ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

В данном разделе размещаются материалы частного характера, относящиеся в староверию. 

Отречения дополненные комментариями по сути ересей 

 

Аз, имя рек, от никонианския ереси всею душею моею приступаю ко истинней православней вере, единыя святыя соборныя и апостольския Церкви. Днесь прихожду ко истинному, православному христианския веры закону, преданному от св. апостол и утвержденному богоносными отцы святых вселенских седми соборов. Прихожду не от нужды, или беды, или тесноты, или страха, или налога, или некоей вещи на мя воздвизаемой, или чести ради мирския и благодарований неких обещаемых, или леностию, или лицемерием, но от всея, души и сердца и чиста неблазненна, Христа любяще и того истинныя веры живаго закона желая получити.

Прежде же всего, отвращаюся и отрицаюся всякого неподобнаго еретическаго мудрования и глаголю сице:

Вси еретицы, осужденные на седми вселенских и поместных святых соборех, и отвергнутые святыми отцами, да будут прокляти.

Уничижающие апостольские и отеческие предания писаные и не писанные, новосотворяющее некия несогласные с церковным преданием и учительством, да будут прокляти.

(Это отречение повторяет собой формулу седьмого вселенского собора и направлено против отменяющих элементы священного предания и вводящих что-то новое, противоречащее или несогласное по своей природе с церковным преданием)

Никон, московский патриарх, возмутивший древнее вселенское православие святыя Церкви, и учинившийся виновником многих раздоров и расколов, и вси споборницы его, отвергающии апостольския и святоотеческия предания, содержимыя древнею православною вселенскую Церковию, да будут прокляти.

Утверждающих, яко Христовы и апостольские таинства и священнодействия равночестны и равноспасительны новосодеянным обрядам – отвращаюся.

(Это отречение направлено против никонианского учения о таинствах. Оно утверждает, что все формы таинств и священнодействий как апостольские, так и любые нововводные - равноспасительны и равночестны. Это еретическое учение распространено не только в новообрядческой среде, но и в католической. Так например, если новообрядцы признают равночестность старого и нового “обряда”, то католики признают равночестность западного, восточного и некоторых других видов “обряда”. Это учение имеет неправославный характер по следующей причине – разность во внешних формах богопочитания, чинах и богослужебных последованиях допустимая в разных национальных Церквах не может распространяться на разность в самой природе таинств и священнодействий. В вышеуказанных типах “обряда” разность в природе несомненно имеется. Например, разное время преложения Евхаритистических даров в восточных и западных литургиях обозначает разное учение о совершителе Литургии. Если восточные Церкви полагают, что евхаристию совершает Дух Святой чрез молитвословия священнослужителя, то католическая Церковь учит, что пресуществление св. Даров совершает сам священнослужитель олицетворяющий Бога. Также и погружательное крещение и обливательное “крещение” имеют разную природу. В погружательном крещении человек погребается (погружается) для ветхой (старой) жизни в грехе Адама и рождается для новой жизни во Христе, в обливательном лжекрещении человек не погребается и не рождается)

Утверждающих по экуменическому учению, что Христова и апостольская Церковь равночестна и равноспасительна всем еретическим Церквам и верам – отвращаюся.

(Отречение направлено против распространенного в новообрядческих, а также в католических и протестантских Церквях экуменизма - учения о равноспасительности разных вер. Экуменические положения были введены в учение РПЦ МП на нескольких архиерейских соборах 60-х годов XX века. В этот же период РПЦ МП вступила в международную экуменическую организацию Всемирный Совет Церквей. Устав ВСЦ гласит, что ни один из ее членов не может претендовать на всю полноту истины Христовой. Патриарх Пимен в 1974 году так характеризовал экуменические цели РПЦ МП во Всемирном Совете Церквей: «Став членом Всемирного Совета Церквей, наша Церковь со всей искренностью и серьезностью, в меру своих сил и возможностей стала активно участвовать во всей деятельности Всемирного Совета Церквей, направленной на воссоздание христианского единства и укрепление мира и справедливости во всем мире… Однако, выполняя верно свое призвание — служить делу христианского единения и быть форумом для Церквей в их усилиях в этом направлении, Всемирный Совет Церквей не только может, но и обязан добиваться такой степени единения в вере и в основах канонического устройства между Церквами, чтобы богословски подготовить будущие соглашения по этим вопросам и таким образом помочь Церквам создать необходимые условия для созыва общехристианского собрания, которое могло бы говорить от имени всех христиан». Иногда экуменические контакты МП доходили до совместной проповеди и даже служения с еретиками. Так в 80-е годы, когда известный баптистский проповедник Билли Грэм приехал в Москву и проповедовал в Елоховском кафедральном соборе, посетителей собралось такое количество, что в храме было тесно, как на Пасху, при том, что проход был только по билетам. Известны также многочисленные случаи служения никониан с англиканским духовенством. )

Учащих, что церковные таинства и священнодействия не суть от господнего домостроительства, но введены от человеков – отрицаюся.

(Отречение направлено против никонианского (и протестантского) учения о том, что таинства и священнодействия установлены не Христом и апостолами, а придуманы людьми в ходе исторического развития христианской Церкви. “К средним вещам принадлежат церковные обряды и церемонии, которые искони не были, но по времени благочинно введены, иныя и переменены, иныя же и оставлены” - “Увещательные пункты” священного Синода, 1721 год. В качестве примера никониане обычно приводят эволюционную теорию перстосложения, “появление” священнословного брака в 7 веке и т. д.)

Отделяющих форму таинств и священнодействий от их содержания,– отрицаюся.

(Отречение направлено против еретического учения о таинствах принятого в новообрядческой Церкви. Следуя несторианскому учению новообрядцы разделяют видимое и невидимое, Божественное и земное, отделяют присутствие Святаго духа от формы и условий совершения таинствах и священнодействиях. Они учат, что внешняя форма таинств и священнодействий не связаны с тайноприсутствием Божиим и являются изменяемым образом, оболочкой. Что благодать Божия действует в заведомо неправильном и даже кощунственно совершенном таинстве и священнодействии. По их мнению, например, форма совершения крещения и крестного знамения не имеет никакой роли: “Для совершения его (крещения) необходимо водное омовение, а омовения, поливания ли или погружения бываемы, есть дело среднее, к существу дела не относящееся”, “Церковь образ перстосложения и двуперстный и трехперстный имела за вещь среднюю”, (“Увещательные пункты” священного Синода, 1721), “Спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения”. (Деяния собора 1971 г.) Это мнение противоречит православному учению о таинствах, не отделяющего форму от содержания. Например: “Хлеб и вино не есть образ тела и крови Христа, но само тело Господа”.(Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.)

Не крестящих по Господнему учреждению в три погружения единого тайнодействия, но в единое погружение, или обливанием, или окроплением или еще как не по апостольскому преданию, - отвращаюся.

(Обливательное, а также окропительное лжекрещение не только чрезвычайно широко распространено в новообрядческой Церкви, но и проповедуется как вполне нормальное, каноничное и равночестное таинство. Существуют также виды крещения в четыре погружения и др. еретические виды лжекрещений. )

Не знаменующихся двоеперстным крестным знамением, и не благословляющих двумя перстами, яко же и Христос, отвращаюся.

Разоряющих Символ Веры, не исповедующих в нем Духа Святаго истинным – отрицаюся.

(Во время так называемой книжной “справы” патриарха Никона существенный ущерб был нанесен догматическому и богословскому содержанию богослужебных книг. В частности из Символа веры было удалено исповедание Святаго духа Истинным. До этого текст читался на Руси следующим образом: “И в Духа Святаго Господа истиннаго и Животворящего”. После реформы слово “истиннаго” была удалено. Причиной этого стало старание справщиков достигнуть в русских богослужебных текстах такого же количества слов, что и в греческих. Однако, без существенного ущерба для смысла текста это сделать невозможно. Известно, что сложносоставные слова, богословские и философские термины переводятся на другой язык с использованием лингвистических форм присущих именно этому языку. Древнегреческий термин “кюрион” не имеет односложного аналога в древнеславянском и русском языках ибо имеет два значения – “господствующий” и “истинный”. В древней Руси, поэтому он и переводился двумя словами – “Господь” и “истинный”. Примечательно что подобным же образом Символ веры был переведен и на некоторые другие национальные языки – англо-саксонский, польский и другие. Изъятие новообрядцами слова “истинного”, нанесло Симоволу Веры значительный догматический ущерб. Это деяние, также как и открытая борьба с православным переводом Символа Веры является безусловно тяжелым преступление и ересью.

В этом же ключе новообрядцами была испорчена молитва “Царю небесный”. Здесь исповедание “Душе истинный” (то есть Дух сущий – равноипостатсный Отцу и Сыну) было заменено выражение “Душе истины” (то есть дух некоей истины). В 20 веке некоторые новообрядческие богословы признали догматическую ошибочность сделанных изменений. Однако возврата к православным текстам до сих пор не произошло.)

Уничижающих Символ Веры, глаголящих яко Церковь Христова не есть Соборная, а разделена на учащую и учимую – отрицаюся. Отревающих слова Христовы “несть человека без греха”, но учащих яко архиереови непогрешимы суть – отвергаюся.

(Латинское учение о деление Церкви на учащую и учимую, а также учение о непогрешимости высшей иерархии (архиереев) появились в новообрядческой Церкви в конце 17 века. Первоначально их появление было связано с церковным расколом. Никонианские богословы утверждали, что собор 1666 - 1667 года не мог погрешить против истины поскольку представлял собой высшее собрание архиереев восточной Церкви которое по одной своей форме (собрание высших иерархов) является непогрешимым. Эти же богословы указывали, что клирики среднего звена и миряне не имеют права судить о вере. Их обязанность - подчинятся суждениям принятым высшими иерархами. То есть налицо признание Церкви “учащей” (архиереев) и Церкви молчащей, “учимой” (клириков, иночествующих и мирян). Патриарх Иоаким заявлял дервлеправославным христианам: “Не на вас сие дело лежит, и не подобает вам простолюдином (священникам, инокам и мирянам - прим. авт.) церковная исправляти, и в том архиерея исправляти”. Учение о делении Церкви на учащую и учимую получило дополнительное истолкование в 19 веке: “Мы, как чада церкви православной, когда говорим, что хранительницею и истолковательницею божественного откровения поставлена быть церковь, то разумеем одну церковь учащую, или священную иерархию. (Митрополит Макарий Булгаков. Введение в православное богословие, стр. 135). В Богословии Филарета (Черниговского) тоже говорится: “Если Бог открыл учение, необходимое для спасения нашего, то он мог предоставить объяснение его только учительству состоящему под руководством Святаго Духа, и потому непогрешимому” (ч. 8, 299, стр.). Попытка отказаться от учение о непогрешимости иерархии и делении церкви на учащую и учимую была сделана в господствующей Церкви в 1917 - 1918 годах. В большинстве епархий были проведены выборы епархиальных епископов. В Поместном Соборе 1917 - 1918 годов приняли участие не только архиереи, но и священники, монахи и миряне. В церковный Устав было внесены пункты об всенародном избрании архиереев и патриарха. Когда послы Собора 1917 - 1918 годов посетили духовный центр древлеправославной Церкви то старообрядцы им заявили: “В ваших “новинах”, наша старина слышится”. Однако устав Церкви принятый на Соборе господствующей Церкви 1917 - 1918 годов оказался мертворожденным. Он не действовал ни дня. Уже следующий патриарх - Сергий (Старгородский) был “избран” узким кругом епископов (19 чел) по прямому указанию И. В. Сталина. Также был “выбран” и следующий патриарх Алексей (Симанский). Современный принятый в 2000 году устав РПЦ МП канонически закрепил разделение Церкви на учащую и учимую. Он не предполагает избрания епископов и первоиерарха. Упразднено также регулярное проведение Поместного (с участием всей церковной полноты) собора. Устав предписывает, что даже в случае созыва Поместного Собора миряне и клирики не будут иметь права решающего голоса. На любое решение гипотетически созванного Поместного Собора может быть наложено архиерейское вето.)

Отрицающих правила Вселенских соборов и святых отец, отлучающие за прегрешения от Святаго Причастия и налагающие епитимьи – отвращаюся.

(Отрицание канонических правил Вселенских соборов и святых отец является церковно утвержденным мнением российской новообрядной Церкви. 28 февраля 1722 года вышел указ синода разрешающий допускать к причастию всех, независимо от совершенных грехов: “Того ради церковь святая, всегда едину власть имущая издавати правила к исправлению сынов своих, по разсуждению времен и нравов человеческих прощает исповедающимся древний канон, яко отраву от злоковарненных человек на погибель их употребленный. Кающегося же и исповедающего грехи своя, какие ни были, к причастию святых тайн припускает безотложно”. Практика установленная этим решением сохраняется и в наши дни).

Допускающих ко таинствам Евхаристии и Венчания явных еретиков, атеистов, вероотступников и вовсе некрещеных, дерзающих отпевать нераскаянных грешников, убитых на разбое, богохульников – отвращаюся.

(Сия душепагубная для мирян и самих священников практика существует по нескольким причинам. Первая - всеобщее пренебрежения к канонам и правилам Церковным. Вторая - неправославное учении о границах Церкви утверждающее, что всякий человек, не посещающий храм, не молящийся, находящийся в смертных грехах и даже не верующий, но отождествляющий себя с “православием” достоин участия в таинствах и священнодействиях. Это мнение бытует, как в среде новообрядческих богословов, так и в среде священнослужителей. Третей причиной является сребролюбие. Из-за него церковного погребения, упокоения в святых местах и поминовения удостаиваются явные разбойники).

Пренебрегающих правилами Вселенских соборов и святых отец, извергающими из священства за тяжкие прегрешения, отвращаюся.

(Официальной отмены правил касающихся извержения за тяжкие прегрешения в новообрядческой Церкви нет. Но правила эти совершенно не действуют. Священнослужители занимающиеся прелюбодеянием, содомским грехом и растлением малолетних не только не извергаются из сана, но и никак не наказываются. Редкое исключение составляют случаи получившие широкий общественный резонанс. Так несколько лет назад был “отправлен на покой” архиепископ Никон Екатеринбургский. Этому событию предшествовал многолетний скандал вызванный содомскими похождениями преосвященного владыки. Только после массовых демонстраций протеста, пикетов жителей города и публикаций в центральных СМИ архиепископ был удален со своей кафедры)

Употребляющих сан и духовную власть для принуждения иных ко греху – отвращаюся.

(Учение о делении Церкви на учащую и учимую стало причиной многочисленных злоупотреблений духовной властью. Среди них беззаконное использование анафем, проклятий, отлучения от Церкви и извержения из сана. Неправедное употребление духовной властью ярко проявляется в современном новообрядном “старчестве”. Старцы благословляют своих духовных чад на разного рода поступки несовместимые с канонами Церкви или духовным разумом. Среди таковых беспричинное благословение на брак, развод, усыновление, пострижение в монашество и смена места жительства. Наблюдается также принуждение к участию в самочинных “обрядах” (массовая исповедь, помазание половых органов маслом, освящение табака и т. п. ), а также к содомскому греху, почитанию лжесвятых таких как Распутин и многое другое).

Изображающих на иконах Спасителя и святых плотским естеством токмо – отвращаюся.

(Новообрядческая религиозная живопись в большинстве храмов синодальной Церкви в 18-19 веках практически вытеснила каноническую иконопись. После небольшого ренессанса иконы в 20 веке, сегодня эта тенденция вновь стала преобладать. Главным пороком такого способа изображения Спасителя и святых является реалистическая манера изображения. Она отражает исключительно земную, плотскую сторону Христа и является художественным восплощением арианства уничижающего духовную ипостась Спасителя и святых. Два естества Спасителя, а также физический и духовный облик святых могут быть нераздельно и неразлучно изображены только в канонической иконописи)

Употребляющих для созидания св. икон изображения идолов и натурщиков - отвращаюся.

(Широко известно, что самые великие произведения реалистической религиозной живописи написаны с натурщиков, обычных людей. Так натурщицей для знаменитой “Сикстинской Мадонны” Рафаэля стала его любовница Фанорина. Лики апостолов картин эпохи возрождения написаны с лиц собутыльников и приятелей художников. В 19 веке в России была почитаема икона Богородицы прототипом лика которой стала жена Аракчеева. Известны также Богородицы с ликом Екатерины Второй. Во время “второй” канонизации благоверной княгини Анны Кашинской ее изображение было написано с фотографии некоей монахини. Васнецов, Нестеров и другие русские художники широко использовали натурщиков для росписи российских храмов конца 19-го, начала 20 веков. Подобные изображения и по сей день служат образцами для новообрядческой “иконописи” )

Исусову молитву изымающих из церковного богослужения – отвращаюся.

(Во время собора 1666 – 1667 годов Исусова молитва: Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас” была обвинена в еретичности и запрещена в церковном богослужении. До сих пор Исусова молитва изъята из богослужебных книг и допускается только в частном употреблении)

Лжесвидетельствующих, стремящихся неправдой послужить утверждению своей Церкви – отвращаюся.

(Значительная часть новообрядческого богословия, гимнографии, литургики и историографии построена на исторических и богословских фальсификациях. Процесс фальсификации открыл сам патриарх Никон. Он поместил в изданную при нем Кормчую подложную грамоту царя Константина Великого оправдывающую примат духовной власти над светской. Еще одна фальсификация была сделана никоновскими правщиками богослужебных книг. Они сообщили в предисловиях новых книг, что исправление велось по древнегреческим и древнеславянским образцам. На самом деле книги исправлялись по венецианскому Евхологию 1602 года и стрятинскому служебнику львовского епископа Гедеона Балабана 1604 года. Позже историки нашли экземпляры книг по которым велось “исправление”. В 18 веке в новообрядческой Церкви был подготовлен подложный требник древнерусского митрополита Феогноста и сфальсифицировано деяния Киевского собора 1157 года (такого собора на самом деле не было) Эти поддельные документы должны были оправдать богослужебные и богословские отступления новообрядческой Церкви. В 18-19 веках составление подлогов стало распространяться на всю литературу издаваемую в новообрядческой Церкви. Переделывались жития древних святых, “редактировались” деяния древних соборов, в уста подвижников разных времен вставлялись необходимые для решения коньюнктурных задач слова. Были подлоги и другого рода. Так например, в Киевском Софийском Соборе во время реставрации “исправлялись” фигуры святых. Мужчины становились женщинами, а женщины – мужчинами. Новообрядцы “исправили” и мощи некоторых древних святых. Клещами были сломаны пальцы сложенные двуперстно. Несмотря на самые скандальные разоблачения, процесс фальсификаций продолжается и по сей день. Так например, известная в сибирском старообрядчестве 19 века история о “стоянии Зои” сегодня выдается как факт жизни новообрядческой Церкви 50 – х годах 20 века. Оправдывая фальсификаторов, митрополит Филарет (Дроздов) заявлял, что составители подлогов желают неправдой послужить правде).

Отметающих священное и святоотеческое писание, воспрещающее брадобритие, отвращаюся.

Оружием и силою приводящих к своей вере, благословляющих казни, дыбы, сожжения и иныя кровопролитныя мучения для устрашения и покорения христиан – отвращаюся.

(После церковного раскола новообрядческая Церковь решением своих соборов и затем и Синода приняло латинское учение о “наказании еретиков”. Оно подразумевало религиозное и физическое уничтожение древлеправославных христиан. Так Московский собор 1666-1667 годов постановил предавать телесным наказаниям всех противящихся нововведениям. В наказе духовенству соборяне вынесли следующее определение: “Аще кто не послушает нас в едином чесом повелеваемых от нас или начнет прекословити… мы таковых накажем духовно, аще же и духовное наказание наше начнут презирати, мы таковым приложим и телесные озлобления”. Объявленным гонениям участники собора нашли подтверждения в Святом Писании: “Но зане же в Ветхом завете бывшая сень, образ и прописание бяху в новой благодати содеваемых, убо и жезл сей видится нечто прообразование быти”. Историк В . Карташев утверждает, что в этот период “впервые в жизни русской церкви и государства применена была система и дух западной инквизиции”. Основными методами работы российской инквизиции стали доносы, тайные следствия, использование лжесвидетелей, применение пыток и конфискации имущества. Процесс дознания и вынесения приговора осуществлялось церковными властями. Сами казни, как и в европейской инквизиции, осуществлялись государственными или муниципальными чиновниками. В книге “Пращица” Синод так разъясняет необходимость инквизиции: “Если в ветхозаветной церкви непокорных “повелено убивати”, кольми паче в новой благодати непокоряющихся святей восточной и великороссийстей церкви подобает наказанию предавати, достойно бо и праведно есть: понеже тамо сень, зде же благодать; тамо образы, зде же истина, тамо агнец, зде же Христос”. Эту идею поддерживали ведущие архипастыри господствующей церкви. Митрополит Стефан Рязанский утверждал: “Сия же вся прилична суть еретиком: убо тех убивати достойно и праведно”. Другой митрополит Стефан Яворский в книге “Камень Веры” доказывает: “Златоустый святый с прочими татей и разбойников толкует быти еретиков… Иного на еретика врачевания несть паче смерти”.

Направленная против древлеправославных христиан инквизиция получила оформление в решениях соборов 1681 и 1685 годов. Распубликованные в виде царских указов постановления устанавливали порядок следствия по делам раскольников, виды пыток и казней. Вот лишь некоторые из них:

- Открыто критикующих церковные реформы, “производящих в народе соблазн”, если не покоряться “жечь в срубе”

- Под пытками раскаявшихся, но потом вновь вернувшихся к старой вере “казнить той же смертию”

- Если кто из христиан перекрещивал крещеных в новой церкви то их “казнить смертию”

- если кто-то из перекрещаивающих раскается, то разрешается исповедать, причастить его а затем все-таки «казнить тою же смертию без всякого милосердия»

- покрещеных в древней православной вере “если остануться упорными, казнить смертию”.

- Если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдаленные места.

- Бить кнутом и батогами даже тех, кто окажет хотя какую-нибудь милость древлеправославным христианам: дадут им или поесть, или только испить воды.

- Ссылать и бить кнутом и таких людей, у которых староверы только приютились.

Законодательное утверждение нашли и финансово-экономические стороны инквизиции: “Поместья их (репрессированных – прим.) и вотчины, и дворы, и лавки, и промыслы, и заводы отписывать на себя Великих Государей и продавать по оценке с большой наддачей для того, что по таким сыскным делам на прогоны и посыльным людям в жалованье их Государские денежные казны исходит не малое число”. Чтобы у государственных структур не вышло осечки, свой указ о конфискации имущества составил патриарх Иоаким. Отныне все священники и епископы должны были «смотреть накрепко, чтобы раскольники не жили в волостях и в лесах, а где объявятся — самих ссылать, пристанища их разорять, имущество продавать, а деньги присылать в Москву».

По мнению историков число жертв только за первое столетие гонений на старую православную веру исчисляется несколькими десятками тысяч сожженных, уморенных голодом, замученных, обезглавленных, замороженных заживо. Несколько миллионов человек было сослано, заключено в тюрьмы, лишено звания и имущества. Этот своеобразный рекорд репрессий по религиозным мотивам долгие годы оставался не досягаемым. Только в начале двадцатого века его сумели повторить большевики.

Историк И. Филлипов в своей книге “История Выговской пустыни” (С-Пб. 1862) так описывает картину религиозных преследований в России: “Везде бряцали цепи, везде вериги звенели, везде никонову учению служили дыбы и хомуты. Везде в крови исповедников ежедневно омывались железо и бичи. И от такого насильственного лютого мучительства были залиты кровью все города, утопали в слезах села, покрывались плачем и стоном пустыни и дебри, и те, которые не могли вынести таких мук при нашествии мучителей с оружием и пушками, сжигались сами”. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей. Западная инкивизиция просуществовала до начала 19 века. Последнее аутодафе (без смертной казни) было совершено в Валенсии в 1826 году. Последней жертвой восточной инквизиции стал христианин Феодор Жигарев. Он был обвинен в перевозке и хранении освященного мира и погиб в суздальской крепости в 1856 году.

Сегодня новообрядческая Церковь отказалась от насильственных действий против древлеправославных христиан. Однако учение о “казненнии еретиков” никем не отменено. Не будучи соборно осужденным оно может быть вновь взято на вооружение при изменении внешних обстоятельств. Церковную оценку не получили и кровавые репрессии 17 – 19 веков)

Вся явленныя и не явленныя ереси и еретическия мудрования, яже зде глаголанная, и всякия злыя, еретическия обычаи да будут прокляти.

В ходе реформы патриарха Никона, а также в 18 и 19 веках синодальная Церковь приняла огромное количество латинских и протестантских учений. Количество их столь велико, что только для краткого описания этих ересей понадобится целая книга. Потому здесь мы ограничимся лишь оценками самих новообрядческих богословов важнейших учений и символических (то есть подобных символу Веры) текстов своей Церкви:

О “Православном исповедании” подписанном четыремя восточными патриархами и считающемся до сих пор главной символической книгой новообрядчества: “Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви” … следует в своем изложении римо-католическому катехизису Петра Канизия, почти буквально заимствуя у него целые страницы, особенно в нравственной части”. (Архиепископ Василий Кривошеин).

О “Православном исповедании”, катехизисе митрополита Петра Могилы (канонизированому в УПЦ МП): “Оно остается наиболее латиномудрствующим документом среди символических памятников XVII века”. (Архиепископ Василий Кривошеин)

О проекте унии с Римом подготовленным “святым” Петром Могилой: “Сегодня не остается сомнений, что Петр Могила едва не довел дело до новой “Киевской унии” и даже после смерти его опасность такая сохранялась” (протоиерей Иоанн Мейдорф).

О катехизисе митрополита Филарета (Дроздова), основе школьного богословия: “Эта книга переполнена латинскими заблуждениями”. (Архиепископ Антоний).

Об заимствованном у латинян учении об искупительной жертве Христа: “Вот что сделало с нашим богословием немецкое и латинское рабство. В учении о спасении от греха это рабство отторгло наше богословие от Григория Богослова и иных отцов Церкви и приблизило к Ансельму и другим отцам схоластики”. (Архиепископ Илларион Троицкий).

Латинские и протестантские ереси затронули не только догматическое и каноническое богословие новообрядческой Церкви, но и ее богослужебную практику. Среди католических богослужебных заимствований можно назвать внесение никоновскими справщиками в чин литургии латинской формулы освящения св. даров. В течении 44 лет, до начала 18 века, новообрядцы служили в храмах католическую литургию “восточного обряда”. Латинские учения были внесены и в другие богослужебные книги: “Справщик московский старец Евфимий …внес в наш Чиновник, без всякого сомнения, все присущие оригиналу (униатскому изданию Евхология 1661 года– прим. автора) особенности чуждые учению православной церкви” (А. А. Дмитриевский).

Из самых заметных латинских богослужебных заимствований можно назвать следующие – использование униатских акафистов, католическая великопостная служба Пассия, стояние на коленях.

Дата публикации: 2008-03-05 (7474 просмотра(ов))

Остальные материалы раздела ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
  • Покаянное письмо, поданное о. Симеоном (Дурасовым) на Освященный Собор РПСЦ 2007 г.
  • Размышления о Церкви Божией
  • К вопросу о принятии в старообрядческую Церковь крещенных через обливание
  • Комментарий инока Алимпия на открытое письмо старообрядческого священноинока Симеона (Дурасова)
  • Открытое письмо старообрядческого священноинока Симеона (Дурасова) Освященному Собору РПСЦ об отношении к иным конфессиям
  • Рассмотрение нового проекта «Чина присоединения к древлеистинной (старообрядческой) Русской Церкви приходящих от никонианской ереси»