Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкая Митрополия)

 

Хождение "по солнцу"... 

Инетрвью митрополита Алимпия "Красной звезде" от 17 апреля 2001 года 

Беседу вел
Василий СЕМЕНОВ,
специальный корреспондент "Красной звезды".

Красная звезда" продолжает цикл публикаций о традиционных религиях, оказавших неповторимое влияние на развитие цивилизации нашего многонационального народа, его истоки, традиции, культуру, на оборонное сознание. Газета уже рассказала о православии - "Во славу Российского воинства" (29.3.2000 г.); об исламе - "Голос с минарета взывает к миру" (25.5.2000 г.); буддизме - "Парадоксы благородных истин" (21.7.2000 г.); иудаизме - "Странники под звездой пророка" (14.2.2001 г.).

Сегодня наш собеседник - старообрядческий митрополит Московский и всея Руси АЛИМПИЙ.

- Ваше Высокопреосвященство, без столь сложного религиозного явления, как старообрядчество, невозможно представить себе отечественную историю и современность. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, с чего все началось? Почему незыблемое православное учение в глубинах XVII века вдруг раскололось, разделив роковой чертой не только церковь, но и общество, культуру, государство?

- Начало кровавой драмы - в 1653 году, когда Никон, будучи на высшей иерархической ступени в православной церкви, возжелал стать в России этаким светским патриархом. И принялся менять законы. Отменил поклоны на первой неделе поста, отменил двуперстное знамение, коим осеняли себя такие знаменитые люди, как Алексей, митрополит Московский и всея Руси, Александр Невский, Сергий Радонежский, да все наши предки, и ввел "щепоть" (троеперстное). Повелел крестный ход вести с запада на восток, хотя прежде в православной церкви было хождение посолонь - по солнцу, значит... Произошел раскол. Воспротивились епископ Коломенский Павел, протопоп Аввакум, протопоп Даниил Костромской и многие другие, кто стремился к сохранению старых церковных правил, устоев. Отсюда и термин - старообрядчество.

Разразились репрессии. Как писал очевидец: "Видим, яко зима хощет быти; сердце озябло, и ноги задрожали". Православных, соблюдавших древние правила, отлавливали, как собак беглых, резали языки, снимали головы... Неуступчивый Соловецкий монастырь царские войска осаждали около десяти лет. Взяли штурмом. Над своими же соплеменниками учинили жестокую расправу. И за что? Молятся не так, поклоны не в пояс, а земные отбивают? Разве причина, чтобы губить жизни?

Власть большевиков тоже не миловала. Недавно я посетил Громовское кладбище в Петербурге. Громовская община являлась одним из центров притяжения старообрядчества в России. Была богадельня, молодежные братства. Но в 1932-м более трехсот верующих бросили за решетку. Божий храм сравняли с землей, большую часть кладбища снесли. Кому прихожане (даже усопшие!) мешали ковать "светлое завтра коммунизма"? Такой дикости, духовной слепоты предостаточно.

-Каждый раз в Третьяковке точно магнитом притягивает меня суриковское полотно "Боярыня Морозова". Будто наяву скольжение саней, юродивый с безумным взором. И торопливость шага сподвижницы княгини Урусовой. Кипение страстей в настороженной толпе... Художник отразил взрыв исстрадавшейся души Феодосии Морозовой, ярой поборницы "старой веры". В Боровске, заточенная в подземелье, она была уморена голодом. Страшная участь постигла и ее духовного Учителя - протопопа Аввакума, которого в остроге сожгли живьем.
Сколько же их, разделивших триумф и трагедию старообрядцев за три с лишним века? Как удалось выстоять под ударами самодержавия, жестким прессом в последующий период, сохранить традиции?

- Истинная вера в Христа! Господь поддерживает, если вера в человеке сильна. Не сломить ни огнем, ни веревкой. Миллионы повесили, сожгли. Но веру не отняли. И так будет, пока свет Божий на земле. Ветер злой разметал старообрядцев, как плоды от материнского дерева, по белу свету: от Европы до Африки, от Америки и до Австралии. Общины там наши есть. Но какой цвет России безвинно погублен, какой генофонд уничтожен! Недавно на весь мир прозвучали покаянные слова за прегрешения римско-католической церкви. Слава Господу, с чьей помощью даже столетия спустя просветляется сознание...

- Известно, что страх перед пытками уничтожения подталкивал тысячи людей на самосожжение. Как церковь старообрядческая относится к суициду?

- Жизнь дарована Всевышним, и никто не вправе ее обрывать. Это тяжкий грех. Но мы говорим о случаях исключительных - преданности вере своих прародителей. И с современных позиций с пониманием относимся к актам отчаяния жертв насилия. Когда выхода нет: либо душу погубить, либо наложить руки на себя, доказав свою несломленность. Официально церковь наша осудила факты самоуничтожения.
- Принято считать патриарха Никона и протопопа Аввакума знаковыми фигурами раскола православной церкви, оказавшихся после 1653 года на "разных берегах веры", злейшими врагами. Но известно другое. В 40-х годах они оба входили в кружок "ревнителей благочестия", вели речь о восстановлении православия в "его чистоте". Почему же известие о новшествах прозвучало, словно гром среди ясного неба? "Никон, друг наш" в мгновение превратился в заурядного "попа Никиту Минича", а Аввакум, как сам написал в "Житии...", был посажен "на чепь"...
- Нарушений действительно было немало. Еще на Стоглавом Соборе, созванном Иваном Грозным, били в колокола: "Попы и церковные причетчики в церкви бывают пьяны и без страха стоят, и бранятся, и всякие речи неподобные исходят из уст их, и миряне, зря на их бесчещие, гибнут, также творят..." Однако Никону показалось недостаточным "наведения порядков в церковной жизни". Принялся "ломать" догматы и правила, как вздумается, толкуя интересами сплочения "славянских племен", создания Царьграда или Третьего Рима. А по сути - корежить веру святую, коей крестили Древнюю Русь. Против этого выступила Русская Православная старообрядческая церковь. Военному читателю, наверное, понятнее сравнение с "обороной на дальних подступах". Коль крепко ее держишь, супостат ни шагу не ступит вперед. Но если рубежи сдавать, то вскоре выяснится, что уже нет ни земли, ни Отечества.

- Старообрядчество подчас сравнивают с религиозным потоком, распадающимся на множество ручейков. Какие главные направления и толки определяют его сегодня, есть ли молодежь?

- Абсолютное большинство староверов представляют нашу Белокриницкую церковь. Имеются и мелкие ручейки: беспоповцы, федосеевцы, поморцы, филипповцы... Они дробятся, мечутся, не зная, к кому прильнуть. Пришел недавно один в сомнениях - ту ли тропинку к храму проторил? Мы пригласили на службу. Послушал, пообщался с прихожанами. А вскоре всей семьей пришел.

Вы задаете непростой вопрос о молодежи, а значит, о завтрашнем дне веры. Конечно, демографические, социальные, другие напасти болезненно отражаются на людях, их мыслях, настроении. Лихорадка наживы, реклама "сладкой жизни" дурманят головы. Застят глаза прежде всего молодежи на истинные ценности, тысячелетние традиции. Только незрячий не видит, как, озлобившись, усложнился мир. В силу возможного мы пытаемся просветить души, напутствовать. Сейчас более 200 старообрядческих церквей, 4 монастыря. Открываем духовные воскресные школы. Согреты надеждою, что дети вырастут не в темени безбожия, обретут крылья. Несмотря на возраст, я езжу по стране, подмечаю, сколько простора безлюдного. Как недостает рук чистых, умеющих взлелеять земли наши плодородные...

- Известная русская актриса Алла Демидова проникновенно вспоминает о своей бабушке-старообрядке, ее мудрости, нравственной воле. Но насколько правы те, кто утверждает, будто в семьях староверов детей учат грамоте по Псалтырю, временные вехи поверяют юлианским календарем? Не мешает ли это оценивать "плоды просвещения", научно-технический прогресс, развитие цивилизации?

- В небольших городках да селениях, возможно, детвора поменьше сидит у телевизора, с малолетства приобщается к святой вере. Этому можно только возрадоваться. Старообрядцы исторически всегда отличались тяготением к грамоте, наукам. Примеров не счесть. Вот фильм "Светлый путь", где Любовь Орлова играла ткачиху. Так "диво-корпуса" - это и есть фабрика старовера Саввы Морозова. А легендарный ЦАГИ? Рябушинский вложил капиталы на создание первой аэродинамической трубы. Завод "ЗИЛ", прежде АМО, тоже принадлежал старообрядцам. Всемирно известное фарфоровое производство наладили в России Кузнецовы. Назвать МХАТ - значит упомянуть имена Саввы Морозова и Константина Станиславского, который тоже из старообрядцев, купцов Алексеевых.
А сколько выходцев из таких семей стали "лучшими сынами и дочерьми Страны Советов"! Летчики Валерий Чкалов и Александр Беляков - в их числе... Кто же усомнится в благих отношениях староверов к прогрессу? Только набивший оскомину агитпроп не от большого ума представлял верующих "царством сплошного невежества". Но надо знать живую жизнь! В Эрмитаже, в Пушкинском музее в Москве посетители любуются картинами Ван Гога, Моне... Напомню, однако, что еще в начале прошлого века работы тогда малоизвестных, полузабытых импрессионистов закупали для России Щукин и Морозов. Интеллектуальная среда старообрядцев прозорливо воспринимала новшества в культуре, искусстве...

- Свое религиозное движение староверы считают традиционно "в духе любви и преданности Родине". Как, в частности, воспринята ими государственная программа патриотического воспитания? Вспоминаете ли вы время юности, когда исполняли свой ратный долг?

- У нас нет ни одного служителя церкви, который не служил бы в армии. В церквах и монастырях звучат молитвы во славу воинов Отечества. И это традиция. Ведь треть казачества на Дону - старообрядцы. Или терские казаки, множество которых, к горю, сгинули в войнах на Северном Кавказе. Уральские казаки тоже в основном староверы. А полистайте страницы истории! Атаман Платов, герой Отечественной войны 1812 года, старообрядец. Пожертвовал походную церковь сюда, на Рогожскую заставу. В летописи Великой Отечественной отражены подвиги людей, преданных России и древней вере. И ныне воины-старообрядцы с боевыми товарищами уничтожают бандитские схроны в Чечне, устанавливают мир на изможденной войной и раздорами земле.
Вы всколыхнули память о службе. Недавно я побывал в Кронштадте, где 50 лет назад проходил срочную службу на базе ВМФ. Благодарно вспоминаю боевую семью.

- Некоторые традиционные конфессии пытаются наладить связи с вузами, открывают богословские факультеты...

- У нас такого нет. Вон неподалеку от храма располагался институт, где старообрядцы получали образование. Возглавлял его Рыбаков, отец академика Рыбакова, известного историка. Надо восстанавливать. Многократно обращались в мэрию. Обещали помочь... Богословские науки будущие служители церкви осваивают самостоятельно, под духовным наставлением. Набираются мудрости в заветах Иоанна Златоуста, Василия Великого, Кирилла Иерусалимского... Все мы хранители тысячелетней веры на Руси. У нас есть книги, которым 500 лет. От руки написанные. И по ним тоже молимся, справляем службу.
На сегодня мы очень стеснены в возможностях выступить по телеканалу или же в воинском коллективе рассказать о христианском учении. Более зримые связи с частями МВД.

- С некоторых пор стало возможным ежегодно проводить Соборы Русской Православной старообрядческой церкви, что говорит о лояльности властей. В связи с этим какой видится вам оптимальная модель церковно-государственных отношений?

- Разум, естественно, взывает, чтобы власти полнее учитывали историческое, национально-культурное и религиозное своеобразие страны. Нас теперь, слава Богу, не преследуют. Принимаем участие в официальных приемах высших должностных лиц государства, заседаниях комитетов при правительстве. Некоторые служители старообрядческой церкви удостоены наград. Но контакты с представителями светской власти эпизодичны. Приезжают к нам депутаты Государственной Думы, вице-губернатор Московской области. По поручению Освященного Собора я направил Президенту России приглашение посетить старообрядческую Московскую и всея Руси Митрополию. Надеемся, что Владимир Владимирович при громадной своей занятости государственными делами все же побывает в Рогожской слободе, в наших храмах.

- Теперь о мирских заботах: за счет каких средств существует Митрополия в жестоких условиях рынка? Когда к староверам примыкали представители русской буржуазии, купечества: Савва Морозов, И. Ковылин, А. Гучков, П. Рябушинский, другие "миллионщики", подобные вопросы вряд ли возникали...

- Дотаций мы ни от кого не получаем. "Миллионщиков" тоже нет. Существуем за счет скромных пожертвований верующих. Поднять тот же институт пока не под силу. Беспокойство доставляет назойливая прыть рвачей, которые под любым предлогом жаждут хоть часть земли вокруг церквей прибрать к своим рукам. Горько и больно говорить об этом. Но надо. Многое делается священнослужителями: ремонт утвари, помещений. А посмотрите на дорогу, через которую люди идут к храму Господнему помолиться. Машин тьма, не протиснуться. Конечно, по Конституции церковь отделена от государства. Но отделение это как-то на разных дистанциях и разную силу влияния имеет.

- Я видел поздравление Патриарха Алексия II в ваш адрес в день Ангела. Как складываются отношения с Русской Православной церковью?

- К сожалению, взаимного доверия между двумя ветвями православной религии в России пока нет. Есть встречи на не официальном уровне разных представителей. Но это не та атмосфера открытости, равноправного диалога, на которую надеемся и что составляет круг наших духовных радений.

- Нравственные основы старообрядцев, как известно, зиждутся на новозаветных заповедях "Нагорной проповеди". Как вы оцениваете нравственное состояние нынешнего общества?

- В последние годы по телевизору, в газетах нередки стенания о выборе пути, экономических реформах. Но есть повод для пущей озабоченности и вещи подороже хлеба насущного. Я говорю о моральных скрепах общества, о традициях духовности, что были всегда определяющими для судеб России. Горько отмечать упадок, разложение устоев, возвышение блуда, бесстыдства. Об этом пристало думать в первую очередь властям светским, всем нам. Слишком мало, особенно в среде молодежной, островков, незапятнанных криминалом, ересью заокеанской, непристойностью, наркоманией.
Я поддерживаю призыв представителей других влиятельных конфессий со страниц "Красной звезды": слово Божье должно зазвучать и в школе, и в студенческой аудитории, и в воинском коллективе... Речь, разумеется, о выборе добровольном, который надо предоставить юному поколению, чтобы оно не погружалось во тьму пороков, подпитывалось веками выпестованной духовностью.

- В заключение беседы, Ваше Высокопреосвященство, я желал бы услышать слова о будущем нашей страны. Насколько можно полагать, культовый обряд староверов - направление крестного хода посолонь (хождение "по солнцу"!) - имеет глубоко символическое значение?

- Чтобы будущее России состоялось, надо просить Господа о мире. Вдали от нас и в пределах родного Отечества. Чтобы не творилось зло меж людьми. Исчезли междоусобицы. Я не разделяю энтузиазма от грядущей глобализации. Предостерегают сумрачные волны, которые накрыли страну в ХVII веке и снова могут лишить здравомыслия. А ведь речь ведем об особом пути. Староверы всегда приумножали ратную, трудовую доблесть России, молились о Божией благодати на крутых перекрестках ее истории. И еще. Неизбывно желание, чтобы в наше непростое, немилосердное время на каждом посту государственном находились люди, не покалеченные алчностью, корыстолюбием. Чтобы простые, светлые русские слова: порядочность, долг, честь имени в обновленном обществе зазвучали чисто и первозданно

Дата публикации: 2004-06-18 (5639 просмотра(ов))

  • Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви 2001 года
  • Этапы восстановления дальневосточной епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви в конце 90-х годов XX в.
  • Освященный Собор РПСЦ 1999 г.
  • Архиереи Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1846 - 2002
  • Постановление Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви
  • Из жизни старообрядческих общин
  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ