О визите м. Иллариона (Алфеева) на концерт духовных песнопений

Нет ничего плохого в том, чтобы на концерт старообрядческого церковного пения пригласить человека, который интересуется музыкой, церковными песнопениями, даже если этот человек принадлежит к другой конфессии. Можно было приглашать, можно не приглашать. Но ничего зазорного в этом нет.
Но то, что произошло после концерта, произвело впечатление на многих наших христиан.

По словам очевидцев, после концерта два митрополита – первоиерарх РПСЦ м. Корнилий и м. Илларион (Алфеев), руководитель Отдела внешних связей РПЦ МП, вышли их храма едва ли не под ручку, под колокольный звон и те песнопения, которые обычно поют во время шествия архиереев их храма в келью. Пели чтецы, певцы, алтарники и другие провожающие, всего, по словам очевидцев, человек тридцать, провожая обоих владык.

На многих наших христиан это произвело впечатление, и понятно почему.

В то же время некоторые очевидцы утверждают, что м. Илларион не шел вместе с м. Корнилием, а отстал от него на несколько шагов, был сбоку и в стороне, и поэтому совместного шествия не было. Однако на фото с официального сайта ОВЦС об этом событии хорошо видно, что м. Корнилий и м. Илларион идут рядом.

Скорее всего, сопровождавшие м. Корнилия чтецы, певцы, алтарники были просто не в курсе, что инославного архиерея нельзя сопровождать теми же песнопениями, что и нашего владыку, так как это элемент литургического общения. Их пение вызвано обыкновенным человеческим невежеством.

Но меня поражает, что это происходило в присутствии епископов, в том числе епископа Зосимы, известного ревнителя, в присутствии десятков наших священников, в том числе авторитетных, в присутствии грамотных мирян. И из этого весьма значительного количества людей не нашлось ни одного, кто бы подошёл к певцам и сказал бы им: «при совместном шествии нашего архиерея с никонианским не надо петь церковные песнопения». Если бы это сказал авторитетный человек, то я уверен, что они бы послушались. Большинство бы прекратило пение и исчезло бы впечатление совместного с никонианами церковного действия.

Но это не произошло. Почему?

Легко во всем винить одного митрополита Корнилия, но в данной ситуации этот вопрос следует обратить ко множеству присутствующих при этом людей.

Меня могут спросить: «А ты уверен, что сам бы мог в этой ситуации вмешаться?» Нет, я не уверен в этом, поэтому и не пошел на концерт.

Подобными мероприятиями нашу публику приучают к мысли, что наши и никонианские архиереи должны быть вместе, что они находятся в одном церковном поле, в одной какой-то «надцеркви», в которой они уже пребывают.

Такими мероприятиями готовится почва для сближения нашей Церкви с никонианами, поэтому я и против таких демонстраций экуменизма и никонианолюбия.


О решениях последнего Совета Митрополии

Главным является решение по Угандийской общине, точнее, о принятии её настоятеля в сущем сане.

Возможно, о. Иоаким Киимба неплохой и искренний человек, имеющий апостольское преемство и достойный своего назначения.

Об этом вопросе я уже немало говорил, свои сомнения озвучивал и повторяться не хочу.

Скажу только, что, возможно, Господь настолько разгневался на иерархию и священство нашей Церкви за нежелание исполнять свои обязанности по проповеди Евангелия в местах традиционного своего служения, в России, что поручил им поднимать православие в Уганде.

Как-то по-другому объяснить эти решения Совета Митрополии я не могу.

Но есть и светлые моменты. Отрадно, что храм в Моршанске, наконец, после десятилетних проволочек, возвращается нашей Церкви. Дай бог, что бы удалось там собрать какую-то общину, чем, насколько я знаю, занимается о. Александр Маслов, и что бы в Моршанске затеплилась церковная жизнь.