От редакции: Работа О. Хохлова "Раздоры в РПСЦ, XXI век" положила начало осмыслению трагических разделений в РПСЦ после Собора 2007 года. Вводя в оборот важный фактический материал, О. Хохлов освещает их с официальной точки зрения нынешнего руководства РПСЦ: "никаких причин для разделения и вообще для недовольства нынешней церковной политикой руководства РПСЦ не было, отделившиеся отделились исключительно из-за своей склонности к конфликтам и раздорам".

В то же время существует иная точка зрения на эти события.


В качестве материала к истории этого раздора наш сайт публикует малодоступные материалы 2 выпуска журнала "Слово Церкви". При этом надо иметь в виду, что события церковного разделения освещаются с точки зрения одной группы отделившихся - сторонников бывшего инока (ныне епископа?) Алимпия (Вербицкого), которая не совпадает с трактовкой этих событий другими группами отделившихся - как сторонников иерея Александра Черногора, так и последователей протоиерея(?) Елисея Елисеева.

Тем не менее эти в чем-то спорные и неоднозначные материалы помогают лучше понять ставшими уже историей события церковного раздора в РПСЦ.



Журнал «Слово Церкви» выпуск 2, 2010 г.

Хронология важнейших событий церковной жизни Древлеправославной Церкви Христовой Белокриницкой Иерархии

16-19 октября 2007 г. СОБОР РПСЦ. Раздор митрополита Корнилия.
  • отказ анафематствовать никонианскую ересь;

  • заявление о продолжении курса на сближение с РПЦ МП;

  • восстановление в священнослужении подлежащих извержению из сана епископа Силуана и священноинока Симеона Дурасова;

  • расправа с критикующими деятельность митрополита Корнилия.
Группа ревнителей разрывает общение с митрополитом Корнилием и его сторонниками.


19 октября 2007 г. Декларация ревнителей

«Обращение ко всем древлеправославным христианам, приемлющим священство Белокриницкой иерархии» (1-й выпуск "Слово Церкви", стр. 5).


Середина ноября 2007 г. Митрополия РПСЦ направлиа комиссию в общины г. Хабаровска и Приморского Края

с целью изъятия храмов и церковного имущества у «бунтарей». Возглавлял комиссию протоиерей Вячеслав Зобнин (г. Миасс). 17-го ноября во Владивостоке ими был отстранен иерей Константин Лунев, община и храм отошли к корнилианам. В Хабаровске часть христиан отделилась от РПСЦ. В храм с. Суходол комиссию не впустили (рассылка иерея Елисея Елисеева от 8 января 2008 г.).


17-18 ноября 2007 г. В с. Суходол прошел Епархиальный съезд

христиан Иркутско-Амурской епархии, разорвавших общение с РПСЦ.


18 ноября 2007 г. В Покровскую общину с. Селезнево митрополия РПСЦ направляет иереев Александра Маслова И Алексея Михеева

«для увещания» прихожан отделившихся от РПСЦ. Увещание заканчивается провалом. Община отказалась молиться с посланцами Митрополии.


22-23 ноября 2007 г. Учредительный Алтуфьевский Освященный Собор ДЦХ БИ.
  • Заявление об отпадении от Церкви участников Собора РПСЦ 2007 г.

  • Заявление о правопреемстве от РПСЦ.

  • Возвращение с целью самоидентификации прежнего наименования: «Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии».
Управление Церковью попадает в руки коалиции: епископ Герман (определен епископом Московским и местоблюстителем престола Митрополии), иерей Елисей Елисеев (иконом Иркутско-Амурской епархии), иерей Георгий Иванов (назначен икономом Московской епархии), иерей Александр Черногор (настоятель Покровской общины с. Селезнево), Леонид Якушев (избран членом Духовного совета), Дмитрий Барановский (впоследствии инок Даниил).


2-го декабря 2007 г. В Г. Улан-Удэ направлена очередная комиссия РПСЦ

во главе с протоиереем Геннадием Коробейниковым (г. Томск). Попытка отобрать храм у христиан ДЦХ Би закончилась неудачей (рассылка иерея Елисея Елисеева от 8 января 2008 г.).


9 декабря 2007 г.

По инициативе протоиерея Елисея Елисеева без соборного избрания еп. Герман рукополагает еп. Внифантия. Новопоставленный епископ впоследствии определен на Большекаменскую кафедру Иркутско-Амурской епархии.


Комическое заявление Совета митрополии РПСЦ,

в котором РПСЦ провозглашают «Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью». Примечательно, что заявление было составлено при участии канонической комиссии и подписано всеми епископами РПСЦ! Что как нельзя лучше характеризует уровень вероучительной компетентности корнилианского священноначалия и канонистов.


28 мая 2008 г. Решения Архиерейского Собора Белокриницкой митрополии

о прекращении молитвенного общения с "администрацией" РПСЦ по причине покушения РПСЦ на регалии Белокриницкой митрополии.


30 мая 2008 г. Великий Собор Белокриницкой митрополии

поддержал решение Архиерейского Собора о разрыве общения с «администрацией» РПСЦ. Тогда же, РЕШЕНИЕМ ДУХОВНОГО СОВЕТА БЕЛОКРИНИЦКОЙ МИТРОПОЛИИ, ДЦХ Би в расчлененном состоянии, в виде двух разрозненных епархий, принимается под омофор митрополита Леонтия.

Вскоре проходит МАЛЫЙ СОБОР БЕЛОКРИНИЦКОЙ МИТРОПОЛИИ, который под нажимом архиепископа Нафанаила отменяет решения Архиерейского и Великого Соборов и восстанавливает общение с митрополитом Корнилием.


27-28 августа 2008 г. Встреча в Белой Кринице

епископа Германа, инока Даниила и Л. Якушева с митрополитом Леонтием. Митрополит Леонтий совместно с митрополитом Корнилием служит литургию и увещает ревнителей из ДЦХ Би вернуться в РПСЦ с покаянием.

В переговорах с митрополитом Леонтием еп. Герман и его спутники вероломно выдавали свои личные мнения за общецерковную позицию ДЦХ Би. По возвращении из Белой Криницы они также пытались ввести в заблуждение христиан, утаивая совершившийся факт примирения двух митрополий.


5 сентября 2008 г. Воззвание инока Алимпия,

обличающее предательство епископа Германа (Савельева), Леонида Якушева и инока Даниила (Барановского).


7 сентября 2008 г. Христиане ДЦХ БИ Покровской общины разрывают общение с епископом Германом

вследствие его отступничества от Церкви.


сентября 2008 г. Собрание Селезневской общины

с участием эконома митрополии РПСЦ протоиерея Евгения Чунина и эконома Московской епархии РПСЦ иерея Иоанна Михеева. Сфабрикованное «большинство» общины принимает сторону РПСЦ. ХРИСТИАНЕ ДЦХ БИ ПОКИДАЮТ ХРАМ С. СЕЛЕЗНЕВО.


10 сентября 2008 г. Протоиерей Елисей Елисеев сидетельствует

об «отпадении епископа Германа (Савельева) от Церкви Христовой» (интернет-рассылка о. Елисея 10 сентября).


18 cентября 2008 г. Епископ Герман (Савельев), Инок Даниил (Барановский) и Леонид Якушев заявляют об выходе из ДЦХ БИ

(«Обращение к христианам «ДЦХ БИ»» еп. Германа, инока Даниила и Л. Якушева).


24 сентября 2008 г. ЕПАРХИАЛЬНЫЙ СОБОР МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ ДЦХ Би.

Избрание инока Алимпия кандидатом в епископы на Московскую кафедру.


24 сентября 2008 г. Выступление протоиерея Елисея Елисеева:

«Раздирая единство Церкви бывший первоиерарх ДЦХ епископ Герман, бывший член Духовного Совета ДЦХ Леонид Якушев и миряне, единодушные с ними, учинили церковный раздор… В этой связи вынужден заявить вам официально: епископ Герман (Савельев), инок Даниил (Барановский) и Леонид Якушев не являются христианами Древлеправославной Церкви Христовой, они отпали от ДЦХ, создав, согласно их заявлению, свое сообщество - «Христиане РПСЦ, приостановившие молитвенное общение с РПСЦ до наведения канонического порядка» (интернет-рассылка о. Елисея 24 сентября).


Конец сентября 2008 г. отпадение от Церкви иконома Московской епархии ДЦХ БИ иерея Георгия Иванова.

Впоследствии возвращается в РПСЦ с покаянием, где его извергают из сана.


3-5 октября 2008 г. 1-Я сессия освященного Собора ДЦХ БИ в Приморье.

Отпадение от Церкви протоиерея Елисея Елисеева и епископа Внифантия (Смольникова), которые пытались блокировать созыв Собора. Епископ Внифантий отлучает всех участников Собора.


13-18 октября 2008 г. 2-я сессия Освященного Собора ДЦХ БИ в с. Бусаево.

Официальное обращение к Собору РПСЦ. Подтверждение кандидатуры инока Алимпия (Вербицкого) на епископскую степень.


15-18 октября 2008 г. Собор РПСЦ.

Еп. Герман возвращается в РПСЦ с покаянием. Его извергают из сана.


23 октября 2008 г. Протоиерей Елисей Елисеев и еп. Внифантий проводят собственный Собор.

Они объединяются с Л. Якушевым и иноком Даниилом (Барановским). Протоиерей Елисей обвиняет нас в подлоге постановлений Алтуфьевского Собора, в составлении которых сам же и принимал активное участие и которые сам распространял в течение года. Вместе они "упраздняют" ДЦХБИ, объявляя: «...самоидентификацию «ДЦХ БИ» утратившей силу», и образуют конфессию «непоминающих»: «христиан РПСЦ вне административного подчинения Московской митрополии до наведения канонического порядка». Таким образом, протоиерей Елисей сливается с теми, кого он незадолго перед тем заклеймил «отпавшими от Христовой Церкви» и «создавшими свое сообщество» (рассылка протоиерея Елисея).


19 ноября 2008 г. Покровская община ДЦХ БИ

по причине административного произвола и «порочной пастырской практики» иерея Александра Черногора отказывается от его настоятельства. Инока Алимпия (Вербицкого) избирают председателем общины (Собрание Покровской общины 19 ноября).


26 ноября 2008 г. Епископ Внифантий отменяем свои прещения,

наложенные в октябре 2008 г. на христиан ДЦХ Би: «в связи с тем, что они в настоящее время находятся в отдельном от нас религиозном сообществе» (рассылка от 26 ноября).


27 декабря (суббота) 2008 г. Раздор иерея Александра Черногора.

Тайно от общины он проводит собрание своих сторонников и восстанавливает себя в должности настоятеля Покровской общины.

Они полностью изменяют административную структуру и богослужебный регламент общины.


28 декабря (воскресенье) 2008 г. Собрание Покровской общины.

Христиане еще не знают о раздорническом собрании иерея А. Черногора; сам он об этом молчит и лжет, что накануне был в «пастырской поездке».

Христиане указали Иерею А. Черногору на факты его неадекватного поведения в общине, на скандальные выступления в интернете и порочную пастырскую практику: «Будучи хорошо знакомы с о. Александром, причину всего перечисленного мы находим в неустойчивости его душевного состояния и болезненном стремлении к самоутверждению». Особо отметили, что: «Эмоционально - неуравновешенное состояние о. А. препятствует возможности обсуждения с ним каких-либо вопросов».

Резолюция была следующей: «отказаться от его пастырского окормления. Мы намерены оградить жизнь нашей общины от произвола, и считаем не допустимым, чтобы иерей Александр Черногор в дальнейшем возглавлял богослужение в нашей общине» (Постановление собрания общины).


30 декабря 2008 г. Иерей А. Черногор разворачивает клеветническую кампанию и Интернете

против инока Алимпия (Вербицкого), обвиняя его в екклесиологической ереси. (Оскорбительная публикация о. Александра в интернете под заголовком: "Итак - здрасьте!").


18 января 2009 г. Христиане Покровской общины констатируют факт раздора иерея А. Черногора и разрывают с ним каноническое общение.

«Мы свидетельствуем об отпадении от Церкви иерея Александра Черногора и считаем своим дол-гом также предостеречь от лжепастыря всех, кто за ним будет следовать». (Сообщение Покровской общины 18.01.2009).


27 апреля 2009 г. Иерей Александр Черногор

опубликовал свое «Призывание инока Алимпия (Вербицкого) к Церковному суду» (публикация на НСФ).


14 ноября 2009 г. Собор ДЦХ БИ в с. Бусаево.

В рамках своего обвинения инока Алимпия (Вербицкого), иерей А. Черногор выдвинул на обсуждение вопрос: «Рассмотрение вероисповедной позиции инока Алимпия (Вербицкого), выражающей существование еретиков 2 и 3-го чина в Теле Церкви Христовой».

В дискуссии, на стороне иерея Александра Черногора выступали Виталий Липаткин и Геннадий Грезнев, а на стороне инока Алимпия — Александр Ванчев и Игорь Важенин.

В ходе обсуждения, иерей Александр заявил, что, инок Алимпий не смог доказать своей точки зрения, и что он предает его анафеме за «еретическое» учение.

Собор не поддержал анафему и увещал иерея А. Черногора ее отменить, но тот не согласился.

Тогда иерей Константин Лунев, возглавляющий дальневосточную делегацию, разорвал общение одновременно с группой иерея А. Черногора и с христианами Покровской и Шкотовской общин ДЦХБИ. Иерей Константин не обосновал разрыв никакими каноническими причинами. Он только сослался на необходимость дополнительного времени, чтобы «во всем разобраться»

(Сообщение сайта slovocerkvi.ru 23.12.09 (http://goo.gl/UbG5C))


Таким образом, вследствие канонически необоснованного разобщения, иерей Константин Лунев и его сторонники поставили себя вне ДЦХБИ.

На следующий день иерей Константин Лунев восстанавливает общение с ДЦХ Би, а 27 ноября снова разрывает (он до сих пор не отдает себе отчета, что разрывал общение именно с ДЦХ Би).

15 февраля 2010 г. Иерей Константин Лунев со своими сторонниками публикует Обращение, где искажая факты, пишет, что «официально общения они ни с кем не разрывали». Здесь же они высказывают взаимоисключающие тезисы, по вопросу о таинствах еретиков 2 и 3-го чина («Обращение на Сретение Господне 2010 г»).


27 февраля 2010 г. Декларация ДЦХБИ

о ересях 2 и 3-го чина.


1 марта 2010 г. Визит иерея Константина Лунева в Покровскую общину.

При свидетелях он заявил, что:
    • действительно на Соборе ДЦХБИ 2009 г. они разорвали общение как с нами, так и с последователями иерея А. Черногора.

    • они воссоединяются с иереем А. Черногором и его сторонниками.
Итогом встречи стало следующее заявление:

«Мы, христиане Покровской общины ДЦХ Би обвиняем иерея Константина Лунева и его последователей:

1. В незаконном разрыве канонического общения на Соборе 2009 г. без какой-либо канонической вины с нашей стороны.

2. Во лжи, а именно:
    • в «Обращении» (на Сретение Господне 2010 г.) содержится ложное заявление о том, что, якобы, «официального» разрыва канонического общения с нашими общинами, Покровской и Шкотовской, а также с общиной и. Александра не было;

    • в сокрытии факта церковного раздора, что стало поводом для клеветы на нашу Церковь со стороны и. Александра и его сторонников.
Мы ожидаем от наших дальневосточных братьев признания неправости указанных поступков и воссоединения с Церковью» (За-явление 1-го марта).


12 июня 2010 г. Собор ДЦХ БИ в с. Бусаево.

Рассматривалась возможность получить епископское посвящение от новообрядческих епископов без присоединения последних к Церкви. По примеру древних и новых благочестивых предшественников и Освященных Соборов нашей Церкви 18 века, признано допустимым обратиться за епископской хиротонией к новобрядцам. Иноку Алимпию и Александру Ванчеву поручили изыскать приемлемые возможности.


7 июля 2010 г. Архиерейская хиротония Еп. Алимпия (Вербицкого).

Поставление совершили епископы Грекороссийской церкви: митрополит Кириак Темерциди, митрополит Агапит (Зимаев), епископ Макарий (Мамонтов). Хиротония совершена исключительно для ДЦХБИ без какой-либо конфессиональной или иерархической зависимости от Грекороссийской церкви (выписка из ставленой граматы).


18 июля 2010 г. Чрезвычайное предсоборное совещание ДЦХБИ.

Определение епископа Алимпия на Московскую кафедру ДЦХБИ.


25 августа 2010 г. Чрезвычайное предсоборное совещание ДЦХБИ.

Уточнение наименования Церкви с прибавлением "Российская". Отныне ДЦХБИ именуется Российской Древлеправославной Церковью Христовой Белокриницкой иерархии (РДЦХ Би).


Журнал «Слово Церкви» выпуск 2, 2010 г.