Письмо сие:
"Милостивый Государь; Иван Иванович! Пишу тебе это письмо не укоряя
тебя в твоей вере и учении, а истинно хочу узнать, неужели Вы и Ваши единомысленники
на самом деле искренне и душевно убеждены в том, что христианскому обществу,
принадлежащему ко святой соборной и апостольской Церкви Христовой можно
обходиться и без Таинства Священства и говорить, что общество безпоповцев
хотя и не имеет Таинства Священства, но исповедует веру ту, которая была
на Руси от лет Князя Владимира и до лет Патриарха Никона. Это обстоятельство
крайне удивляет меня и я хочу Вам сказать следующее: неужели Вы, земляк
мой, Иван Иванович, питая ненависть и несправедливое мнение к Грекороссийской
Церкви, ныне забыли даже то, что Грекороссийская Церковь, как ныне, так
и от лет Князя Владимира до лет отделения ваших предков, учителей безпоповства,
была всегда с Епископами, т. е. с Таинством Священства".
Ответственное письмо Ивана Ивановича Зыкова
Любезный мой друг, Яков Иванович, Вы изволили мне лично вручить письмо
и при целом нашем собрании в Москве с тем условием, что бы мне на него
дать Вам ответ. Отвечаю.
Ответ 1-й.
Первоначально отвечаю Вам по порядку, изложенному в Вашем письме:
1-е, Вы говорите, что пишете не в укоризну мне, а желаете узнать сущую
истину. И если действительно Вы говорите правду, что желаете знать истину,
то мы за это приносим Вам благодарность, потому что в настоящее время
последователи нового учения явившегося у нас, в России, во второй половине
17 столетия, очень мало желают знать сущую истину о новом учении и учении
Христовой Церкви, до ее измены некоторыми почтенными лицами, а более стремятся
только к тому, чтобы составить над старообрядцами победу, тем или другим
способом; а именно задать старообрядцам более вопросов, а самим на существительные,
прилагаемые старообрядцами, вопросы прямо не отвечать, а уклоняться, только
чтобы было не заметно слушателям и даже не оставлять места и времени,
чтобы спрашивать старообрядцам о предмете спора и причине разделения,
всегда стараясь самим начать и чтобы самим кончать, равноправия беседы
не допускать. А это есть именно насилие. Но насилие не только в духовном
деле, но и в телесном считается позорным грехом и тяжким преступлением,
кольми паче в духовном деле. "Господи! Не постави им греха сего неведят
бо, что творят" (Деян. зач. 16).
Вы пишите:
Письмо Братчика
Якова Ивановича Максимова
"что на самом деле, действительно ли мы убеждены в том, что Христианскому
обществу принадлежащему Христовой Церкви можно ли обходиться и без таинства
священства".
Ответ 2-й:
Наше убеждение именно в том - без причины нельзя, а по причине не только
можно, но даже и необходимо, потому что оно ведет в яму. О сем свидетельствует
Святой Вселенский учитель Иоанн Златоустый в 34 беседе на Апостольское
послание к евреом, глаголя: "Аще убо веры ради, бегай его и отрицайся,
не точно аще человек был, но аще и ангел с небесе сшедый; аще ли же жития
ради не испытуй". (Еще выше рек) "Лучше бо ни от единаго же
водиму быти, нежели от злаго водиму быти; Потому что он ведет в яму".
Против сего напечатано: "Начальников неправославных бегати"
(лист 2151).
Еще святой Апостол Павел глаголит: "Прелагаему убо священству по
нужди и закону пременение бывает" (зач. 316). Сии слова Святой Федор
Студит приводит во обличение епископов Восточных и цареградского Патриарха
и целого Собора 338 Епископов, бывших на Соборе в 754 году в Константинополе,
которые пришли на Собор православными, а после Собора считавши сих Епископов
еретиками. А в святцах единоверческих положено таковых признавать и называть
даже окаянными (зри в Часовнике, 12 октября). И, наконец, сам Христос
над таковыми изрек свой приговор, как о сем удостоверяет Святое Евангелие
и глаголет: "Аще соль обуяет, чим осолится; невочтоже будет к тому,
точию да иссыпана будет вон, и попираема человеки" (Матф. зач. 10).
И так всецело верующему в Евангелие и Апостольское и святоотеческое учение
можно ли презирать и не верить сему Евангельскому Апостольскому и святоотеческому
писанию. Что Вы на это можете сказать и какой дадите ответ, буду ожидать.
Письмо Братчика
"Что общество старообрядцев хотя и не имело Таинства Священства,
но исповедует веру ту, которая была на Руси от лет Князя Владимира и до
лет Патриарха Никона".
Ответ 3-й
Это верно и ни малейшему сомнению не подлежащее, как о сем выше, во втором
ответе частию приведено верное свидетельство от священного и святоотеческого
писания, самого того времени содержимого и свято хранимого и на будущее
время заповедь дающего и вместе с тем и Апостол Павел заповедовал, сказал
именно так: "Обаче в неже достигохом, тоже мудрствовати, и тем же
правилом жительствовати" (зач. 245.)
А святой Феодор Студит заповедует и говорит, именно так: "Во время
ереси, по необходимости не все бывает непременно по правилам, уставленным
во время мира" (часть 2, стр. 554).
И в книге Кирилловой, напечатанной при Патриархе Иосифе, пишет именно
так: "Сего ради толико Вам мало обнажим отступников благочестия,
да ся ими не прельщаете, яко пастыри отступиша или заблудиша, яко и нам
немощнося без них сохраните, но несть тако несть, мощно быти без них,
за неже Бог их изгнал из Церкве и обезчестил, понеже не достойне тыя престолы
содержат и то имя на себе носят, и не мни яко слава им се, но безчестие
и вечное отпадение Христа и святых его" (лист 502).
Подобно сему и в других местах писания, напечатанных до лет Патриарха
Никона, свидетельствуют и заповедуют; а относительно мест писания, повелевает,
различает согласно существовавшего времени. Преподобный Никон Черные горы,
в своей книге, пишет именно так: "Добре убо рекоша святые отцы, яко
доброе (писание) не во свое время приемлемо, на злое происходит, не от
своего естества, но от неразсуждения приемлющих е. Внимаем убо мы опасно,
да коеждо писание приемлем во время свое, а не без времени" (слово
2, лист 14).
Согласно сему, говорит и Св. Иосиф Волоколамский в своей книге "Просветитель"
(гл. 5, стр. 112). Что и мы согласно таковому священному и святоотеческому
писанию веруем и его слушаем, по словам Христовым: "Овцы моя гласа
моего слушают" (зач. 38), "по чужем же не идут, но бежат от
него" (зач. 35, от Иоан.).
Письмо Братчика
"Это обстоятельство крайне удивляет меня и я хочу Вам сказать следующее:
неужели Вы, земляк мой, Иван Иванович, питая ненависть и несправедливое
мнение к Грекороссийской ныне церкви, забыли даже то, что Грекороссийская
церковь, как ныне, так и от лет Князя Владимира до лет отделения ваших
предков, учителей беспоповства была всегда с епископами, т. е. с Таинством
Священства".
Ответ 4-й.
Ваше удивление происходит от неправильного Вашего понятия и от ложного
направления других лиц, защитников нового учения Никоновских времен и
последствий. А именно, сшивая клевету на старообрядцев, яко бы мы питаем
ненависть и несправедливое мнение к Грекороссийской ныне церкви. Оставьте
таковое ложное понятие о старообрядцах и взгляните здравым и безпристрастным
оком, с благою совестью и христианской любовью, и Вы увидите, что старообрядцы;
как мы, так и наши, блаженной памяти прежние страдальцы заявили, и мы
заявляем сомнения: не о Церкви Христовой и не о священстве православном,
и совершении таковыми семи церковных Таинств. О сем мы глубоко и сердечно
веруем: в их святость, и исповедуем нужную и спасительную для всех потребность,
и всецело содержать усердствуем. Но мы сомневаемся и боимся оставит Закон
истинного учения Христовой Церкви православных епископов, существовавший
до Патриарха Никона в согласии, и в замен его принять новый и противоположный
закон времен Никона, основанный в России в 1654,1656,1666, и 12 мая 1667
гг. и его последствий.
Вам хорошо известно, что 10 лет тому назад мною было подано Вам и председателю
Московского Братства архимандриту Павлу 3 Вопроса с 58 пунктами, в которых
было изложено более в подробном и буквальном смысле; выписано из самых
новых Ваших книг новые учения с указанием не только книги, но и главы
и даже листа. После, пройдя несколько лет было напечатано большое количество
брошюр с оглавлением "Ответы Зыкову на его 3 вопроса". Но когда
я таковую одну брошюру прочитал, к великому моему удивлению и сожалению
вместо моих 3 вопросов оказались другие 3 вопроса, в искаженном порядке,
а 58 пунктов нового учения все опущены. И такая уклончивость и безответность
на мои 3 вопроса и 58 пунктов дает мне и всем безпристрастным людям полное
убеждение, что действительно новый закон Канонического определения есть
закон неправый. А если так, то держатели и последователи неправого закона,
указанного в 58 пунктах, православными быть не могут, как о сем свидетельствует;
во-первых: книга Большой Катехизис (лист 20 обор.), во-вторых: Вселенский
учитель Святой Иоанн Златоуст (Пролог 4 февраля). В третьих: книга Кормчая
(лист 641), где говорится именно так: "Последуяй же прежде его святым
собором той собор свят есть. Не последуяй же прежде его святым собором
не свят, но и скверен есть и отвержен".
И наконец, по свидетельству и удостоверению церковной Русской Истории,
что все последователи нового учения признаны и наречены проклятыми еретиками.
Смотри о сем:
а) в книге История Русской Церкви Митрополита Московского Макария, том
12 стр. 742, 376, 412, 424, 432;
б) в книге именуемой Дело Патриарха Никона, хранящейся в Москве в Патриаршей
библиотеке с собственноручными отметками Царя Алексея Михайловича;
в) в печатном издании Субботина в 1862 году в Москве, в которой, хотя
кратко, но весьма ясно названы все еретиками, а именно говорится так:
"Никон Патриарх, нас от благочестивыя веры и от благословения святых
Патриархов отчел и к католической вере причел, и назвал всех еретиками"
(стр.156);
г) в книге рукописной, хранящейся в Москве, в Румянцевом музее, под №
505. В этой книге записан Собор, бывший в Куржецкой обители освященных
лиц, а именно: Макарий Митрополит Новогородский, Епископ Павел Коломенский,
Маркел Архиепископ Вологодский, Архиепископ Александр Вятский, Никандр
Архимандрит и духовник Царский, Илия архимандрит Соловецкий, Досифей Игумен
Тихвинский, Аввакум Протопоп, Лазарь и Никита Священники, Феодор Диакон,
и другие, собравшиеся в Куржецкой обители и соборне уложиша от сего освященного
Собора; Никоново новопредание анафеме предаша и руки своя подписаша, яко
же тамо подробно являет. Собор сей был в 1656 году;
д) в книге, хранящейся в Петербурге, в Библиотеке Духовной Академии, №
34;
е) В книге, названной "В пользу Раскола", напечатанной в Петербурге,
Кожанчикова, в 1861 году, часть 1-я, стр. 179. Где пишется, именно так:
"От жития Преподобнаго отца нашего Корнилия: Некогда бывшу Корнилию
на Москве, собравшеся у некоего боголюбца, крыющагося гонения ради: Отец
Спиридон, Архимандрит Покровский от убогих, Соборныя Отцы: Священно-Протопоп
Даниил, Священно-Игумен Досифей, Священно-Игумен Капитолий, Соборный Иерей
Лазарь, Священно-Диакон Феодор, и иноки: Авраамий, и Исаия, и Корнилий:
начаша совет творити о нынешнем Никонианском еретическом крещении, по
новопечатным книгам, бывающим под двучастном крыже, пятиперстным херословным
малаксовым благословением, с триперсным знамениеми, ради новоизданного
их символа веры, а с отложением всего древлецерковнаго благочестия, трисоставнаго
креста, двуперснаго благословения и символа веры, по старопечатным книгам
глаголемаго: Сия вся и прочая с порицанием отложивше и клятвам и анафемам
предавше. За сия и прочая изменения вси соборне присудиша, что Никонианское
нынешнее крещение за крещение не вменяти, яко же апостольское правило
46, 47, 49,68 и Перваго Вселенскаго Собора, правило 19". Дозде из
печатной книги.
Итак почтенный мой друг, Яков Иванович; писание весьма ясно обличает всех
и каждого, глаголющего о старообрядцах, что якобы они удаляются не по
законной причине, а по злобе и ненависти, или по презрению к священству
господствующей церкви. И теперь Ваши слова обращаю к Вам обратно; пора,
пора! вам всем оставить злобу и ненависть, питаемую к старообрядцам неправильно.
И послушать евангельского гласа: "Врачу исцелися (прежде) сам"
(Лука, зач.14). И если ли же не пожелаете послушаться сей евангельской
Христовой заповеди, и еще будете нас обвинять в том, в чем мы на самом
деле не виноваты, а именно: считать нас удаляющимися якобы епископов православных
по злобе и ненависти, а не по причине: клятводушеубийственных и других
неправедных новшеств, последовавших времен Патриарха Никона, и последствий,
то для вразумления Вашего, и во обличение таковой ложной клеветы, я Вам
еще укажу на Вас самих, так как Вы сами и все Ваши сообщники удаляетесь
всех епископов Римской церкви, и считая их последователей всех еретиками,
не смотря на то, что они погрешили только в 27 пунктах, как о сем пишется
в книге Кириловой, лист 258, и в книге Кормчей, лист 390. И если же за
погрешность 27 пунктов, епископы Римской церкви есть еретики, и удаляющиеся
от них не виноваты, как вы сами, так равно и другие, то тем более не могут
быть виновны старообрядцы, удаляющиеся епископов Русских за их погрешность
в 58 пунктах, так как ни в одной книге я не видел, что бы было таковое
повеление, удаляться от епископов погрешающих только в 27 пунктах, а погрешающих
в 58 пунктах, от таковых епископов удаляться не должно. Если есть таковое
писание, то прошу Вас указать, и буду ждать ответа от Вас (продолжение
будет).
Письмо Братчика
"Неужели Вам не приходит на мысль, что община не имеющая таинства
священства, и верующая, что можно без него обойтись, никак не походит
на ту церковь, до лет Патриарха Никона; не подходит как по вере, так и
по внешности своей".
Ответ 5-й.
По внешности действительно не походит* [Примечание*: Внешность без правой
веры безполезна, как сие доказывает таинство священства епископов Римской
Церкви]. Но по правой вере, не только походит, но даже весьма во всем
согласно: как о сем частью было приведено во 2, 3, 4 ответе: истинное
свидетельство от священного и святоотеческого, и отеческого писания содержимого,
хранимого, и веруемого, самого того времени: жившими православными христианами
до Патриарха Никона, до самого изменения истинного учения Христовой Церкви.
И, вместе с тем, Апостол Павел заповедал и повелел хранить правую веру,
так как без правой веры невозможно угодить Богу; и взирать на скончание
жительства своих наставников, подражать их вере; а в научения странно
и различно не прилагаться. Как о сем свидетельствуются в 334 зачале, глаголя:
"Братия помните [или поминайте] наставники ваша, иже глаголаша вам
слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их.
Исус Христос вчера и днесь тойже и во веки; В научение странна и различна
не прилагайтеся". И еще: "без веры же невозможно угодити Богу"
(зач. 326) Согласно сему и в книге О Вере, пишет: "Сего ради всеми
силами всяк тщатися повин есть, яко да в приятии новин под анафему не
подпадет, при которой искушение казни злые сретают небрегущих о сем"
(гл. 24, лист 224, на обор.). И еще глаголется в Кириловой Книге, именно
так: "Тем же всякому подобает всею силою держатися церковнаго предания
от Божественных Апостол, Духом Святым уставленнаго, и от толь множества
преподобных и богоносных отец в седмищи на вселенских соборех собравши
утвержденнаго и соблюдаемаго. Прикладающих же что, или отъемлющих или
инако претворяющих, аще и сам будет крайнейший учитель кто; якоже Божественнии
Апостоли научают нас сице глаголюще: аще и мы или Ангел с небесе благовестит
Вам, паче еже благовестихом Вам, анафема да будет" (лист 305 на оборот.).
Подобно сему утверждается и в Окружном Послании Восточных Патриархов (четырех).
Глаголется именно так: "Вера наша Братия получила начало не от человек
и не чрез человека, но чрез откровение Исуса Христа, которое проповедывали
Божественные Апостолы, утвердили Святыя Вселенские Соборы, предали по
преемству великие мудрецы учители вселенной, и запечатлели своею кровию
святыя мученики. Будем держаться исповедания, которое мы приняли чистым
от толиких мужей, отвергая всякую новизну, как внушения диавола; принимающий
новое учение признает как бы несовершенную преподанную ему православную
веру. Но она будучи уже вполне раскрыта и запечатлена, не допускает ни
убавления, ни прибавления, ни другаго какого-либо изменения и дерзающий
или сделать, или советовать, или замышлять сие, уже отвергся веры Христовы,
уже подвергся добровольно вечной анафеме, за хулу на Духа Святаго, как
будто Он, Дух Святый, глаголал несовершенна и в писаниих и на Вселенских
Соборах. Сею страшную анафему, братия и возлюбленые чада о Христе, не
мы изрекаем ныне, но изрек прежде всех Спаситель наш (Матф.12; 32). "Иже
речет на Духа Святаго, не отпустится ему, ни в сей век ни в будущий";
изрек Божественный Апостол (Галат.1,6): "Чуждуся, яко тако скоро
прелагаетеся от звавшаго вы благодатию Христовою, во ино благовествование,
еже несть ино; точию неции суть смущающии вы, и хотящии превратити благовествование
Христово. Но аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом
Вам, анафема да будет". Тоже изрекли и семь Вселенских Соборов и
целый лик богоносных отцов. Итак все замышляющие новизну-ересь или раскол,
- добровольно облеклись, по словам псалмопевца (108, 17 псалом): "В
клятву яко в ризу", хотя бы то были Папы, или Патриархи, или клирики,
или миряне; пусть даже будет это Ангел с неба, и он анафема да будет,
"аще благовестит Вам паче, еже приясте". Так рассуждали Отцы
наши, внимая душеспасительным словам Павла, - и пребыли твердыми и непреклонными
в Вере, по преемству им преданной, сохранили ее неизменною и чистою среди
стольких ересей, и предали ее нам всецелою и неповрежденною, как истекла
она из уст первых служителей Слова. Так рассуждая и мы предадим ее в грядущия
поколения совершенно такою же, какою сами приняли, без всякаго изменения,
дабы и они подобно нам, не постыдно и без упрека могли говорить о Вере
своих предков. Посему братья и возлюбленные чада о Господе, очистив души
наши, по Апостолу, "в послушании истины" (1 Петр.1; 22), "будем
внимать слышанным, да не когда отпадем" (Евр. 2;1). Вера исповедуемая
нами не постыдна! Она преподана в Евангелии устами Господа нашего, засвидетельствована
святыми Апостолами и священными семью Вселенскими Соборами, проповедана
во всей вселенной, засвидетельствована самими врагами ея, которые прежде
уклонения своего от православия в ереси исповедывали туже веру - или сами,
или отцы, или праотцы их" (Программа 20, печати синодальной типографии
в Москве).
И, наконец, сам Исус Христос заповедал, глаголя: "Добро соль: Аще
соль не слана будет, чим осолится; имейте соль в себе, и мир имейте между
собою" (Марк, зачало 42).
Письмо Братчика
"А что непохожа община безпоповцев на церковь бывшую до 1653 года,
этого опровергать Вы не можете, да имевше совесть, да и не посмеете".
Ответ 6-й
В чем непохожа и в чем именно похожа, сие ясно показано в 5 ответе, истинное
свидетельство от священного и святоотеческого писания; тоже повторять
здесь оставляю.
Письмо Братчика
"Ибо взяв в руки служебник Патриарха Иосифа; вера безпоповцев тут
же обличается ибо безпоповцы служб церковных по служебнику Иосифа не исправляют,
и ни одна душа безпоповцев слов, в служебнике написанных, не слышит. Например,
возьмите службу вечерни, слышит ли безпоповец: Благословен Бог наш всегда
ныне и присно? Нет! И никогда не услышит. Возьмите службу литургии; слышит
ли безпоповец, в общине своей, возглас строителя таин: Благословенно царство
Отца и Сына и Святаго Духа? Нет не слышит".
Ответ 7-й
Здесь в Вашем понятии есть неточность, и большая Ваша ошибка, потому что
здесь не вера безпоповцев обличается, а порядок служения соблюдается,
а именно; кому, что Уставом определено; как начинать вечерню, или другое
какое либо служение, согласно сему и действуем. Даже и православному священнику
Устав не велит служить так, как служит Архиерей, а простому - как священник.
В писании сказано: Иерей глаголет; Благословен Бог наш, и прочая, а инок
или мирянин вместо сего; За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе
Сыне Божий, помилуй нас. Смотри о сем во псалтыре лист 1, 356, 371, 412.
Затем далее: Иерей глаголет ектению; Помилую нас Боже, и прочее. Аще ли
инок или мирянин, то глаголет Господи помилуй 40 раз, Слава и ныне, Честнейшую
Херувим и прочая (там же псалтырь, лист 366). По свидетельству книги святого
преподобного Никона Черные Горы во время службы, совершаемой простыми,
повелевается читать даже Апостол и Евангелие, а в церкви, когда служит
православный священник, велит сие мирянину оставлять, а читать священнику.
Где сказано именно так: "И аще творимо есть собрание в церкви, или
бдение, пойди; аще ли не творится, ты Псалмы, Апостол, и Евангелие прочитай,
сия не токмо иноком, и мирским, но и женам верным и говейным подобна суть,
и никто же возбраняяй. В церкви же суть и в час молитвы, оставляти сия
священником" (слово 29, лист 211). И еще 11 правило святых Апостол
Петра и Павла, глаголет: "Аще же ни в дому купно, ни в церкви собратися
несть мощно, кождо себе да поет, и да почитает, и да молится, или купно
два, или трие. Идеже бо аще рече Господь: два или трие собрани о имени
моем, ту есмь посреде их" (Кормчая, лист 28). И, наконец, вселенский
учитель святой Иоанн Златоуст, поучая о уставе жития христианского всех
и каждого, между прочим, и сие повелевает каждому христианину, умеющему
грамоте, неотложно совершать служение Господу Богу, как о сем заповедуется
в книге Златоуст, в 25 слове; а именно: "Аще ли кто умея грамоте,
а не поет себе заутрени, ни часов, ни вечерни, ни нефимона, то сам себе
света Божия лишает" (лист 60, печати единоверческой).
После сего, еще нужно для большей ясности спросить святых отец, как они
заповедуют поступать в то время, когда священники вступят в общение с
ересью, и будут находиться в церкви, и совершать в ней все службы. Тогда
нужно-ли идти в такие церкви молиться Богу, или удаляться их? У святого
Феодора Студита, в его книге, подобный вопрос поставлен и на него святой
отец, Феодор Студит отвечает решительно, а именно: "Вопрос 3-й. И
о церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересью и
занимаемых ими; Можно ли входить в них для молитвы и псалмопения? Ответ:
Отнюд не должно входить в такия церкви для вышесказанных целей; ибо написано:
"се оставляется дом ваш пуст" (Матф. 23; 38), подлинно, как
скоро введена ересь, то отлетел Ангел-хранитель тех мест, по словам Василия
Великаго. И такой Храм стал обыкновенным домом. И не вниду, говорит псалмопевец,
"в церковь лукавнующих" (Пс. 25)" (Часть 2, стр. 555).
Так действия нашего служения, православных христиан, в подобное время,
не только не заслуживает какого-либо укорения или нарекания, но всецело
заслуживает полного одобрения, потому что оно вполне согласно с учением
Христовой Церкви, святых отец писаний, как о сем в книге Кормчей, Перво-второго
Константинопольского Собора подтверждается. Правило 15 глаголет так: "Аще
неции отступят от некоего епископа, не греховнаго ради извета, но за ересь
его, от Собора, или от святых отец не ведому сущу, таковии чести и приятия
достойни суть, яко правовернии" (лист 221).
Письмо Братчика.
"А посему и ставлю Вам на вид, Иван Иванович, что Церковь Грекороссийская
от лет Князя Владимира и до сих дней имела Таинство Священства, руководилась,
и ныне руководится священным писанием и священным преданием; читала и
читает ныне слова Господа, которые он сказал святому Апостолу Петру: "Паси
овцы Моя" (Иоан., 21; 17). Эти слова Господа святая Церковь Христова
от лет Князя Владимира, раньше его и ныне разумела и разумеет, что поручение
это, в лице святого Апостола Петра, дано всем Апостолам, а по них восприемникам
их, епископам".
Ответ 8-й.
Здесь Ваша ошибка заключается именно в том, что берете во внимание одну
сторону, указывая только на Таинство Священства, а другую сторону, самую
нужную и необходимую, опускаете: то есть иметь и содержать епископам правый
закон истинного учения. Так как Таинство Священства имелось и имеется
не только в Грекороссийской Церкви, но и в Церкви Римской, и в других;
как в 1-е тысячелетие, так равно и во 2-е тысячелетие; но сущность его
имеет большое различие. В 1-е тысячелетие считалось и признавалось всеми:
православным и спасительным; а во 2-е тысячелетие считается Таинство Священства
Римской Церкви еретическим и не спасительным. Но слова Господа сказанные
Апостолу Петру: "паси овца Моя", также равно читаются во 2-е
тысячелетие, как их и раньше читали в 1-е тысячелетие епископы Римской
Церкви Христовой. И так же равно епископы Римской Церкви разумели, как
прежде, так и теперь: что поручение это, в лице Апостола Петра, дано всем
Апостолам, а по них и восприемникам их, епископам. Поручение сие само
по себе верно и в нем никто не сомневается, но содержатели сего поручения,
остались-ли верными в своем служении; как епископы Римской Церкви, так
и Грекороссийской церкви? Доколе они служили Христовой Церкви верою и
правдою, дотоле им принадлежало поручение сие, а коль скоро они сделавши
ей измену, то таковые епископы лишаются сего поручения. В Благовестном
Евангелие говорится от лица Христова: "Аз, рече, зажигох свет сердца
вашего, и на высоте поставих свети всем, а еже не угаснути благодати сущей
в вас, на вашем подвизе се" (лист 38, на обор., от Матф.). И, наконец
Сам Исус Христос, давший сие поручение, Он же и дал им заповедь, глаголя:
"Вы есте соль земли: Аще же соль обуяет, чим осолится; нивочтоже
будет к тому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки" (Матф.
зач.10).
Итак почтеннейший Братчик, не лучше-ли было Вам оставить обвинять напрасно
невинных старообрядцев в сем отношении, а преподать свой совет Епископам
Господствующей Церкви; чтобы они сами прежде исполнили Закон: Евангельскую
заповедь, данную Самим Господом Исусом Христом: "Врачу исцелися (прежде
сам)" (Лук., зач.14).
Письмо Братчика
"Церковь Святая руководилась, также и руководится и ныне, словами
Святого Апостола Павла, записанными в Деяниях Святых Апостолов; в гл.
20, стих 28, где Апостол Павел говорит: "Внимайте убо себе и всему
стаду в нем же вас Дух Святый постави Епископы пасти церковь Господа нашего,
юже стяжа кровию своею"".
Ответ 9-й
Сие Апостольское учение, если его привести в полном сущем его разуме,
оно вас не только обличает, но и уста вам заграждает. Так как в последующих
словах сего места, о которых Вы наверное с намерением умолчали, ясно пророчески
предсказано, что, по отшествии Апостольском, восстанут от самих Епископов:
Глаголющая развращенная; и будут отторгать ученики вслед себе; а на непослушающихся
и непокоряющихся таковым Епископам, будет от них большая тягость, потому
что таковые Епископы, говорит Апостол Павел, не пощадят стадо Христово.
А за подобные действия святой Апостол Павел: таковых Епископов презирает,
и признает и нарицает волками тяжкими, не щадящими стадо Христово. Итак
приглашаю Вас, почтенный Братчик, послушаем вместе с Вами, и для общей
пользы, сущего Апостольского разума сего места, которое Вы привели на
оправдание себя; точно только одну часть, ту, о которой было сказано Апостолом
о своем времени, а что было предсказано тем же Апостолом пророчески, что
может случиться с Епископами в последствии, о сем Вы умолчали. Апостол
говорит именно так: "Внимайте убо себе и всему стаду, в нем же вас
Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию
своею, аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас,
не щадящии стада, и от вас самех востанут мужие глаголющие развращенная,
еже отторгати ученики вслед себе" (зач. 44).
Теперь нужно спросить писание из истории Русской Церкви, что оно нам скажет,
послушаем:
Вся Русская Церковная История единогласно свидетельствует, что Патриарх
Никон не щадил Стадо Христово, и не только не щадил Христово стадо, но
и не пощадил своего родного духовного брата, Епископа Павла Коломенского,
и даже не пощадил своего духовного отца, старца Леонида. Как о сем, весьма
ясно, свидетельствуется в книге История Русской Церкви Митрополита Московского
Макария, том 12, стр. 739, где сказано: "Прислан бысть из Воскресенскаго
монастыря в Москву на Собор один из старцев, испытавших на себе тяжелую
руку Никона, и представлен Патриархам. Это был духовник Никона, старец
Леонид, уже разслабленный и с избитыми ногами, около 2-х лет содержавшийся,
по приказанию Никона, в сырой тюрьме под стражею, в тяжких оковах и терпевший
стязания. Он трогательно разсказывал, как и за что подвергнут был таким
страданиям, и все не без слез внимали его разсказу". Затем послушаем
2-е свидетельство, о мучении Епископа Павла Коломенского. В той же книге,
135 страница, говорится именно так: "Как бы ни было, только Никон
разразился над несчастным Епископом страшною карою: низверг его с кафедры,
снял с него мантию, предал его тяжкому телесному наказанию и сослал в
заточение". 3-е свидетельство, в книге Материалы Для Истории Русского
Раскола, том 5, стр.18 сказано: "Что Никон, напоследок, огнем сжег
его (Епископа Павла) в Новгородских пределах". 4-е свидетельство,
в книге Три Челобитныя, в предисловиях, стр. 3, где сказано, именно, так:
"На все это Московское Государство, то есть Правительство, отвечало
многочисленными ссылками, казнями: истребляло противников огнем в струбах,
отравляло в сырых земляных тюрьмах, рубило головы по плечи, зарывало живых
в землю, резало языки, уши, и прочее". 5-е свидетельство, в книге,
названной В Пользу Раскола (напечатанная в Петербурге, в 1861 году, издание
Кожаньчикова, часть 1, стр 131), говорится, именно, так: "Видев же
Никон Патриарх, со своими советниками, яко своими хитростьми и козньствы,
ниже увещаньми, ниже Соборами, ниже царскими указами и посланиями ничтоже
успевает, наконец что дивно умышляет, нужно что содевает; кия узы, посылает
благовестники, кия темницы, мучители, кия бияния, и т.д. Который град
не потрясесе, кая Епархия не вострепета, кое село кровию не пролияся.
Колицы Божии священницы лютейшаго мучения острейшим мечем снедошася, колицы
отцы сурово смерти предашася, колицы преподобнии пустынницы изостренным
мучительства серпом, ярости пожати быша". 6-е свидетельство, книга
Г. Есипова, Петербургской печати, 1861 года, часть 2, стр. 85, где сказано
так: "Страшное было время, для Московских жителей. С каким ужасом
они должны были смотреть на ежедневныя поезды посланных из Преображенского,
за оговоренными людьми". 7-е свидетельство, в той же книге стр. 179,
говорится: "Что за двоперстное сложение и за употребление старинных
книг, возникли страшныя преследовании, ссылки, пытки в Преображенской
канцелярии". 8-е свидетельство, и еще в той же книге, стр. 29, второго
счета, говорится, именно, так: "По сем Хрисанфа и Феодор со учеником
Андреем, мужи елико во обители знаменити, толико и о благочестии ревности
теплейшия приведены. Воевода испытав, и яко тверды и непоколебимы в отеческих
законех виде, повеле смертию лютейшею казнити, руки и ноги им отсещи,
таже и самую главу отрезати, еще со блаженным рвением, с благодатною сладостию
подъемлюще блаженнии главопосечени быша, сим горчайшею смертию ко всесладостному
блаженству отшедшим. Повеле прочия из караула привести, иноки и бельцы,
числом яко до 60, и различно испытав, обрете в древлецерковном благочестии
тверды и непревратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны
уготовал, повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же за ноги, и множайшия
междоребрия острым железом прорезовати и крюком продевши на нем обесити
каждаго на своем крюке. Блаженнии же страдальцы с радостию выю в вервь
вдеваху, с великою радостию ноги к небесным тещи уготовляху, с радостию
ребра на прорезание дающе и широчайше спекулаторам прорезовати повелевающе.
Таковым неслышанным мужеством, таковым неповестным усердием, томления
безчеловечная терпяще, на безсмертное упокоение к небесным возлетевше.
Иныя же от отец зверосердечныя мучители за ноги вервию оцепивше, к конским
хвостом привязати повеле и безмилостивно по отоку влачити, дондеже душу
не испустят. Сии же тако люто и мучительно влачили, ничтоже малодушно,
ничтоже младеньческо являху, но молитву Исусову творяще, Христа Сына Божия
во устех имуще, яко честныя своя и святыя души от страдательнаго подвига,
на вечный покой воспущаху. Протчия киновийских жителей, иноки и бельцы,
служки и трудники испытав, обрете вся крепкодушны и единомудренны вся,
в древлецерковном благочестии стоящыя, вся за отеческия законы умрети
готовы: многими истязаньми и ранами различными, и мучениями и страстьми
озлобив, смертьми горчайшими и болезненными настоящаго лиши жития… Всех
бо в киновии пострадавших различными казньми, жития течение скончавших,
иноков и бельцов всякаго чина до 500 человек".
Все сие, частью вкратце, приведенное свидетельство от Писания, относящееся
только одной стороны тяжести и озлобления телесного. А теперь посмотрим
и другую сторону: Патриарха Никона касающегося, церковного учения.
Никон Патриарх, собрал в 1655 году собор, с участием Макария Антиохийского,
Гавриила Сербского и других. Издают новый закон канонического определения,
чтобы всякому православному христианину изображать на себе крестное знамение
тремя первыми перстами; говорят, что так приняли от святых Апостол и святых
отец, и седми Вселенских Соборов: и кто от православных христиан не будет
изображать на себе крестное знамение тремя первыми перстами, тот есть
еретик и подражатель армянам, и сего ради будет отлучен от Отца и Сына
и Святого Духа, и проклят. Далее пишут: так веровать, так исповедовать,
так учить и так проповедовать, а кто не будет так исполнять, да
будет проклят. Сего ради и руки свои подписали. Смотри о сем в книге Скрижали,
в соборном акте, и в книге Пращица, в 68 ответе, 9-й привод. Вслед за
этим, в Неделю Православия, в Успенском Соборе, провозглашается с амвона,
от Патриарха, с показанием трех перстов первых, говоря: кто не будет изображать
на себе крестное знамение сими тремя первыми перстами, да будет проклят;
певчие поют: анафема, анафема, анафема. И еще, в 1656, 23 апреля, собирается
другой Собор, Русских Епископов и сие все соборне подтвердил и укрепил,
как о сем свидетельствуется в той же книге Скрижаль, в отвещательном слове.
Остальное тяжкое и развращенное учение смотри в 58 пунктах, которые Вы
получили от меня раньше сего десять лет.
Итак вот Почтеннейший мой друг, Яков Иванович, писание весьма ясно открывает
для всех и каждого желающего знать истину, что действие Патриарха Никона,
то и другое, не только есть тяжкое, но и противное Святого Апостола Павла
учению, и по этому он не может быть истинным Апостольским преемником,
а скорее может быть преемником, согласно таковому действию: Папы Римского.
Закон же апостольского учения признает своими приемниками, именно, только
таких: "Молю же [говорит Ап. Павел] вас; подобни мне бывайте, яко
же аз Христу (зач. 131), ни едино ни в чем же дающе претыкания, да служение
безпорочно будет: но во всем представляюще себе яко же Божия слуги, в
терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в темницах, в теснотах, в ранах, в
нестроениях, в трудех, во бдениях, в пощениих, во очищении, в разуме,
в долготерпении, в благости, в Дусе Святе, в любви нелицемерни, в словеси
истинны (зач. 151). Труждаемся делающе своими руками, укоряеми благословляем:
гоними терпим, хулими утешаемся, яко же отреби миру быхом, всем попрание
доселе. Несрамляя вас сия пишу, но яко же чада моя
возлюбленная наказую (зач. 181). И вси же хотящии благочестно жити
о Христе Исусе, гоними будут (зач. 296)".
Здесь спрашивается: на основании сего Апостольского истинного учения,
может-ли быть с таким тяжким действием, как поступал Патриарх Никон и
его последователи, быть истинным Апостольским преемником?
Если же верить сему Апостольскому истинному учению, то не может быть истинным
Апостольским преемником; потому что Апостол Павел признает своими преемниками
только таких, которые подражают ему, как он сам подражал Христу. А скорее
может быть преемником: Папы Римского.
Письмо Братчика
"Засим, церковь Грекороссийская разумела, учила и учит ныне, что
Пастыри Христовой Церкви, не пастыри просто овец только Христовых, но
и строители таин Божиих. Это основание имела и имеет из слов Св. Апостола
Павла, записанных в 1-м послании к коринфом, гл. 3; 9,12: "Богу бо
есмы споспешницы, Божие стяжание, Божие здание есте, по благодати Божией,
данней мне, яко премудр Архитектон основание положих", а в гл. 4;1
пишет так: "тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых, и строителей
таин Божиих"".
Ответ 10-й
При разсмотрении письма: сего места, первоначально Братчик разсказывает
именно то, что всем и каждому известно и о чем никогда не было не только
спора, но и сомнения; а именно: что Пастыри Христовой Церкви не только
есть пастыри, но и строители таин. Это верно. И мы так веруем и исповедуем.
Но что Вы изволили сказать, якобы Церковь Грекороссийская разумела и учила
как прежде, так и теперь учит одинаково: это неверно! Церковь Христова
лет Патриарха Никона учила согласно закону Апостольского учения, сего
места, зачала 130, чтобы только таких, которые будут верны, и в христианском
законе пребывающе не зазорны. Как о сем удостоверяется в Большом Катихизисе,
лист 121, где сказано именно так: "Иже в христианском законе пребывают,
незазорно". Но господствующая же церковь со времен Патриарха Никона
и до сего дня закон сего учения, как Апостольского, так равно и Большого
Катихизиса, потеряла и предала молчанию.1-е: смотри в книге Пращица, ответ
9, лист 18; 2-е: в книге архимандрита Павла Прусского, замечание на Поморские
ответы, стр. 26 и 28; 3-е: в Вашем письме в сем приводе, на которое место
отвечаю. И в прочих местах новых учителей. А это есть признак явного вашего
заблуждения, потому что вашим молчанием искажается сущий разум Апостольского,
сего места, учения, так как Апостол Павел предоставил всем и каждому должно
и необходимо знать, что бы получать тайны не просто от строителей, но
искать в строителе, чтобы строитель таин непременно был верен, и право
правяще слово истины. Как о сем заповедал Апостол Павел последующими словами,
которые бы отгрызли* от закона сего места Апостольского учения [Примечание*:
За таковой поступок Святой Иоанн Златоуст обличая глаголет: "Якоже
мышь, огрызую письмена, многащи объемлет обличение, тако и еретицы сии,
огрызующе писания и ово убо обрезающе, ова же оставляюще, непщуют избежати
обличения". (Маргарит, лист 228)]. Но для возстановления истины я
приведу его в сущем разуме. Апостол говорит: "Тако нас да непщует
человек, яко слуг Христовых, и строителей тайн Божиих, а еже прочее ищется
в строителех да верен кто обрящется" (зач. 130). И еще: "Делается
непостыдно, право правяще слово истины" (зач. 293). Согласно сему
закону Апостольского учения и в книге Большой Катихизис говорится: "и
иже в Христианском законе пребывают незазорно" (лист 121). Итак теперь
весьма ясно, для желающего видеть истину; что господствующая церковь,
с времен Патриарха Никона и до сего дня, учит не согласно учению Христовой
церкви, а более согласно епископов Римской церкви Католической.
Письмо Братчика
"А ниже в той же главе, стр. 14, 17, пишет так: "Несрамляя вас
сия пишу, но яко чада моя возлюбленная наказую, аще бо и многи пестуны
имаше о Христе, но не многи отцы о Христе бо Исусе благовествованием,
аз же вы родих, молю же вас подобни мне бывайте, яко же аз Христу"".
Ответ 11-й
Здесь Вы, или не поняли сущий разум Апостола Павла, или с намерением его
исказили. Так Апостол Павел молит, чтобы быть подобны ему, как он Христу;
не в силу строения тайн, а в силу и руководства жизни, каким должно всем
и каждому православному идти путем, желающим быть истинным Апостольским
преемником. Вот его слова, о которых Вы умолчали, послушаем; говорит Апостол:
"Вы славни, мы же безчестни. До нынешняго часа и алчем, и жаждем,
и страждем, и скитаемся, и труждаемся, делающе своими руками; укоряеми
благословим: гоними терпим: хулими утешаемся: яко же отреби миру быхом
всем попрание доселе. Не срамляя вас сия пишу, но яко же чада моя возлюбленна
я наказуя". В заключение всего такового наставления, как должно жить
и говорит: "Молю же вас подобни мне бывайте, яко же аз Христу"
(зач. 131). Итак, Вы, почтеннейший Братчик, на каждом шагу ошибаетесь
и заблуждаетесь.
Письмо Братчика
"Сего ради послах вам Тимофея, иже ми есть чада возлюбленно и верно
о Господе". После сего, вышеизложенного, видела церковь Христова,
видит и ныне, что Св. Апостолы, чрез рукоположение свое поставляли строителей
таин Божиих, читаем мы в 1 Послании к Тимофею, гл. 4;14 и 17. "Не
неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством
с возложением рук священничества, в сих поучайся, в сих пребывай, да преуспеяние
твое явлено будет во всех, внимай себе и учению и пребывай в них; сия
бо творя, и сам спасешися, и послушающии тебе"".
Ответ 12-й
Сие место писания, приведенное Вами, нисколько не может служить оправданием:
нововведенного закона Никона Патриарха и последствий: указанных в 58 пунктах,
а, напротив, скорее же может служить обличением. Так как Апостол Павел
даже своему ученику, Тимофею, по получении сана епископского, заповедал
и ему: внимать правому учению, и пребывать в нем; сия бо творя, говорит
Апостол Павел, "и сам спасешися, и послушающии тебе". Согласно
Апостолу Павлу и старообрядцы вам говорили, начиная с епископа Павла Коломенского,
и теперь говорят: оставьте неправое учение, указанное в 58 пунктах, а
возьмите правое учение, которое существовало в Христовой Церкви до Патриарха
Никона; сия бо творя сами спасетеся и послушающии вас.
Письмо Братчика
"А во 2-м Послании, тоже Тимофею, Апостол пишет: "ея же ради
вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением
руку моею, не бо даде нам Бог духа страха, но силы и любве и целомудрия:
образ имей здравых словес; их же от мене слышал еси, в вере и любви, яже
о Христе Исусе, доброе завещание соблюди Духом Святым живущим в тебе"".
Ответ 13-й
Здесь Вы совершенно должны онеметь, так как Апостол Павел повторяя и напоминая
епископу Тимофею, чтобы он непременно имел здравые словеса, каковые слышал
от Апостола, глаголя: доброе завещание соблюди. Согласно сему и старообрядцы
вам говорят: примите здравые словеса, существовавшие в Христовой церкви
до Патриарха Никона; соблюдайте их сами и завещайте другим. И все вас
послушают, все покорятся и все повинуются. Итак рад за Вами; пора! пора!
Вам прийти в чувство… и исправить свои ошибки и заблуждение, каковые указаны
в 58 пунктах.
Письмо Братчика
"А к Титу Св. Апостол Павел пишет, гл. 1;5-7: "Сего ради, оставих
тя в Крите, да не недоконьчанная исправиши и устроиши по всем градом презвитеры,
яко же тебе повелех"".
Ответ 14-й
Здесь Апостол Павел повелел своему ученику Титу по градом поставляти презвитеры.
Это верно. Но вслед за этими же словами пишет: какому подобает быть Православному
Епископу. Вот на что нужно Вам обратить внимание и последовать сему, Апостола
Павла, наставлению, и дабы быть православным епископом не на словесах
только, но на самом деле. Апостол говорит: "Подобает бо Епископу
без порока быти, яко же Божию строителю. Не себе угождающу, не дерзу,
не напрасливу, не гневливу, не пияницы, ни бийцы, не скверностяжательну.
Но страннолюбиву, Боголюбцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну,
пособствующу по вернем словеси учения. Да силен будет утешити в здравем
учении" (зач. 300). После сего к тому же Титу заповедует и глаголет:
"Еретика человека по первом и втором наказании, отрицайся, ведыи,
яко развратился таковый и согрешает, и есть самоосужден" (зач. 302).
Итак, почтенный Братчик, вот сего нужно боятся и убегать, дабы не быть
еретиком. Потому что еретик есть самоосужден.
Письмо Братчика
""Благотворение же и общение не забывайте, таковым бо жертвами
благоугождается Бог, повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся: тии
бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще". Изложив вышесказанное,
Вселенская церковь Христова и в том числе Русская, как до лет Никона,
так и ныне: учила и учит, что в церкви Христовой должно быть епископство,
а вместе с ним и все другие тайны, шесть".
Ответ 15-й
Да разве мы, старообрядцы, когда-либо говорим, что не должно быть в Христовой
Церкви Епископство и вместе с ним и все другие тайны, шесть, и если вы
так о нас, старообрядцах, понимаете, то вы в этом ошибаетесь и заблуждаетесь,
и нас напрасно оклеветуете.
Мы все сие с полною верою говорим и утверждаем. И если мы не сообщаемся
ныне с епископами господствующей церкви и от них удаляемся, это не потому
что они епископы, и что яко бы не нужны их тайны, а только и непременно
потому, что они при Патриархе Никоне отступили от благочестия, содержимого
и святохранимого Христовой Церковью в России и до лет Патриарха Никона;
впали в ошибки и заблуждения, каковые вам и указаны в 58 пунктах, на которые
Вы мне в течении десяти лет ответ не могли дать. А что Вы изволили привести
из Апостола, 334, 335 зачала это Апостольское учение, то о его сущности
Вселенский учитель Св. Иоанн Златоуст весьма ясно объяснил: он поставил
каждому епископу или наставнику границы: правое учение, и покуда епископ
право учит, дотоле велит слушать и ему повиноваться, а если будет учить
неправо, то его велит не слушать и его не повиноваться учению. Даже не
только епископ, но хотя бы был даже ангел, и того не велит слушать и не
повиноваться ему, но отбегать от него: лучше бо говорит "ни от единаго
водиму быти, нежели от злаго водиму быти". Против сего напечатано:
"начальников неправославных бегати". Смотри о сем книгу Апостольские
Беседы, к евреом 34 беседа, лист 2142, таяжде повторять здесь оставляю,
дабы повторением не утомить читателей.
Письмо Братчика
(Окончание)
"а также, повторяю, учила и учит, что строители таин Божиих будут
в Церкви Христове до скончания века, дондеже приидет Господь. Это учение
не произвольное, а основано на словах Господа, ибо Христос Спаситель Мира,
при жизни своей, ученикам своим сказал: "приимите ядите сие тело
Мое, и прием чашу хвалу воздав, даде им глаголя: пийти от нея вси, сия
бо есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия проливаема, во оставление
грехов". А у Евангелиста Луки говорится Господом: "сие есть
тело Мое еже за вы даемое, сие творити в Мое воспоминание, сия чаша Новый
Завет, Моею кровию яже за вы проливается". Это Таинство, Христом
установленное, ясно говорит, что творить его будут в роды родов строители
таин Божиих, ибо Христос Спаситель сказал: "в воспоминание".
А что творить это таинство будут в Церкви Христовой и восприемники апостольские,
это Церковь Святая видела и видит из слов Господа: читай у Евангелиста
Иоанна, глава 6; 53,58: "Аминь, аминь, глаголю вам, аще не снесте
плоти Сына Человеческого и не пиете крови Его, живота не имате в себе,
ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и аз воскрешу его
в последний день: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь во мне пребывает и
аз в нем". Итак, что будут совершаться сие таинство до скончания
века, это подтверждает нам Бог Дух Святый устами Святого Апостола Павла,
читай 1-е послание к Коринфом, глава 12; 23, 24. Пишет он так: "аз
приях от Господа еже и предах вам, яко Господь Исус в нощь, в нюже предан
бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: приимите ядите сие есть
тело Мое еже за вы ломимое, сие творити в Мое воспоминание, такожде и
чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей крови: сие творити
елижды аще пиете в мое воспоминание, елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу
сию пиете смерть Господню возвещаете дондеже приидет Господь". А
посему ясно, что строители тайны сия будут дондеже приидет Господь; а
следовательно и ныне Бог Дух Святой поставляет строителей тайн Божиих
в Церкви своей.
Приводя вышеизложенное, мне и желалось бы знать от Вас, Иван Иванович,
как Вы, так и ваша община, разумеете о следующем: Поставляет ныне Церкви
Христовой Бог Дух Святой строителей таин Божиих или нет, а также, совершается
ныне в Церкви Господа таинство тела и крови Господа в воспоминание Его,
и возвещается смерть Господня, как Апостол Павел говорит или нет? Разрешение
этого вопроса настолько важно, что я считаю после него все вопросы обрядовые
разрешаться сами собою, но не разреша этого, я, принадлежащий ко Святой
Соборной и Апостольской Церкви, говорю: что я истинный христианин; вы
же называете меня впавшим в ересь; сами же Вы и общество ваше называете
себя христианами Христовой Церкви. Но позволю себе спросить: почему у
вас нет таинства священства, людей-ли у вас нет достойных быть епископами
или, по мнению вашему, Бог Дух Святой оставил действия свои и строителей
таин ныне не поставляет? О сем и прошу сказать: где в священном писании
говорится, что будет такое время, что Церковь Божия, стяженная кровию
Бога Спаса, лишится пастырей, поставленных Пастыре-Начальником Исусом
Христом на строение Таин Божиих: и где так же сказано в священном Божественном
писании, что таинство Евхаристии, то есть совершение тела и крови Господней
творится не будет, и воспоминания, о котором сказал Господь, прекратится;
а мир-де христианский, хотя и не будет ясти тела Господня и пити крови
Его, но получит живот вечный? Разрешение этого вопроса, Иван Иванович,
даст нам возможность прекратить все споры обрядовые, и мы с вами будем
воочию видеть истину.
Яков Иванов Максимов.
Дозде из письма (его окончания).
Ответ 16-й
Почтеннейший Братчик, Яков Иванович, в окончании своего письма, много
сказал неточности, ошибок и повторения слов, несколько раз об одном и
том же предмете, с прибавлением своих выдуманных предположений, каковых
совершенно во всем священном писании нет, с искажением сущего евангельского
разума. Другими словами сказать, что перемешал злато с блатом; непременно
ввиду того, чтобы малосведущие приняли это блато за чистое злато. Для
разбора, чтобы злато очистить от блата, много предстоит труда, требует
великого знания, превышающего мои немощные человеческие силы, но для общей
пользы и возстановления истины, по силе возможности, и что мне известно
от святоотеческого и священного писания, сие поставлю на вид, по статьям:
что оно скажет того следует послушать и тому должно повиноваться.
Статья 1-я
О таинстве причащения, совершаемого Православным священнослужителем.
Ответ 17-й
на 1-ю статью
Таинство на причащение от хлеба и вина, благословляемого истинным православным
Священнослужителем, приносимого в безкровной жертве, творится в воспоминание,
по приказанию Исуса Христа на тайной вечери; как о сем свидетельствуют
три Евангелиста, а именно: Матфей, зачало 150, Лука, зачало 150, Марко,
зачало 64; где сказано от лица Господа Исуса Христа, именно так: "И
ядущим им прием Исус хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите, ядите;
сие есть тело Мое; и прием чашу хвалу воздав, даде им; и пиша от нея вси"
(глава 14; 22, 23). Что и Святой Апостол Павел, во своем послании Коринфяном,
повторяя сии слова, и глаголя: "Аз бо приях от Господа, еже и предах
вам, яко Господь Исус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб и благословив
преломи и рече: приимите ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое:
сие творите в Мое воспоминание; такожде и чашу, по вечери глаголя: сия
чаша новый завет есть в Моей крови, сие творите елижды аще пиете, в Мое
воспоминание. Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню
возвещаете, дондеже приидет" (Зач. 149). Сие все свидетельство, как
евангельское, так равно и Апостола Павла, всецело относится именно только
к священнослужителям Православным, которые соблюдут чистоту истинной веры;
и от таковых совершаемое ими, согласно с законом Христовой Церкви, есть
сущее святое тело и кровь Христова; тако мы веруем, тако исповедуем и
так содержать усердствуем.
Статья 2-я
О хлебе животном сшедшем с небесе и дающем всем и каждому правоверующему
живот вечный, и обещавшему воскресить в последний день, о котором записано
у Евангелиста Иоанна в 6-й главе.
Ответ 18-й
на 2-ю статью
Почтенный Братчик сию, 6-ю главу, не точно понял. Он признает и говорит,
что у Евангелиста Иоанна, в 6-й главе, сказанные слова, о хлебе животном
сшедшем с небесе и дающем живот вечный, всем и каждому истинно верующему,
есть хлеб и вино, благословляемое и освящаемое священнослужителем во время
приношения безкровной жертвы. Но такое учение есть негласно [несогласно]
с учением Христовой Церкви. Церковь Христова, до лет Патриарха Никона,
веровала, признавала и учила; что у Евангелиста Иоанна, в 6-й главе, изреченные
слова Исуса Христа, в сущем разуме: о хлебе животном сшедшем с небесе
и дающем живот вечный, есть, именно, о самом Исусе Христе Сыне Божием,
о Его правой вере; как о сем свидетельствует святоотеческое писание самого
того времени [жившего], до Патриарха Никона, а именно;
1-е, Святой Иосиф Волоколамский, в своей книге, Просветитель, глаголет:
"Аз есмь хлеб животный; и что сих свидетельств истиннейши: в Евангелии
глаголет Сын Божии о себе: "Аз есмь хлеб животный"" (Слово
5-е, стр. 127);
2-е, в книге, Большом Катихизисе, о сем поставлен вопрос, и на него дан
ответ. "Вопрос: Где написано есть, во святом писании, веровать в
Сына Божия? Ответ: Сам Сын Божий глаголет: "Аз есмь хлеб животный,
грядыи ко Мне, не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имам вжаждатися никогдаже;
тут же глаголет: се же есть воля пославшаго Мя, да всяк видяй Сына и веруяй
в Него имать живот вечный". Святый же, Иоанн Креститель глаголет:
"веруяй в Сына, имать живот вечный"" (Лист 305, на обороте);
3-е, в Большом Соборнике, в слове Святого Григория Богослова, глаголет
именно так: "Аз же моими словесы яко же хлебы, питати приходящих
обещеваюся аще и не яко Христос, он бо есть истинный хлеб сшедый с небесе,
яко же и сам о себе рече во Иоаннове благовестии" (глава 6, лист
46, на обороте);
4-е, согласно сему и определено всем и каждому ежедневно читать после
ужина молитву, а именно: "Бысть чрево Твое святая трапеза, имущи
небеснаго хлеба Христа, от него же всяк ядый не умирает, яко же рече всяческих,
Богородице, Питатель";
5-е, и во время богослужения Церковь Христова воспевает и глаголет: "Очищается
земных существо, Тобою присовокупльшеся, нестерпимому божественному огню.
Яко в тайне пречистая Дево, в Тебе хлеб испекшийся, иже и Тебе неврежденну
сохраньшему" (Октай 4 гласу, на утрени, в богородичном каноне, в
3-й песне, стих 1);
6-е, "Клас прозябши Божественный, яко нива неоранная яве. Радуйся
одушевленная трапезо, иже хлеб животный вмещьшая. Радуйся животныя воды
источниче неистощимый Владычице" (На Покров Пресвятыя Богородицы,
в каноне, в 3-й песне, 1 стих).
И, наконец, да что много приводить святоотеческое писание о неточности
понятия почтенного Братчика, и его сообщников: о хлебе Христовом сшедшем
с небесе, и дающем живот вечный, даже и самое Евангелие от Иоанна, 6-я
глава, их обличает в неточном понятии или понимании сущего евангельского
разума шестой главы, если только сию главу прочитать всю в совокупности
сполна. Святой Иоанн Златоустый, желающим узнать сущую истину, не дозволяет
разрывать совокупность и связь изречений святого писания, потому что от
этого могут произойти дурные мнения, он говорит именно так: "Посему
недостаточно сказать о чем-нибудь, что оно написано в писании, но должно
читать в целой связи речи: потому что, если мы будем разрывать совокупность
и связь изречений между собою, то произойдут многия дурныя мнения"
(Беседы на разные места священного