БИОГРАФИИ

Жития и биографии выдающихся личностей в древлем православии 

Архиереи Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1846 - 2002 

(С сер. 19-го века и до Освященного Собора 1988 года РПСЦ носила название Древлеправославная Церковь Христова, старообрядцев приемлющих белокриницкую иерархию) 

(С сер. 19-го века и до Освященного Собора 1988 года РПСЦ носила название Древлеправославная Церковь Христова, старообрядцев приемлющих белокриницкую иерархию)

ПЕРВОИЕРАРХИ
(по датам пребывания на первосвятительских кафедрах. 1846 г.- учреждение Митрополичей кафедры в Белой Кринице, а в 1863 г. учредили ахиепископскую кафедру в России. На сегодняшний день существуют две митрополичьи кафедры: в Браиле (Румыния) и Москве)
Титулы: Митрополита в Браиле:

ЗАРУБЕЖНЫЕ МИТРОПОЛИТЫ

АМВРОСИЙ, Святитель (Андрей Попович 1791 - 1863), первый Митрополит Белокриницкий, по происхождению грек. Родился в с. Маистра (по-турецки Ионжок), в 6 км. от г. Эноса, тогда принадлежавшего Турции, позже присоединенного к Болгарии (ныне снова принадлежит Турции). Его отец Георгий был в своём роду 22-м священником греческой церкви и с детства готовил сына к церковному служению. . Юноша поступил в духовное училище, где прослушал курс богословских наук. В 1811 г. Андрей женился и в том же году поставлен в священники эносским митрополитом Матфеем. Его супруга скончалась в 1814 году, оставив ему сына Георгия. В 1817 Амвросий стал священноиноком. Митрополит Матфей принял его к себе в архиерейский дом. Усердием к службе, хорошим богословским образованием и высокими личными качествами Амвросий скоро обратил на себя внимание иерархов греческой церкви, и в 1823 году его поставили настоятелем Троицкого монастыря на о. Халки в Мраморном море. Отсюда он был переведён патриархом Констанцием Босфор. Он быстро продвигался по иерархическим ступеням и скоро получил в патриархи почётную и ответственную должность протосингела константинопольской церкви. Должность эта предоставлялась людям, известным своим духовным дарованиями.

После кончины митрополита Вениамина, в 1835 году боснийская кафедра пребывала вдовствующей. Патриарший синод предпочёл другим кандидатам на эту кафедру кандидатуру Амвросия, дав ему следующую: "Избрася и предпочтеся - написано в ставленной грамоте 9 сент. 1935 г., - от всех других высокословеснейший великий протосингел святыя Христовы великия Церкви, господин Амвросий, яко достойный восприяти архиерейское предстательство и пастырский жезл святейшия митрополии босанская, муж благочестив же и изряден, Богу работаяй, и умная очеса высопарною молитвою к Нему возносяй, кроток, смирен, в делании добра не леностен и готов ко всякому благотворению, и вообще рещи, достоин отеческаго наказания, воеже примерно пасти стадо духовное и вести е к спасительной пажити. Чесо ради и предразсудился синодально произвестися на святейщую митрополию босанску". Рукополагал Амвросия в митрополиты константинопольский патр. Григорий в сослужении четырёх архиереев.

Получив ставленную грамоту, митр. Амвросий выехал в г. Босно-Сараев (ныне Сараево), принадлежавший в то время Турецкой империи. В отношении местного населения турки проводили грабительскую политику. Традиционно босно-сараевские митрополиты не вмешивались в дела турецких властей. Не таков был митр. Амвросий. "Митрополит Амвросий, - пишет о нём проф. Н. И. Субботин в "Истории Белокриницкой иерархии". (М., 1874, с. 365), - явился исключением из боснийских владык-фанариотов. Человек от природы добрый, он не мог равнодушно смотреть на бедственное положение народа - стал на его сторону и по возможности старался облегчить его нужды. Это было таким необыкновенным явлением, так противоречило издавна сложившемуся
народному понятию о греческих архиереях, что народ даже не признавал Амвросия за грека: утвердился слух, что он природный славянин, и именно болгарин. Вот замечательные слова об Амвросии, занесенные в одну боснийскую летопись: "Этот владыка был святой человек, он много заботился о бедных. Он был родом болгарин, вовсе не был сребролюбив и радел только о том, чтобы народу было покойно, чтобы народ не терпел неправды"". В Босно-Сараеве в то время от имени боснийского визиря Веджид-паши управлял Мустафа-паша. В его жестокое правление произошло восстание против турецкого ига. Когда был спрошен митр. Амвросий, на чьей он стороне, то ответил: "Зa кого народ - за того и владыка".

К сожалению, восстание привело к печальным результатам. Хотя удалось добиться смещения Веджид-паши, зачинщики восстания пострадали много серьезней, и с ними вместе Амвросий. Новый правитель Боснии, Хозрев-паша, оставил Мустафу-пашу в должности управителя Босно-Сараева, несмотря на то, а может быть как раз в силу того, что именно из-за его жестокости произошло возмущение в народе. Мустафа подговорил местных купцов написать константинопольскому патриарху донос на митр. Амвросия, будто бы он "мешается в нехорошие дела", "сочинил клевету на Веджид-пашу" и пр. Патриаршую кафедру
занимал в то время Анфим II, который хотя понимал, чем вызваны обвинения против Амвросия, не смел выступить против притязаний турецких властей, требовавших смещения популярного в народе митрополита. 12 сент. 1840 г. патр. Анфим отозвал митр. Амвросия в Константинополь. Русский посланник в Константинополе, Титов, по свидетельству, приводимому Субботиным (там же, с. 370), спросил патр. Анфима, чем вызвано удаление Амвросия с боснийской кафедры. Патриарх ответил, что "отозвал его с босно-сараевской кафедры только уступая настоятельному желанию турецких правителей Боснии, от которых взведены на Амвросия многие клеветы". Прибыв в Константинополь, митр. Амвросий стал безместным архиереем, получающим на содержание "приличную пенсию".

В это время русские старообрядцы-поповцы, доведенные преследованием правительства имп. Николая 1до состояния, когда старообрядческое священство буквально таяло на глазах, предприняли решительные меры к учреждению за границей епископской кафедры. В 1844г. уполномоченные посланники русских старообрядцев, иноки Павел Белокриницкий и Алимпий (Милорадович), получить от австрийского правительства разрешение на учреждение в старообрядческом Белокриницком монастыре архиерейской кафедры и приступили к
приисканию на Востоке благочестивых, преемственно рукоположенных епископов, которые согласились бы присоединиться к старообрядчеству. Побывав в Египте, Сирии, Палестине, иноки Павел и Алимпий стали изучать обычаи и богослужебные порядки греческой церкви, особенно ее пастырей. Они убедились, что в греческой церкви сохраняется правильное трехпогружательное крещение, обливание считается за ересь, так что приходящих от католиков здесь обязательно перекрещивали. В Константинополе иноки познакомились смитр. Амвросием и несколько раз беседовали с ним о разных религиозных
вопросах, затем - о старообрядчестве и его нуждах. Они изложили митр. Амвросию идеологию и историю старообрядчества, не скрыли, что присоединение к древлеправославной Церкви Христовой потребует исправить положенный для сего случая чин проклятия и отречения от ересей, говорили о том, что идти придется трудным и скорбным путем. Одновременно иноки присматривались к тому, как митр. Амвросий ведет богослужение: он служил в патриаршей церкви, участвовал в патриаршем служении и однажды - в рукоположении нового епископа. Приняв решение и поручив себя воле Божией, митр. Амвросий вместе со старообрядческими послами в конце мая 1846 г. отправился в Австрию. 11 июня он был представлен австрийскому императору и подал ему прошение, в котором, в частности, писал о том, что он "с твердостью решился принять избрание реченнаго староверческаго общества в верховнаго пастыря, видя пред собою самое явное Божественное Провидение, которое меня предназначило, дабы лишенное до сих пор священнаго архипастыря оное общество (числящееся, кроме австрийского царства, в соседних державах до трех миллионов)
руководить к вечному блаженства пути". В этом же прошении содержится и другое ценное признание греческого митрополита, что он "совершенно уверился, что все догматы и уставы греческой церкви только у реченных старовер-цев во своей чистоте и точности содержатся".
28 окт. 1846 г. в Белокриницком монастыре произошло торжественное присоединение митр. Амвросия к старообрядческой Церкви во всем согласно правилам, положенным для принятия еретиков второго чина. Чиноприем совершил священноинок Белокриницкого монастыря Иероним, который принял его исповедь в алтаре, став духовным отцом митрополита. Но недолго было суждено митр. Амвросию прожить в монастыре среди единоверных ему старообрядцев. В дек. 1847 г. имп. Николай 1 потребовал от австрийского правительства закрыть Белокриницкий монастырь и решительно прекратить деятельность митр. Амвросия. Требование российского императора
к тому времени было уже запоздалой реакцией на восстановление в старообрядчестве полноты трехчинной иерархии, так как владыка Амвросий успел поставить двух Епископов - Майносского Кирила и Славского Аркадия, пять священников и трех иеродиаконов. И поэтому оно уже не имело смысла, однако, поскольку сопровождалось угрозами, его нельзя было не выполнить. Вскоре митр. Амвросий был вызван в Вену, где ему предложили возвратиться к греческому патриарху или отправиться в пожизненную ссылку, причем тут же ему было вручено и письмо патриарха с увещанием вернуться в греческую церковь
и обещанием милостивого попечения и покровительства (ему посулили одну из лучших епархий). Амвросий ответил: "Я единожды сию религию (т.е. древнее православие. - Авт.) принял и уже вспять возвращаться не желаю". 26 июля 1848 г. митр. Амвросий получил предписание отправиться в г. Целье (до 1918 года он носил официальное немецкое название Цилли, ныне находится в Словении), куда вместе с ним отправился его сын Георгий с семьей. В течение 15 лет владыка жил в уединении, строго соблюдая уставы иноческой жизни. С 1863 г. его здоровье пошатнулось. Водянка, которой он был подвержен, стала проявляться с нарастающей силой. Пребывая в ссылке, митр. Амвросий поддерживал общение со своей паствой, посылая в Белую Криницу письма. Изредка, когда удавалось, его навещали гости из России и Белой Криницы.

Побывал в Целье и инок Павел. Последними посетителями у него были послы российского старообрядческого Освященного собора еп. Иустин и иеродиакон Ипполит. Дела, по которым они прибыли в Цилли, происходили во многом от иерархического неустройства в старообрядчестве и раздора, вызванного Окружным посланием. Эти обстоятельства жестоко поразили сердце старца. Однако он полностью выполнил архипастырский долг, составив и подписав все необходимые грамоты и наставления, поддержав российских епископов и пригрозив отлучением тем, кто станет чинить церковный раздор. Посланцы из России выехали домой 28 окт. 1863 г., а 30 окт. митр. Амвросий скончался. Сын Георгий похоронил отца на греческом кладбище в г. Триесте (Италия), так как в Целье всекладбища были католические. Погребение отслужил в Белой Кринице Еп. Кирил. Освященный собор, проходивший в 1912 г. в Москве, постановил возбудить ходатайство перед австрийскими властями о переносе останков митр. Авмросия из Триеста в Белую Криницу. Начавшаяся мировая война помешала осуществлению этого плана. Во время Всемирного Старообрядческого Собора в сентябре 1996 года Митрополит Амвросий был причислен к лику святых. 3 июля 2000 года Останки Святителя Амвросия были перенесены из Триеста в город Браилу (Румыния), где находится кафедра зарубежного Митрополита (ныне - это Митрополит Леонтий), в Кафедральный Покровкий Собор (более подробно см. "Духовные Ответы", вып. 15. Москва. 2001).

В № 26 журнала "Церковь" за 1912 г. помещено свидетельство 90-летней
инокини Евфросинии из румынского Мануиловского женского старообрядческого монастыря, помнившей митр. Амвросия в период его жизни в Белокриницком монастыре. Она вспоминает, что служил он на славянском языке, читал Евангелие, говорил возгласы очень отчетливо и правильно. Во время службы часто плакал от умиления. Крестился истово и складывал персты очень старательно. Кланялся очень низко. Жил в двух келиях, в которых было много икон. Пища была самая простая: суп или похлебка, каша и рыба, когда дозволялось уставом. Занимался физическим трудом в саду. Говорил по-русски, но некоторые слова произносил по-церковнославянски.

КИРИЛ (Киприан Тимофеев; ум. 2 дек. 1873) - Архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан Митрополит. Пострижен в иноки 16 ноября 1846 г. Был одним из трех кандидатов в сан Епископа на Майносскую кафедру; промысел Божий указал на него как на достойнейшего путем жребия. Рукоположен в епископа Майносского 6 янв. 1847 г. Он был первым из двух епископов, поставленных лично
митр. Амвросием. Митрополичью кафедру Еп. Кирил занял по соборному решению 4 янв. 1849 г. после удаления в ссылку митр. Амвросия. В деяниях собора участвовали три бывших старообрядческих архиерея: Кирил, Онуфрий и Софроний. Еп. Аркадий, лично не присутствовавший, прислал письменное согласие на избрание преемника Амвросию. Письменное согласие изъявил и сам митр. Амвросий. По отношению к Окружному посланию долгое время занимал враждебную позицию, однако в конце 60-х гг. переменил ее, приняв Послание, как вполне православное.

АФАНАСИЙ (Аггей Федорович Макуров, ум. 1 окт. 1905) - Митрополит Белокриницкий. Рукоположен в Епископы на Браиловскую кафедру
3 июня 1871 Митр. Кирилом и др.; в сан Митрополита возведен 9
мая 1874 г. Архиеп. Аркадием Измаильским, Еп. Славским Иринархом и Тульчинским Виссарионом. Скончался и погребен в Белой Кринице. Ф.А.Малиновцев, встречавшийся с Митр. Афанасием в 1900г., отзывался о нем: "Митрополит Афанасий - подвижнической, строгой жизни человек, доброй души и вполне стоящий на высоте своего назначения" ("Новое исследование о белокриницком митрополите Амвросии".М., 1910).
МАКАРИЙ - Митрополит Белокриницкий; рукоположен во епископа на кафедру г. Гульча 4 июля 1900 г., в то же время наречен и
наместником белокриницкой митрополии. В сан митрополита по избранию Освященного собора возведен в Белой Кринице 10 сент. 1906 г. Архиеп. Иоанном Московским и Еп. Арсением Уральским, Леонтием Славским, Иннокентием нижегородским. В 1915 г. ему было предложено занять московский престол (митрополит находился в Москве, так как Белая Криница была оккупирована). Митр. Макарий отказался. На Освященном соборе он сказал: "Если откроется путь
к моей пастве, я должен немедленно ехать туда. И если даже, чего не дай Бог, сожгут все я буду оплакивать, как Иеремия, сидя на пепелище".
НИКОДИМ - Митрополит Беокриницкий. Рукоположен на Тульчинкую кафедру 13 окт. 1919 г. Временно управлял Славской епархией после смерти Еп. Леонтия. 1 окт. 1924 г. возведён в Митрополиты.
ПАФНУТИЙ - Митрополит Белокриницкий. 21 ноября 1926 г. рукоположен в Епископа на Браиловскую епархию, а 9 июля 1928 г. возведен в Митрополиты.

СИЛУЯН (ум. ок. 1941) - Митрополит Белокриницкий. Рукоположен в Епископа Измаильского 28 июля (н.ст.) 1935 г. Еп. Иннокентием
(Усовым) и утвержден Белокриницким собором в 1936 г. Освященным собором 25 июля 1939 г. был избран Митр. Белок., возведён в сан Митр. 26 июля.

ИННОКЕНТИЙ (Иван Григорьевич Усов; 23 янв. 1870 - 1942) - Митрополит Белокриницкий; крупнейший старообрядческий апологетический писатель. Происходил из мещан посада Святска Черниговской губ. До военной службы занимался иконописанием, а после неё и до самого рукоположения в сан епископа проживал при Еп. Арсении (Швецове). Им же в сослужении с Иоасафом Казанским 27 апр. 1903 г. в Н. Новгороде он был рукоположен в Епископа Нижегородского и Костромского (избран в епископы Освященным собором 28 июля 1902 г.). Активно участвовал в примирении раздора неокружников, участвовал в подписании Бендерского мирного акта 1907 г. Принимал деятельное участие в издании журналов "Старообрядец" и "Старообрядцы". Член Союза старообрядческих начетчиков, председатель его съездов. Единолично присоединил и рукоположил Еп.Михаила (Семенова), за что вместе с ним на соборе 3-4 февр. 1909 г. запрещен в священнодействии до 25 авг. 1909 г., совершенная же им хиротония была признана законной.
Активно выступал против коммунистического безбожия. Известно, что Еп. Иннокентий читал лекцию "В защиту религии" в Добровольческой армии. Им была составлена "Молитва об избавлении России", в которой есть такие слова к Богу: "Сохрани мир Свой от патлы воинствующаго безбожия, избави страну русскую от враг Твоих, терзаюших и убивающих тьмами ни в чем не повинных людей, а наипаче верующих в Тя, упокой во царствии Твоем всех умученных оружием и стрелянием, гладом и мразом и иными смертями от человеконенавистных слуг диавола. Приими оружие и щит и восстани на помощь нашу. Простри нам с высоты славы Твоея руку помощи, и укрепи волю и силы наши поразити и низложить злолютых врагов рода человеческаго... и свободи землю нашу от тяжкаго ига ненавистнаго владычества богоборцев...".
В 1920 г. владыка Иннокентий эмигрировал в Румынию. Некоторое время
жил в Югославии, в конце 1920-х гг. подолгу жил в с.Кунича (С.-Восток Молдавии). С 1920 г. - епископ Кишиневский. В связи с установлением советской власти на правобережьи Днестра в Молдавии переводится решением чрезвычайного собрания старообрядческих епископов от 21 июля 1940 г. на Тульчинскую кафедру. В 1942 г. (?) возводится в сан митрополита белокриницкого и переезжает на жительство в Белокриницкий монастырь. Он автор многих статей и книг, в т.ч. "Об исповеди преосвященного Амвросия
митрополита белокриницкого" (1900), "Церковь Христова временно без епископа" (1901), "О миропомазании священнослужителей, присоединяемых к православию от ереси второго чина" (1902), "О крещении греческой церкви и митрополита Амвросия" (1903), "Будущее и настоящее состояние людей" (1903), "О посланничестве митрополита Амвросия и о занятии им белокриницкой епархии" (1904) - изданы в Черновцах, "Слова и речи", "Средство быть счастливым" и др. Похоронен у старообрядческой церкви хутора Писк (Браила, Румыния). Именно владыку Иннокентия - "епископа австрийского согласия" - описывает М.М.Пришвин в четвертой главе книги "У стен града невидимого" (известна также под названием "Светлое озеро"): "Маленький черный монашек с нервным, интеллигентным лицом сидит за круглым столом, читает книгу. Какую? "Юлиан Отступник" Мережковского... Два-три слова о романе, и мы знакомы". Епископ сетует ему на то, что власть, дав свободу старообрядческим общинам, тут же начинает вмешиваться в их дела, требуя копии метрических записей, и высказывается, по словам Пришвина, в пользу "полного разграничения земной Церкви и земного государства. В душе старообрядцев... есть два таинственных круга. Один круг государственный, другой - религиозный, эти круги где-то пересекаются, и на месте их пересечения сидит-глядит зверь-антихрист". Чуть ниже Пришвин описывает торжественную встречу старообрядцами, прихожанами отдаленного заволжского села, своего владыки, впервые приехавшего к ним без утайки. Епископ Иннокентий упоминается также в повести М.А. Кузьмина "Крылья"
(1906): а есть и архиереи, светского не чуждающиеся, из ваших же, например, владыка Иннокентий" (ч. 2), что кратко характеризует отношение к Нижегородскому Епископу в интеллигентских кругах. Его брат Василий Григорьевич - известный старообрядческий издатель.

ТИХОН (Тит Деевич Качалкин; ок. 1879 - 4 марта 1968) - Митрополит Бе-
локриницкий, первосвятитель Древлеправославной Церкви Христовой в Румынии. Родился в старообрядческой семье, в с. Ново-Некрасовка Измаильской обл. В 1939-1940-xrr. старообрядческие приходы, расположенные в Маньчжурии, обратились в старообрядческую митрополию в Румынии с просьбой назначить к ним постоянного епископа. Недавно овдовевший Тит Деевич был пострижен в иноки и последовательно посвящен в степени священного сана. В 1941 г. святительскую хиротонию в с. Камень Добруджинской обл. совершил Митр. Белокриницкий Силуян в сослужении Еп. Иннокентия (Усова)
и Еп. Саватия (вероятно, Славского). В связи с войной Еп. Тихон не смог прибьггь на место служения и был определен на вдовствующую Тульчинскую епархию. В 1943 г. на Освященном соборе старообрядческой Церкви в Румынии был избран митрополитом.
Став главой Церкви в Румынии, митр. Тихон проявил себя стойким по-
борником отеческих преданий и канонов. Во время реформы календаря в
Румынии (перехода с юлианского календаря на григорианский) старообрядческая Церковь подверглась гонениям со стороны правительства Антонеску.

Митр. Тихону было предложено, чтобы он издал распоряжение совершать в старообрядческих приходах праздничные богослужения "по новому стилю". Владыка Тихон отказался, был арестован и заключен в концлагерь, где находился до вступления в Румынию частей советской армии.

ИОАСАФ (ок.1891 - 2 янв. 1985 г.) - Митрополит Белокриницкий (примерно в 1978-1982 гг.) в Румынии. Скончался в г. Браила (Румыния).
ЛЕОНТИЙ (Лаврентий Терентьевич Изотов; р. 1966 г.) - Архиепископ Белокриницкий и всех зарубежных древлеправославных Митрополит. Родился в селе Слава Русская области Добруджа (Румыния) в семье старообрядцев. С ранней юности жил в мужском монастыре Успения Пресвятыя Богородицы, расположенного близ его родного села. В 1989 поставлен во чтецы, а эатем по ринятии иноческого пострига с именем Леонтий - во иеродиакона. 24 марта 1996 г. о. Леонтий (к тому времени архидиакон) был рукоположен в сан Епископа. На Освященном Соборе Русской Православной Церкви в Румынии 24 октября 1996 г. (в г. Браила) он был избран Первосвятителем Старообрядческой Церкви в Румынии, а 27 октября, за торжественным богослужением, в котором принял участие Митрополит Московский и Всея Руси Алимпий Епископ Леонтий был возведён в сан Митрополита.

РОССИЙСКИЕ ПЕРВОСВЯТИТЕЛИ
АНТОНИЙ (Андрей Иларионович Шутов; 1800 или 1812-1881) - Архиепископ Московский и Всея России. Родился в с. Настасьино Подберезинской вол. Коломенского у. Московской губ., в семье, принадлежавшей к господству-ющей церкви. Его отец, Иларион Терентьевич, был крестьянин. В молодости Андрей Иларионович перешел в федосеевское согласие. Проживал сначала у
московского купца Ф.Гучкова, а затем на Преображенском кладбище, вступив в должность казначея. После 1845 г. принял иночество в одной из беспоповских обителей Черниговской губ. и вскоре удалился в Вост. Пруссию, где поступил в Войновсний монастырь. Настоятель монастыря принял его весьма недружелюбно, поэтому ок. 1851 г. он перешел австрийскую границу и поселился с другими федосеевскими иноками в с. Климоуцы, близ Белой Криницы. Скоро он познакомился с иноком Павлом Белокриницким. Часто беседуя с ним, Антоний, что называется, из первых уст узнал подробности возникновения белокриницкой иерархии и убедился в ее законности. В февр. 1852 г. он присоединился к старообрядческой Церкви. В Белокриницком монастыре 10 февр. он был вновь пострижен, 1 окт. поставлен Митр. Кирилам в иеродиаконы, 6 дек. - в священноиноки и 3 февр. 1853 г. митр. Кирил рукоположил его во Архиепископа г. Владимира. На следующий день новопоставленный Архиепископ отправился в путь. Когда правительство узнало о прибытии в Россию Архиеп. Антония, оно назначило за его поимку большую денежную награду - 12000 руб.; его искало множество сыщиков, в т.ч. добровольных. Однако это не испугало его. Он был недосягаем для правительства, переходил из деревни в деревню, ночуя на сеновалах, на чердаках и поставил за это время несколько десятков священников. Гонение это продолжалось вплоть до 1862 г., когда по указу имп. Апександра Н старообрядческое священство временно освободили от преследований. По прибытии владыки в Россию настоятель Рогожского кладбища, самый авторитетный старообрядческий священник того времени, протопоп Иоанн Ястребов, а также священник Павел Тульский признали его власть над собою, стали упоминать его на ектеньях и использовать полученное от него новоосвященное миро. Однако не все на новом месте складывалось гладко. Кроме строгого надзора и преследований со стороны правительства, архиеп. Антония ждало в России и испытание, связанное с тем, что Еп. Симбирский Ефроний, первым поставленный для российских старообрядцев, не подчинился ему и стал планировать создание особой иерархии. Тем не менее, несмотря на все трудности и препятствия, в первые девять лет архипастырского служения в России Антоний рукоположил для старообрядцев четырех
диаконов, 70 священников, 23 священноинока, шесть епископов.
В 1863 г. определением Освященного Собора российских епископов он был избран на святительский престол Москвы; это было признанием того, что он является главой всех древлеправославных христиан белокриницкой иерархии в России. Одновременно он стал и главой сторонников Окружного послания (хотя ради восстановления братского мира, для прекращения неокружнического раздора в Церкви, согласен бьи отменить "Послание"). Из других присущих ему взглядов надо отметить, что он решительно выступал за канонизацию святых священномучеников и исповедников протопопа Аввакума, иереев Лазаря, Никиты и иных пострадавших за древлее благочестие. В то время выражение подобных взглядов было весьма опасным, так как перечисленные мученики считались врагами царского дома. Архиеп. Антоний был незаурядной личностью. Он строил храмы, освятил за свою жизнь несколько сотен т. н. походных, или путевых, антимисов, запас которых не иссяк и до сего времени. Заботясь о духовной пище паствы, не оставлял никого и в материальной нужде. Старообрядцы всей России и за границей знали его как щедрого благотворителя, помощника в несчастье. Для поддержания pocсийских и заграничных старообрядческих монастырей архиеп. Антоний делал многочисленные пожертвования как деньгами, так и различной церковной утварью и книгами. Приобщившись к книге еще в знаменитой библиотеке Лаврентьевского монастыря, он всю жизнь собирал свою библиотеку. В это уникальное собрание входило много редчайших рукописей и старопечатных книг. После смерти Антония его библиотека поступила в книгохранилище Рогожского кладбища. При своей канцелярии Архиеп. Антоний специально держал нескольких писцов, чтобы распространять среди старообрядцев различные апологетические сочинения. С этой же целью уже на склоне лет он заботился об учреждении в одном из заграничных монастырей старообрядческой книгопечатни. Активная деятельность архиеп. Антония по укреплению старообрядчества сделала его главной мишенью для всех врагов белокриницкой иерархии, как внешних, так и внутренних. Архиеп. Антоний первым из старообрядческих ар-хиереев был погребен на Рогожском кладбище.
"Внешний образ владыки Антония представлял собою благоговейнейший вид: лице его было необыкновенной белизны, браду имел довольно долгую, широкую и белую - как серебро. Речь его была тихая и приятная. Можно сказать о нем по всей справедливости, что он был во всех отношениях точный отпечаток прежних истинных пастырей Христовых словесных овец", - писал о нем Г.А. Страхов.

САВАТИЙ (Степан Васильевич Левшин; ок.1825 - 8 сент. 1898) - Архиепископ Московский Родился в Пермской губ., в Черноисточенском заводе. С молодых лет проживал в различных старообрядческих скитах Сев. Урала и Сибири. В 1856 г. был пострижен в иночество. Рукоположен в священноиноки Еп. Саратовским Афанасием. Затем в его жизни наступил период усиленных преследований и арестов. В 1857 г. его арестовали в Сыльвинском заводе, но через год 6 дек. 1862г. по поручению Еп. Онуфрия, управлявшего в то время российскими церковно-иерархическими делами, Казанский Еп. Пафнутий рукоположил Саватия в Епископы на Тобольскую и Всея Сибири епархию. Дважды во время архиерейских служений жандармы пытались арестовать Саватия,
но в последний момент он спасался. В третий раз, в 1865 г., он был арестован в Томской губ., в д. Красный Яр, по обвинению в наименовании себя епископом и пропаганде старообрядчества. Просидел в томском тюремном замке шесть лет. В 1871 г. его сослали в Тулу под надзор полиции. После смерти Архиеп. Антония Освященный собор избрал его на Московский престол, и 10 окт. 1882 г. Епископы Пафнутий Казанский, Селивестр Новозыбковский и Балтский и Кирил Нижегородский возвели его в Архиепископское достоинство. В сане Архиепископа Московского Саватий служил почти 16 лет. В 1898 г. он был вынужден дать подписку правительству в том, что не будет более называться Архиепископом и священнодействовать. После этого он, как сложивший с себя священный сан, решением Освященного собора 1898 г. был удален на покой. Ему было позволено избрать себе место жительства по своему усмотрению, а также келейно служить литургию. Скончался в Москве, погребен на Рогожском кладбище.

ИОАНН (Иустин Авксентьевич Картушин; 1 июня 1837 - 24 апр. 1915) -
Архиепископ Московский и Всея России. Происходил из казацкой
семьи станицы Островской, Попкова хут., обл. Войска Донского. Двоюродный брат Архиеп. Московского Мелетия. Дом его семьи был местом молитвенных собраний хуторских старообрядцев. В 1868 г. во дворе Картушиных была выстроена моленная. Обязанности уставщика и головщика в ней исправлял Иустин Авксентьевич. К 30-летнему возрасту он стал и весьма известным начетчиком, много беседовал с миссионерами господствующей церкви, а также с беспоповцами и беглопоповцами. Во время поездок на Дон известного единоверческого игумена Павла Прусского он в собеседовании с ним весьма достойно противостоял ему и сумел одержать верх в прениях. Имея 35 лет от роду, овдовел, оставшись с двумя малолетними детьми. До 1882 г. жил с отцом и братом, помогая им в ведении хозяйства.

Еще в 1875 г. Архиеп. Антоний призывал его принять епископский сан. В 1885 г. Иустин Авксентьевич вел беседы с баптистами, появившимися тогда в Донской обл., во главе которых стоял бьгвший старообрядческий священник с. Казинки Ростовской губ. В.И. Гамаюнов. Итогом собеседований стало возвращение отступников в лоно Церкви. В том же году Картушин получил приглашение Еп. Кавказского Силуяна занять должность секретаря епископии. 21 июля 1890 г. он принял иночество и поступил в Пятипский монастырь. В апр. 1895 г. старообрядцы хут. Гурова Донской обл. пригласили инока Иоанна для собеседования с его родным братом - единоверческим миссионером Калиной Картушиным. Состоялись две беседы, по результатам которых инок Иоанн написал книгу "Разбор ответов миссионера Калины Картушина" (М., 1908).
В авг. 1898 г. Освященный собор избрал его сначала епископом на Донскую епархию (хиротонисан 9 авг. в Н. Новгороде Еп. Арсением Уральским и др.), а в октябре того же года Освященным собором он был избран на московскую кафедру. Возведен во Архиеп. московского Освященным собором во главе с Еп. Арсением уральским 16 окт. (по др. данным, 16 авг.) 1898 г. Возведение состоялось в Москве, в домовом храме Михайлова. Через два года правительство потребовало от него дать подписку в том, что он не будет впредь именоваться Архиепископом Московским и Всея России. Зная церковные каноны и имея пример Архиеп. Савватия, он рассудительно написал, что он не именуется Московским и Всея России, а только старообрядческим архиепископом. Неудовлетворенное этим правительство выслало Архиеп. Иоанна под надзор полиции в Тулу. В 1903 г. ему было
предложено избрать место жительства по своему усмотрению, исключая Москву с губернией. В севр. 1905 г. ему последовало
разрешение проживать где угодно, не исключая столиц, и владыка
Иоанн поселился в Москве, сначала в доме, принадлежащем старо-
обрядческой общине в Николо-Ямском тупике, а затем на Рогожском кладбище, в специально отстроенном для него верхнем помещении при лечебнице имени Сергея Ивановича Морозова (ныне здание стоматологической поликлиники). Но совершать открытые богослужения старообрядцам еще не было позволено. Лишь 22 окт. 1905 г., полгода спустя после распечатания алтарей на Рогожском
кладбище, было разрешено архиерейское служение в Покровском кафедральном храме, которое и совершил Архиеп. Иоанн в сослужении множества священников. Освященный собор, состоявшийся в апр. 1906г., принял решение об учреждении в Москве митрополии,
а на сентябрьском соборе того же года было постановлено "возвести господина Иоанна, московского архиепископа, в сан митрополита Российской старообрядческой области". Но решение это не удалось провести в жизнь из-за противодействия правительства. Известно также, что и сам владыка настойчиво отказывался от возведения его в этот сан. В 1906-1907 гг., после смерти Еп. Анастасия Измаильского, Архиеп. Иоанн временно управлял его епархией. В 1906 г. новообрядческий архиеп. волынский Антоний писал к архиеп. Иоанну с целью склонить его к объединению старообрядцев с господствующей церковью, на что владыка дал ответ, ясно выразив, на каких условиях возможно такое обьединение: "...единение весьма желательно... Предприятие Ваше к восстановлению единства русского христианства может осуществиться только посредсвом полного возвращения вашего к дониконовскому православию, при отмене всех новшеств и при отречении от тех порицаний и клятв, каковыми за двухвековой период обогатилась господствующая в России церковь". Владыка Иоанн много потрудился в деле умирения раздора неокружников. В 1912 г. он неоднократно предлагал встретиться для беседы с неокружническим Еп. Иоасафам, причем на самых невыгодных и непочетных для себя условиях. Встреча не состоялась, но не по вине владыки Иоанна. С началом мировой войны Архиеп. Иоанн освободил свои покои для нужд лазарета, а сам переехал неподалеку, в дом Соловьевых на Рогожском же кладбище, где и скончался. Владыка Иоанн освятил более 100 новых храмов, рукоположил 15 епископов, 92 священника и восемь диаконов. При нем были открыты новые епархии: Ярославская, Томская, Петроградская, Киевская, Рязанская и Иркутская. Близ хут.
Калач области Войска Донского с благословения Освященного собора 1906 г. им был основан мужской монастырь, в котором перед революцией 1917 г. находилось более 40 иноков. Погребен на Рогожском кладбище.
Прижизненный портрет Архиеп. Иоанна (холст, масло) находится в поме-
щении Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви.

МЕЛЕТИЙ (Михаил Поликарпович Картушин; ок. 1859 - 1934) - Архиепископ Московский и Всея России. Двоюродный брат Архиеп. Московского Иоанна. Родом из хутора Попкова станицы Островской Области Войска Донского. В священники рукоположен ок. 1886 г., в 1895 г. овдовел. Во Епископы на Саратовскую и Астраханскую кафедры рукоположен 7 дек. 1908 г. Архип. Иоанном Московским в сослужении Еп. Александра Рязанского и Егорьевского. На московский престол был возведён на Рогожском кладбище Освященным Собором во главе с Митр. Макарием 30 авг. 1915 г.

ИРИНАРХ (Иван Васильевич Парфенов; 18 ноябр. 1881 - 7 марта 1952) -
Архиепископ Московский и Всея Руси. Родился в слободе Печоры
близ Н.Новгорода в семье потомственных старообрядцев. С 13 лет по-
ступил на работу, одновременно помогая при местном старообрядческом храме. 1 июня 1913г. Еп. Иннокентий рукоположил его в сан
диакона. Через год о. Иоанн был поставлен иереем в с. Большое Му-
рашкино. В 1925 г. овдовел. На соборах 1927 и 1928 гг. о. Иоанн был из-
бран и утвержден кандидатом в Епископы, а 23 дек. 1928 г. в Самаре
был рукоположен во Епископы на Самарско-Уфимскую кафедру; через
два года арестован советской властью. Вышел на свободу в 1940 г.,
когда на воле оставался всего один престарелый Еп. Сава Калужский,
который и возвел его в сан Архиепископа Московского. В день
65-летия владыка Иринарх получил от председателя Совета по
делам религиозных культов при Совмине СССР И.В.Полянского
официальное поздравление. Это был первый за 300 лет существования старообрядчества случай, когда правительственный чиновник
обратился с поздравлением к старообрядческому Первосвятителю. Умер от повторного инфаркта. Погребен на Рогожском кладбище.
Следственное дело (архивный № П-7216) хранится в Управлении ФСБ по
Самарской обл.

ФЛАВИАН (Феофилакт Феофилактович Слесарев; 1 марта 1879 - 25 дек. 1960) - Архиепископ Московский и Всея Руси. Родом из крестьян с. Городище Области Войска Донского (Ворошиловский р-н Ворошиловградской обл.). 22 сент. 1905 г. рукоположен в сан диакона к Успенскому храму с. Городище, 12 февр. 1910 г. рукоположен в сан священника к тому же храму. Оба рукоположения совершил Архиеп. Иоанн. Участвовал в съездах Донецко-Донской епархии, Освященных соборах в Москве. Был избран благочинным 5 епархиального округа. В 1937 г. возведен в сан протоиерея Еп. Викентием. 27 мая 1947 г. был избран кандидатом в Епископы на вновь образованную Донецко-Донскую и Кавказскую епархию. 17 марта 1948 г. о. Феофилакт принял иночество. 22 марта он был хиротонисан во Епископы на Ростовскую кафедру Архиеп. Иринархом в сослужении с Еп. Геронтием Ярославско-Костромским. 12 июня 1951 г., после смерти Еп.
Геронтия, избран заместителем Архиепископа. 12 марта 1952 г., после кончины Архиеп. Иринарха, собором епископов, духовенства и мирян Еп.
Флавиан был избран на московский первосвятительский престол. Интро-
низацию Архиеп. Флавиана совершил Еп. Иосиф 16 марта 1952 г.
ИОСИФ (Иван Михайлович Моржаков; 1886 или 1885 - 3 ноября 1970) - Архиепископ Московский и Всей России. Родился в с. Пиявочное Озеро (Арзамасский р-н Нижегородской обл.), в старообрядческой семье. Родители - Михаил Степанович и Евдокия Афанасьевна. Шести лет от роду лишился отца. С 11 лет воспитывался при старообрядческом монастыре близ д. Елесино Нижегородской губ. Находясь в послушании у Еп. Кирила Нижегородского и Еп. Арсения Уральского, живших при монастыре, он изучил церковное пение и устав. В 1909 г. Еп. Нижегородский Иннокентии рукоположил его в диакона к храму в с. Василево (ныне г. Чкаловск Нижегородской обл.). В 1916 г. владыка Иннокентий поставил его иереем и определил настоятелем Успенского кафедрального собора в Н.Новгороде. В 1924 г. умерла его жена Пелагия, оставив ему семерых детей.

Вскоре о. Иоанн был арестован и 10 лет провел в тюрьмах и лагерях.
Выйдя на свободу, он еще ок. 10 лет скрывался, прячась у христиан и нигде подапу не останавливаясь. В 1945г. протоиерей Иоанн принял иноческий постриг и был хиротонисан во Епископа Кишиневского, Одесского, временно Черновицкого и Измаильского. Иноческий постриг и хиротонию совершили на Рогожском кладбище Архиеп. Иринарх и Еп. Геронтий. В 1953 г. на Освященном соборе Еп.Иосифу было предложено первосвятительское служение, но он по смирению отказался в пользу Еп. Флавиана. Еп. Иосиф был избран заместителем (наместником) Архиеп. Московского и Всея Руси. После смерти Архиеп. Флавиана он избирается на московский престол. 19 февр. 1961 г. в Покровской церкви на Рогожском кладбище Епископы Клинцовский и Новозыбковский Вениамин, Киевский и Винницкий Иринарх, Волго-Донской и Кавказский Александр совершили возведение в сан Архиеп. Иосифа. Погребен на Рогожском кладбище. Погребение совершил 9 ноября 1970 г. в Покровском соборе на Рогожском кладбище Еп. Кишиневский Никодим в сослужении с Епископами Иринархом Киевским, Винницким и Одесским и Иоасафом Клинцовско-Новозыбковским.

НИКОДИМ (Никита Тимофеевич Латышев; 1916 - 11 февр. 1986) - Архиепископ Московский и Всея Руси. Родился в с. Покровка Сорокского у. (Молдавия), в семье крестьянина. В 1919 г. его семья переселилась в
с. Старая Добруджа Бельцского р-на Молдавии, где он провел детство и начал служение Церкви. Мать его умерла, когда ему было три года, и отец, выполнявший обязанности псаломщика в церкви этого села, воспитывал своего единственного сына в страхе Божием и в христианском благочестии. Из-за бедности будущий архиепископ смог окончить только два класса начальной школы и был вынужден помогать отцу по хозяйству. В 1936 г. благочестивый юноша посвящается в чтецы Еп. Кишиневским Иннокентием (впоследствии Митр. Белокриницкий). 21 апр. 1940 г. им же рукополагается во диаконы Успенской церкви в Старой Добрудже (приняв обет безбрачия). Имея постоянным местом жительства это село, он с 1945 г. исполняет обязанности епархиального
диакона при Еп. Кишиневском Иосифе. С 1954 г. по избранию Освященного собора диакон Никита состоит кандидатом в епископы. В 1961 г. он избирается в епископы на кишиневскую епархию и рукополагается после иноческого пострижения. В 1962 г. на Освященном соборе избирается заместителем Архиепископа Московского и Всея Руси, а после кончины Архиеп. Иосифа вступает в управление старообрядческой Церковью. Освященный собор 22 окт. 1971г.
избрал Еп. Никодима Архиепископом, а 24 окт. в Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище состоялось возведение его в сан Архиепископа Московского и Всея Руси. Скончался после длительной тяжелой болезни, похоронен по своему завещанию в с. Старая Добруджа, где он провел большую часть жизни. Погребение его совершили 15 февр. 1986 г. Епископы Анастасий и Алимпий,
будущий Митр. Московский Всея Руси, незадолго до кончины владыки Никодима рукоположенный в епископы по его благословению.

АЛИМПИЙ (Александр Капитонович Гусев; р. 1929). - первый старообрядческий Митрополит Московский и Всея Руси, ныне здравствующий первосвятитель РПСЦ. Родился в Горьком (Н. Новгород) в семье старообрядцев. В 1932 г. семья переехала в г. Лысково Нижегородской обл. Трудиться начал с 16 лет: бакенщиком на Волге, пожарным. В 1946 г. поставлен в церковную должность чтеца. Военную службу проходил на Балтийском флоте в Кронштадте (наземные службы). Отслужив продолжал трудится в Лысково. В 1966 г. стал уставщиком Успенского собора в Н. Новгороде. Через год, дав обед безбрачия, был посвящён в сан диакона Архиеп. Московским Иосифом. 19 лет он прожил в келии на колокольне этого храма, исполняя иноческий устав жития. На Освященном Соборе 1969 г. избирался кандидатом в епископы. В 1985 г. по благословению Архиеп. Московского и всея Руси Никодима (в то время находившегося по болезни у себя на родине в Молдавском селе Старая Добруджа) Еп. Донской и Кавказский Анастасий, приехавший посетить болящего первосвятителя, поставляет о. Александра в священники в храме Успения Богородицы с. Старая Добруджа. В том же году в храме во имя пророка Илии в Гомеле принял иноческий постриг. По благословению Архиеп. Никодима 5 янв. 1986 г. хиротонисан Еп. Анастасием в сослужении с Еп. Евтихием Киевско-Винницким и Одесским в Епископа Клинцовского (г. Клинцы Брянской обл.). Хиротония проходила в Покровском Кафедральном Храме. на Рогожском Кладбище. На соборе духовенства, собравшегося на похороны еп. Анастасия, 13 апр. 1986 г. было единогласно решено считать Еп. Алимпия Местоблюстителем московского архиепископского престола, а на Освященном Соборе 1986 г. он избран Архиепископом Московским и Всея Руси. Интронизация совершена 6 июля 1986 г. российскими епископами и Еп. Киприаном (Румыния). В 1988 г. в празднование 1000 летия Крещения Руси, архиепископ Алимпий ихбран митрополитом Московским и Всея Руси. Интронизация состоялась 24 июля 1988 г.

ЕПИСКОПЫ
(по алфавиту)

АЛЕКСАНДР (Алексей Прокопьевич Богатенко, иногда писалось Богатенков; ум. 1928?) - Епископ Рязанский и Егорьевский. Поставлен в диаконы не поднее 1889 г., в это время он в сане диакона председательствовал на Казанско-Вятском епархиальном съезде. Некоторое время до этого был секретарём архиепископа Иоанна и членом московского Духовного совета, проживая в москве в Николо-Ямском тупике. Определением Освященного Собора 25 июня 1907 г. избран в епископы на Рязанскую епархию. Рукоположен на Рогожском кладбище 23 дек. 1907 г. Архиеп. Иоанном в сослужении Еп.Иосафа Казанского и Еп. Ионы Смоленского. 25 авг. 1910 г. получил во временное управление Петроградскую и Тверскую епархии, а 18 сент. 1912 г. - Казанско-Вятскую. 28 апр. 1915 г. закрытым голосованием избран местоблюстителем Московской Архиепископии. В нач. 1920-х гг. управлял московской епархией, затем исполнял должность помощника Московского Ариепископа Мелентия.
Большой книголюб, его библиотека рассеяна по различным фондам РГБ. Ок. 1910 г. его сын Я.А. Богатенко, исполнил известный в старообрядчестве экслибрис для библиотеки еп. Александра с изображением руки, покоящейся на книге с инициалами "Е.А." и надписью "Се моё". Личный архив хранится так же в составе фонда Рогожского кладбища (ф. 246).

АЛЕКСАНДР (Алексей Петрович Чунин; ок. 1905 - 11 мая 1970) - Епископ Волго-Донский и Кавказский. Епископом епархии былы 1958 - 1962 г.г. В 1958 - 1959 управлял так же Нижегородской и Костромской епархиями. До кончины находился на покое, скончался после продолжительной болезни.Погребен. при Успенском храме Н. Новгорода рядом с могилой Еп. Нижегородского Гурия. Погребение в этом храме совершил Еп. Иоасаф Клинцовско-Новозыковский.

АЛЕКСИЙ (Середкин; ум. 1899) - Епископ Самарский и Симбирский. Рукоположен 15 ноября 1879 г. Архиеп. Измаильским Виссарионом в сослужении других архиереев. в Хвалынске. Скончался в Самаре.

АЛИМПИЙ (Авдей Кузьмин; ум. 20 янв. 1899) - Епископ Тульчинский; рукоположен 15 авг. 1878 г. Архиепископами Иринархом Славским и Виссарионом Измаильским. В 1883 г. стал наместником Белокриницкой Митрополии с оставлением за ним Тульчинской Епархии. Скончался в Галицах, где и погребен.

АМВРОСИЙ (Александр Герасимович Гераськов; ок. 1804 - ок. 1886) - Епископ Саратовский. Из крестьян д. Ивантеевка (вероятно, Саратовской губернии); в этом селе он держал ямщину. Рукоположен 20 дек. 1871 г., 10 сент. 1872 г. был арестован в родном селе. При его аресте состоялась трогательная сцена прощанияс жителями деревни, которые со слезами подхлдили к нему под благословение. Из Ивантеевки был отправлен в Николаевск, а затем 11 сент.в Самару. Вскоре он был выпущен под залог на поруки, а 13 ноября дело о нём было перкращено. На покое с 1885 г. Вскоре после удаления от дел скончался и был похоронен в Черемшанском монастыре.

АМФИЛОХИЙ (Журавлёв) - Епископ Уральско-Оренбургский. Будучи иеродиаконом, был уполномоченным Еп. Антония Пермского на Освященном Соборе в дек. 1903 г. Хиротонисан 23 сент. 1916 г. в Томске Епископами Антонием Пермским, Иосифом Иркутским и Амурским и Иоасафом Томским. Согласно постановлению Освященного Собора от 21 авг. 1916 г., 17 сент. 1916 г. в Томск прибыли вышеупомянутые Епископы для того, что бы священноигумена Амфилохия принять избрание христиан Уральской Епархии и, в случае согласия, рукоположить его. Отец Амфилохий находился в это время в своём Ново- Архангельском скиту в 120 вёрстах от Томска, откуда и был вызван нарочным. На принятие сана о. Амфилохий согласился после долгих уговоров и с условием, чтобы ему позволили после принятие сана пожить некоторое время в своём скиту и, приведя дела в порядок, передать управление другому лицу. В 1921 г. скрывался в Н.- Архангельском (возможно, в том же самом) скиту в томско тайге, где печатал антисоветские листовки на вывезенном из города типогравском оборудовании журнала "Сибирский старообрядец".

В списке старообрядческих епископов, составленном о. Евгением Бобковым, среди Епископов Пермской и Тобольской епархий значится Еп. Амфилохий с датой оставления кафедры (или смерти) в 1932 г. Однако пока нет полной уверенности, что это одно и то же лицо. Известно, что в 1918 г. он участовал на Освященном Соборе на Рогожском кладбище.
АНАСТАСИЙ (1839 - 14 фев. 1906) - Епископ Измаильский. Происходил из крестьян-старообрядцев д. Иванщино Богородского уезда Московской губернии. До 17 лет занимался мануфактурной торговлей, затем уехал в Румынию в Славский монастырь. В свободное от монастырских занятий время много читал и изучал гравировальное и переалётное дело. В 1857 г. принял иноческий постриг. В 1874 Архиепископом Виссарионом был поставлен в иеродиакона, а через год - в священноинока и игумена Петропавловского монастыря. около с. Вилково (ныне г. Вилково в Одесской обл. Украины). После кончины Архиепископа Виссариона, по просьбе всех некрасовских старообрядческих общин, 8 марта 1881 хиротонисан во Епископы на Измаильскую кафедру Еп. Кавказским Силуяном и др. Освященным Собором 24 авг. 1901 г. ему временно было поручено управлять Киевской и Балтской епархиями. В 1873 г. в Яссах (Румыния) он издал свою книгу "История благочестивого священства". Весьма начитанный, энергичный, он принял живейшее участие во всех тогдашних наиболее крупных событиях и соборных делах старообрядческой Церкви. Скончался в Измаиле.

АНАСТАСИЙ (Антоний Фёдорович Кононов; 17 янв. 1896 - 9 апр. 1986) - Епископ Донской и Кавказский, временно Клинцовский и Новозыбковский. Родился д. Нарезка (ныне Сычевского р-на Смоленской обл.) в сембе старообрядцев. Был участником гражданской войны, всю Великою Отечественную Войну работал в тыловых организациях Московского военного округа. На пенсию его отпустили только в 70-летнем возрасте. 17 апреля 1966 г. он был рукоположен Архиеп. Иосифом в иереи Покровского кафедрльного собора Рогожского кладбища, а 23 мая 1973 г. Архиеп. Никодим хиротонисал его в Епископы на Донскую и Кавсказскую кафедру. После смерти Епископа Иосафа Клинцовского и Новозыбковского управлял и этой епархией до нач. 1986 г. После смерти Ахиеп. Никодима он 14 фев. 1986 г. избран местоблюстителем архиепископского престола. Владыка Анастасий возвёл в сан четырёх протоиерев, рукоположил 15 иереев, 13 диаконов, посвятил не один десяток чтецов и священноносцев. По благославению Архиеп. Никодима в сослужении с Еп. Евтихием он хиротонисал Епископа Алимпия (ныне Митрополит Московский и Всея Руси).
Среди архиереев старообрядческой церкви владыка Анастасий выделялся особенной бескомпромиссностью в отношениях с властями, что позволило ему совершить ремало благих дел для Церкви.
Погребен на Рогожском кладбище.

АНАТОЛИЙ (ум. 1873) - Епископ Балтский; рукоположен 19 дек. 1871 г.

АНДРИАН - Епископ Семипалатинский и Миасский, участник Освященных Соборов 1925, 1926 и 1927 г.г. на Рогожском кладбище.

АНДРИАН (Геннадий Четвергов) - ныне здравствующий Епископ Казанско-Вятский. Хиротонисан во Епископы на Казанско-Вятскую епархию в Покровском Соборе Рогожского кладбища в начале мая 2001 г. Митрополитом Московским и Всея Руси Алимпием в сослужении с Епископами Иоанном Ярославским и Костромским, Силуяном Новоисбирским и всея Сибири, Савватием Киевским и всея Украины и Зосимой Кишенёвским и всея Молдавии. Отличается активностью в управлении епархией. Так, по его инициативе в июле 2001 года прошёл молодёжный епархиальный съезд, стал выпускаться альманах "Благовестник древлей веры" и т.д.

АНТОНИЙ второй, или гуслицкий (Афанасий Климов; ум. 1870) - неокруж-
нический (см. неокружники) Епископ Московский белокриницкой иерархии. Из крестьян д. Иванищево Московской губ. До рукоположения пребывал в Куреневском монастыре. Поставлен в иеродиакона в Белой Кринице Митр. Кирилом. Им же возведен в сан священноинока и епископа в австрийских Соколинцах 24 июля 1864 г. для того, чтобы сменить на московском святительском престоле Архиеп. Антония (Шутова), называемого также Антонием первым. Это поставление было следствием углубления раздора неокружничества. Антоний второй активно боролся с Окружным посланием и его сторонниками, собрал в подмосковных Гуслицах несколько неокружнических соборов, но успеха не имел.

АНТОНИЙ (ум. 23 авг. 1870) - Епископ Фрумосский, наместник Белокриницкой Митрополии; рукоположен Митр. Кириллом 8 сент. 1867 г. на г. Тыргу-Фрумос и окресные селения.

АНТОНИЙ (Афанасии Паромов; 1855 - 6(19) сент. 1918) - Епископ Пермский и Тобольский (в 1898 г. именовался Тобольским и Колыванским); родился в с. Невьянский завод Екатеринбургского у. Пермской губ. Из братии монастыря, основанного иноком (впоследствии игуменом) Феофилактом. Пострижен священноиноком Трифилием в 1883 г. В 1889 г. поставлен в священноиноки Архиеп. Саватием. Им же рукоположен в епископы 14 июля 1894 г. в сослужении Епископов Кирила Нижегородского и Паисия Саратовского в Глухове близ г. Богородска Московской губ. В авг. 1899 г. Освященный собор определил его на Пермскую и Тобольскую епархии. Его резиденция находилась в Вознесенском монастыре, отстоявшем от станции Шамары на пять
верст; 25 иноков этого монастыря вели строгий, аскетический образ жизни. В 1912 г. по неясным причинам решил отказаться от управления епархией и уйти на покой, но под влиянием усиленных просьб других епископов старообрядческой Церкви переменил свое решение. Составил комментированный "Святоотеческий сборник", в котором наряду с другими рассматриваются вопросы "О пророках Илие и Енохе и об антихристе", "О Церкви Христовой и церковных таинствах",
"О еретиках и принятии от них хиротонии" (М., 1910). Скончался в схиме.
0 Еп. Антонии имеются и другие данные, несколько расходящиеся с вышеприведенными: родился ок. 1846 г. в Пермской губ., в крестьянской семье старообрядцев часовенного согласия. В 1880 г. присоединился к Церкви Христовой и поселился в Архангельском скиту в тайге, в 120 км от Томска. В 1882 г. поставлен в священноиноки Еп. Савватием. 14 июля 1884 г. хиротонисан во Епископа Пермского и временно Сибирского. В 1889 г. основал женский монастырь на р. Юкса. В сент. 1889 г. освобожден от управления сибирской епархией и отбыл в Шамарский скит на р. Сылва для управления Пермско-Тобольской Епархией.

Дата публикации: 2004-06-18 (7368 просмотра(ов))

Яндекс.Метрика