усская
старообрядческая диаспора - самый старый исторически сложившийся пласт
современного дальнего (и ближнего) русского зарубежья, сохранивший древнерусское
наследие и устойчивый перед лицом иноязычного и инокультурного окружения
вот уже на протяжении более чем 300 лет. В подавляющей своей массе они
не ассимилированы, за исключением старообрядцев Эри (США), активно сохраняют
и развивают самобытность.
Русская старообрядческая эмиграция
в конце XVII - XIX вв.
енезис
русской старообрядческой эмиграции пришелся на конец XVII- первую половину
XVIII вв. и был обусловлен Великим Расколом в русской Церкви и обществе
из России сторонников древлеправославного благочестия, подвергавшихся
жестоким притеснениям со стороны светских и духовных властей.
миграция
русских старообрядцев за границу началась вскоре после Собора 1667 года
и особенно усилилась в правление царевны Софьи и при патриархе Иоакиме.
Первоначальными регионами их расселения стали земли Речи Посполитой, земли
балканских владений Османской империи (княжества Валахия и Молдова) -
Добруджа и Буковина, где они пользовались полной свободой вероисповедания.
сентябре 1708 г. после поражения в Крестьянской войне Кондратия Булавина
казаки-старообрядцы во главе с атаманом И.Ф.Некрасовым ушли на Кубань
(Турция); туда к ним бежало и несколько тысяч крестьян.
В Речь Посполиту бежали старообрядцы-федосеевцы из новгородских и псковских
областей. В 1699-1708 гг. основатель феодосиевского согласия Ф.Васильев
лично пребывал на территории Польши, что несомненно способствовало бегству
сюда его единоверцев. В первой половине XVIII века северо-восточные окраины
Речи Посполиты приняли массу беженцев из России, которые спасались от
крепостного гнета. Многие русские выходцы "новообрядческого вероисповедания",
приходя в Польшу принимали старообрядчество. Однако Российская империя
вскоре включила польские земли в свои границы.
1840-х годов неотъемлемой частью бытия русской старообрядческой диаспоры
стал феномен "восстановленной иерархии": в Белокриницком монастыре
в Буковине (Австрия) сначала была создана старообрядческая архиерейская
кафедра, преобразованная затем в митрополию, а вскоре после этого возникли
и зарубежные епархии. С 1860-х гг. у зарубежных старообрядцев появились
собственные типографии. Таким образом сложился уникальный феномен "зарубежной
Древлеправославной России" со своими монастырями, епархиями, иерархией,
типографиями, привилегиями. Однако она не была отделена от России, а пребывала
в состоянии постоянной сопряженности, взаимодействия с ней: русские общины
за рубежом были прочно связаны с московскими центрами, шел постоянный
обмен посланиями, полемическими сочинениями книгами, наставниками, финансами
и т.д.
конца 1880-х гг. русские старообрядцы начали переселяться в США. Одними
из первых в Новый Свет отправились поморские старообрядцы из Сувалок (Польша)
и сельских районов вокруг Минска . Их эмиграция совпала с активным проведением
на "инородческих" окраинах Российской империи политики руссификации,
культурной и конфессиональной унификации населения С гонением на национальности
соединялись и гонения религиозные. Именно при Александре III начали отнимать
детей у сектантов (духоборов, униатов и т.д.) и отсылать их подальше от
родителей для воспитания в православной вере .
ервое
упоминание о переселении поморских старообрядцев (беспоповцев) в Пенсильванию
относится к 1888 г. Они работали на шахтах на юго-западе Пенсильвании,
а затем переселились в Эри. Кроме того, они проживали в Нью-Джерси и Мичигане.
В начале ХХ века первые русские старообрядцы появились в США. Часть из
них поселилась в Калифорнии.
коло
4 тыс. человек проживали в 30-х годах в Питсбурге, Эссене и соседних графствах
Пенсильвании, работая на местных шахтах и заводах.
осле
1905 г., когда в России была объявлена свобода вероисповедания эмиграция
старообрядцев прекратилась. Напротив, начался процесс реэмиграции.
Русская старообрядческая эмиграция
в ХХ в.
осле объявления свободы вероисповедания в России в 1905 г. религиозная эмиграция, в том числе и старообрядцев, резко сократилась. Напротив, начался процесс их реэмиграции из Австрии, Румынии и Турции при поддержке Всероссийских съездов старообрядцев.
то же время в Канаде среди православных русских обнаружилось активное
стремление к принятию старообрядчества. "Срочно требовалось учредить
в Канаде старообрядческую епископскую кафедру", - отмечал Ф.Е.Мельников.
На волне событий епископ Нижегородский Иннокентий в спешном порядке, без
согласия Собора и без ведома архиепископа, в 1907 г. "поставил в
епископы на Канаду" присоединившегося к старообрядческой Церкви архимандрита
Михаила (Семенова). Но вплоть до своей смерти в 1916 г. еп. Михаил так
и не смог выехать в Канаду .
осле октябрьской революции 1917 г. старообрядческая эмиграция из России возобновилась. В ней отчетливо прослеживаются 2 периода -Гражданской войны и 1920-х -1930-х годов.
первый пореволюционный период из России в Европу выехали представители
торгово-промышленно-финансовой буржуазии и одновременно известнейшие российские
меценаты, благотворители и собиратели древнерусской иконописи - выходцы
из знаменитых старообрядческих родов (Владимир Павлович, Павел Павлович
и Степан Павлович Рябушинские, Дмитрий Васильевич и и Василий Васильевич
Сироткины, Сергей Николаевич Третьяков и др. ).
а
рубежом одни из них занялись политикой в рамках Российского финансово-промышленно-торгового
союза, другие - бизнесом, но внутренне практически все они были неразрывно
связаны с Россией, ее культурой и древлеправославной верой. Эмигрировавший
в Сербию, Д.В.Сироткин не переставал интересоваться старообрядческой церковью,
оказывал материальную помощь старообрядцам, беженцам в Румынии. Его родной
брат В.В.Сироткин, уехавший в Америку и сохранивший "деловую жилку",
в то же время уделял серьезное внимание старообрядчеству и читал о нем
в Нью-Йорке публичные лекции.
Во время голода в Поволжье в 1921 г. Российскому финансово-промышленно-торговому
союзу (среди членов которого было не мало старообрядцев) принадлежала
инициатива организации в эмиграции комитетов помощи голодающим.
собо
стоит отметить деятельность В.П.Рябушинского - автора книги "Старообрядчество
и русское религиозное чувство", работы "Русский хозяин"
(уникальный опыт осмысления особенностей русского предпринимателя). В
1926 г. он организовал в Париже общество "Икона", которое ставило
своей целью приобщение западноевропейцев к русской иконописи.
о
второй период (1920-е - 1930-е гг.) старообрядцы начали осваивать Китай.
В 1920-е гг. десятки старообрядческих семей (поповцы), не принявших коллективизацию,
ушли с Алтая в Синьцзян . А во второй половине 1930-х гг. - из Приамурья
и Приморья в Маньчжурию переселились беспоповцы, где осели вблизи Харбина,
в районе Трехречья. Там они крестьянствовали, разводили скот, занимались
пчеловодством. Материально их поддержало Бюро эмигрантов. Старообрядческие
эмигранты 1930-х гг. основали целый ряд поселений: Романовку (осн. в 1936
г.), Массаловку (Чипигу), Медяну, Коломбо, Силинхэ и др. Сюда стали стекаться
старообрядцы со всей Маньчжурии и Синьцзяна. К лету 1945 г. в Романовке
насчитывалось 45 дворов - 200 жителей. 22 июля 1940 г. на собрании епископов
и священннослужителей белокриницкой иерархии в Славском монастыре было
постановлено рукоположить на Маньчжурскую старообрядческую епархию Т.Д.Качалкина.
которого еще пять лет назад маньчжурские старообрядцы избрали кандидатом
в епископы. Постриженный в иноки с именем Тихона, он был рукоположен в
епископы митрополитом Силуяном и епископом Иннокентием 25 августа 1940
г. в селе Камень (Добруджа) .
осле
прихода в августе 1945 года советских войск в Маньчжурию многие мужчины
- старообрядцы были высланы в Сибирь, а их хозяйства раскулачены. Старообрядцам
пришлось рассеяться по всей Маньчжурии; некоторые вернулись на родину
(проживают сейчас в Солнечном районе Хабаровского края) . А после победы
в Китае коммунистов в 1949 году русским старообрядцам предложили покинуть
страну. Они переселились в Гонконг, а затем в 1958 г. при помощи ООН -
в США, Аргентину, Парагвай, Чили и Бразилию и Австралию. В Бразилии в
200 милях от Сан-Паулу, в Куритибе старообрядцы получили с помощью Всемирного
совета церквей 6 тыс. акров земли .
1960 г. не сумев адаптироваться в Бразилии старообрядцы при поддержке
Толстовского фонда и министра юстиции Р.Кеннеди перебрались в США (штат
Нью-Джерси). В 1963 г. туда переехала часть староверов-"турчан"
из Румынии. Первоначально 5000 старообрядцев расселили в районе Паттерсона
и Лейквуда.
аботая
по найму, часть из них стала быстро ассимилироваться, а другие начали
посещать православную церковь. Другие, стремясь сохранить древлеправославное
благочестие, двинулись в путь на северо-запад США в штат Орегон. С 1964
г. старообрядцы-"харбинцы", "синьцзянцы" и "турчане"
поселились в долине Уильямет близ Вудберна, по соседству с возникшей в
1952 г. сельскохозяйственной колонией молокан-прыгунов. Однако и здесь
старообрядческая молодежь стала быстро охладевать к соблюдению строгих
традиций. Тогда по совету Толстовского фонда группа староверов переселилась
в леса Аляски. В 1967 г. их инициативной группой за 14.000 $ у штата был
куплена одна квадратная миля в лесах Кенайского полуострова. В 1968 г.
сюда начали переселяться староверы из Орегона, потомки "харбинцев".
К началу 1970-х гг. на Аляске была построена деревня Николаевка (в 1970-х
гг. в ней проживало 60 семейств - 400 человек). Старообрядцы основали
"Русскую морскую компанию" и наладили производство дизельных
рыболовецких катеров; занимались рыболовецким промыслом в океане. Верфь
в Николаевке выпускала 13-15 катеров в год (стоимостью 150 тыс. $ каждый).
В 1983 г. в Николаевке была открыта государственная школа, преподавание
в которой ведется на английском и русском языках .
1980-х гг. несколько членов общины во главе с Кондратием Фефеловым побывали
в Румынии и попросили у браиловского митрополита восстановить священство.
После появления в Николаевке церкви, община раскололась и часть ее жителей
образовала две соседние деревни Вознесенка и Малиновка.
од
влиянием решений поместного собора Русской Православной Церкви в 1971
г. и Собора епископов Русской Православной Церкви за рубежом в 1974 г.
целый ряд беспоповских общин в Австралии, США, Латинской Америке и Европе
приняли священство и присоединились к Белокриницкой иерархии. В 1982 г.
приняли священство беспоповцы в австралийском городе Данденонг , переселившиеся
туда из Синьцзяня. С помощью верующих из Мельбурна и Сиднея они выстроили
церковь. На Аляске также был рукоположен священник для часовенных старообрядцев.
1980-е гг. в Эри (Пенсильвания) старообрядцы-беспоповцы установили контакты
с Синодом русских православных епископов за рубежом. Большинство членов
общины в Эри выступило за восстановление священства, но 25 % отказались
и создали отдельный приход поморских беспоповцев . Таким образом начался
процесс консолидации зарубежных старообрядцев, который продолжается и
сегодня .
Современная русская старообрядческая
диаспора в дальнем зарубежье
а
сегодняшний день наиболее крупные поселения русских староверов за рубежом
находятся в Румынии, США, Польше, Австралии, Болгарии, Канаде. Небольшие
общины старообрядцев есть в некоторых странах Южной Америки, Монголии.
В 1940-х годах Ф.Е.Мельников упоминал о старообрядческом приходе во Франции
(Париже).
Румыния
Румынии проживает основная часть зарубежных старообрядцев. Потомки русских
религиозных эмигрантов XVIII вв. являются в Румынии национальным меньшинством
и их именуют липованами. По официальной статистике в 1992 г. русских-липован
было 39.000 чел.
1948 г. - 39.000 1977 г. - 21.000 + 11.000 назв. себя липованами
1956 г. - 39.000 1978 г. - 32.000
1961 г. - 40.000 1983 г. - 32.000
1966 г. - 39.000 по этнич. самосознанию, 1987 г. - 32.000 41.000 назвали
рус. яз. родным яз. 1992 г. - 39.000
днако
по словам председателя Общины русских-липован (обществення этническая
организация) Ф.Кирилэ их более 100 тысяч .
тарообрядческий
писатель и полемист Ф.Е.Мельников отмечал в 1940-х гг.: "Это название
совершенно случайное. <....> Вернее, наименование это происходит
от названия селения Липовень в Буковине, которое старообрядцы заселили
впервые в 1669 г. Само собой понятно, что такое совершенно случайное название
ничуть не определяет ни верования, ни истории, ни происхождения старообрядчества
и поэтому должно быть отброшено и заменено соответствующим титулом. Об
этом и просили старообрядцы румынское правительство в 1938 г. в представленной
ими мемории" . Однако, как видно из вышеприведенных данных, в 1977
г. 11 тыс. русских сами назвали себя липованами.
тарообрядцы в Румынии в основном являются жителями дунайской дельты. Они проживают в уездах Ботошан Сучава, Яссы, Васлуй, Пятры Няну, Бакэу, Галац, Брэила, Тульча, в Бухаресте. В городах Румынии существуют кварталы липован - махалы. В жудеце ( уезде) Тульча в 1977 г. они составляли 11,2 % населения. Проживают они и в северо-западной Добрудже . Традиционными видами деятельности липован являются рыболовство и обработка камыша, сельское хозяйство. В области дельты липоване частично перемешались с языково и культурно-близкими украинцами. Среди русских в Румынии есть и потомки казаков-некрасовцев, принадлежащих к Древлеправославной церкви. С 1990 г. они находятся под омоформом епископа Евмения. 14 января 1990 г. в Бухаресте создан инициативный комитет, который призвал русских-липован Румынии основать общественную этническую организацию - Общину русских-липован. 8 апреля состоялась учредительная конференция Общины, председателем которой был избран д.фил.н. Андрей Иванов, а его заместителем д.фил.н. Федор Кирилэ. Одна из основных целей Общины - консолидация русского меньшинства в Румынии и защита прав его представителей
США
США существуют несколько старообрядческих общин. Самая крупная из них
- Орегонская, насчитывавшая в 1992 г. более 6000 человек. Группы староверов,
связанные с этой общиной проживают на Аляске (около 1000 человек) и в
Канаде (около 500 человек).
регонские
староверы освоились в различных областях деятельности: они занимаются
сельским хозяйством, приобретением земель, выращиванием плодовых и ягодных
культур, корма для скота; работают на фабриках (мужчины-плотниками, женщины
- швеями) и бригадами на лесозагатовках. Часть из них имеют собственные
предприятия, такие как: фирма, занимающаяся выращиванием деревьев на продажу,
компания по производству изделий из стекловолокна ("джакузи"),
фирма по производству швейных иголок на батарейках (снабжает все магазины
фольклорных товаров в США), строительные компании. На Аляске староверы
занимаются коммерческим ловом рыбы
бщина
старообрядцев в Эри (Пенсильвания) одна из старейших в США. Однако она
существует на религиозном единении ее членов, которые утратили русскую
культурную самобытность: старообрядцы Эри не говорят на русском языке,
службы в церкви ведутся на английском языке.
Польша
а
1989 г. численность русских староообрядцев в Польше, составляла около
2600 человек . Большинство из них проживают в трех соседних районах Сувалкского
воеводства: Августовском, Сувалкско-Сейненском и на Мазурах. Главными
центрами являются Габово-Грондская , Сувалкская, Водзиловская и Войновская
старообрядческие общины, над которыми духовное и организационное верховенство
осуществляет Высший Старообрядческий Совет Польши с местопребыванием в
Сувалках . В 1990 г. в Сувалкско-Сейненском районе проживало 369 староверов,
из которых 190 в Сувалках, а а остальные в 20 населенных пунктах Сувалкского
воеводства . На 1990 г. этими населенными пунктами были: Шуры, Липина,
Лещево, Плотично, Буда Руска, Росохаты Руг, Глушин, Соколово, Сейны, Штабинки,
Близна, Щебра, Краснополь, Романцове, Олецко, Голны Вольмера, Гижицко,
Элк и Граево. В 1991 г. взносы в приходскую кассу платили старообрядцы
из Гуты и Белостока.
о
сих пор старообрядцы в Польше сохранили свое религиозное и культурное
своеобразие. В семьях и между собой разговаривают только на русском языке.
Русский язык в разговорном диалектном варианте является первым, которому
учатся старообрядческие дети . Польский язык - второй, не родной, с ограниченной,
но очень важной коммуникативной функцией: его используют окказионально
при контактах с собеседниками, не принадлежащими к их группе. Но в польском
языке старообрядцев присутствуют элементы русского говора (межъязыковая
интерференция), что отличает его от речи населения северо-восточной Польши.
ак
отмечает польская исследовательница Anna Zielinska, старообрядцы сильно
эмоционально связаны с родным языком. Язык и религия дают им чувство сплоченности
и своеобразия . Сувалкские и августовские старообрядцы часто встречаются,
вместе отмечают праздники, но они редко путешествуют в другие области
Польши и страны. Печатные издания и книги читают мало.
последнее время русские старообрядцы стали подвержены ассимиляционным
процессам: в школах в речи детей польский язык вытесняет русский, молодежь
все чаще уезжает в город; распространились смешанные браки с католиками.
днако
в Сейнах самобытность русских старообрядцев стремятся сохранить сами поляки.
В январе 1991 г. сувалкский воевода создал там центр "Пограничье
- искусств, культур, народов", деятельность которого направлена на
многостороннее и глубинное проникновение в межкультурные процессы, идущие
в рамках общин пограничья (создан Центр документации культур пограничья,
Класс культурного наследия, проводится целый ряд проектов). Проект "Память
древних времен" осуществляется с группой детей пограничья, в которую
входят поляки, литовцы, украинцы и русские (из семей старообрядцев). Цель
образовательно-художественной работы - поиски ответа на вопрос: как сделать
традиции жизненной ценностью молодых поколений под конец ХХ века? Опорой
отдельным частям проекта: "Дом", "Гнездо" и "Храм"
- служит ближайшее пространство, окружающее детей, его архетипический,
символический и сакральный пласты. Проект осуществляется путем действительного
строительства дома, гнезда и храма, сопутствующих этому художественных
занятий, экспедиций в деревни к старикам .
Австралия
тарообрядческие
общины в Австралии есть в Сиднее, Мельбурне, Данденонге. Все (за исключением
одной) канонически подчинены румынской митрополии. Старообрядческий священник
Кирилл Иванов, ныне скончавшийся, создал в Австралии общину московской
юрисдикции.
При содействии Белокриницкой митрополии и Фонда им. Ф.Е.Мельникова Австралии
(Лидкомб) издается журнал "Церковь"- духовно-просветительный
журнал "древлеправославных христиан в рассеянии сущих".
Болгария
Болгарии существует два компактных поселения русских некрасовцев: село
Казашко около Варны и село Татарицы около Силистры. На 1992 г. в них проживало
около 1000 человек , в частности в Татарице в 1990 г. - 600-700 чел.
екрасовцы
в Болгарии - это специфическая этно-конфессиональная общность, члены которой
находятся на одном уровне развития с окружающим болгарским населением,
но являются этнически, конфессионально и языково чуждыми. Они говорят
на южно-русском диалекте. В рамках группы существуют суб-конфессиональные
расхождения: в Татарице проживают поповцы, связанные с Беликриницкой иерархией,
а в Казашко - беспоповцы. Некрасовцы - болгарские подданные .
ежду
поповцами и беспоповцами в Болгарии существует взаимная неприязнь. Из-за
конфессиональных различий до сер. ХХ века браки между двумя общинами были
запрещены. В результате смешанных браков в Казашко 50 % населения болгары.
В Татарице более гомогенный состав населения вседствие связей с румынскими
старообрядческими поселениями. Отношения с болгарами бесконфликтны.
алочисленность некрасовцев, политическая конъюктура последних 45 лет и традиционная симпатия к русским обеспечили им спокойное существование без опытов этнической ассимиляции.