Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкая Митрополия)

 

Этапы восстановления дальневосточной епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви в конце 90-х годов XX в. 

К 90-летию Дальневосточной епархии РПСЦ 

Зарождение Дальневосточной епархии. Начало XX в.

ачиная с 50-х годов XIX в. дальневосточные земли заселялись переселенцами - старообрядцами различных согласий, в том числе и по-повцами, основу которых составляли поповцы Белокриницкой иерархии (1). Миграционные процессы старообрядцев, как наиболее способных колонистов новых земель, поощрялись правительством России.

лагодаря усилиям Совета Всероссийского съезда старообрядцев (г.Москва) в период с 1907 по 1912 гг. количество христиан Древлеправославной Церкви Христовой (Белокриницкая иерархия) резко увеличилось за счет христиан-переселенцев, пожелавших вернуться в Россию из Австрии (2).

1910 г. христиане Белокриницкой иерархии трижды собирались на съезды старообрядцев для обсуждения общих церковных вопросов. В 1910 г. состоялся I съезд амурских старообрядцев. Было принято решение о ежегодном проведении съездов старообрядцев на дальневосточных землях России (3).

1911 г. вс. Бардагон Амурской области состоялся И Восточно-Амурский съезд. На этом съезде духовенство и миряне Дальнего Востока приняли решение обратиться к Освященному Собору Древлеправославной Церкви Христовой (Ныне - Русская Православная Старообрядческая Церковь, сокращенно - РПСЦ) с просьбой о создании на Дальневосточной территории самостоятельной епископской кафедры. К этому времени только в Амурской области насчитывалось более 20 белокриницких приходов, которые обслуживали 10 священников, что позволяло дальневосточным старообрядцам достойно содержать собственного архиерея. В этом же году обращение к Собору было направлено.

священный Собор 1911 г. удовлетворил просьбу христиан Дальнего Востока. Собор учредил Амурско-Иркутскую и всего Дальнего Востока епархию (в разные годы и в разных источниках встречаются различные ее названия: епархия Восточной Сибири (4), епархия Иркутская и всей Восточной Сибири (5), Иркутске-Амурская (6) и др.), в состав которой вошли приходы Амурской, Приморской, Забайкальской и Якутской областей, Иркутской губернии. Тот же Освященный Собор принял решение о рукоположении в сан епископа священноинока Иосифа Антипина (7).

ладыка Иосиф - выходец из уральских беспоповцев. В миру - Антипин Иаков Исакович. Родился в 1853 г. в д.Крюк Пермской губернии, умер в 1927 г. в г.Харбине (Китай). В 1896 г. Антипин присоединился к Белокриницкой иерархии. В том же году епископ Антоний Пермский рукоположил Иакова в сан иерея. В начале XX в. И.И.Антипин был переведен в д.Тайну и назначен благочинным, в 1911 г. - принял иноческий постриг с наречением имени Иосиф. В этом же году он был вызван в Москву на Освященный Собор и возведен в сан архиерея (8).

марте 1912 г. в г.Благовещенске состоялся III съезд мирян. Этот съезд проходил до приезда епископа Иосифа в Амурскую область и в основном был посвящен вопросам дальнейшего устройства учрежденной епархии. Однако решения III съезда решением I епархиального съезда, созванного епископом Иосифом в июне того же 1912 г., были отменены.

а начало XX в. наиболее активная церковная жизнь наблюдается у липован - русских старообрядцев, компактно переселившихся в Амурскую область из Австрии. Во время I епархиального съезда епископ Иосиф принял решение разместить епископскую кафедру в с. Бардагон Амурской области (9).

ледующий епархиальный съезд Дальневосточной епархии был созван в 1915 г. На втором епархиальном съезде рассматривались духовно-нравственные вопросы, говорилось о создании церковно-приходских школ, обсуждались финансовые и иные вопросы внутренней жизни епархии.

пархиальное церковное строительство продолжалось на Дальнем Востоке всего 9 лет. Приближалась гражданская война. В этот период в епархии было построено более 10 храмов: в городах Владивостоке, Иркутске, Магадане; в Забайкалье - в селах Тарбагатай, Доно, Куйтун; в Приамурье - селах Климоуцы, Нылга, Покровка, Семеновка, Марковка. Открывались общины, освящались молитвенные дома (10).

начале 1920-х годов неизбежность прихода советской власти на Дальний Восток стала очевидной. Началась интенсивная эмиграция старообрядцев в Китай с остатками Белой армии. События 1919-1920 гг., развертывавшиеся на Амуре, заставили епископа Иосифа покинуть с. Бардагон. В середине 1919 г. он выехал в г. Хабаровск, а потом - в Приморье: во Владивосток, Никольск-Уссурийский. В начале 1921 г. владыка Иосиф с группой мирян эмигрировал в г. Харбин (Китай).

оветский период. Старообрядцы, оставшиеся на российской территории, остались без архиерейского окормления из-за закрытия советскими войсками российско-китайской границы. С 1927 по 1929 гг. вдовствующую Дальневосточную епархию окормлял епископ Тихон с территории Западной Сибири (г. Томск). .В 1925-1926 гг. руководство российской территории епархии было поручено епископу Клименту (Логвинову) Андреевского поставления, присоединившемуся "в сущем сане" к Церкви из беглопоповства (11). 6 мая 1929 г. в Успенской церкви города Томска на Амурско-Иркутскую кафедру хиротонисан священноиерей Амвросий, принявший в иночестве имя Афанасий. С 1929 по 1937 гг. он осуществлял руководство епархией с территории Забайкалья (с. Тарбагатай). В 1938 г. епископ Афанасий был арестован и принял мученическую смерть за веру в застенках ГПУ (12).

о времена атеистических преследований за веру многие христиане эмигрировали в Китай, затем в Австралию, Бразилию, США. В условиях эмиграции продолжилось развитие дальневосточной ветви Древлеправославной Церкви Христовой. Старообрядческие общины образовалась на территории Китая в г. Харбине и в Трехречье. В 1925 г. в Харбине выстроен кафедральный собор, в котором вплоть до своей кончины в 1927 г. служил епископ Иосиф (Антипин). В дальнейшем эмигрировавшие из России старообрядцы белокриницкой иерархии, проживающие в Китае и других странах мира, поддерживали канонические взаимоотношения с Белокриницкой Митрополией (с. Белая Криница, Австрия. Ныне - г. Браила, Румыния).

ощный удар по старообрядчеству Дальнего Востока нанесла советская власть в период с 1932 по 1938 гг. Начатые первой волной принудительной коллективизации 1930 г. преследования старообрядцев развернулись в середине 1930-х годов кровавыми репрессиями. Вспыхнул вооруженный бунт, который вошел в историю Приморья как "Старообрядческое восстание 1930-х годов". Восстание было жестоко подавлено. Оставшиеся в живых стремились покинуть Россию, уходили в Китай, прятались в городах, в ряде случаев скрывались в чаще непроходимой дальневосточной тайги (13).

период с 1930 по 1990 гг. церковная жизнь на дальневосточной земле приостановилась, остро ощущалась нехватка священства. За этот период практически все старообрядческие храмы были так или иначе уничтожены. Во всей епархии сохранился единственный бездействующий старообрядческий храм в с. Доно Читинской области.

о распада СССР сохранялись старообрядческие общины в г. Хабаровске, г. Владивостоке, в г. Свободный Амурской обл., небольшие группы христиан в Бурятии и в Читинской области. Все эти общины существовали неофициально и окормлялись чрезвычайно редкими и тайными приездами духовенства. Ближайший действующий храм находился в Новосибирске (14).

1990-е годы. Церковная жизнь в Сибири и на Дальнем Востоке оживилась в начале 1990-х годов, когда в 1992 г. на Освященном Соборе РПСЦ было принято решение о восстановлении Сибирской епархии. Возглавил Сибирскую епархию епископ Силуян (С. А. Килин). Территория Дальневосточной епархии вошла под каноническое управление Новосибирской епархии.

1993 г. преосвященнейший Алимпий (А. К. Гусев), митрополит Московский и всея Руси РПСЦ, поставил на п. Врангель Приморского края иерея Валерия Новицкого, присоединившегося к старообрядчеству от МП РПЦ. В этом же году в п. Врангель официально зарегистрирована первая на Дальнем Востоке старообрядческая община. Стараниями о. Валерия Новицкого в 1994 г. образовались общины в г. Владивостоке и Уссурийске, а в 1995 г. - в п. Вольно-Надеждинском и в г. Большой Камень.

рудами иерея Кондрата Фефелова (г. Ново-Николаевск, Аляска, США) начато строительство храма в г. Хабаровске. В 1995 г. церковь эта была освящена во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. На хабаровский приход рукоположен иерей Аркадий Кутузов, взявший под окормление Хабаровский край и Амурскую область.

1995 г. от так называемой "Апостольской православной церкви" к РПСЦ присоединилась группа христиан в г. Северобайкальске и п. Таксимо (Бурятия). В 1997 г. владыка Силуян освятил в Северобайкальске небольшой храм, чуть позже усилиями этих же христиан был выстроен храм в п. Таксимо и п. Новый Уоян. В дальнейшем вся группа АПЦ решением Освященного Собора РПСЦ 1999 г. была признана тоталитарной сектой и отделена от Церкви (15).

1996 г. в общину г. Читы хиротонисан в иереи Вячеслав Измайлов. Он стал благочинным всей территории Забайкалья. В этом же году в п. Чульман (Якутия) отстроен храм во имя святителя Николы. Организовалась община в г. Улан-Удэ (16).

ъезд мирян древлеправославиых общин Приморского края. 14 -17 февраля 1996 г. по благословению преосвященного Силуяна, епископа Новосибирского и всея Сибири, состоялся I съезд мирян древлеправославных общин Приморского края. Из священства участвовал в работе I съезда лишь о. Валерий Новицкий. Съезд проходил в Приморском крае в селе Суходол (г. Большой Камень).

а I съезде мирян рассматривались организационные вопросы, вопросы православной веры, внутренней жизни и экономические вопросы. Обсуждены перспективы церковного строительства, были выдвинуты кандидатуры в будущие священники. Решались экономические вопросы: содержание духовенства, производство церковной утвари. Впервые со времен гонений первой половины XX в. встал вопрос о восстановлении в церквях метрических книг. Приняты решения организовать постоянно действующий орган церковного управления - Совет съезда мирян древлеправославных общин Приморского края. Утвержден печатный орган Совета съезда - газета "Русь православная" и на ее базе - Информационный Центр древлеправославных общин Приморского края (17).

частники выработали Постановление съезда, которое впоследствии было утверждено епископом Силуяном.

овет съезда мирян древлеправославных общин Приморского края стал реальным организатором церковного управления общинами Приморского края на последующие три года.

мае 1996 г. по инициативе о. Валерия Новицкого создан Совет руководителей древлеправославных общин Приморского края, который созывался в г. Владивостоке ежемесячно для решения текущих церковных вопросов.

ратко о событиях в епархии. В 1996 г. официально зарегистрированы общины г. Владивостока и г. Уссурийска. В 1997 г. в п. Чульман (Якутия) отстроена церковь, которая временно находилась под окормлением иерея Александра Илющенко (ныне - настоятель прихода г. Меленки Владимирской обл.). Образована община в г. Якугске. В г. Магадане от МП РПЦ к Церкви присоединилась группа христиан во главе с иереем Сергием Галановым.

январе 1997 г. в Москве рукоположены иереи Александр Шестаков (на г. Большой Камень, Приморский край) и Константин Лунев (на п. Врангель, Приморский край). В Приморье вышел в свет I выпуск старообрядческого альманаха "Алтарь России", начал издаваться журнал Совета Съезда древлеправославных общин Приморского края "Дальневосточный старообрядец" (18).

II съезд мирян древлеправославных общин Приморского края. 14- 16 февраля 1997 г. в Сретенском подворье села Суходол состоялся II - наиболее значительный - съезд мирян Приморского края.

а II съезде присутствовал правящий архиерей - епископ Силуян и четыре священника: иерей Вячеслав Измайлов (г. Чита), иерей Александр Шестаков (г. Большой Камень Приморский край), иерей Константин Лунев (п. Врангель Приморский край). Съезд посетил представитель старообрядческого Христорождественского прихода г. Сиднея (Австралия) мирянин Михаил Моисеевич Овчинников - эмигрант второго поколения, родившийся в Китае в семье бежавших из с. Доно Читинской области казаков-старообрядцев.

а неделю до II съезда, 8 февраля 1997 г., была освящена первая в Приморье старообрядческая церковь, открытая после разорения 1930-х годов. Церковь, оборудованная в одном из приобретенных христианами в с. Суходол домов, была освящена во имя святого преподобного Сергия, игумена Радонежского.

а II съезде рассматривались следующие вопросы: о чиноприёме от разных конфессий, о духовном сродстве, организационные вопросы. По благословению владыки Силуяна принято решение о начале формирования Дальневосточного Архива РПСЦ (19).

одводя итоги II съезда, епископ Силуян благословил христиан Приморья начать работу по восстановлению Дальневосточной епархии,
Кратко о событиях в епархии. В апреле 1998 г. иерей Константин Лунев переведен на служение в г. Владивосток. В мае на приход п. Врангель рукоположен иерей Сергий Боголюб. 15 марта 1998 г. в п. Врангель освящена церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В июле этого же года в г. Якутске закончено строительство церкви во имя святых апостолов Петра и Павла.

1998 г. епископом Силуяном освящено место под строительство церкви во Владивостоке (во имя святителя Николы), в Уссурийске (во имя Архангела Михаила), в Чите (во имя священ-номученика и исповедника Аввакума). Начато строительство храма в с. Черемхово Читинской области. В п. Шкотово Приморского края приобретен частный дом для переоборудования под церковь. Во Владивостоке арендован дом по ул. Махалина, 14, в котором началось оборудование домовой церкви (20).

III съезд мирян древлеправославных общин Приморского края. В январе 1998 года в Сретенском подворье села Суходол состоялся III съезд мирян Приморского края. На нем, как и на предыдущих съездах, ставились и рассматривались организационные вопросы, вопросы православной веры, вопрос необходимости информирования общин Русской Православной Старообрядческой Церкви о решениях Освященных Соборов и Советов Митрополии, вопрос о подготовке Всероссийского съезда мирян РПСЦ. Был разобран вопрос критериев святости в Православии, поднят вопрос о необходимости канонизации отечественных подвижников древлего благочестия: архиепископа Антония (Шутова), епископа Арсения Уральского, епископа Иосифа (Антипина), епископа Тихона Томского и Федора Ефимовича Мельникова (21).

частники III съезда рассмотрели вопрос восстановления Дальневосточной епархии. Согласно принятым участниками съезда решениям, Совет съезда подготовил документы, обратился к Освященному Собору с просьбой о восстановлении Дальневосточной епархии.

священный Собор РПСЦ, состоявшийся в Москве в октябре 1998 г., рассмотрел обращение духовенства и мирян Дальнего Востока о восстановлении Дальневосточной епархии и принял следующее решение:
" 7. О воссоздании Дальневосточной епархии.

а) ВОССОЗДАТЬ Дальневосточную епархию (ранее именованную Амурско-Иркутской) в следующих границах: Приморский, Хабаровский края, Амурская область, Еврейская АО, Читинская область, Бурятия, Камчатская, Магаданская области, о. Сахалин, Курилы, Чукотка.
б) БЛАГОСЛОВИТЬ поиск кандидата в епископы" (22).
Освященный Собор оставил Дальневосточную епархию под временным окормлением преосвященного Силуяна, епископа Новосибирского и всея Сибири до появления в Дальневосточной епархии правящего своего архиерея.

I епархиальный съезд восстановленной епархии. С 28 по 31 января 1999 г. в с. Суходол Приморского края представители общин Дальнего Востока и Восточной Сибири собрались на I Дальневосточный епархиальный съезд. В связи с восстановлением епархии Совет съезда мирян древлеправославных общин Приморского края принял решение не проводить 4 съезд мирян и передать полномочия епархиальному съезду.

I съезд Дальневосточной епархии рассмотрел следующие вопросы: о местонахождении епархиального управления и епископской кафедры; о структуре епархиального управления; о кандидатуре дальневосточного епископа; о штате епархиального управления; о способах содержания епископа (временно - кандидата в архиереи) и штата епархиального управления; о способах обучения и рукоположения кандидатов в духовенство епархии; о способах управления епархией до постановки архиерея (благочиние, кандидатура благочинного и так далее); о формах и способах взаимодействия общин с епархиальным управлением; о епархиальном печатном органе; другие вопросы, в том числе и вопросы, готовившиеся на IV съезд мирян (23).

альневосточными старообрядцами приняты следующие решения:
"1.1. Местом нахождения епархиального управления и епископской кафедры определить г. Уссурийск Приморского края.
2.1. Епархиальный съезд собирать ежегодно.
3.1. Предложить кандидатом в достоинство епископа Уссурийского и всего Дальнего Востока диака Александра Ванчева.
4.1. Утвердить штат епархиального управления в следующем составе: епископ, иконом, благочинный (он же настоятель кафедрального храма), диакон, бухгалтер, редактор, секретарь-письмоводитель, повар, три сторожа, уборщица.
5.1, Каждой общине ежемесячно отчислять 5% доходов на содержание епархиального управления и 50 рублей на содержание и обучение кандидата в архиереи на счет уссурийской общины во имя святаго архангела Михаила.
6.1. Для решения духовных и иных церковных вопросов создать при Дальневосточном епархиальном управлении Духовный совет.
6.2. Избрать Духовный совет в составе: О. Александр Шестаков (г. Большой Камень), о. Аркадий Кутузов (г. Хабаровск), о. Вячеслав Измайлов (г. Чита), о. Константин Лунев (г. Владивосток), о. Сергий Боголюб (п. Врангель), о. Сергий Галанов (г. Магадан), Г. Соболев (г. Комсомольск-на-Амуре), Н. Спижевой (г. Николаевек-на-Амуре), Г. Омельченко (г. Уссурийск), А. Ванчев (п.Шкотово).
7.1. Ходатайствовать перед Советом Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви о поставлении священноиерея Александра Шестакова в благочинные Восточной Сибири и Дальнего Востока для управления Дальневосточной епархией до поставления правящего архиерея.
9.1. Считать газету Совета Съезда мирян Древлеправославных общин Приморья "Дальневосточный старообрядец" епархиальным печатным органом и передать её в подчинение епархиальному управлению.
10.1. Организовать поездку по основным приходам Дальневосточной епархии с целью знакомства с укладом жизни и уставом общин и доведения до сведения христиан решений Епархиального съезда.
12.1. Направить священноиерея Александра Шестакова в Москву на Совет Митрополии РПСЦ и предоставить ему право представлять общины Дальневосточной епархии в вопросах оформления документов, необходимых для регистрации и перерегистрации общин.
14.1. Провести очередной епархиальный съезд в Сретенском подворье с. Суходол в январе-феврале 2000 года" (24).

остановление Первого епархиального съезда восстановленной Дальневосточной епархии подписали: иерей Аркадий Кутузов (настоятель прихода г. Хабаровска), иерей Вячеслав Измайлов (настоятель прихода г. Читы), иерей Сергий Боголюб (настоятель прихода п. Врангель), иерей Константин Лунев (настоятель прихода г. Владивостока), иерей Александр Шестаков (настоятель прихода г. Большой Камень), председатель Совета Съезда мирян Древлеправославных общин Приморья А. И. Ванчев, миряне - представители общин Дальнего Востока (25).

мае 1999 г. Совет Митрополии РПСЦ одобрил решения I Дальневосточного епархиального съезда утвердил назначение благочинным иереем епархии о. Александра Шестакова и определил г. Уссурийск местом епископской кафедры.

ыписка из решений Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, проходившего в Москве с 26 по 28 апреля 1999 г. "О решениях первого епархиального съезда Дальневосточной епархии" гласит: "ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить решения епархиального съезда Дальневосточной епархии. 2. Деятельность Дальневосточной епархии до поставления епископа осуществляется под управлением епископа Силуяна. 3. Утвердить благочинным иереем Дальневосточной епархии отца Александра Шестакова. 4. Утвердить центром Дальневосточной епархии г. Уссурийск Приморского края. Апреля, 29 дня 1999 г. (нов. ст.)" (26).

священный Собор РПСЦ 1999 г., состоявшийся 20-22 октября в г. Москве, подтвердил и уточнил решения предыдущего собора: "2.11. Утвердить Уссурийскую и всего Дальнего Востока епархию в следующих пределах: Приморский край, Хабаровский край, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Амурская область, Магаданская область. Камчатская область, Чукотская область, Сахэ-Якутия, Бурятия, Читинская область; ЗЛО. Утвердить кафедральным собором Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии собор во имя Пресвятой Троицы, расположенный по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Воровского, д.132; 4.5. Назначить епископа Силуяна (Килина С. А.) временно выполнять обязанности правящего Архиерея Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии; 5.10. Избрать иерея Александра (Шестакова) икономом Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии" (27).

тарообрядцы-дальневосточники готовятся к мероприятиям, посвященным 90-летию Дальневосточной епархии, в грядущем 2001 году. Одна из задач, которая стоит как перед старообрядцами, так и перед учеными, изучающими старообрядчество, - восстановление подлинной и подробной истории Старообрядческой Церкви на Дальнем Востоке (28).

настоящее время в старообрядческом издательстве "Омега" (г. Большой Камень) готовится к изданию книга по истории Дальневосточной епархии РПСЦ, в которую войдут исторические работы и церковные документы разных лет.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Сердюк М.Б. Становление старообрядческой Белокриницкой иерархии на российском Дальнем Востоке // Известия РГИА ДВ. Т.З. Владивосток,. C.I28.
2. Старообрядцы-переселенцы // Церковь. М.,1912. №12. С.293.
3. Белошицкая Е.Н. Штрихи истории // Русь православная. 1999. №1 (42). С.5. (г. Б. Камень, Приморский край).
4. Постановления Освященных соборов старообрядческих еписко-пов.1898-1912 гг. М.,1913. С. П5.
5. Там же. С.122.
6. Это наименование встречается в нескольких источниках: См. примечание 8; Дальневосточный старообрядец. г. Харбин, 1935.
7. Новорукоположенный епископ Иосиф // Церковь. М.,1912. №4. С.94-95.
8. Сердюк М.Б. Первый старообрядческий епископ на Дальнем Востоке //Русь православная. 1996. №5. С.6.
9. Амурский епархиальный съезд // Церковь. М.,!912. № 30. С.720-721.
10. Ванчев А.И. История восстановления Дальневосточной епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1992-1998 годах //. Материалы научно-практической конференции "Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока". Владивосток, 1999. (В печати).
11. О епископе Клименте. Постановление Собора святой Древлеправославной церкви Христовой (1926 г.). М.,1926. С.20-21.
12. Старообрядчество. Лица, события, предметы, символы. Опыт энциклопедического словаря. М.,1996. С.40.
13. Кобко В.В. Приморские страстотерпцы // Русь православная. 1996. №2. С.2.
14. Ванчев А.И. Указ. соч.
15. Постановление Освященного Собора РПСЦ. 20-22 октября 1999 г. // Вестник митрополии: Бюллетень информационно-издательского отдела РПСЦ. №1. С.11. п.22.
16. Елисеев Е. Дальневосточная епархия. Краткая историческая справка о Дальневосточной Епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви // Дальневосточный старообрядец. 7506 лето, №7, С.81.
17. Постановление I Съезда мирян Русских Православных Старообрядческих общин Приморского края // Русь православная, 1996. №4. С. 1-3.
18. Ванчев А.И. Указ. соч.
19. Елисеев Е. Оттепель // Русь православная. 1997. №2(18), С. З; Постановление II съезда мирян древлеправославных общин РПСЦ Приморского края // Там же. С.5.
20. Ванчев А. И. Указ. соч.
21. Постановление III съезда мирян Русской Православной Старообрядческой Церкви Приморского края //Дальневосточный старообрядец. 7506 лето. №5. С. 41а.
22. Постановление Освященного Собора РПСЦ // Дальневосточный старообрядец. 7507 лето. № 3. С.37; О восстановлении Дальневосточной епархии // Там же. С.34.
23. Гашкова Н. Первый Епархиальный Съезд Дальневосточной епархии // Русь православная. 1999. №1 (42). С.З.
24. Постановление Первого епархиального съезда Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии. 28-30 января 1999 г. // Текущий архив ДВА РПСЦ (г. Большой Камень Приморского края). С.1-2. (Публикуется впервые).
25. Там же. С.З.
26. Выписка из решений Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, проходившего в граде Москве с 26 по 28 апреля 1999 г. // Текущий архив ДВА РПСЦ. п.2. (Публикуется впервые).
27. Постановление Освященного Собора РПСЦ. 20-22 октября 1999 г. // Вестник митрополии; Бюллетень информационно-издательского отдела РПСЦ. М.,1999. №1. С.7-8.
28. Постановление Второго епархиального съезда Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии. 28-30 января 2000 г. // Текущий архив ДВА РПСЦ. п.2.

Иерей Елисей ЕЛИСЕЕВ

Дата публикации: 2004-06-18 (8936 просмотра(ов))

  • Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви 2001 года
  • Хождение "по солнцу"...
  • Освященный Собор РПСЦ 1999 г.
  • Архиереи Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1846 - 2002
  • Постановление Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви
  • Из жизни старообрядческих общин
  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ