах, не следует ради таковых
отделяться от Церкви и общения церковного в общей молитве с ними и удаляться
от них. Ибо Господь Iсус Христос сказал: "Блюдите, да не презрите
единого от малых сих, прииде бо сын Человеческий взыскати и спасти погиб-шего"
(Евангелие от Матфея, зачало 75-е). Апостол Павел говорил к солунянам:
"Созидайте един единаго, якоже и творите и утешайте друг друга в
словесех сих, молю же вы, братие, наказуйте безумнии, утешайте малодушные,
заступайте немощныя" (I Фессал. 11-14).
в.
Блаженный Феодорит в толковании на 39-й Псалом пишет так: "Не из
одних только совершенных состоит вся Церковь Божия, но заключает в себе
и тех, которые предаются беспечности, ведут жизнь неумеренную и служат
порочным удовольствиям" и далее: "Никто из членов Церкви Христовой
не имеет права сказать о себе, что он перед другими имеет больше преимущества,
что он более праведный и чест-ный, чем другие. Об этом нас хорошо учит
евангельская причта о Мы-таре и Фарисее".
ВОПРОС 15-й.
ожно
ли верующих отлучать от Церкви за грехи?
За грехи отлучать верующих от Церкви Христовой нельзя. Долг наставника
исправлять грешников кроткими мерами - врачевать, поучать и назидать.
Только в крайне необходимых случаях - если кто из верующих будет отрицать
веру в Бога, не будет веровать в Бога, не будет признавать учения Христова,
отрицать Церковь Христову, вводить ересь и учение, противное вере Христовой,
таковых по троекратном предупреждении, если не раскаются в своем прегрешении,-
отлучать от Церкви Христовой.
снование:
Постановление Первого Всероссийского Собора старообрядцев-поморцев, бывшего
в Москве в 1909 г. "Деяния Собора", лист 4.
ВОПРОС 16-й.
ожно
ли служить сороковую панихиду по умершим, коим прилучится сороковой день
по смерти в один из дней на Светлой неделе Святой Пасхи Христовой?
азрешается
служить сороковую панихиду по умершим, коим прилучится сороковой день
по смерти, в один из дней на Светлой неделе, кроме первого дня Пасхи,
по "Уставу", составленному знаменитым учителем и наставником
Старообрядческой Поморской Церкви Дионисием Васильевичем Батовым.
ВОПРОС 17-й.
совершении
молитвословий в дни государственных праздников
Принять для совершения молитвословий в дни государственных праздников
в храмах Старообрядческой Поморской Церкви "Чин молитвословия",
утвержденный Духовной Комиссией Старообрядческой Поморской Церкви по "Чину
молитвословия", напечатанному в Старообрядческом календаре (1937
г.) издания Рижской общины.
апечатать
в "Деяниях Собора 1988 г." "Чин молитвословия в дни государственных
праздников", "Чин благословения наставника", "Чин
крещения", "Чин исповедания", "Чин бракосочетания"
- для руководства и исполнения наставникам.