СОЮЗ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ НАЧЕТЧИКОВ

Труды и деятельность Союза старообрядческих начетчиков 

Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси / Архимандрит Иоанн (Маслов) – Свято-Троицкая Сергиевая Лавра, 2005 г. 

 

Малоформатная брошюра новообрядческого архимандрита Иоанна (Маслова) (1932 – 1991) повествует об истории постов и говения в древней Руси, а также о чертах покаянной дисциплины указанного периода. Интересной особенностью этого исторического очерка можно назвать комплексное использование древнерусских церковно-исторических документов и источников ранней истории старообрядчества. В частях касающихся иноческого молитвенного правила и епитимийного канона автор обращается к сочинениям протопопа Аввакума и “Повести об отцах и страдальцах соловецких”.

 Архимандрит Иоанн рассматривает историю развития дисциплины христианского поста в древней Руси как поступательное движение от гибких и разнообразных уставных форм домоногольской эпохи к строгой и унифицированной системы патриаршего периода. Так первые упоминание об Успенском посте на Руси приходятся на XIV век. До этого периода, какие либо указания на него отсутствуют. Автор связывает это с тем, что в самой Византии рамки Успенского поста были определены на Константинопольском соборе 1166 года. Автор отмечает, что значительную роль в церковной жизни древней Руси играл Студийский устав. Он имел более мягкие по сравнению с современными требования касающиеся продуктов постного стола. Так в Успенский пост мирянам разрешалась рыба, а в Великий пост даже иноки могли употреблять рыбу по субботам и воскресеньям. Эта традиция, кстати, дожила до начала 17 века. Употребление рыбы в Великий и Успенский посты подробно расписано в такой популярной книге средневековья как “Домострой”. Вместе с тем в брошюре отмечается, что к середине 17 веке постная дисциплина становится значительно строже: “Даже в непостные периоды русские люди постились ежедневно до 2-3 часов дня”. Но особенно строгим стал Великий пост: “Как свидетельствует один из арабских путешественников благочестивые русские люди в первые дни Великого поста без нужды не выходили из своих домов… Магазины первые три дня были закрыты. Все жители не производили ни купли, не продажи, но неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Все питейные заведения были закрыты до пасхальной седмицы”. В середине 17 века питейные магазины закрывались и на время церковных праздников.

Особое внимание автора привлекают деятельность древнерусских духовников и причастие Святых Тайн. Иоанн Маслов отмечает, что в дораскольной Руси епитимья накладываемая священником являлась важнейшим духовным инструментом нравственного воспитания. Причем были распространены как тайные, так и публичные епитимьи напоминающие собой покаянную дисциплину древнехристианской Церкви. Интересно, что публичные епитимьи накладывались не только на простых жителей Руси, но и, что сегодня представить невозможно, на власть предержащих: бояр, князей и даже царей. “Такие случаи наложения публичной епитимии не были редкостью, - уверяет составитель брошюры, - что неоднократно подтверждается иностранными писателями”.

В брошюре приводятся многочисленные свидетельства иностранцев подтверждающие высокий уровень литургической и нравственной жизни жителей страны: “В 1523 году католик Альберт Кампензе писал папе Клименту VII о вере и нравах московитян: “Они лучше нас (т. е. католиков) следуют учению евангельскому... Причащаются весьма часто, почти всякий раз, когда собираются в церковь... В церквах не заметно ничего неблагопристойного или бесчинного, напротив того, все, преклонив колена и простершись ниц, молятся с искренним усердием... Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, прелюбодеяние, насилие весьма редки, противоестественные пороки совершенно неизвестны, о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно. Вообще они глубоко почитают Бога и святых Его”. Автор делает интересный вывод, что первой половине 17 века авторитет монашества и монастырей определял всю жизнь русских людей: “Отличие мирян состояло лишь в том, что они могли вступать в брак и заниматься мирскими делами, во всем же остальном должны были подражать монахам”.

Работа архимандрита Иоанна (Маслова) полностью разоблачает миф о том, что в дораскольной русской Церкви творились сплошные безобразия и бесчиния, для исправления которых потребовалась никоновская реформа.

Брошюру “Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси” можно рекомендовать всем интересующимся историей русской Церкви, особенно в части постной и покаянной дисциплины. Читателям, однако, не следует забывать, что автором исследования является новообрядец и внимательно относится к его оценкам, касающимся послераскольного периода и темы старообрядчества.

Рецензия Союза старообрядческих начетчиков

Дата публикации: 2006-04-20 (5197 просмотра(ов))

Остальные материалы раздела СОЮЗ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ НАЧЕТЧИКОВ
  • С.Ю.Витте - Из воспоминаний о событиях предшествующих установлению свободы вероисповедания и старообрядческом вопросе
  • О ВОЗМОЖНОСТИ И ВРЕМЕНИ ДОПУСКА МИРЯН К СВ. ПРИЧАСТИЮ
  • ЗНАЕТ ЛИ СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО О СТАРОЙ ВЕРЕ
  • Символические тексты в Православной Церкви / Архиепископ Василий (Кривошеин) - “Сардоникс”, 2003 г.
  • Социологическое исследование: Что знают наши сограждане о Старой Вере?