СОЮЗ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ НАЧЕТЧИКОВ

Труды и деятельность Союза старообрядческих начетчиков 

О ВОЗМОЖНОСТИ И ВРЕМЕНИ ДОПУСКА МИРЯН К СВ. ПРИЧАСТИЮ 

Инок Алимпий (Вербицкий) 

Накануне Совета митрополии, преосвященнейший владыка Андриан поручил мне исследовать современные нормы допуска мирян к причастию св. Таин и существующие требования канонических правил. Это  было вызвано необходимостью должной реакции на письма и вопросы, поступающие в Митрополию, также и обязанностью архипастыря  приводить церковную жизнь в соответствие святоотеческим нормам. Сам я, сознавая свои многочисленные прегрешения, вряд ли дерзнул бы говорить на подобную тему, но по необходимости послушания, а также, не желая по причине своего недостоинства скрывать правду Божию, предпринял настоящий труд. Будучи ограничен малым сроком, я все же собрал некоторый материал, который собираюсь представить вашему вниманию.

ОСОБЕННОСТИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ

Как известно, в настоящее время в приходах сложилась практика, согласно которой, желающие могут приступать к Причастию, обычно, во время четырех годовых постов, для чего они соблюдают седмицу сухоядением, исполняя определенное молитвенное правило, после чего исповедываются, и те, которые не имеют канонических препятствий, бывают допускаемы к Причастию. При этом имеют место следующие факторы:

  1. Исповедь и Причащение, являясь самостоятельными таинствами, по времени, оказываются здесь соединенными вместе.
  2. Обстоятельства дают место иллюзии, что пост и правило, обычные перед Причащением, распространяются одинаково и на таинство Исповеди. Сама Исповедь, соединенная с подготовкой к Причащению, в сознании, становится искусственно связанной с годовыми постами. И установленную седмицу сухоядения, одинаково обязывают соблюдать всех исповедующихся, даже и тех, кто, находясь под епитимией, не может быть допущен к Причастию; так, словно совершение исповеди нуждается в дополнительном посте и правиле.
  3. Промежутки между постами оказываются недоступными для желающих причаститься. Им отказывают под предлогом того, что якобы мирянам  допустимо причащаться лишь постами.
  4. Желающим исповедоваться в какое бы то ни было время, за исключением постного, также обычно отказывают в совершении таинства. При этом часто говорят: « Исповедь будет постом, тогда и приходите».
  5. Порой и причащение младенцев за каждой литургией, в народе осуждается, как нескромность поведения.
  6. Отдельную тему представляют случаи с новокрещеными взрослыми. Если их крестят без должной подготовки, требуемой святыми правилами, что само по себе преступно, тогда одно преступление дополняют другим: и этим людям, к тому же еще  отказывают в Причастии под предлогом того, что они или курят, или не постятся,  или  просто далеки от Церкви. Тем самым пастыри расписываются в собственной безграмотности, уничижая таинство Святого Крещения.
    Безграмотность иногда простирается до такой степени, что отказывают в причастии и умирающему, если в этот день он вкусил пищу, очевидно забывая о правиле ИЖЕ ВО СВЯТЫХ НИКИФОРА КОНСТАНТИНА ГРАДА ИСПОВЕДНИКА: «Подобает подавати божественное причащение болящему, умрети хотящу, повнегда вкусити тому брашен (сборник св. Кирилла Белозерского, лист 72 оборот)».
  7. Не говоря уже о том, что выезд к умирающим или тяжелобольным зачастую откладывают на несколько дней, а то и вовсе отказываются ехать под разными предлогами, в результате чего многие умирают, так и не дождавшись Причастия.
  8. Но при этом Причастие преподается порой, людям, которые демонстративно не желают соблюдать элементарных требований христианской жизни, будь то ношение бороды или соблюдение постов, —  когда выставляется предлогом болезнь или иное тому подобное. Желание угодить значимому человеку обычно одерживает победу над божественными правилами и законами Церкви. Так, из шести священников, в разное время окормлявших Селезневскую общину, только один отказался причастить подобного нарушителя, пользующегося, однако, авторитетом в общине.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ КАНОНИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ:

Теперь, по данному предмету необходимо привести существующие законы Церкви и свидетельства святых отцов.

Известны канонические правила, подвергающие отлучению тех, кто, находясь в городе, в течение трех воскресных дней не приходит в церковь, однако не всем известно, что речь здесь идет не о простом присутствии за общественным богослужением, а именно о Причащении. Несколько таких правил образуют группу и имеют близкое толкование.

ДЕВЯТОЕ ПРАВИЛО СВВ. АПОСТОЛОВ: ВСЕХ ВЕРНЫХ, ВХОДЯЩИХ В ЦЕРКОВЬ И ПИСАНИЯ СЛУШАЮЩИХ, НО НЕ ПРЕБЫВАЮЩИХ НА МОЛИТВЕ И СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ ДО КОНЦА, ЯКО БЕЗЧИНИЕ В ЦЕРКВИ ПРОИЗВОДЯЩИХ, ОТЛУЧАТИ ПОВЕЛЕВАЕТ ОТ ОБЩЕНИЯ ЦЕРКОВНАГО.

ЗОНАРА. «Настоящее правило требует, чтобы во время совершения Святой Жертвы, все пребывали до конца на молитве и Святом Приобщении. Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались. Есть правило собора Сардикийского и другое Трулльского, и еще собора Антиохийского, предписывающие, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутствуя при богослужении в три воскресные дня, не причастится. Посему и настоящее правило подвергает отлучению не пребывающих на молитве и Святом Причащении как нарушающих порядок. И второе правило Антиохийского собора говорит об этом».

ВАЛЬСАМОН. «Определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресные дня (Кормчая)».

Но при этом толкователи указывают, что правило имеет в виду не вообще всех  не причащающихся, а только уклоняющихся без уважительной причины.

СИНТАГМА МАТФЕЯ ВЛАСТАРЯ. Глава 25-я. о тех, которые не имеют общения с верными при совершении священной литургии или отлагают общение на три воскресные дня: 8-е и 9-е правила святых апостолов, желая, чтобы все и всегда были готовы и достойны причащения Божественных Таин … верных, входящих и священные писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, отлучать (повелевает правило) как бесчинных. Согласно с сим определяет и 2-е (прав. соб.) Антиохийского, ибо всех входящих в церковь и слушающих священные писания, но не участвующих в молитве вместе с народом или отвращающихся от причащения святыя Евхаристии, по гордости, может быть, или по уклонению от порядка, или по пренебрежению, повелевает отлучать от церкви, доколе чрез исповедь не покажут плодов раскаяния и не получат прощения. А некоторые говорят [Вальсамон, см. толкование на правило 8-е свв. апост.], что сии правила постановлены относительно священнодействующих в то время в алтаре и мирян, не пребывающих до тех пор, пока наступит время причащения верных: ибо весьма обременительно и насильственно принуждать всех каждый день причащаться, в противном же случае — отлучать; ибо как можно вращающемуся в среде и оскверняющемуся мирскими вещами навсегда иметь душу чистою к принятию духовного мира? Ибо довольно, если кто, презрев и отложив все прочее и задавшись одной сей целью, другому же никакому злейшему пожеланию не поработившись, может потом, с Божиею помощью, удостоиться этого, но я думаю, что у древних верных не меньшим предметом заботы было и жить право, как и право веровать; потому - то многое из провозглашенного тогда канонами представляется иначе, чем теперь, ибо нерадение и неправильность жизни так нас настроили, что даже и не верится, достигал ли кто из верных такой высоты добродетели. Думаю [согласно с Вальсамоном, в его толковании на 2 пр. соб. Антиох.], что, без сомнения, по причине этой угрозы божественных правил придумано раздаяние антидора, чтобы те, которые не могут причащаться животворящих Таин, имели всю необходимость ожидать конца Божественного священнодействия, дабы из рук священника получить его освящение. См. также правило 66-е VI собора и 80-е (прав.) того же (VI) собора. А также правила Сардикийского собора 11-е и 12-е.

Следует несколько подробнее остановиться на том, каковы же те обстоятельства, которые извиняют не причащающихся за каждым богослуженим.

СВ. НИКОЛА КАВАСИЛА, архиепископ Солунский, пишет: «Удаляет нас от Причастия смертный грех и раны воли» (Семь слов о жизни во Христе, ч. 2). Это те немногие причины, которые являются единственным справедливым основанием для уклонения от Причастия. Златоуст пишет: «Кого нам похвалить? Тех, которые причащаются раз? Тех, которые часто? Тех, которые редко? Ни тех, которые раз, ни тех, которые часто, ни тех, которые редко. Но тех, которые приступают с чистой совестью, с чистым сердцем, с безупречной жизнью. Таковые да приступают всегда, а не таковые — никогда. (беседы на послание к евреям). Однако можно услышать возражение: а разве не является благоговение перед Таинством, достаточным основанием для того, чтобы причащаться нечасто? - Не благоговением, а пренебрежением называют такой предлог святые отцы, о чем свидетельствует 2 правило Антиохийского Собора, в толковании на которое, ЗОНАРА говорит: «Отвращением здесь отцы назвали не то, чтобы ненавидеть Божественное Причащение и поэтому не хотеть причащаться, а уклонение от него, якобы по благоговению или по смирению. Ибо если бы некие отказывались от него как ненавидящие и гнушающиеся Святым Причащением, то были бы осуждены не к отлучению, а к совершенному выдворению и анафеме».

СВ. КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ: «… Пусть знают те крещеные, которые не радят ходить в церковь причащаться и на многое время отлучаются от приобщения, что предлогом они выставляют благоговение искусственное и вредное. Пусть знают, что, не причащаясь, они лишаются вечной жизни, отказываясь от того, чтобы оживотвориться. Это превращается в ловушку и соблазн, хотя и мнится этот отказ от причастия плодом благоговения ( На Евангелие от Иоанна, кн. 4, гл. 2).

СВ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ: «Беда в том, что мы определяем достоинство Причащения не чистотой помышлений, а промежутком времени, и в том, что ты считаешь благочестием нечасто приступать к Таинству, не ведая, что недостойно приступить даже раз – это причинить себе вред, а если достойно, даже и часто, - приобрести спасение. Дерзость состоит не в том, что приступают часто, но в том, что недостойно, даже если кто раз в году причастится… Так рассуждая, мы не понимаем, что и распявшие Христа, распяли Его один раз. Но неужели, потому что один раз, грех от этого меньше? И Иуда один раз предал. Что из этого? Разве это его спасло? Почему мы это дело измеряем временем? Временем причащения да будет нам чистая совесть». (Толкование на первое послание к Тимофею. Беседа пятая).

А обо всех остальных случаях, Отцы пишут так:

НИКОЛА КАВАСИЛА: «Ибо как вообще было бы не законно, когда бы кто, согрешая к смерти, дерзнул потом приступить к святыне, так тем, которые не болезнуют столь тяжко, не следует удаляться хлеба. Ибо тем, которые страдают еще ранами воли, надлежит опасаться огня, не сообщаться с ним, прежде нежели не изменятся, а тем, кои имеют правую волю, а в остальном немощны, необходимо укрепляющее врачевство, и надлежит им приходить к виновнику здравия, который принял  немощи наши и болезни понес, и желающим не быть больными паче всего нужно стараться прибегать к врачу». (Семь слов о жизни во Христе).

СИМЕОН СОЛУНСКИЙ: «…Никто из людей богобоязненных и любящих Господа пусть не пропускает четыредесятницы. А у кого довольно силы и внимания, и чаще пусть приступает такой к причастию Христову, даже, если можно, и в каждую неделю; особенно же люди престарелые и немощные».(ч. 1, гл. 325)

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ: «Аще инок или мирский человек сотворит без причащения 40 дний, кроме запрещения, но от небрежения не причащается, да отлучится от церкве лето. То же и из епитимий СВ. ФЕОДОРА СТУДИТА: «Монах или мирянин, не находящийся под епитимией и по своей небрежности сорок дней не приступивший к причастию, должен быть отлучен от церкви на (один) год».

ИЗ ПИСЬМА СВ. ФЕОДОРА СТУДИТА К СПАФАРИИ ПО ПРОЗВАНИЮ МАХРА. «… Почему ты столько лет редко причащаешься? Это должно иметь какое-нибудь основание. Причащаться должно не редко и не просто каждый день, но с чистой совестью; ибо ядый, сказано и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня. Итак, если ты, наблюдая, таким образом, за своим состоянием, с благоговением медлишь некоторое время, то это хорошо, будет ли то недолго или долго; предела этому нет, кроме того, чтобы приступить с чистым сердцем, сколько возможно для человека. Если же случится какое-либо прегрешение, удаляющее от причащения, то очевидно, что такой человек может причаститься тогда, когда исполнит епитимию».

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. Послание 93-е к Кесари Патриции. «Приобщаться каждый день и причащаться Святого Тела и Крови Христовых хорошо и полезно, так как Сам Господь ясно говорит: Тот кто ест Мою плоть и пьет Мою Кровь, имеет  жизнь  вечную».

О СВ. МАКАРИИ ЕГИПЕТСКОМ повествуется, что после того, как он исцелил ту женщину, которая по диавольскому содействию казалась людям лошадью, он сказал ей следующее: Женщина никогда не отсутствуй на приобщении Таин Христовых, но причащайся часто, ибо это диавольское действие случилось с тобой потому, что ты не причащалась пять недель, и от этого диавол нашел себе место и досадил тебе». (Лавсаик, гл. 18).

СВЯТОЙ ТИМОФЕЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ даже применительно к бесноватым пишет: «Верный, бесноватый, аще не нарушает Тайны, ниже хулит иным каким – либо образом, то да причащается, но не каждый день: довольно для него токмо по воскресеньям». (3-е правило св. Тимофея Александрийского).

А о том, что в причащении, священники не имеют ни одного отличия от мирян, свидетельствует св. Иоанн Златоуст: «В некоторых вещах священник ничем не отличается от мирянина. Когда, например, следует причащаться Страшных Таин, все мы удостаиваемся одинаково того же самого, не так, как в Ветхом Завете: одно ел священник, а другое — непосвященный. Закон ведь не позволял народу есть то, что ел священник. Ныне же не так, но всем одно Тело предлагается и Чаша одна». (толкование на второе послание Апостола Павла к Коринфянам. Беседа 18).

Закономерно возникает проблема: для подготовки к причастию необходим недельный пост, но если пожелают причаститься, например, на Светлой седмице, — как быть в этом случае? Ведь никто из находящихся в здравом уме не станет утверждать, что на светлой седмице допустимо причащаться только священнослужителям, младенцам и умирающим! Впрочем, некоторые считают, что в этом случае, причастие хотя и возможно, но при том необходим пост. Пост на Светлой седмице! Это уже подлежит святоотеческому прещению отлучения от церкви, произнесенному на постящихся в такие дни. Нигде не сказано, что священник имеет особое право без поста причащаться в непостное время.

Имеется еще одна интересная сосбенность нашей практики. На многих приходах не принято причащать за пасхальным богослужением: священ­ник без какой-либо вины отлучает от причастия не только от­дельных людей, но даже целый приход, и к тому же на Пасху! Забывая о том, что Пасха состоит не в куличах и яйцах — Сам Христос является Пасхой. И вот этой то Пасхи лишают верных вопреки всем церковным законам, приведу, например, свидетельство из Зонара: «На великий четверток и великую субботу и на пасху, да причащаются вси, точию аще не в покаянии некоем грех».  (ЗОНАР, лист 27,  об).

О тех, кто не может причащаться  каждое воскресенье, необходим был  комментарий толкователя, как о снисхождении к немощи молящихся, в противоположность современности, когда это возвели уже в норму. И если раньше отлучали не причащающихся, то теперь наоборот - отлучают всех желающих причаститься, причем не просто в непостное время, но даже и на великие праздники. Пусть не покажется преувеличением высказывание о том, что теперь отлучают желающих причащаться. Ведь епитимия отлучения, одна из наиболее значительных, как раз и состоит в удалении от причастия на разные сроки. Поэтому говорим: если кому-то отказано в причастии, значит, его отлучили. Остается добавить, что отлучение, как духовное врачевство, может налагаться духовником только в случае согрешений и отнюдь не по произволу. Следовательно, в данном случае мы имеем дело с немотивированным отлучением. 

Теперь подытожим сказанное: необходимо задаться вопросом: в чем провинились все вообще христиане; за что их отлучили от причастия не на семь и не на сорок и не на восемьдесят дней, а на всю жизнь, на все междупостное время, включая праздник св. Пасхи? Причем отлучили не только от причастия, но даже и от антидора? В силу ложной традиции, священники не только отлучают всех от причастия в промежутки между постами, но  даже и всегда - от антидора, вкушение которого теперь является привелегией их малолетних детей и младших клириков. Неужели все христиане сплошь прелюбодеи, воры и убийцы? Но даже упомянутые грешники отлучались только на определенные годы, а некоторые священники умудрились на всю жизнь отлучить всех подряд от причастия, кроме времени известных постов.  Но при этом самое поразительное даже не это, а то, что всех христиан теперь отлучают даже от исповеди, стоит только кому-нибудь заявить о желании исповедаться в непостное время., ибо оказывается, что исповедоваться теперь, если только вы не на смертном одре, позволительно лишь во время годовых постов. Ситуация беспрецедентная и совершенно новая в ис­тории христианства: священник отказывается принимать на покая­ние! Если это будет иметь продолжение, то вскоре будет забыто Евангелие.

ВЫВОДЫ:

  1. При отсутствии канонических препятствий каждый верный вправе причащаться за всякой литургией.
  2. Священник никому не вправе никогда отказывать в причастии без законных оснований, а оснований для лишения исповеди и вовсе в природе не существует.
  3. Вообще говоря, канонических ограничений для частого причащения нет и быть не может, наоборот, имеются запрещения 8-го и 9-го правила свв. апостолов и 2-го правила Антиохийского собора, подвергающие отлучению верных, не причащающихся за каждой литургией, правда, – без уважительных причин, каковыми являются смертные грехи и оскверненная совесть (раны воли).
  4. В чем отличие новообрядческой практики?
    - Допускаются люди подлежащие временному удалению от причастия.
    - Не считают обязательной должную подготовку к таинству.
    - Отменена епитимия при исповеди, а также введена практика общей исповеди.
  5. В древней практике исповедь не могла предшествовать каждой литургии. (Марья египтяныня и миряне со  Св. Дарами)
  6. В непостное время не могло практиковаться недельное сухоядение, особенно в праздничные периоды.
  7. Зато сухоядение широко использовалось в качестве епитимий, в тех случаях, когда человек не допускался к причастию.
  8. Исповедь является самостоятельным таинством, и если человек регулярно бывает на исповеди и пожелает чаще причащаться, и если имеет свидетельство духовного отца, и не успел сотворить ничего, подвергающего отлучению, то может допускаться к близкому по времени причащению, подобно тому,  как причащаются и священники — без исповеди.

Конечно же, все сказанное отнюдь не является призывом ко всеобщему частому Причащению. Нет ни малейшего сомнения, что для большинства христиан, для причащения более удобным является время постов. Поскольку трудно рассчитывать, что в наше время, особенно в условиях многомятежной городской жизни, многим удастся сохранить свою совесть, чтобы быть в состоянии причащаться чаще, чем это принято. Речь сейчас идет преимущественно о том, что те ревностные христиане, которые ведут внимательный образ жизни, не должны встречать препятствий в желании более частого причащения. И могли бы рассчитывать на понимание своих духовных отцов. А также, чтобы было возможным причащаться за пасхальным богослужением и в дни великих праздников, если будут к тому готовы.

Св. Симеон Солунский: «Причащаться следует всем верным. Это не является служением только архиерея, но его служение в том, чтобы священнодействовать это Всесвятое Тело Христово и кровь, и всем верным давать их в причащение, ибо единственно для этого они и предназначены».

Дата публикации: 2006-04-22 (6303 просмотра(ов))

Остальные материалы раздела СОЮЗ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ НАЧЕТЧИКОВ
  • С.Ю.Витте - Из воспоминаний о событиях предшествующих установлению свободы вероисповедания и старообрядческом вопросе
  • ЗНАЕТ ЛИ СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО О СТАРОЙ ВЕРЕ
  • Символические тексты в Православной Церкви / Архиепископ Василий (Кривошеин) - “Сардоникс”, 2003 г.
  • Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси / Архимандрит Иоанн (Маслов) – Свято-Троицкая Сергиевая Лавра, 2005 г.
  • Социологическое исследование: Что знают наши сограждане о Старой Вере?