Святый апостол Павел, предостерегая православных христиан от обольщения
еретиков, пишет: "Помните наставники ваша, иже глаголаша вам Слово
Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их"
(Евр., зач. 334) и "в научения странна и различна не прилагайтеся".
Здесь мы, не входя в подробное рассуждение проявления безчиния в среде
чад Церкви, остановимся на самом видном и всем бросающемся в глаза зле
- брадобритии.
Эта эпидемическая болезнь, латинская ересь, быстро прививается между некоторой
молодежи, которая, выйдя из должного повиновения родителей и не слыша
живого, обличающа-го их беззакония, поучительного слова пастырей Церкви,
не стесняясь и не стыдясь никого и ничего, входит в та-ком нехристианском
виде во святыи Божии храмы.
Эта блудолюбнаго образа прелесть, заражающая некоторых христиан, всегда
осуждалась отцами Церкви и признавалась делом поганых еретиков и ересью.
Отцы Стоглаваго собора, рассуждая о брадобритии изложили следующее постановление:
"Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы
не брить брад и усов не подстригать, таковая бо несть православных, но
латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина.
И о сем апостоль-ская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают...
Что же, о стрижении брад не писано ли в законе? Не подстригайте брад ваших,
се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови
рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред
Бо-гом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено
есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, имже брады пострижены.
Вы же се творяща человеческаго ради угождения противящеся законом, не-навидими
от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити,
отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша,
и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшнаго прещения, православным
таковаго творите неподобает" (Стогл., гл.40).
Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает
в себе следующее изречение: "Не должно также и на бороде портить
волосы, и изменять образ человека во-преки природе. Не обнажайте, говорит
закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным
для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду
свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога
создавшаго тебя по об-разу своему" (Постановл. св. апостол. Изд.
Казань, 1864 г., стр. 6).
Святии апостолы и отцы Церкви, признавая брадобритие ересью, вос-прещая
православным христианом предаваться сей мерзости, ко исправлению этой
эпидемии брадобрийства принимали различные меры. В Боль-шом Потребнике
изложено так: "Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть,
душегубительныя ереси еже остризати и брити браду" (л. 600об.) Отцы
Стоглавнаго со-бора, дабы окончательно пресечь зло брадобрийства, поступили
более стро-го чем изложено в Большом Потреб-нике. Они изложили следующее
определение: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит
над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просфоры, ни свещи по
нем в церковь принести, с неверными да при-чтется, от еретик бо се навыкоша"
(гл. 40). А толкователь правил церкви Зонар, толкуя 96 правило 6 Вселенского
Собора и, осуждая брадобритие, говорит: "И так отцы сего собора отечески
наказывают деляющих то, о чем они выше сказали, и подвергают отлучению".
Это так определяли святые апо-столы и святии отцы соборне; теперь послушаем
еще как смотрели на эту язву христианства отцы Церкви в частности.
Святой Епифаний Кипрский пишет: "Что хуже и противнее этого? Бороду
- образ мужа остригают, а во-лосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях
апостольских Слово Божие и учение предписывают, чтобы не портить её, то
есть, не стричь волос на бороде" (Творен. его, часть 5, стр. 302.
Изд. Москва, 1863 г.).
Преподобный Максим Грек глаголет: "Аще же прокляти уклоняющиися от
заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, тойже клятве подлежат
и истребляющии бритвою брады своя" (Слово 137).
В Служебнике патриарха Иосифа говорится: "И не вем, в сицевый народ
православия, в кое время в велицей Росии еретический недуг привниде. Якоже
по летописным книгам рещеи, предание царя греческаго, паче же врага и
отступника веры христианския и законопреступника Константина Ко-валина
и еретика, еже постригати брады, или брити, якоже рещи богосоз-данную
доброту растлевати, или паки рещи по летописным книгам подтвержению сея
злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага
и отступника веры христиан-ския, римскаго папы Петра Гугниваго, яко и
тому сию ересь подкрепившу, и римским народом, паче же и чином их священным
сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию архиепископу
Кипрскому евтихскою сию ересь нарекшу. Ибо Константина царя Ковалина и
еретика се узаконено есть, на том вси знают, яко еретическия слуги суть,
иже брады им пострижены" (Изд. лета 7155, лист 621).
Подобно и сербский митрополит Димитрий писал: "Окаянии латини во
многи ереси впадоша: во святую четы-редесятницу в субботу и в неделю сыр
и яйца ядят, и детям своим во весь пост не возбраняют. В субботу и в неделю
повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады
своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейшии того творят и усы подкусывают...
сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра Гугниваго,
брити брады и усы. Ибо Господь Моисеови рече: да не изыдет постризало
на брады ваша, се бо мерзско Господеви" (его книга глава 39, лист
502).
Указывая брадобрийцам закон Церкви, наставление, обличение и наказание
пастырей Христовой Церкви, мы воспомянем и ревность христиан, причтенных
к лику святых, которые страшась прещения отцов Церкви, ни за что не согласились
исполнить приказание нечестиваго князя Ольгерда, чтобы обрить свои брады,
за что и пострадали.
В святцах с житиями, напечатанных при патриархе Иосифе в 7157-е лето,
говорится: "Антоний, Евстафий и Иоанн пострадали в литовстем граде
Вильне от князя Ольгерда, первое за брадобритие, так и за прочая законы
христианския, в лето 6849" (смотри под 14 апреля). Под этим же числом
апреля в Четии-минеи указывается, что Антоний, Евстафий и Иоанн потому
только и были познаны от князя Ольгерда христианами, что они, во-преки
языческого обычая отрастили волосы на браде.
Такое страдание святых мучеников за христианские обычаи, между которыми
на первом плане красовалась борода, должно служить для истинных христиан
примером скромности и образом благочестивой жизни. Не брить и не стричь
бороды - дело христианское, дело немаловажное -- это есть исполнение предписанного
Церковью закона, обязательно для верующих в Бога и Его святую Церковь.
Святии мученики, отрастив брады свои как требует долг христианина, показали
нечестивому князю Ольгерда, что они не суть уже поклонники и служители
демона, но подражатели образа жизни Христа во плоти, кото-рою он проводил
на земле ради спасения рода человеческого. Такую благочестивую жизнь и
ношение по христианскому обычаю бороды нам заповедали отцы 6 Вселенского
Собора; ибо они говорят: "Во Христа крещением облекшиися, дали обет
подражати во плоти житию Его" (96 правило Шест. Всел. соб. полн.
перев., толк. Зонара).
Так, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых ерети-ков,
идолопоклонников и неверующих в Бога и Его Святую Церковь. За таковый
поганский обычай отцы церкви строго осуждают и наказывают, и предают клятве;
и нераскаявшихся и в сем беззаконии преставльшихся лишают всякого христианского
напутствия и поминовения.
Молим Господа нашего Iсуса Христа, да престанет эта мерзость - брадобрийство
в нашей единоверной братии, молим и вас, наших пастырей, чтобы вы поучали
Богом вверенное вам стадо Христово, по священным правилам детей своих,
всех православных христиан поучали бы и нака-зывали, чтобы от всех тех
злых еретических дел престали и жили бы в чистом покаянии и в прочих добродетелях.
Отпечатано с Церковного календаря
Преображенской старообрядческой общины.