Первым опытом такого исследования стал опрос, проведенный на состоявшейся в Санкт-Петербурге выставке “Православная Русь” (2 - 6 ноября 2005 г). Конечно, это небольшое исследования нельзя назвать полноценным социологическим опросом. Тому есть несколько причин. Во-первых, подготовленную анкету предлагалось заполнить посетителям выставки уже подошедшим к экспозиции “РПСЦ” и, следовательно, что-то уже слышавшим о старообрядчестве. Во-вторых, само место проведения опроса – выставка “Православная Русь” подразумевает, что ее гости люди интересующиеся религиозными вопросами. Эти и некоторые другие объективные обстоятельства снижают, что называются, “чистоту” исследования. Тем не менее, мы теперь имеем картину мнений в так называемой “заинтересованной внешней среде”, среди людей интересующихся Старой Верой, но не являющимися членами старообрядческих согласий.
В анкете предлагалось ответить на три вопроса. На каждый вопрос предлагалось несколько вариантов ответа. Варианты взяты из повседневных мнений когда-либо высказанными нашими согражданами о Старой Вере. Вопросы и ответы даны в наиболее понятных формулировках. Респондентам разрешалось отметить несколько вариантов ответа или предложить свой вариант. Второй опрос был проведен на улицах областного центра.
ОПРОС №1:
Что вы знаете о старообрядчестве?
1. Ничего – 0 %Что бы вы хотели узнать о старообрядчестве?
2. Это язычники – 0 %
3. Это какая-то секта – 0 %
4. Это православные христиане, отколовшиеся от церкви в результате неправильного толкования некоторых обрядов - 15 %
5. Это неправославные христиане, отколовшиеся от церкви в результате догматических заблуждений – 0 %
6. Это остатки древнерусской Церкви - 30 %
7. Это христиане, соблюдающие русские обычаи и традиции - 35 %
8. Это темные люди, которые не разрешают есть из своей посуды – 0 %
9. Это Церковь в наибольшей полноте сохраняющая святоотеческое предание - 20 %
1. Чем старообрядцы отличаются от православных? - 12 %Как должны развиваться отношения между старообрядчеством и другими христианскими церквями?
2. Об истории раскола Церкви и Старой Вере - 13%
3. О старообрядческих святых -15,4 %
4. Хотелось бы узнать древнерусские и старообрядческие молитвы - 13%
5. Хотелось бы больше ознакомиться со знаменным пением и канонической иконописью - 13%
6. О бытовых традициях старообрядцев - 14 %
7. О религиозных обычаях старообрядцев - 16,5 %
1. Старообрядчество должно остаться самостоятельной независимой Церковью - 48 %
2. Старообрядчество должно присоединиться к Московской Патриархии -39%
3. Старообрядчество должно присоединиться к Католической Церкви – 0 %
4. Старообрядчество должно присоединиться к Московской Патриархии, а затем вместе к Католической Церкви - 3 %
5. Старообрядчество должно исчезнуть –0 %.
6. Московская Патриархия должна присоединиться к старообрядческой Церкви ( в анкете этого варианта не было) 3 голоса - 9 %
ОПРОС № 2.
Здесь помещены материалы более чистого, полевого исследования. Опрос проводился на улицах областного центра центральной России. Обыкновенным прохожим предлагалось ответить всего на один вопрос: «Что Вы знаете о старообрядчестве?»
Результаты этого опроса отражают картину подлинной информированности современных россиян о Старой Вере и старообрядчестве как таковом.
Что вы знаете о старообрядчестве?
1. Ничего – 48 %
2. Это язычники – 3 %
3. Это какая-то секта – 29 %
4. Это православные христиане, отколовшиеся от церкви в результате неправильного толкования некоторых обрядов - 8 %
5. Это неправославные христиане, отколовшиеся от церкви в результате догматических заблуждений – 0 %
6. Это остатки древнерусской Церкви - 4 %
7. Это христиане, соблюдающие русские обычаи и традиции - 3 %
8. Это темные люди, которые не разрешают есть из своей посуды – 4%
9. Это Церковь в наибольшей полноте сохраняющая святоотеческое предание - 0%