Древлеправославная Поморская Церковь

 

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДОКЛАДУ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ДУХОВНОЙ КОМИССИИ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ н. И. И. НИКИТИНА 

 

ассмотренные в докладе вопросы церковно-богослужебного и канонического характера утверждены Собором.

ВОПРОС 1-й.

Что есть вера Христианская?

ера есть сердечная непоколебимая уверенность в истине учения Господа нашего Iсуса Христа для спасения души "сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение" (Апостол Павел, зач. 103).

акое истинное изъяснение о вере изложено Святыми отцами на 2-х Вселенских Соборах: Первом Никейском Соборе в 325 году и на Втором Константинопольском Соборе в 381 году в Символе веры - молитве "Верую во Единого Бога Отца Вседержителя Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым" (и далее до конца).

ВОПРОС 2-й.

ребудет ли вера Христова вечно?

Евангелии от Матфея зач. 116 написано: "Шедше научите все языцы, крестяще их, во имя Отца и Сына и Святага Духа, учаще их блюсти вся елика заповедех Вам и се Аз с Вами есмь во вся дни, до скончания века. Аминь (В книге "Благовестник", лист 237 об.). В толковании зачала 116 от Матфея сказано: "Не токмо же убо Апостолом общася с ними быти, но и всем верующим во Христа и заповеди Его хранящим".

ВОПРОС 3-й.

сякое ли нарушение правил Церкви есть ересь?

сякое нарушение правил Церкви есть грех. Но всякий грех ведет к ереси, если виновный защищает и оправдывает совершенный им грех и не приходит к покаянию после установленного увещания со стороны своего отца духовного и Церкви. Такие подлежат отлучению.

снование: В толковании Святого Иоанна Златоуста на первый псалом говорится: "Грех от немощи бывает верного человека, ему же предлежит покаяние: нечестие же вольное от благочестия отступле-ние, еже и ересь именуется. Не только бо таковии не каются о нечестии, но и в гордость преуспевают якоже и сам сатана".

ВОПРОС 4-й.

значении Соборов в жизни Церкви

обор Старообрядческой Поморской Церкви является высшим органом ее управления. Решения Соборов Старообрядческой Поморской Церкви, созванных Высшим Старообрядческим Советом и Духовной Комиссией Старообрядческой Поморской Церкви и действующих по Святому писанию в постановлениях по вопросам веры, учения Церкви Христовой и духовных вопросов, должны почитаться обязательными для всех и каждого члена Старообрядческой Поморской Церкви Христовой.

ешение отдельной общины или нескольких отдельных общин, не подчиненных Собору - высшему органу управления Старообрядческой Поморской Церкви и действующих самовольно, не имеют духовной власти и права решать вопросы веры, толковать Святое писание. Такие постановления не могут почитаться обязательными для членов Старообрядческой Поморской Церкви, ибо это противоречит учению Святой Церкви Христовой. Св. Апостол Павел написал: "Якоже бо тело едино есть и уды имать многия, вси же уди единого тела, мнози сущи, едино есть тело", то есть все части тела соподчинены между собой, а все вместе составляют единое целое - Церковь и подчинены общей, из них же составленной высшей власти - Собору, которой они движутся и предохраняются от распадения (Коринф, гл. 12, ст. 12).

ВОПРОС 5-й.

введении электрического света в молитвенных храмах пред иконами и в паникадилах

третьем правиле Святых Апостол сказано: "Да не будет же позволено приносити ко Алтарю что-либо иное, разве елей для лампад и фимиам". В "Деяниях Апостолов" сказано: "Бяху же свещи многи в горнице идеже бяху собрани" ("Деяния" 20, 7-8). Свещи по указанию Отцов Церкви служат выражением духовной радости и торжества Церкви. Свещи, поставляемые верующими в жертву Богу в храме, означают, что сердца верующих согреты пламенем любви к Богу и Святым Его. Посему введение электрического света в лампадах и в паникадилах взамен елея и свещей строго запрещается и не должно быть в храмах. Как равно запрещается также окаймлять разноцветными и простыми лампочками иконостас, престол, паникадил и отдельные иконы, так как храм не является местом иллюминации, как это принято в кинотеатрах, учреждениях гражданских и на улицах.

е возбраняется только на клиросах при чтении и пении по книгам пользоваться электрическим светом.

ВОПРОС 6-й.

вознаграждении наставника за служение в общине

послании Апостолов сказано: "Делающими священная от святилища ядят и служащий алтарю со алтарем делятся". Тако и Господь повелел: "Проведующим благовести от благовестия жити" (Зач. 142).

осему при совершении духовных треб: погребения, поминовения умерших, панихиды, сорокоуст за умерших и молебны - не возбраняется наставникам принимать от верующих добровольные подаяния. Правление общины не имеет права вмешиваться в вопросы вознаграждения верующими наставников за совершение духовных треб и устанавливать наставникам зарплату за служение в общине.

снование: Карфагенского Собора правило 6-е, кн. "Большой Потребник", листы 363-364.

ВОПРОС 7-й.

б отношении причетников к наставнику

ричетники: головщики, певцы, канонархи, псаломщики - допускаются в причт только по благословению наставника. Без благословения наставника никто не может быть в составе причта на клиросе. Причетники храма обязаны подчиняться наставнику при богослужениях в храме.

снование: Шестого Вселенского Собора правило 33-е. Карфагенского Собора правило 6-е, "Большой Потребник", листы 363-367.

ВОПРОС 8-й.

работе в праздничные дни

сякие работы в святые праздники и воскресные дни для извлечения личных выгод и телесных удовольствий, кроме необходимых для жизни человека и семьи, воспрещены Святою Церковью.

ни святых праздников и воскресные дни верующие должны про-водить как подобает христианину: посетить богослужение в храме (а где нет храма, вознести молитвы к Богу дома), заняться чтением полезных книг, отдохнуть и вообще пользоваться чистыми удовольствиями.

аботать в праздничные и воскресные дни разрешается Церковью в случаях, если в праздничный день христианин или христианка должны по служебным обстоятельствам находиться на общественной работе: на заводе, в колхозном хозяйстве, на предприятиях или в учреждениях, т. е. когда должны трудиться для пользы Родины - для блага общего, согласно занимаемого положения.

снование: Еванг. Толк. в неделю 27-ю. Кн. "Златоуст", лист 240. Кн. Никона Черногорца, лист 350, слово 44-е, правило 9-е Леодикийского Собора, Вселенского Собора правило 66-е. Кн. "Стоглав", гл. 94, Матфея Властаря лист 114. Кн. "Альфа и Омега", гл. 89. Римл. 15, 2.

ВОПРОС 9-й.

ак поступить с замирщенными?

ирщение есть грех и при исповеди христианина пред отцом духовным наказуется малой посильной епитимией - прощальным началом, ибо в настоящее время христиане не могут жить отдельно, а живут в домах вместе с иноверными и неверующими в Бога, состоят на работе и на службе и вообще при разных обстоятельствах общаются со всеми людьми. Посему христиан, находящихся в мирщении, на общую молитву принимать и от Церкви не отлучать.

снование: "Творения Святого Феодора Студита", часть 2-я, лист 610. Постановление Первого Всероссийского Собора старообрядцев-поморцев, книга "Деяния Собора", лист 19.

ВОПРОС 10-й.

ожно ли допускать на общее моление в храме лиц, состоящих в браке с иноверными или неверующими в Бога, и крестить детей от таковых браков?

ерующих Старообрядческой Поморской Церкви, состоящих в браке с иноверными или неверующими в Бога, можно допускать на общее моление в храме и на покаяние.

снование: Еванг. от Матф. зач. 75. Блаженный Феодорит в толковании на 39 псалом. Постановление Первого Всероссийского Собора старообрядцев-поморцев. "Деяния", лист 7.

ладенцев от смешанных браков крестить можно, если того пожелают оба родителя. Основание: Кн. "Большой Катехизис", гл. 74.

ВОПРОС 11-й.

чине благословения наставника

Дегуцкой обители, в Литве, в середине XVIII века остальцами сей обители составлен "Чин благословения наставника", наиболее полно отражающий сущность этого Чина и требования Церкви к благославляемому в наставники. Он не противоречит канонам и принят почти по всей Прибалтике.

обор утверждает "Чин благословения наставника", составленный в Дегуцкой обители. Определяется благословение наставников совершать по сему Чину.

остановляется напечатать "Чин благословения наставника" в книге "Деяния Собора 1988 года".

ВОПРОС 12-й.

служении "Сорокоуста" за умерших

овершение "Сорокоуста" является богослужением заупокойным и относится полностью к обязанностям наставника, согласно канонических правил и Соборных постановлений (Карфагенского Собора правило 6-е. Кн. "Большой Потребник", листы 363-367).

ри совершении "Сорокоуста" только наставник имеет право принимать заявления от верующих на совершение поминовений за умер-ших и плату за совершение "Сорокоуста". Наставник благословляет чтецов и служит панихиды. Правление общины не имеет права вмеши-ваться в вопросы заупокойного богослужения.

ВОПРОС 13-й.

ожет ли женщина быть духовным наставником?
В книге "Альфа и Омега" (гл. 46, лист 139) на обороте сказано:
"Священство есть чин от Бога преданный, прежде в старом законе самем Богом. Последи от Христа и Апостолов и имеет силу духовную, видимые тайны совершати, через мужского полу людей действует се, спасения ради верных человеков".

з Святого Писания видим, что по нужде женщины крестили, учили и совершали службу.

снование: Пролог февраля 17 и в "Минеи" - святая Мариамия, сестра Благовестника Филиппа в Ликаонию пришедше, проповедающа слово и многия крести. Пролог января 21 дня - святая мученица Агния крестила 160 мужей. Пролог сентября в 6-й день - святая мученица Фотиния многих учаще и крестяще.

ВОПРОС 14-й.

сообщении в общем молении с замирщенными и грешниками и отделении от них.

идя в Церкви различных - слабых в вере христиан, заблудших, бесчинных, падших, грешников, преслушающих Церковь, но верую-щих в Творца и Вседержителя Бога и приходящих к покаянию, каю-щихся во грехах, не следует ради таковых отделяться от Церкви и общения церковного в общей молитве с ними и удаляться от них. Ибо Господь Iсус Христос сказал: "Блюдите, да не презрите единого от малых сих, прииде бо сын Человеческий взыскати и спасти погиб-шего" (Евангелие от Матфея, зачало 75-е). Апостол Павел говорил к солунянам: "Созидайте един единаго, якоже и творите и утешайте друг друга в словесех сих, молю же вы, братие, наказуйте безумнии, утешайте малодушные, заступайте немощныя" (I Фессал. 11-14).

в. Блаженный Феодорит в толковании на 39-й Псалом пишет так: "Не из одних только совершенных состоит вся Церковь Божия, но заключает в себе и тех, которые предаются беспечности, ведут жизнь неумеренную и служат порочным удовольствиям" и далее: "Никто из членов Церкви Христовой не имеет права сказать о себе, что он перед другими имеет больше преимущества, что он более праведный и чест-ный, чем другие. Об этом нас хорошо учит евангельская причта о Мы-таре и Фарисее".

ВОПРОС 15-й.

ожно ли верующих отлучать от Церкви за грехи?
За грехи отлучать верующих от Церкви Христовой нельзя. Долг наставника исправлять грешников кроткими мерами - врачевать, поучать и назидать. Только в крайне необходимых случаях - если кто из верующих будет отрицать веру в Бога, не будет веровать в Бога, не будет признавать учения Христова, отрицать Церковь Христову, вводить ересь и учение, противное вере Христовой, таковых по троекратном предупреждении, если не раскаются в своем прегрешении,- отлучать от Церкви Христовой.

снование: Постановление Первого Всероссийского Собора старообрядцев-поморцев, бывшего в Москве в 1909 г. "Деяния Собора", лист 4.

ВОПРОС 16-й.

ожно ли служить сороковую панихиду по умершим, коим прилучится сороковой день по смерти в один из дней на Светлой неделе Святой Пасхи Христовой?

азрешается служить сороковую панихиду по умершим, коим прилучится сороковой день по смерти, в один из дней на Светлой неделе, кроме первого дня Пасхи, по "Уставу", составленному знаменитым учителем и наставником Старообрядческой Поморской Церкви Дионисием Васильевичем Батовым.

ВОПРОС 17-й.

совершении молитвословий в дни государственных праздников
Принять для совершения молитвословий в дни государственных праздников в храмах Старообрядческой Поморской Церкви "Чин молитвословия", утвержденный Духовной Комиссией Старообрядческой Поморской Церкви по "Чину молитвословия", напечатанному в Старообрядческом календаре (1937 г.) издания Рижской общины.

апечатать в "Деяниях Собора 1988 г." "Чин молитвословия в дни государственных праздников", "Чин благословения наставника", "Чин крещения", "Чин исповедания", "Чин бракосочетания" - для руководства и исполнения наставникам.

Дата публикации: 2004-06-18 (4384 просмотра(ов))

Остальные материалы раздела Древлеправославная Поморская Церковь
  • Решения по вопросам, обсуждаемым на Первом Всероссийском слёте молодёжи Древлеправославной Поморской Церкви.
  • ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЛЁТ МОЛОДЕЖИ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ 20 - 23 августа 2001 года.
  • УСТАВ О ПОМИНОВЕНИИ УМЕРШИХ, КОИМ ПРИЛУЧИТСЯ 40 ДНЕЙ ПО СМЕРТИ НА ПАСХУ
  • ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ НАСТАВНИКА
  • ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДОКЛАДУ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЫСШЕГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СОВЕТА В ЛИТВЕ И. И. ЕГОРОВА
  • ДОКЛАД РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ ВЫСШЕГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СОВЕТА О ПРОИЗВЕДЕННЫХ ПРОВЕРКАХ ДЕНЕЖНОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СОВЕТА В ЛИТВЕ И ДУХОВНОЙ КОМИССИИ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ
  • ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЫСШЕГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СОВЕТА В ЛИТВЕ ИВАНА ИСАЕВИЧА ЕГОРОВА "В ПАМЯТЬ ЮБИЛЕЯ 1000-ЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ"
  • ТОРЖЕСТВЕННЫЙ АКТ В ХРАМЕ ВИЛЬНЮССКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЮБИЛЕЮ 1000-ЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
  • ТОРЖЕСТВЕННЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЮБИЛЕЮ 1000-ЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
  • СКАЗАНИЕ О СОБОРЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ, ПОСВЯЩЕННОМ ЮБИЛЕЮ 1000-ЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ